Блокада Ленинграда
статья (старшая группа)

Демченко Ольга Сергеевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada_proekt_v_podgotovitelnoy_gruppe_1.docx41.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 5«Росточек» г. Белгород

ПРОЕКТ

в подготовительной  группе №2

 «Колокольчики»

«Блокада Ленинграда»

Подготовили:

воспитатель: Демченко О.С.

Большакова Ж.Г.

Кривцова Е.В.

Муз.руководитель: Фесюк Г.И.

г. Белгород, 2024г.

Актуальность

   Великая Отечественная война - важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей, помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла - женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

Цель проекта:

   Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи проекта:

1. Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.

2. Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.

3. Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда.

4. Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

5. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

Прогнозируемые результаты:

1. Расширять знание детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

2. Развивать интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.

3. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения, посвящённые Блокаде Ленинграда.

Предполагаемый результат:

Предлагаемый проект поможет в сохранении и развитии чувства гордости за свою Родину, за свой город, в сопричастности поколений к истории Отечеств; в воспитании уважения к подвигам жителей и защитников нашего города в тяжелые дни Блокады.

Чтобы священная память о блокаде и дальше хранила, удерживая Россию в истории. Чтобы наши дети росли настоящими Людьми, Гражданами, Патриотами России.

Участники проекта:

   - дети подготовительной группы, воспитатели, муз.руководитель, родители.

Тип проекта:

-творческий - информационный

Сроки реализации проекта:

-краткосрочный (1 неделя). С 22- 26 января 2024г

Реализация проекта по этапам

Подготовительный этап:

Предварительная работа педагога:

-разработка проекта и подбор материала по теме «Война», «Блокада»

-альбомы и материал по лексическим темам: « Военная техника», «Танки».

-пополнение картотеки стихов: о блокаде, о городе, о героях.

-подбор и изготовление дидактических игр:

Работа с родителями:

-информационные папки «Детям о блокаде»,

-художественные произведения для чтения детям по теме «Блокада»

Определение цели и задачи проекта:

- изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.

Заинтересовать, вовлечь детей в проектную деятельность:

-именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны. Хотите об этом узнать?

Основной этап:

-проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, НОД, презентации, дидактические игры, чтение периодической печати и художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность, анализ проблемных ситуаций).

Заключительный этап:

-итоговое мероприятие:

Музыкальная гостиная на тему:          

       «СИМФОНИЯ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА»

Реализация проекта с детьми

Художественно эстетическое развитие

Рисование «900 дней»

Аппликация: «Блокадная ласточка»

Цель: Систематизировать знание детей о великом подвиге защитников блокадного Ленинграда через изобразительное творчество, художественную литературу.

Социально - коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Мы военные», «Летчики».

Цель: Продолжать учить детей, связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях; воспитывать уважение к защитникам Отечества.

Познавательное развитие

Тематическая беседа: «Блокада Ленинграда». 

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду.

Дидактические игры: «Что изменилось»; «Шифровка»; «Военная техника». 

Цель: Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций «Дорога жизни». 

Цель: Обогащение словаря по заданной теме, умение детей грамматически правильно строить предложение, составлять небольшой рассказ по иллюстрации.

Чтение художественной литературы: 

Стихи: «Блокада» Надежды Радченко О., «Дедушкин рассказ» Андрея Порошина.

Рассказы: С. Алексеев «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда».

Просмотр и обсуждение с детьми презентации «Блокада Ленинграда»

Физическое развитие

Подвижные игры: «Разведчики»; «Полоса препятствий». 

Цель: Продолжать закреплять умение детей договариваться, выполнять правила игры. Развитие ловкости, быстроты, умения ориентироваться в пространстве.

Работа с родителями:

- информация для родительского уголка по теме «Маленькие герои Ленинграда».

Заключительный этап:

-проанализировать результативность.

-итоговое мероприятие «Симфония Блокадного Ленинграда».

По реализации проекта «Блокада Ленинграда» получены следующие результаты:

1. Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

2. Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.

3. В группе созданы условия для углубленного изучения детьми истории блокадного Ленинграда:

-предоставлен наглядный и дидактический материал по теме «Блокадный Ленинград», «Защитники отечества».

-у детей повысилась способность договариваться. Оказывать друг другу поддержку, находить верное решение в проблемных ситуациях.

-родители приняли активное участие в проекте.

Работа в рамках проекта  «День снятия блокады Ленинграда» получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила увеличить кругозор  каждого ребенка. На основе  чувств патриотизма укрепилась любовь к Родине, появилось чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, уважение к старшему поколению.

Приложение 1

Конспект образовательной деятельности

«Блокада Ленинграда».

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду.

Задачи:

1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.

2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.

3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

Ход деятельности:

В: Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. В первые дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками (звучит песня «Священная война»). Враг подступал к городу Ленинграду. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Ребята, как вы думаете, кто защищал город?

Ответы детей: Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики.

В: В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря. Ребята, как вы думаете, что такое блокада?

Ответы детей: Ленинград оказался окруженным фашистами.

В: Связь с Ленинградом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада Ленинграда. (Показ слайдов 5-7)Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года…. В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода….

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова, людей умерших и больных…

   Рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а служащие и дети по 125 грамм (показать кусочек хлеба).  Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, он больше походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев (дать подержать хлеб ребятам). Ребята, какая жизнь была у жителей Ленинграда?

Ответы детей: Жизнь была тяжелая, голодная…

Наш хлебный суточный паек

Ладонь и ту не закрывает.

И человек, который слег,

Теперь - все чаще - умирает.

В: В это же время на заводах города для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. За станками стояли женщины, и даже школьники. Они работали до тех пор, пока могли стоять. А когда не было сил дойти до дома, оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Вокруг города мирные жители - ленинградцы рыли окопы, создавая противотанковые укрепления. А это было нелегко под вражескими бомбежками и артобстрелами. Ребята давайте поможем жителям блокадного Ленинграда поможем перенести снаряды для защитников города. Дидактическая игра «Доставь снаряды артиллеристам».

В: Город бомбили. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек - в бомбоубежищах. Невский проспект, главный проспект города, изменился: исчезли толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды. Кольцо блокады сжималось, враг подходил все ближе. Наступала зима. Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть…Ребята, как вы думаете, оправдались надежды фашистов?

Ответы детей: Ладожское озеро замерзло, через него была проложена дорога по льду, названная ленинградцами Дорогой жизни.

В: Отважные шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых воинов.

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцев стала,

И помогла в войне им победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

   Не хватало еды, и ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Дети помогали взрослым. Ребята, как дети могли помогать взрослым?

Ответы детей: Они тушили пожары и зажигательные бомбы; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам.

В: Ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить. Работало радио, которое передавало последние новости с фронта, звучали музыка и стихи, а дети продолжали занятия в школах. Люди верили, что победа придет, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом. Долгих 900 дней город находился в блокадном кольце. Неполных три года ленинградцы защищали свой город. 27 января 1944 года залпы 14 тысяч орудий, минометов и «катюш» обрушились на врага. Блокада была прорвана, но полная победа над врагом пришла позже. Наши воины отстояли Родину. Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Тех, кто не щадил своей жизни. На Пискаревском в память о павших, на кладбище у братских могил, горит Вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами. О тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

В осеннем тумане, в январском снегу

Стоит Петербург на морском берегу.

С дворцами и парками строг и красив,

Как будто вплывает в широкий залив.

В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,

Не сдался, не сдался наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд.

Светлая память героям, освободившим Ленинград!

Приложение 2

Конспект образовательной деятельности

«Дорога жизни»

Цель: Посредством рассматривания иллюстраций закрепить знание детей о великом подвиге ленинградцев во время Великой отечественной войны.

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по иллюстрации, соблюдая структуру повествования.

2. Закреплять умение детей составлять план рассказа и придерживаться его, использовать в речи рассуждение, объяснительную речь.

3. Воспитание нравственных чувств (любви, ответственности, гордости) к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества.

Ход деятельности:

В: Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки - продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это адресатам - немцы не давали приблизиться к Ленинграду. И чтобы подарки могли попасть в Ленинград, было принято решение проложить дорогу по льду Ладожского озера, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. Ребята внимательно рассмотрите иллюстрацию, что вы на ней видите?

Ответы детей.

В: Да, ребята, это «Дорога жизни». Если не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Работать в те дни на ледовой дороге могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довезти так необходимые ленинградцам продукты. Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации. Что везли в грузовиках в блокадный Ленинград? Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах? В каких условиях находились солдаты и шоферы?

Дети высказывают свои предположения.

В: Молодцы ребята. «Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей - стариков, детей и женщин. За зиму по ледовой дороге из Ленинграда было вывезено около полумиллиона человек. Ребята, что еще можно было вывезти из осажденного города?

Дети высказывают свои мысли.

В: Правильно, так же вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства - все, что могло пострадать во время бомбежек и, что непременно надо было успеть сохранить. Легендарная «дорога жизни» просуществовала до середины апреля, до того момента, когда Ладожское озеро окончательно растаяло. Последний груз в Ленинград - 6 вагонов лука - водители, которым запретили выезжать на лед, перенесли в город на собственных плечах. Ребята, еще раз внимательно рассмотрите иллюстрации о легендарной «Дороге жизни», какой подвиг совершили защитники Ленинграда?

Дети высказывают свои предположения.

В: Ребята, а теперь попробуйте составить описательный рассказ по любой иллюстрации, которая вам больше всего понравилась.

Дети составляют описательный рассказ с опорой на схему.

В: Молодцы, ребята. У вас получились замечательные рассказы.

Враги кричали: «Нет конца

У ленинградского кольца!»

Мечом рассек его боец -

И вот кольцу пришел конец….

…Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень - памятник героям.

Вот надпись на фасаде: «Отстоим!»

А сверху «р» добавлено: «Отстроим!»

   Только через два с половиной года Ленинград был освобожден от вражеской блокады. 19 января 1944 года наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова перешли в наступление и освободили Ленинград. И вот 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта издал приказ, в котором поздравил ленинградцев с их великой Победой.

Приложение 3

                                       Музыкальная гостиная на тему                   

«СИМФОНИЯ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА»

для дошкольников

Ход занятия:

 Звучит фонограмма «Ленинградский метроном».  Дети входят в музыкальный зал и садятся на стулья.

Муз. рук: 

  Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о блокадном Ленинграде. Это сейчас город называется Санкт-Петербург, а много лет назад он носил это имя – Ленинград.

  Много лет назад на нашу Родину напали фашисты. Они напали неожиданно, когда все люди мирно спали в своих домах. Весь советский народ поднялся на защиту нашей Родины. В городе шла мобилизация. Все люди шли на фронт добровольцами.

Фашисты стремились захватить Ленинград. Для них это было очень важно. Город бомбили днём и ночью.

Воспитатель: Фашисты, не сумевшие завоевать город в сражении, решили взять его измором. Они окружили город в кольцо и стали ждать, пока город сам сдастся. В Ленинграде наступили тяжёлые дни. Было отключено отопление, свет, не было горячей воды. Люди устанавливали в квартирах печки-буржуйки и, как могли, отапливали свои квартиры.   Часто люди сидели тесно прижавшись друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. Давайте мы сейчас с вами обнимемся, чтобы ощутить тепло друг друга.

   Послушайте, какое стихотворение «Блокада» Надежды Радченко

 (читает ребёнок)

БЛОКАДА Надежда Радченко

Чёрное дуло блокадной ночи. Холодно, холодно, холодно очень.
Вставлена вместо стекла картонка. Вместо соседнего дома - воронка.
Поздно.
 А мамы всё нет отчего-то. Еле живая ушла на работу.
Есть очень хочется.
 Страшно. Темно. Умер братишка мой. Утром. Давно.
Вышла вода. Не дойти до реки. Очень устал. Сил уже никаких. 
Ниточка
 жизни натянута тонко. А на столе - на отца похоронка.

Воспитатель: 

  Ребята, посмотрите на тарелочку с кусочком хлеба. Это ровно 125 грамм. Столько в день получали люди, которые находились в блокадном Ленинграде.

Люди очень страдали от голода. Взрослые и дети слабели и умирали прямо на улицах осаждённого Ленинграда.

Послушайте стихотворение «Дедушкин рассказ» Андрея Порошина.

(читает ребёнок)

ДЕДУШКИН РАССКАЗ Андрей Порошин

Вчера мне рассказывал дедушка Женя: отряд партизанский попал в окруженье.
Осталось у них восемнадцать гранат, один пистолет и один автомат.
Всё больше в отряде погибших бойцов, всё крепче фашисты сжимают кольцо, -
Они за кустами, они за камнями. И крикнул мой дедушка: "Родина с нами!".
И все побежали навстречу врагу, и стали гранаты бросать на бегу.
Все храбро сражались, о смерти забыв, - и вот, удалось совершить им прорыв.
Сквозь лес по болоту они уходили: а деда медалью потом наградили.

Муз. рук:  В городе Ленинграде в это время жил наш великий советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Когда враг напал на Ленинград, он, вместе с другими, рыл окопы, сбрасывал зажигательные бомбы с крыш домов, голодал, но с огромным энтузиазмом писал свою великую симфонию, получившую название Ленинградской.

9 августа 1942 года - на этот день, по планам фашистов, Ленинград должен был сдаться. И уже был назначен парад немецких войск в городе… Но в этот день в Большом зале Ленинградской филармонии, состоялась премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича. И зал был переполнен. (Организовал концерт и дирижировал оркестром Карл Элиасберг. А исполнял произведение Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета.) Музыканты были сильно истощены голодом, но они мужественно отыграли произведение от начала до конца.

А сейчас мы с вами прослушаем отрывок первой части симфонии, она называется «Вторжение».

фонограмма Симфонии № 7 Д. Шостаковича «ВТОРЖЕНИЕ»

Муз. рук: Ребята, в каком жанре написана первая часть? (песня, танец, марш)

(ответы детей)

Муз. рук: Какую картину вы представили, слушая эту музыку?

(ответы детей)

Муз. рук: Да, вы правы, эта часть написана в жанре марша. Музыка отчётливо передаёт движение вражеской силы, вышагивающей по нашей земле. Мощь движения всё усиливается, подключается дополнительное звучание, передающее образ тяжёлых танков и самолётов, двигающихся на нашу страну. А какая эта музыка по характеру?

(ответы детей)

Эту симфонию слышали все и фашисты в том числе. Это было для них шоком! Они считали, что город уже мёртв, а город не сдавался и продолжал бороться!

В эти минуты немецкое командование, окружившее Ленинград, сильно засомневалось в победе своей Армии над русским народом.

Муз. рук:   Люди, пережившие войну, знают цену каждому кусочку хлеба.

Ребята, я предлагаю почтить минутой молчания всех погибших в блокадном Ленинграде.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

фонограмма Реквием Моцарта Лакримоза

На Пискаревском кладбище горит вечный огонь, как память о великих людях, не сдавших врагу Ленинград.

Воспитатель: Война ещё продолжалась целых 1, 5 года, но русский народ уже начал бить врага, выгоняя его с русской земли. И пришла долгожданная Победа! Наш народ победил, но какой ценой! Миллионы людей погибли в этой войне!

Вечная память героям! Вечная им слава! 

Муз. рук:  Ребята я предлагаю получить кусочек хлеба обменяв талон.

Звучит аудиозапись.

фонограмма «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» Д. Тухманова

В группе дети отражают свои впечатления в рисунках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Блокада Совместная деятельность с детьми подготовительной группы (ко Дню снятия Блокады Ленинграда)

Данный материал создан с целью расширить представление дошкольников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.Он  объясняет понятие "Блокад...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"

Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"

Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...

Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"

Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....

"ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА" - к 75-летию снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

  27 января исполнилось 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества длилась 871 день. В в...