Консультация для воспитателей «Организация и проведение конструктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
консультация по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Нагибко Татьяна Николаевна

   Актуальность конструирования состоит в том, что позволяет ребенку    понять смысл различных конструкций, поделок, выразить  свое отношение к ним, максимаоьно используя не только свои знания, но и умение использовать  новые навыки.

"... Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

( В.А. Сухомлинский)

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_2024.docx904.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Успенской СОШ

дошкольного отделения - детского  сада №25

Консультация  для воспитателей

«Организация и проведение конструктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

   

C:\Users\dns\Downloads\20231205_163307.jpg

                                                                                        Провела: Нагибко Т.Н.  

                                            2024

 

Конструирование – это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.              Значение конструирования в формировании личности ребёнка: 1. Развивает технические способности детей. 2. Формирует тонкую наблюдательность, сосредоточенность внимания. 3. Развивает пространственное воображение; гибкость мышления. 4.Формирует эмоционально-волевые качества личности: дети учатся испытывать удовлетворение, создавая или совершенствуя конструкцию, значимую для других людей, стремятся добиться поставленной цели. 5. Готовит детей к школе: развивает мышление, память, воображение, способность к самостоятельному творчеству. 6. Способствует формированию: - обобщенных представлений о предметах, способности понимать существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями; - обобщенных способов действий, умения обследовать предметы, планировать работу, самостоятельно исправлять ошибки; - самоконтроля, способности управлять своими психическими процессами. 7. Во время НОД формирует умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения. 8. Сознание детей переключается с конечного результата на способы достижения цели, они начинают понимать, что, при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности. 9. Способствует развитию речи. 10. Помогает формированию дружного детского коллектива, навыков коллективной работы. 11. Обогащает эстетические представления детей.                                                                                                                                                     Выделяют два типа конструирования: техническое и творческое. В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные 1 структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.                   В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько)   отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т.п. К художественному типу конструирования относятся конструирование из  бумаги и из природного материала , каждый из которых имеет свои особенности мате риала. Существование двух видов детского конструирования – творческого и технического, каждый из которых имеет свои особенности, требует дифференцированного подхода в руководстве ими ..  Виды конструирования в детском саду:                                                                                                      В   зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают: - конструирование из строительных материалов; - конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; - конструирование из природного материала. Конструирование из игровых строительных материалов является  наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников и начинается с раннего возраста. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются наборы «Лего», имеющие более прочные способы соединения, а также пластиковые и металлические «Конструкторы», у которых крепления более сложные – с помощью винтов, гаек, шипов и т. д. В игре «Конструктор» дети учатся решать сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек. Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Соорудить из плоского материала поделку 2 объёмной формы непросто; бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать                               C:\Users\dns\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20231205_162641 (1).jpgC:\Users\dns\Downloads\20231205_161332.jpg

нужные этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм. Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.   Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы . Это песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и др.

В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей. Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить. Воду можно наливать в разную посуду, на холоде она замерзает.Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д. Особенность поделок из этого материала состоит в том, что используется  естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии, художественного вкуса, творческой деятельности ребёнка.

                               C:\Users\dns\Downloads\IMG-20231228-WA0011 (1).jpg

Основной формой работы по обучению детей конструированию является привлечение их к участию в ООД. В зависимости от поставленных задач и наличия строительного материала может быть использован как фронтальный, так и подгрупповой способ организации детей. Методы и приёмы работы с детьми: 3 Наблюдение натурального объекта. Все возрастные группы. Показ и анализ образца .При недостаточном опыте конструирования или если впервые сооружают подобную поделку и способы действий незнакомы. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы .При наличии некоторого опыта. Постановка конструктивных задач по условиям, требующим усложнения знакомой конструкции .Все возрастные группы, в старшем возрасте - исходя из тематики и задач. Объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки .При сложных видах конструирования: из бумаги, природного материала и др. Пояснения, вопросы . Все возрастные группы. Постановка перед  детьми проблемных задач Старший возраст. Анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции.  

 Важно сформировать у детей обобщённые способы обследования предметов. Последовательность обследования: 1) целостное восприятие – рассматривание  предмета с общей характеристикой (например, «мост длинный, с плавными спусками», «здание школы большое, у него много окон» и т. д.); 2) определение общей формы предмета (форма здания напоминает большой брусок, поставленный вертикально или горизонтально); выделение основных частей, определение их формы и величины; 3) выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга (сверху, снизу, слева, справа, выше, ниже); 4) выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным; определение материала, из которого выполнена каждая часть (уточнение названия деталей строителя, природного материала, его качества и т.п.); 5) повторное восприятие (рассматривание ) предмета в целом с определением его общей характеристики («вот высокий двухэтажный дом вы будете учиться строить» и т. д.); Подбор и сочетание указанных выше методов и приёмов определяет форму организации продуктивно-конструктивной деятельности в процессе НОД.

Формы организации обучения конструированию 1. Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их   воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества. 1. Конструирование по образцу заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее 4 элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала . Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу. 3. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Сначала детей учат построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам схемам. 4. Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. 5. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику. 6. Каркасное конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса. 7.Работа с тканью: вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку. Шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница).  Швом «вперед иголку», делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.).  Наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом. Маленькие размеры изделия вынуждают ребенка к кропотливой работе, делают движения более точными, тренируют мелкую мускулатуру рук 8..Работа с природным материалом: создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»).
 Изобразительные материалы, коробки с бросовым материалом, клей и т. п. должны всегда находиться в доступном месте – эти стационарные условия побуждают детей к активной продуктивной деятельности: они с удовольствием конструируют, вышивают, плетут и т. д. И такая работа не возникает сама по себе, она требует специального руководства.
 Необходимым условием для самостоятельной работы детей является наличие различных образцов игрушек и поделок (рисунки, схемы, чертежи и др.), подобранных взрослым Важно включать в конструктивную деятельность детей старшего дошкольного возраста различные задания, способствующие интеллектуальному развитию детей. Это конструирование по картинкам и схемам из конструкторов и строительных материалов по расчлененным и нерасчлененным образца. Работа с разнообразными плоскостными мозаиками и играми типа “Танграм. Преобразование поверхности листа бумаги и объемных форм их бумаги. При выборе методов и форм организации работы необходимо помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства. При организации ООД по конструированию и выборе тем необходимо опираться на комплексно- тематическое планирование, рабочую программу группы. Формы организации обучения конструированию необходимо чередовать, опираясь на требования программы каждой возрастной группы.

В детских садах необходимо создавать специальные и необходимые условия для конструктивистской игры. Одно из существенных условий – это обеспечение развивающей среды, т.е. обязательное присутствие строительных материалов для организации строительных работ, соответствующих целям по развитию старших дошкольников.

Виды строительных материалов включают:

 1) бросовый (коробки, ящики, доски и др.).

 2)природный (снег, песок, камни и глина и т.д.).

3) созданный (настольный, напольный строительный, «Lego»).   

Требования к используемым материалам – универсальный, привлекательный дизайн, достаточная устойчивость и соответствующие возрасту материалы. Независимо от возраста, этим играм следует уделять время и место в повседневной жизни. Небольшие по размерам строительные материалы и оборудование необходимо размещать на полках или в шкафах, которые не доступны для детей. Строительные материалы крупного размера следует держать подальше от столов, чтобы поиграть в шахматы, почитать или сыграть в лото. Это связано с тем, что строительные и конструкторские игры требуют больше места, а молодые архитекторы обычно работают в группах по несколько человек, обсуждая, договариваясь, передвигая фигуры и меняя планы.

Обычно в группах есть локализация – постоянное место для хранения строительных материалов, т.е. строительный уголок. Для обеспечения безопасного хранения компоненты должны укладываться упорядоченно и устойчиво.

Воспитатели должны объяснять детям, как хранить строительные материалы, и поощрять их к аккуратному обращению с ними.
Для групп старшего дошкольного возраста следует предоставить модели, рисунки, фотографии и эскизы различных предметов, чтобы дети могли собрать их самостоятельно, чтобы они могли развить свои навыки сборки. Это позволяет им продемонстрировать свои аналитические способности, преобразуя плоские изображения в трехмерные структуры.

Детей следует учить уважать постройки и сооружения своих сверстников. Когда старшие дошкольники создают и используют новую постройку в течение нескольких дней, педагогам следует направить их внимание на здания, созданные их сверстниками, и учить  отмечать успехи других детей.

Можно выбрать небольшие игрушки ,например, машинки, животных, людей, самолеты. Чтобы обеспечить интересную структурированную игру, включить улицы, детские сады, зоопарки, различные пароходы, пешеходов и автомобильные мосты. Оснастить свои постройки различными бумажными и картонными предметами, использовать игрушки из лего-конструктора. Для развития и заметного расширения содержания конструктивной игровой деятельности старших дошкольников следует осваивать различные строительные навыки, а именно, такие как:

1)конструирование по образцу;

2)конструирование по заданной теме (детям предлагается творчески подойти к выполнению заданий, но ограничиться темой);

3)конструирование по собственному замыслу (целостный метод строительства, при котором дети решают все проблемы);

4)конструирование по условиям (целостный метод строительства, при котором дети решают все проблемы);

5)стройка по моделям (вид конструирования, разработанный А.Р. Лурия) –анализ модели ребенком, выделение основных частей, подбор форм, необходимых для воспроизведения объекта.

Педагоги учат детей собирать постройки различными способами:

1)строительство конструкции, демонстрация всех строительных приемов и объяснение, как продолжить строительство;

2)демонстрация примера готового здания;

3)использование готового изделия, показывающего, варианты изображения того или иного предмета в строительном материале;

4)наглядный показ информации о различных методах строительства;

5)часть работы выполнена взрослым, заканчивают ее дети сами;

6)тематическая постройка с определенными условиями, законченная детьми;

7)моделирование постройки самостоятельно.

Необходимо установить простую процедуру подготовки к строительству. Какой из них использовать, зависит от сложности конструкции и способа соединения компонентов                             

Игра со строительными материалами связана с другими видами игровой деятельности (ролевой, драматической, спортивной, дидактической). Чтобы реализовать игровые идеи и развить воображение, детям нужно построить сооружения, например, театральную сцену, ракету, взлетающую в космос, или кукольную комнату. Такая постройка может иметь условный характер или подчиняться практическому назначению. В процессе строительства дети часто сразу увлекаются процессом. Они договариваются о том, что строить, как это делать и какую роль они будут играть. Наличие и свободное формирование игровых идей, многообразие творческих задач и мотивация детей к данной деятельности – все это содействует творческим характеристикам игры со строительными и конструкционными материалами.

C:\Users\dns\Pictures\IMG-20231228-WA0022.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный перечень и методика проведения опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Примерный перечень и методика проведения опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Проведение продуктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Откуда появилась Матрешка» с использованием ИКТ

Воспитывать  уважение к труду народных умельцев. Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при выполнении работы, эстетический и художественный вкус...

Проведение исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием приемов ТРИЗ на тему «Чистая планета»

Проведение исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием приемов ТРИЗ на тему «Чистая планета»...

Конспект совместной игровой конструктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста посредствам стем-технологии (Лего- конструирование) «Новогодняя ёлка»

Конспект совместной игровой деятельности Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие....