Сценарий родительского собрания в подготовительной группе детского сада на тему «Игра - как средство подготовки к школе»
материал (подготовительная группа)

Миронова Ольга Анатольевна

Предпосылками успешного обучения в школе является подготовка к этому дошкольников. Готовность к обучению в школе – это сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе. Учитывая то, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, безусловно, именно игра и есть то средство, которое позволяет ребенку учиться играя, увлекаясь в своей игре другими целями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_sobraniya.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания

в подготовительной группе детского сада

Тема

«Игра - как средство подготовки к школе»

Цели - повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи, обогащение воспитательного опыта родителей по вопросу готовности ребёнка к школе.

Задачи:

-показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребёнка подготовительной к школе группы;

-обсудить вопросы организации игровой среды в условиях семьи;

-развивать навыки общения со своим ребёнком в процессе игры;

Форма проведения - традиционная с элементами совместных игр детей и родителей.

Участники-воспитатели, родители, дети.

План проведения:

Подготовительный этап:

-подбор материала для выставки: настольные развивающие игры, картотеки игр, методическая литература для родителей;

-подготовка наглядного материала для оформления группы;

-памятки и советы для родителей по игре.

Оформление помещения группы: столы стоят полукругом, разделены на три группы, в центре лежит геометрическая фигура. Родители, заходя в помещение, подходят к «волшебному мешочку» и тянут одну фигуру-фишку, обозначающую, за какой стол нужно сесть; на столах лежат цветные карандаши и альбомные листы на каждого родителя; у доски- подборка картотек игр; на столе представлены настольные развивающие игры; литература для воспитателей и родителей по теме собрания.

 - Добрый вечер, мы рады видеть вас в нашем детском саду! Время летит незаметно, и дети наши скоро пойдут в первый класс. Наша с вами задача помочь ребятам подготовиться к школе. Как это сделать мы и попробуем сегодня разобраться.

       Так о чём же мы с вами будем говорить? Попробуйте определить сами. Предлагаю небольшое игровое упражнение, которое называется «Ассоциации». Я назову слово, а вы скажите, какие ассоциации оно у вас вызывает. Это слово – игра (ответы родителей).

        - Да, важный вопрос- подготовка к школе, а говорить мы будем об игре, как же объединить эти направления?

        Итак, тема нашей встречи «Игра - как средство подготовки к школе» (листок с темой собрания прикрепить на доске).

       В.Шекспир сказал: «Весь мир- театр, а люди в нём актёры. И каждый не одну играет роль».

Мы, просыпаясь утром, начинаем играть свои роли - заботливой мамы, любящей жены, коллеги, пассажира, покупателя и т.д. Это сейчас. А в какие игры вы любили играть в детстве (воспоминания родителей: футбол, классики, резиночка, разведчики и другие).

– Давайте посмотрим, в какие современные игрушки играют наши дети и какое влияние они оказывают. Я кратко расскажу об этих игрушках, а вы, если со мной согласны, поднимите зеленую карточку, если нет — красную и обоснуйте свое решение.

– Игра — средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Игровая психотерапия является одной из лучших психологических методов. Игрушка помогает ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты, например, можно победить с помощью волшебницы, которая будет являться его оберегом. Какая-нибудь ракушка, камешек, тряпочка, гвоздик наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный “мусор”, пытаемся навести порядок в детском уголке. И всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать их. А может быть и правда, лучше пусть будет камешек – чем трансформер, или ракушка – чем монстр.

Большинство современных игрушек способны породить чудищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше.

– Вы согласны или нет?

– Сейчас в продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов телевизоров и раскрученных детскими сериалами: покимоны, монстры, человек– паук, Бэтмены, Хаги-Ваги. Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка.

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки– трансформеры: человек– машина, человек– робот, человек– чудище. Взрослые словно забыли, что игрушка – это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем. Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет.

– Вы согласны или нет?

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

– Игрушки из реальной жизни:

кукольное семейство (может быть и семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодки, конструкторы, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

– Вы согласны или нет?

– Какую куклу лучше покупать: “Пупса” или Барби? В данном споре большое значение играет возраст ребенка. У девочек дошколят силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой, которую хочется нянчить, лечить, укладывать спать, кормить, катать в коляске. А Барби надо одевать, раздевать, приобретать для нее все новые вещи. Образ жизни ее – это бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к кукле девочка почувствует себя горничной или, в лучшем случае, подружкой, а не мамой.

Если девочка играет с пупсом, который выглядит также как и девочка, то у девочки не возникает противоречия между ней самой (между той девочкой, которую она видит в зеркале, и той, которую держит в руках). Барби же, взрослая красивая девушка с развитыми формами – ребенок пропускает через себя этот образ (фигура, образ жизни, стиль поведения). Это приводит к тому, что девочка стремится к образу, к фигуре Барби и не принимает то, что у нее есть.

Таким образом, Барби имеет смысл покупать школьнице – в отличие от девочки дошкольного возраста, она оценит по достоинству ее красоту и предоставляемые ею игровые возможности, но не окажется под прессом жесткой "программы", которую эта кукла диктует.

– Вы согласны или нет?

– Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию:

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Агрессивные игрушки провоцируют игры с соответствующим настроением. В ходе агрессивной игры дети пугают друг друга оружием,

Такой испуг может иметь необратимые последствия в будущем. Кроме того, у детей могут возникать страхи, которые будут проявляться и в последующей жизни. Некоторые дети в силу психологических особенностей склонны к агрессии по отношению к окружающим, игры с военными игрушками обостряют это чувство у детей.

В то же время в дошкольный период игрушки (всевозможное оружие, солдатики, танки и т.д.) помогают найти выход внутренней агрессии, которая скрыта в каждом человеке. Если она выплескивается через "военные" игры, то в реальной жизни человек становится более спокойным и уравновешенным. У детей энергии гораздо больше, чем у взрослых людей, и она обязательно должна иметь выход. Но если вы заметили, что агрессия регулярно становится основным содержанием игры, это может говорить о том, что её уровень у малыша слишком высок. На это стоит обратить особое внимание и, возможно, проконсультироваться со специалистом.

– Вы согласны или нет?

– Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения:

Кубики, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

– Вы согласны или нет?

Мягкая игрушка. Ее главное назначение — дарить малышу нежность. Она используется психотерапевтами, психологами и врачами: пушистый мишка, симпатичный слоник, и лохматая собачка способны вылечить ребенка от страхов и даже ночного энуреза. Американские психологи, исследуя детенышей обезьян, обнаружили следующее: если обезьянке дать возможность выбора между двумя суррогатными мамами, одна из которых из холодной проволоки, но с бутылочкой молока, а другая из искусственного меха, но без бутылочки, то испуганный и голодный детеныш выбирает … вторую: мягкую и уютную, дающую столь необходимое ему чувство безопасности. Неудивительно, что наши дети так любят пушистых зверят.

В магазинах можно найти любимыми всеми с детства персонажей “Спокойной ночи, малыши”, которые учат добру и справедливости, не обманывать и не предавать и многому другому. И все это раскрывается в понятной для детей форме. Они излучают добро и любовь к каждому зрителю, а те тоже отвечают любовью. Эти герои могут принести еще одну частичку тепла и нежности и напомнят о тех темах, которые затрагивались ими.

– Вы согласны или нет?

– Для детей постарше можно купить постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек красивые наборы для вышивания, бисероплетения, росписи по ткани и дереву. Эти игры приучают детей к самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Ведь куда приятнее вышить для мамы салфетку, подарить папе на день рождение модель самолета или порадовать сестру фенечкой. Любая вещь, изготовленная своими руками — самая лучшая для ребенка и самый дорогой подарок для его друзей или родителей.

– Вы согласны или нет?

– Подражая взрослым, ребенок воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Если ребенок в игре жестоко обращается со своей игрушкой, небрежно относится к ней, то это приводит к тому, что у ребенка образуются сначала плохие привычки, а затем появляются отрицательные черты характера – эгоизм, неряшливость, упрямство.

Наоборот, если ребенок ласков со своей игрушкой, убирает ее на место, то у него развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, общительность и другие ценные качества. Развитие игровой деятельности ребенка осуществляется при активном участии взрослого. Для того, чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо учить этому. Игра от общения со взрослым становиться богаче, содержательнее. Родители должны интересоваться играми детей, помогать расширять их сюжеты, не считать игру пустой забавой и уделять ей должное внимание. Ведь игра не только забавляет малыша, но и развивает.

– Вы согласны или нет?

– Особую роль в развитии малыша играют обучающие (дидактические) игрушки. Дидактические игрушки используют для развития и обучения ребенка. К сожалению, сейчас обучающие игрушки стоят дорого, а для полноценного развития малыша играть в них нужно часто. Немного фантазии, трудолюбия, и вы сможете смастерить отличные пособия, которые окажутся полезными для ваших детей.

– Вы согласны или нет?

        А какие игры любят наши дети? (высказывания родителей - в основном компьютерные). Да, к сожалению, прервалась цепь игровых традиций, которые переходили от одного поколения к другому. Где прыгалки, казаки-разбойники, волейбол, лапта?

       Играли всегда и везде. А зачем ребёнку нужна игра?

- через игру ребёнок познаёт мир;

-в игре он проявляет самостоятельность, активность, он общается;

-игра – это максимально свободная деятельность, ограничения возникают только в пределах той роли, которую ребёнок играет, эти ограничения он берёт добровольно и это доставляет ему удовольствие;

-можно сколь угодно долго объяснять ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо, но лишь в игре, поставив себя на место героя ребёнок способен понять это, и именно игра учит ребёнка многим добродетелям. В игре даже недруги, оказавшись в одной команде, становятся друзьями;

-игра самая привлекательная деятельность для дошкольника.

         Однако в последнее время игра вытесняется учебной деятельностью.

-Как вы считаете, почему? (ответы родителей).

         Психологи предупреждают, раннее обучение превращает детей в уменьшенную копию взрослых. Дошкольник, так и не научившись играть, останется личностью не зрелой. «Ненаигравшиеся» дети, по мнению психологов, характеризуются худшей успеваемостью и быстро утрачивают интерес к школе. Вместе с учителями начальной школы они составили портрет первоклассника   не готового к школе (приложение 1).

Итак, не торопите ребёнка, не нагружайте, пусть играет, лучше вместе с вами.

        Какие же игры больше всего подходят для детей 6-7 лет? Перед вами подборка различных игр, направленных на развитие мышления, логики, речи, творческих способностей (обратить внимание на выставку игр: дидактические, подвижные, театрализованные, познавательно-исследовательские, творческие, сюжетно-ролевые). Все они нужны и по-своему полезны, хотя, современные родители принижают значение игры для ребёнка. И если выдаётся время и выбор: поиграть или позаниматься с ребёнком, то они скорее отдадут предпочтение занятиям.

А ведь игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными; дети много двигаются, прыгают. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружить, уступать друг другу, заботиться о товарищах. Игра сплачивает детский коллектив, вовлекает в деятельность даже самых замкнутых и застенчивых, воспитывает сознательную дисциплину.

        А сейчас пришло время поговорить о любимой игрушке. Вспомните свою любимую игрушку. Какие чувства вы испытываете (воспоминания родителей).

        А какие игрушки любят ваши дети? Творческая работа родителей: нарисуйте, пожалуйста, картинку с любимыми игрушками ваших детей. Спасибо, ваши работы мы разместим на доске и ещё к ним вернёмся.

Мы сегодня убедились, у каждого человека есть любимая игрушка, которую он помнит всю жизнь. У детей она тоже есть. Целый день, играя в детском саду, он всё же хочет видеть ту, которая дома осталась и ждёт его.

К.Д.Ушинский сказал: «Лучшая игрушка для детей – это куча песка». Как вы думаете, почему (ответы родителей).

        Дети любят играть с различными предметами, им подойдут подушки, стулья, платки, покрывала и т.п. Поэтому не обязательно покупать дорогие игрушки, которые ломаются, становятся не интересными. Предоставьте лучше им место и право самим выбрать, из чего сделать машину, паровоз, магазин и т.д. и ещё лучше, если вы будете играть вместе, они этого очень ждут.

       Давайте же пригласим ребят и поиграем. Но сначала, ребята, посмотрите выставку творческих работ родителей и определите, где же нарисована ваша любимая игрушка. Ну а теперь, пришла пора поиграть (игра «Как   живёте?» (смотри приложение 4).

Дети уходят.

        Подведём итоги. Чтобы ребёнка подготовить к школе, позвольте ему играть со всем, что попадается ему под руку, играйте вместе. Помните, играя, развиваются те навыки, которые необходимы школьнику. Родителям вручается памятка «Чему обучается ребёнок в игре?» и советы взрослым по игре (приложение 3).

Воспитатель:

– Я думаю, что каждый из нас получил много информации к размышлению и хороших рекомендаций по интересующему вопросу. И на прощание, хочется узнать, что каждому из вас дала наша сегодняшняя встреча, что нового и полезного вы узнали сегодня, о чем стоит задуматься. (Родители передают мяч по кругу и высказывают свое мнение).

– Давайте поставим веселую точку в конце нашей встречи. Сейчас я вам буду говорить небольшие фразы, если вы с ними согласны, выполняйте соответствующие движения. Если не согласны, не делайте ничего.

– Если вы думаете, что при игре с ребенком эмоции не столь важны, дотроньтесь до кончика носа.

– Если вы полагаете, что игрушка — это носитель информации для ребенка, как газета или интернет для взрослого, потопайте ногами.

– Если вы уверены, что взрослые должны играть в игры вместе с детьми, улыбнитесь.

– Если вы считаете, что с помощью игры обучение и социализация ребенка происходят эффективнее, а воспитание приятнее, кивните головой.

– Если вы думаете, что игрушка должна быть не только орудием игры, но и создавать условия для его развития, помашите рукой.

– Если вы верите в то, что игрушка способна программировать поведение ребенка и воздействовать на него как положительно, так и отрицательно, похлопайте в ладоши.

– Благодарим всех за активную работу!

      Приложение 1.                    

Портрет первоклассника не готового к школе

1.Чрезмерная игривость;

2.Недостаточная самостоятельность;

3.Импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

4.Неумение общаться со сверстниками;

5.Трудности в общении с незнакомыми взрослыми;

6.Неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной инструкции;

7.Неумение обобщать, выделять сходства, различия;

8.Недостаточное развитие моторики рук (неумение выполнять графические задания, манипулировать мелкими предметами)

9.Недостаточное развитие произвольной памяти;

10.Задержка речевого развития: это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли, и т.п.

Советы взрослым

Качества, которыми должен обладать младший школьник, чтобы учение происходило успешно.

-Должен быть сформирован учебный мотив, т.е. он должен хотеть учиться

-Должен быть сформирован внутренний план действий, т.е. способность действовать в уме;

-Ребёнок должен обладать достаточным запасом общих и практических знаний;

-Произвольность деятельности, т.е. умение подчинять свои действия правилам, которые устанавливает учитель.

-А также творческая активность и инициативность.

 

   

Приложение 2.

Памятка по игре

Чему обучается ребёнок в игре?

1.Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.

2.Уважать себя и верить в себя.

3.Надеяться на свои силы при столкновении с проблемами.

4.Свободно выражать свои чувства.

5.Учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с правилами и нормами.

6.Через игру ребёнок познаёт окружающий мир, становится более самостоятельным, активным, общительным.

3.В игре формируются коммуникативные качества ребёнка.

 

Советы взрослым

-Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!

-Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведения.

-Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.

-Обращайте особое внимание на неиграющих детей.

      Приложение 3.

Игра «Как живёте?»

Как живёте?

Вот так (показывают большие пальцы обеих рук)

Как идёте?

Вот так! (Маршируют)

Как бежите?

Вот так! (бегут на месте)

Как ночью спите?

Вот так! (соединяют ладони и кладут под голову)

Как берёте?

Вот так! (прижимают ладони к груди)

А даёте?

Вот так! (выставляют ладонь вперёд)

Как молчите?

Вот так! (надувают щёки и кулаками мягко ударяют по ним)

Как грозите?

Вот так! (пальчиком грозят друг другу)

Используемая литература

-О.Л.Зверева, Т.В.Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ» М.2007

-Т.Н. Зенина «Родительские собрания в детском саду» М.2007

-С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду» М. «Вако»2011

-Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения сентябрь №9 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе детского сада на тему: "Игра- не забава. Игровая деятельность в семье"

Повышение знаний родителей по проблемам игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста...

Родительское собрание в подготовительной группе детского сада «А вам пора в школу?»

Построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе....

Родительское собрание в подготовительной группе детского сада на тему "Дошкольник готовится стать школьником"

Каким ребенок окажется на пороге школьной жизни зависит от нас, от взрослых, оттого как мы подготовим будущего первоклассника....

Родительское собрание в подготовительной группе детского сада на тему "Дошкольник готовится стать школьником"

Цель собрания: актуализировать знания родителей по проблеме готовности к школе.Задачи собрания: дать представления о готовности к школе. Дать практические рекомендации по подготовке ребенка ...

Родительское собрание в подготовительной группе детского сада на тему "Дошкольник готовится стать школьником"

Цель собрания: актуализировать знания родителей по проблеме готовности к школе.Задачи собрания: дать представления о готовности к школе. Дать практические рекомендации по подготовке ребенка ...