Консультация
консультация

Филимонова Лариса Николаевна

Консультация для педагогов 

«Знакомим с государственным гербом России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx209.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Подготовила Филимонова Л. Н.

Изображение выглядит как графическая вставка, символ, Графика, графический дизайн  Автоматически созданное описание

«Знакомим с государственным гербом России»

В настоящее время все больше говорится о необходимости воспитания у детей патриотических чувств, гордости за свою Родину, уважения к Отчизне.

Приобщение детей к Государственной символике РФ – одна из приоритетных задач. И задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям в полной мере понять, осмыслить символы, их происхождения, значение, образы, функции. 

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.

Ознакомление с одним из важнейших государственных символов «Герб России» традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Реализовать эту задачу можно посредством организации бесед, рассматривания иллюстраций, игр-бесед, которые можно проводить дифференцированно в утренние и вечерние часы; дидактических игр, которые лучше проводить в индивидуальной форме; игр-путешествий, экскурсий, а также различных досуговых мероприятий и чтения художественной литературы. В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображения государственных символов. Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с государственными символами, следует выявить имеющиеся у дошкольников представления о гербе. Важным условием эффективности работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственным гербом России   является и просвещение родителей.

Ребенок на пороге школы, во-первых, должен узнавать герб. Во-вторых, у старших дошкольников можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны. В-третьих, ребят         нужно познакомить символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. В полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции - дело непростое для дошкольников, поскольку образно - символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас знаний об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен. Подбирая методы и приемы патриотического воспитания, нужно учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточное сформированное историческое сознание, непонимание некоторых социальных явлений.

Следует помнить: патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с государственной символикой как его часть — это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа даст большой эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей деятельности.

Целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России. Во-первых, с российским триколором дети встречаются наиболее часто: флаги на улицах, его изображение на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах.

Во-вторых, при знакомстве с российским флагом ребенку необходимо уяснить лишь цвет его полос и взаимное расположение.

Затем, следует познакомить детей с Государственным гимном России, который имеет две составляющие текст и музыку. Государственная символика любой страны имеет единое цветовое решение, поэтому дети совместно с педагогом должны найти отображение трех цветов флага в словах гимна.

Только после этого целесообразно провести занятие - исследование «Герб России». К этому моменту дети сами могут рассказать о форме и цвете герба, о том, что они символизируют.

Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с символикой России соответствует одному из основных дидактических принципов - от простого к сложному - и даст хорошие результаты.

Какую литературу целесообразно использовать при подготовке к занятиям?

Это книги и пособия, выполняющие информационную функцию, т. е. помогающие педагогу восполнить имеющийся дефицит собственных познаний в данной области.

Литература:

1. Пчёлов Е.В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. М.: Русское слово, 1993

2. Романовский В.К. Символы российской государственности: Пособие для учителя. М.: Русское слово, 2002

3 Хорошевич АЛ. Символы русской государственности. М.: Изд-во МГУ, 1993

4 Министерство образования Российской Федерации. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие. М.: ЦНСО, 2003 (Комплект: книги + компьютерный диск).

Можно порекомендовать также следующие методические пособия:

1 Данилина П. Н. Дошкольнику, об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». М.: АРКТИ, 2003

2 Ерохина Е. Л., Круглова ТА. Государственные символы России. Флаг; герб, гимн. М.: Ювента, 2002

3 Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 1998

4 Новиков СВ., Новикова ЕЛ. Родная история. М.: ЭКСМО, 2004

5 Ривина Е. К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М.: АРКТИ, 2002

6 Ривина Е. К. Российская символика: Иллюстративно-дидактический материал для образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005

7 Серов Н. Б. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг». 1-11-й классы. М.: ВАКО, 2005

8 С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2003

Примерные вопросы для беседы с детьми:

• Что это? (Герб России, флаг России)

• Назови цвета флага нашей страны (белый, синий, красный).

• Что означают цвета Российского флага? (Белый цвет – снег, облака; синий – небо, реки и моря, красный – огонь)

• Что изображено на гербе России? (Двуглавый орёл, всадник, побеждающий змея).

• Что означает изображение двуглавого орла? (Солнце)

• Что означает изображение всадника? (Победу добра над злом)

• Где можно увидеть изображение флага России? (На зданиях, машинах, самолетах)

• Где можно увидеть изображение герба России? (На монетах, документах)

• Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флагов на машинах и самолетах?

(Чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей и самолетов других стран)

• Зачем нужны стране герб и флаг? (Объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).

Дидактические игры:

 «Сложи узор на щите из мозаики».

 «Найди среди гербов разных стран герб России,

 «Государственные символы России».

 «Государственные праздники России».

Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Именно, этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....