Дети-волонтеры как одно из направлений воспитательной деятельности в ДОО
статья

Кальченко Юлия Львовна

Общение младших по возрасту ребят со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности. Это дает больший воспитательный результат, чем прямое влияние педагога. Воспитатели и специалисты ДОУ ориентированы на организацию разнообразных форм детских сообществ. Это творческие мастерские и лаборатории, социальные акции, детско-взрослые сообщества и технологии позитивной социализации. Одной из таких технологий является технология «Дети-волонтеры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_volontery.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Дети-волонтеры как одно из направлений воспитательной деятельности ДОУ

воспитатель Кальченко Ю.Л.

Упавшему помоги встать.

Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу.

И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.  

             (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.  Толковый словарь русского языка).

Развитие содержания и форм организации духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся – одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.

-  воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

 (Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.»)

     Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

(Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России)

        В перспективах развития воспитательного потенциала образовательной политики Минпросвещение РФ планирует скорректировать воспитательную работу. Для этого предлагает:

- рассмотреть лучшие муниципальные практики;

- разработать или скорректировать план воспитательной работы с детьми и педагогами с учетом новых геополитических условий. (Источник: письмо Минпросвещения от 06.07.2022 № 03-961)

Рекомендуется привести календарный план воспитательной работы в соответствие с примерным планом Минпросвещения. Среди новых воспитательных мероприятий – День герба и принятия ФКЗ о госсимволах РФ, День добровольца (волонтера) в России, День детских общественных организаций и др.

Источник: письмо Минпросвещения от 17.06.2022 № Т В-1146/06

Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для всего детского сада событийные мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастов. Межвозрастное взаимодействие дошкольников способствует их взаимообучению и взаимовоспитанию.

Общение младших по возрасту ребят со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности. Это дает больший воспитательный результат, чем прямое влияние педагога. Воспитатели и специалисты ДОУ ориентированы на организацию разнообразных форм детских сообществ. Это творческие мастерские и лаборатории, социальные акции, детско-взрослые сообщества и технологии позитивной социализации. Одной из таких технологий является технология «Дети-волонтеры».

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство – это, прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Одной из эффективных форм сотрудничества в младшем дошкольном возрасте, на наш взгляд, это - организация волонтерского движения с привлечением родителей.

При взаимодействии с родителями (законными представителями) педагоги используют различные формы работы, такие как: занятия по интересам; помощь в организации персональных и групповых выставок; организация театральных представлений и праздников для своих детей и детей младших групп, проведение социальных акций. И многое другое, исходя из инициатив родителей (законных представителей).

 Родители–волонтеры - это не только добровольные помощники, но и организаторы, инициаторы, участники, а иногда и вдохновители многих мероприятий. Организация волонтёрского движения, при активном участии педагогов и  родителей – это уникальная возможность оказывать влияние на формирование и развитие личности ребёнка, его нравственных качеств.

  Постепенно в волонтерское движение включаются дети. Введение детского волонтерства происходит на организационном этапе, задачи которого заключаются в мотивировании детей на волонтерскую деятельность, организация команды.

Очень продуктивно и творчески проходят совместные мероприятия старших воспитанников и малышей в рамках тематических неделек в ДОУ. Ребята постарше проявляют заботу о маленьких, стараются всячески оказать любую помощь. Особенно удачно данная технология использовалась в летний период, так как вся деятельность проходит на территории ДОУ. Старшие дошкольники учат малышей (3-4 лет) играть в различные игры, лепить, рисовать, проводить опыты и эксперименты, конструировать.

Малыши с большим удовольствием включаются в деятельность, которую предлагают старшие дети, а ребята — волонтёры ощущают себя старшими, осознают свою ответственность, у них повышается уверенность в себе. Ребят вдохновляет помощь и забота о малышах, с умилением смотрят на то, как радуются они, их помощи. Они полны идей, как разнообразить и приукрасить будни малышей. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности, ведь для того, что бы чему-то научить другого – надо это знать и уметь самому.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА»

Публикация об использовании ИКТ в проведении занятий и оформлении документации  в детском саду....

Формирование семейных ценностей, как одно из направлений воспитательной деятельности ДОУ

Формирование семейных ценностей, как одно из направлений воспитательной деятельности ДОУ...

Исследовательская и познавательная деятельность, как одно из направлений развития дошкольников

Статья об исследовательской и познавательной деятельности, как об одном из направлений развития дошкольников...

Задание к итоговой аттестации 1. Разработать один конспект непрерывной образовательной деятельности по одному из направлений экономического образования детей дошкольного возраста в соответствии с заявленной структурой.

За основу выбора направлений   определены   две программы:1) Программа для дошкольных образовательных организаций «Омское Прииртышье». Омск, БОУДПО «ИРООО»,...

Этико-эстетическое направление как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в дошкольной организации.

В содержательном разделе рабочей программы воспитания нашего ДОУ - этико-эстетическое направление заявлено как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в дошкольной организации.Становлен...