ООД по патриотическому воспитанию "Здравствуй, матрёшка!" для детей 2-3 лет группы общеразвивающей направленности
план-конспект занятия (младшая группа)

Просвирина Елена Вячеславовна
Материал полезен воспитателям групп раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Сказка» п. Вишневогорск»

Каслинского муниципального района

 Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию

в интеграции образовательных областей

в рамках патриотического воспитания

«Здравствуй, матрёшка!»

для детей 2-3 лет

группы общеразвивающей направленности

Автор: Просвирина Е.В.,

воспитатель ВКК,

2 младшая группа

п. Вишневогорск, 2023

Цель занятия: знакомство младших дошкольников с русской народной игрушкой – Матрешкой.

Задачи:

1) Познавательные:

- продолжать знакомить младших дошкольников с русской народной культурой;

- способствовать расширению знаний детей о русской народной игрушке – матрешке.

- закреплять умение определять размер, цвет, количество, свойства предметов.

2) Развивающие:

- развивать знания детей о цветах, навыки рисования красками, умение украшать изображение в нетрадиционной технике (рисование ватными палочками);

- содействовать развитию связной речи, внимания и памяти, мелкой моторики рук;

- продолжать расширять и обогащать словарный запас.

3) Воспитательные:

- активизировать интерес малышей к традициям и обычаям русского народа;

- содействовать развитию эстетического вкуса.

Предварительная работа: чтение стихотворений о матрешках, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки, сказки), рассматривание матрешки, игры с ней, рассматривание иллюстраций.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Форма организации деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.

Методы и приемы: словесные, наглядные, игровые, нетрадиционные техники рисования.

Оборудование: компьютер, аудиоколонки, народный русский костюм, игрушка-матрешка, деревянные дощечки-матрешки для раскрашивания, ватные палочки, краски.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, музыкальная, двигательная.

Структура ОД:

I. Вводная часть — 2 минуты.

а) мотивационный этап;

б) сюрпризный момент.

II. Основная часть — 7 минут.

а) изучение Матрешки;

б) музыкально-спортивная минутка;

г) пальчиковая гимнастика;

д) раскрашивание в нетрадиционной технике.

III. Заключительная часть (рефлексивный этап) — 1 минута.

а) оценка деятельности детей;

б) подведение итогов.

Ход НОД

Организационно-мотивационный этап: психогимнастика «Мы за руки возьмемся».

Воспитатель: Ребятки, давайте мы с вами встанем в кружок.

- Мы за руки возьмемся, друг другу улыбнемся,

Вот так, вот так, друг другу улыбнемся.

Мы не будем ссориться, будем мы дружить,

Ручками своими тепло души дарить.

(Дети становятся в круг, берутся за руки, поворачиваются друг к другу, улыбаются).

Воспитатель:

- Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку переходит доброта. Еще раз улыбнитесь друг другу и пожелайте доброго утра.

(Дети говорят: Доброе утро).

(Сюрпризный момент: включается русская народная песня «Светит месяц», в группу заходит девочка в костюме матрешки (помогает дошкольник подготовительной группы).

Воспитатель:

- Здравствуй, гостья дорогая! Милости просим! Гость в дом, радость в нём!

Ребята, посмотрите, какая к нам пришла красавица. Давайте с ней поздороваемся, но не просто, а по старинному русскому обычаю, скажем дружно «Здравствуйте!» и поклонимся, приложа руку к сердцу.

(Дети здороваются, и кланяются гостье, прикладывая руку к сердцу).

Девочка-Матрешка (держа корзинку, поворачиваясь и показывая себя со всех сторон):

- Очень любят все матрешки

Разноцветные одежки.

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

Знает весь огромный мир

Этот русский сувенир!

Воспитатель:

- Ребята, а гостья-то к нам пришла не с пустыми руками. Давайте посмотрим, что же она нам принесла.  (Девочка-Матрешка достает из корзинки игрушку-матрешку).

Воспитатель:

- Ребятки, а кто знает, что это за игрушка такая? (Дети отвечают: это Матрешка).

Воспитатель:

- Правильно, молодцы! Это Матрёшка расписная, русская игрушка. Её зовут Матрёша. Давайте мы с ней поздороваемся и её рассмотрим. (Дети говорят: здравствуй, Матрёша).

Воспитатель:

- А что у Матрёши на лице? (Дети отвечают: глазки). Правильно, синие глазки.

- А под глазками? (Дети отвечают: губы). Молодцы, верно, красные губки.

- А что надето у неё на голове? (Дети отвечают: платочек). Молодцы, ребятки, зеленый расписной платочек.

- А впереди что подвязала на сарафан Матрёша? (Дети отвечают: фартук). Правильно, посмотрите какой фартучек, весь в красных ягодках и желтых цветочках.

(Воспитатель слегка встряхивает игрушку-матрешку, детей заинтересовывает, что в ней находится).

Воспитатель:

Иди, Семён, подержи Матрешу. Чувствуешь, что-то игрушка тяжелая? А всё потому, что она пришла не одна, и привела к вам своих подружек. Давайте посмотрим.

(Ребенок с помощью воспитателя открывает игрушку, достает вторую матрешку. Воспитатель ставит её на стол рядом с первой).

Воспитатель:

- Видите, ребятки, матрёшки разные. Как вы думаете, чем они отличаются? (Дети отвечают: маленькая и большая).

- Правильно, одна большая, другая поменьше. Давайте откроем матрешку поменьше и узнаем, а может и в ней кто-то есть? Егор, помоги мне, пожалуйста, открыть игрушку.

(Ребенок с помощью воспитателя открывает игрушку, достает третью матрёшку. Воспитатель ставит её рядом с первой и второй, располагая их по росту в ряд).

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, какие матрёшечки стоят – все разные. Давайте их перечислим: эта матрешка (Дети сравнивают: большая), эта матрешка (Дети сравнивают: поменьше), а эта матрёшечка (Дети: ещё меньше). 

Воспитатель:

- Молодцы, ребятки. Посмотрите, какая маленькая самая последняя матрешка!

Дима, можешь спрятать эту куколку в ладошке. Попробуйте каждый её спрятать в своей ладони (Дети по очереди прячут в руке самую маленькую матрёшку).

Воспитатель:

- Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Воспитатель: Ребятки, а самая маленькая матрёшечка особенная. Как вы думаете, почему? Она не открывается и в ней никто больше не прячется. Вот какая интересная русская народная игрушка – Матрёшка.

(Воспитатель начинает складывать матрешек в обратном порядке).

- Эта матрешка самая… (Дети: маленькая)

- Эта матрешка… (Дети: побольше)

- Последняя матрешка самая… (Дети: большая).

Воспитатель:

- Какие вы молодцы. Теперь наша Матрешка с сестричками, и она приглашает вас с ней потанцевать.

(Под минусовку «Мы матрёшки, вот такие крошки», слова и музыка: Л. Олифирова, воспитатель с девочкой-Матрёшкой проводят динамическую паузу).

Воспитатель:

- Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают)

- На ногах сапожки, топают матрёшки (топают)

- Влево, вправо повернись (повороты влево, вправо)

- Всем знакомым поклонись (кланяются)

- В сарафанах ярких, пёстрых (кружатся)

- Вы похожи словно сёстры (обнимаются).

Воспитатель:

- Вы потанцевали, ножки размяли? (Дети: да). Теперь я вам предлагаю сделать Матрешке подарок. Посмотрите, какие у нас на столах лежат фигурки матрешек – все в круглый горошек, только они скучные и неяркие. Поможем матрешкам, украсим платочки и сарафаны? (Дети: да). А рисовать мы будем «волшебными палочками» (достает ватные палочки, наглядно показывает, как нужно выполнить работу).

- Прежде чем мы начнем рисовать, мы потренируем наши пальчики.

(Проводится пальчиковая гимнастика – дети выполняют по показу и словам).

Воспитатель:

- Прежде, чем нам рисовать

Нужно пальчики размять (дети потрясли ручками).

Кулачки разжали – сжали,

Друг о дружку постучали.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Один, два, три, четыре, пять (загибают поочередно пальчики)

Начинаем рисовать!

(Дети с помощью воспитателя ватными палочками раскрашивают деревянные заготовки матрешек – в разноцветный горошек.)

Воспитатель:

- Какие красивые игрушки у вас получились. Теперь у нашей Матрешки много подружек.

Девочка-Матрешка:

- Спасибо вам, ребятки, за хорошее настроение! У меня для вас тоже есть подарок – корзинка с угощением (яблочки).

Воспитатель:

- Нашей гостье пора уходить, давайте скажем Матрешке до свидания. (Дети говорят «До свидания», девочка-Матрешка оставляет угощение и, прощаясь, уходит).

Воспитатель: 

- Ребятки, мы сегодня с вами узнали про замечательную русскую народную игрушку, весело потанцевали и стали мастерами – изготовили игрушкам наряды. Давайте возьмем наших матрешек, встанем в кружок и полюбуемся ими. Какие они красивые, вы все постарались! Молодцы!

Воспитатель:

- Ребята, давайте повторим о какой русской народной игрушке мы сегодня говорили? (Дети отвечают: матрешка). А какие матрёшки бывают по росту? (Дети отвечают: большие, поменьше и маленькие). Как вы думаете, матрешкам понравились ваши наряды? (Дети отвечают: да, понравились).

Воспитатель: 

- Мне тоже очень понравилось с вами – вы такие веселые, внимательные, дружелюбные и умненькие дети.

Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу.

Использованная литература:

  1. Берестов, В. Д. Матрёшкины потешки // Берестов В. Д. Читалочка: стихи. – М.: Лабиринт, 2019 – 16 с.
  2. Горожанина, С. В. Русская матрешка //альбом. - Москва: Интербук-бизнес, 2012 – 206 с.
  3. Иванова, Ю. Матрёшка: кукла с секретом; художник Н. Кондратова. – 2-е изд. – Москва: Настя и Никита, 2019 – 22 с.
  4. Карпухина, Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности. Младший возраст (2 - 3 года). Практическое пособие. - Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017 – 144 с.
  5. Трофимов, М. Е. Алы щёчки, губы ярки //стихи (Книжки для малышки); художник С. Шинкарёва. – Иркутск: Анком, 2011 – 10 с.

Интернет – ресурсы:

1.https://kladraz.ru/blogs/natalija-bogdanovna-baltivec/ruskaja-matryoshka.html?ysclid=lmpr2hbw41837033062 (дата обращения 09.08.2023)

2.https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/pro-matreshku-detyam?ysclid=lmpr4nnw4559058521 (дата обращения 09.08.2023)

3.https://akademiarechi.ru/razvitie-detey/puantilizm/?ysclid=lmq21t3go0729370484 (дата обращения 08.08.2023)

4.https://vospitatel.online/93369-kartoteka-igr-s-matreshkami?ysclid=lmspl8iqf742857380 (дата обращения 08.08.2023) 

5.https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-narodnaja-igrushka-75289.html 

(дата обращения 08.08.2023)

Приложение 1

Картотека игр с матрёшками для детей младшего возраста

Карточка № 1

Сенсорная игра

«МАТРЕШКА ПОТЕРЯЛАСЬ»

Цель: развитие разных форм восприятия окружающего мира, расширение и накопление сенсорного опыта.

Материал: расписная матрешка, вмещающая еще две разборные матрешки.

Игровые действия: матрешки выстраиваются линеечкой. Ладошкой ребенка гладят по головкам матрешек (здесь важны тактильные ощущения – рука очень плавно скользит вниз). Закрывается матрешка ярким непрозрачным платочком (спрятались матрешки). Убирается одна матрешка и ставятся оставшиеся две матрешки рядом друг с другом. Убирается платок и показываются матрешки ребенку (одна матрешка потерялась). Ребенок должен  найти место и поставить матрешек в ряд.

Карточка № 2

Сенсорная игра

«ТРЕХЦВЕТНАЯ МАТРЕШКА»

Цель: учить ребенка соотнесению предметов по величине и совершенствовать мелкую моторику и координацию рук.

Материал: расписная матрешка.

Игровые действия: педагог ставит на стол перед ребенком красивую матрешку. Встряхивает ее, имитирует голосом стук: «Тук-тук-тук! Кто там?» Открывает матрешку, достает вторую. «В гости к тебе пришли две матрешки». Затем вкладывает малую матрешку в большую и закрывает ее.

Предлагает малышу самостоятельно достать вторую матрешку.

Действия со второй матрешкой целиком повторяют первую часть занятия. В третьей части занятия малыш вкладывает все матрешки в одну большую.

Карточка № 3

Дидактическая игра

«МАТРЕШКА»

Цель: научить ребенка действовать с трехместной матрешкой и сформировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.

Материал: расписная матрешка.

Игровые действия: педагог ставит на стол матрешку. Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую, и правильно закрывать ее, совмещая части рисунка.

Карточка № 4

Дидактическая игра

«ИГРА С МАТРЕШКОЙ»

Цель: научить находить по просьбе взрослого идентичные, но различные по величине предметы и совершенствовать моторику пальцев.

Материал: расписная матрешка.

Игровые действия: все матрешки, которые достает ребенок, выстраиваются линеечкой. Обращается внимание на самую большую, поменьше и самую маленькую. Обращается внимание на высоту голоса с каждой матрешкой.

Впоследствии игра усложняется - Матрешки расставляются в ряд не по порядку. Ребенку нужно расставить матрешек в ряд от самой большой к самой маленькой и наоборот.

Карточка № 5

Дидактическая игра

«МАТРЕШКИНЫ СЮРПРИЗЫ»

Цель: создание условий для развития познавательных способностей через игру и формирование представлений о сюрпризах.

Материал: несколько матрешек, вовнутрь которых необходимо вложить цветные платочки с разными фигурками – зайчик, белочка, снежинка, ягодка и т.д.

Игровые действия: можно полностью спрятать сюрпризы вовнутрь матрешек, а можно сделать так, чтобы уголки торчали наружу. Детям объясняется, что матрешки принесли подарки и предлагается посмотреть их. Для этого надо открыть матрешку. Рассматриваются сюрпризы, которые принесли матрешки.

Карточка № 6

Дидактическая игра

«ОТГАДАЙ, ЧТО ВНУТРИ»

Цель: развитие познавательной активности, внимания и памяти.

Материал: матрешки, мелкие предметы (ракушка, камешек, конфетка, крышечка от бутылки, пуговица, монетка).

Игровые действия: берется 6 матрешек. В каждую из них кладется мелкий предмет. Матрешки закрываются. Задача ребенка - вспомнить и назвать, что спрятано в каждой матрешке. Далее задание можно усложнять —  взять для игры 8 матрешек.

 

Карточка № 7

Дидактическая игра

«НАЙДИ ДОМИК МАТРЕШКИ»

Цель: закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке и умение выделять фигурки по величине; воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал: карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.

Игровые правила: правильно «заселить» матрешек в свои домики.

Карточка № 8

Дидактическая игра

«СОБЕРИ МАТРЕШКУ»

Цель: закреплять умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения.

Материал: матрешки из бумаги (картона), поделенные на несколько частей.

Игровые правила: собрать из отдельных частей целую матрешку.

 

Карточка № 9

Сюжетная игра

«ЧАЕПИТИЕ»

Цель: закрепить знания о столовых предметах, культуре приема гостей, сравнении предметов, совершенствовать мелкую моторику.

Материал: расписные матрешки, кубики, посуда.

Игровые действия: напоить трех матрешек чаем, поблагодарить за угощение. Большую матрешку нужно посадить на большой стул, среднюю – на средний, маленькую – на маленький (стулья и столы строит сам из конструктора, используя кубики разных размеров). Чашки и тарелки подбираются аналогично.

Карточка № 10

Сюжетно-ролевая игра

«БАЮШКИ-БАЮ»

Цель: способствовать развитию эмоционально-положительного и

бережного отношения к игрушке.

Материал: расписная матрешка, детская кровать с атрибутами для сна.

Игровые действия: взять матрешку на руки, обнять и погладить её. Побаюкать на руках. Уложить в кроватку, накрыть одеялом, покачать кроватку. Действия можно сопровождать колыбельной мелодией (песенкой).

Карточка № 11

Речевая игра с движением

«МАТРЁШКА, ГДЕ ТЫ?»

Цель: формировать умение затормозить свое действие или же, наоборот, начать действовать по речевому сигналу.

Материал: деревянная составная матрешка.

Игровые действия: дети сидят на стульях, составленных в кружок вокруг воспитателя. Взрослый,

попросив детей положить руки за спину и ждать, мерным шагом обходит вокруг стульев позади детей. Матрешку держит в руке и приговаривает речитативом (Хожу, брожу, матрешку держу, разберу пополам, деткам в ручку дам).

Незаметно вкладывает по половинке матрешки в руки детям, сидящим по противоположным сторонам круга, и шепчет (Ты тихонечко сиди, ничего не говори, да и сам не смотри, только в ручке держи). Следом (Матрешка, где ты, покажись, пожалуйста). Дети, у которых в руке оказалась матрешка (половинка), выбегают на середину, соединяют обе половинки и отдают воспитателю.

Карточка № 12

Подвижная игра

«ШЛИ МАТРЕШКИ ПО ДОРОЖКЕ»

Цель: учить детей согласовывать детей со словами.

Материал: пчелка, домик.

Игровые действия: одного ребенка выбирают водящим (пчелка), остальные становятся в круг и выполняют движения под стихи воспитателя.

Шли матрешки по дорожке (шагают по кругу за матрешкой)

Было их немножечко,

Две Матрены,

Три матрешки,

И одна матрешечка.

(подходят к домику)

Я цветочек вышила,

Жу-жу-жу услышала.

(вылетает пчелка)

Села пчелка на цветок

Все матрешки наутек.

(все убегают, пчелка догоняет).

Карточка № 13

Подвижная игра

«ОЙ, ЧТО ЗА НАРОД!»

Цель: обучение двигательной координации в группе детей.

Материал: матрёшка.

Игровые действия: воспитатель держит матрешку лицом к себе. Идет по площадке назад, лицом к детям -дети идут за воспитателем стайкой.

- Ой, что за народ

За матрёшкой идёт? (матрёшка поворачивается)

Быстро-быстро убежали,

Только ножки замелькали (дети убегают).

- Ой, что за народ

В барабаны громко бьёт? (дети идут и говорят: «Бум-бум-бум!»)

(матрёшка поворачивается)

Быстро-быстро убежали,

Только ножки замелькали (дети убегают).

- Ой, что за народ,

Тихо-тихо так идёт! (дети идут крадучись)

(матрёшка поворачивается)

Быстро-быстро убежали,

Только ножки замелькали (дети убегают).

- Ой, что за народ,

Дружно прыгает вперед (дети прыгают)

(матрёшка поворачивается)

Быстро-быстро убежали,

Только ножки замелькали (дети убегают).

Карточка № 14

Сенсорная игра

«ЛЮБИМАЯ МАТРЕШКА»

Цель: совершенствование зрительных навыков, памяти и внимания.

Материалы: платочки желтого, зеленого и красного цветов; демонстрационные картинки с матрешками в сарафанах желтого, красного, зеленого и синего цветов.

Игровые действия: выполняется в положении стоя.

- У меня матрешка есть, новая игрушка,

В желтом сарафанчике славная толстушка.

(Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке).

- А ее откроешь – в ней сидит вторая,

Все в зеленом, как весной травка молодая…

(Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке).

- А вторую отвернешь – там еще матрешка,

Третья матрешка – в синем крошка,

(Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке).

- В ней – любимая матрешка.

Вся она как маков цвет: сарафан на ней надет,

Алый, как цветочек, и под цвет платочек,

Пуще всех ее храню, больше всех ее люблю

Маленькую крошку – красную матрешку.

(Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке).

Приложение 2

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО

 (приобщение к народной культуре дошкольников 2-3 лет)

Стихотворения

Гришин А.
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются — матрёшки.

Карапетьян Р.
Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней — еще немножко,
Ну а в ней — матрешка-крошка,
Ну а в крошке — никого.
Их четыре же всего.

В. Приходько

Ах, матрешечка-матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!


  • Матрешки — деревяшки
    Разноцветные рубашки.
    Красны маки на груди
    В сарафане впереди.
    И платочек повязной,
    Он с расцветкой золотой.
    И в руках она несет
    Вкусный, сладкий пирожок.

Иванов С.

Эти русские матрешки,

Разноцветные одежки,

На секреты мастерицы,

В старшей прячутся сестрицы.

Сколько их там не поймешь,

Если младшей не найдешь.

Лагздынь Г.

Деревянная матрешка

Влезла с Машей на окошко.

По карнизу ходит кошка

И не может сосчитать:

То стоит одна матрешка,

То матрешек целых пять!

Восемь кукол деревянных

Круглолицых и румяных.

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех матрёшками зовут.

Емельянова О.

Я Матрёшка-сувенир
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская Матрёшка.
Мастер выточил меня
Из куска берёзы.
До чего румяна я,
Щёки, словно розы.

Радов Ю.

Подарили мне матрёшку,

В ней ещё сидели пять.

Их поставил на окошко,

Чтоб смогли они гулять,

Потому что у матрёшек

Почему-то нету ножек.

Громова Л.

Подарили Маше

Матрешку – нету краше!

Вся такая ладная:

Яркая, нарядная!

Интересно с ней играть,

Можно даже открывать.

Приоткрой ее немножко,

Там внутри — ещё матрешка!

Только чуть поменьше ростом,

В остальном — двойняшки просто!

Стали третью мы искать,

Оказалось целых пять!

Пять матрешек – все в одной

Могут спрятаться порой.

Иванов С.
Ой ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!

Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!

Володина Ю.

Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!

Кныш Е.

Я Матрёшечка — краса!

Очень длинная коса,

Ленту алую вплету,

Хороводы заведу.

Яркий сарафан на мне,

Вышитая блузка!

Как же он сейчас красив

Мой костюмчик русский!

У меня сестрёнки есть,

Что меня моложе,

Как две капельки воды

На меня похожи!

Вместе выйдем в хоровод.

Ножкой топнем — топ-топ-топ!

Будет петь и веселиться

Вместе с нами весь народ!

Лисенкова Т.

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! Гармошка?

Нет! ...То - русская матрёшка!!!

Детская игрушка эта,

Обошла уже пол света!

Так, немного и немало

Символом России стала.

Знают все её загадку...

В ней хранятся по порядку

Краснощёкие девчонки...

Её младшие сестрёнки.

Я секрет тот тоже знаю

-Разбираю, собираю,

Достаю их друг за другом,

Расставляю полукругом;

Одна матрёшка, две... и вот...

Матрёшек целый хоровод.

Самуил Маршак

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

на две половинки.

В ней живет еще одна

кукла в серединке.

Эту куколку открой —

будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

куколка пузатая.

А внутри шестая

в ней живет пустая.

А в шестой седьмая,

А в седьмой восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд,

сестры куколки стоят.

Сколько вас? У них мы спросим,

И ответят куклы: — Восемь!

Матрешкины частушки и потешки

Мы – матрёшки, мы – сестрички

Мы – толстушки невелички.

Как пойдём плясать и петь

Вам за нами не успеть.

Я девчонка ничего!

Не боюсь я ничего.

Если я и упаду,

Все равно не пропаду!

Как у нашей у Хохлатки

Нынче вывелись цыплятки,

А из одной скорлупочки

Матреша вышла в юбочке.

На заре трубит рожок,

Кличет стадо на лужок:

— Выходи, Буренушка!

— Выхожу, Матренушка!

Ходят куры в стороне,

Позабыли обо мне.

Принесла горошку —

Вспомнили матрешку.

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет.

Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

Шла по ягоду Матрешка,

Позабыла взять лукошко.

«И куда ж такую сласть

Мне теперь, подружки, класть?»

Пыль клубится по дорожке —

Едут с ярмарки матрешки,

На баранах, на быках,

Все с баранками в руках.

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки,

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки.

Песни о матрёшке

«Мы матрёшки» (народная)

Мы матрёшки - раз, два, три (раз, два, три) (раз, два, три)

Как похожи - посмотри, посмотри, посмотри.

Ай-люли, ай-люли, сарафаны до земли.

Ай-люли, ай-люли, сарафаны до земли.

Мы матрёшки - раз, два, три (раз, два, три) (раз, два, три)

Как пригожи - посмотри, посмотри, посмотри

Ай-люли, ай-люли, ленты в косы заплели.

Ай-люли, ай-люли, ленты в косы заплели

Мы матрёшки - раз, два, три (раз, два, три) (раз, два, три)

Как дружны мы - посмотри, посмотри, посмотри

Ай-люли, ай-люли, хоровод мы повели.

Ай-люли, ай-люли, хоровод мы повели.

«Русская матрешка» (слова и музыка З. Роот)

1. Россия наша славится

Расписными ложками

Да еще гордится

Русскими матрешками.

Припев:

Матрешка русская,

Плясать она искусная,

Веселится и поет,

Развлекает весь народ.

2. В каждом доме ее почет,

Все встречают с ласкою,

Потому что вместе с ней

Дом наполнен сказкою.

Припев:

Матрешка русская,

Плясать она искусная,

Веселится и поет,

Развлекает весь народ.

«Русские матрешки» (муз. Д. Князев, сл. А. Яранова)

1. Матрешечки, матрешки,

Горят румянцем щечки.

Матрешечки, матрешки -

Мамочки и дочки.

Красивые, нарядные,

Милые и ладные.

Заводят хоровод –

Веселят честной народ.

Припев.

Русские матрешки,

Ой, какие крошки!

Девицы-красавицы

Во всем мире славятся.

Русские матрёшки,

Яркие сапожки.

Красавицы-девицы,

Невозможно не влюбиться!

2. Матрешечки, матрешки,

Доченьки и мамы.

Матрешечкам, матрешкам,

Не нужна реклама.

В Канаде и в Австралии,

В Китае и в Италии

Знают наших крошек –

Русских матрешек.

Загадки про матрёшку

В разнаряженной девице

Перепрятались сестрицы. (Матрешка)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются — (Матрешки)

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица

Для меньшей - темница. (Матрешка)

Цветастые платья,

Румяные щёчки!

Её открываем –

В ней прячутся дочки.

(Матрешка)

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки? (Матрешки)

Друг другу улыбаются,

Одна в другую ставятся,

Деревянные, как ложки!

Знаешь, кто это? (Матрешки)

Вот прабабушка-игрушка,

Хоть она и не старушка.

Просто у нее внутри

Есть еще похожих три.

Каждую мы открываем

И другую вынимаем! (Матрешка)

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы -...(Матрешки)

Какую игрушку

Сначала пополам ломают,

А потом в нее играют?

(Матрешка)

Приложение 3

Самоанализ ООД по познавательному развитию в интеграции образовательных областей в рамках патриотического воспитания для детей 2-3 лет

Выполнила: воспитатель Просвирина Е.В.

Тема: «Здравствуй, матрёшка!»

Образовательная область: познавательное развитие; интеграция образовательных областей - речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социальное развитие, физическое развитие.

Цель: знакомство младших дошкольников с русской народной игрушкой – Матрешкой.

Задачи:

1) Познавательные:

- продолжать знакомить младших дошкольников с русской народной культурой;

- способствовать расширению знаний детей о русской народной игрушке – матрешке.

- закреплять умение определять размер, цвет, количество, свойства предметов.

2) Развивающие:

- развивать знания детей о цветах, навыки рисования красками, умение украшать изображение в нетрадиционной технике (рисование ватными палочками);

- содействовать развитию связной речи, внимания и памяти, мелкой моторики рук;

- продолжать расширять и обогащать словарный запас.

3) Воспитательные:

- активизировать интерес малышей к традициям и обычаям русского народа;

- содействовать развитию эстетического вкуса.

Параметры

Анализ

Создание познавательной атмосферы

Все части занятия логичны и последовательны, связаны друг с другом, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы аспекты из других образовательных областей: социально-коммуникативное развитие (ритуал приветствия в начале основной части), художественно-эстетическое развитие (раскрашивание в нетрадиционной технике рисования), физическое развитие (двигательная активность во время танцевальной минутки), речевое развитие (общение в процессе ООД, ответы детей, повторение изученных слов). Части ООД объединены в единый игровой сюжет, что помогает повысить интерес детей к познавательной деятельности.

Применяемые методы и приемы

Словесный (приемы: разговор, беседа, пояснение, педагогическая оценка); наглядный (приёмы: показ предметов, образцов, способов действия); практический (приёмы: совместные действия, выполнение заданий); игровой (приёмы: сюрпризный момент, обыгрывание игрушек, выполнение игровых действий); стимулирования – похвала.

Организация деятельности

На занятии использовались разнообразные виды детской деятельности: познавательная (изучение матрешки), коммуникативная (общение со взрослым, ровесником, старшим ребенком), игровая (спрячь матрёшку в ладошке), музыкальная и двигательная (танец «Мы матрёшки»), самостоятельная изобразительная (раскрашивание ватными палочками). Используемый и оформленный материал был продуманным, красочным и эстетичным.

Взаимодействие

Личностно-ориентированный подход и создание атмосферы «партнерства» способствовали проведению ООД. Похвалы, подбадривания закрепляют ситуацию успеха ребенка.

Речь педагога

Старалась формулировать вопросы, способствующие ответам детей, строить высказывания грамотно и доступно для понимания.

Воспитательный компонент

Приобщение к народной культуре, развитие навыков вежливого поведения.

Коррекция деятельности

В процессе ООД постоянно происходила смена деятельности: дети передвигались по группе, используя все полезное пространство, что позволило избежать утомляемости и потери внимания. Во время выполнения практической части показала детям, как правильно сидеть за столом, наблюдала за сохранением осанки.

Результативность

Материал ООД детьми усвоен, закреплен с опорой на продуктивную деятельность. Мотивация на занятие и итог были организован в виде коммуникативно-игровой ситуации (круг) с целью создания настроения и эмоционального удовлетворения от проделанной работы.

Вывод: анализируя проведенное занятие, могу констатировать, что содержание соответствовало заданной тематике, цель достигнута, поставленные задачи были выполнены.

Приложение 4

фотоматериалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательной области «Музыка» для детей 6-7 лет группы общеразвивающей направленности.

Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательной области «Музыка» для детей 6-7 лет группы общеразвивающей направленности.Цель: Способствовать нравственно-эстетическому развитию ...

Рабочая программа по развитию речи для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности образовательная область «Коммуникация»

Рабочая программа по развитию речи направлена на реализацию образовательной области «Коммуникация», составлена на основе обязательного минимума содержания по познавательно-речевому развитию детей стар...

План взаимодействия с семьями детей 4-5 лет группы общеразвивающей направленности

Родительские собрания, консультации, беседы, тематика наглядных пособий...

Конспект ООД по ПДД «АЗБУКУ ДОРОЖНУЮ – ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО» в группе общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Цель: формирование представлений детей о дорожных знаках.Задачи: рассказать детям, когда появился светофор, расширять и закреплять знания детей о сигналах  светофора и правилах дорожного движения...

Музыкальная гостиная на тему: «Классическая музыка детям: Мелодии зимы» для детей 5-6 лет групп общеразвивающей направленности

Классическая музыка детям: Мелодии зимы. Цель:  развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, выявление образа зимы и умение передавать его в различных музыкальных видах деятельности.Задачи...

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию. Тема "Я Оренбуржец и этим горжусь!". Группа общеразвивающей направленности 5-6 лет.

Данное занятие прививает у детей чувство любви и гордости к городу в котором мы живем. Развивает интерес к посещению достопримечательностей города. Учит ценить, оберегать и не забывать свою малую Роди...