Воспитание доброты как необходимое условие нравственного воспитания детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Елфимова Эльвира Адамовна

В обществе отмечается общий рост социальной напряженности, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессии и враждебности. Искажение нравственного сознания, эмоционально-волевая и душевная неподготовленностьведут к кризису нравственности и бездуховности. Это проявляется в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких чувствах как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. Поэтому работа педагога, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях, представляется на сегодняшний момент актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание доброты как необходимое условие нравственного воспитания детей раннего возраста.

Доброта нужна всем людям

Пусть побольше добрых будет

Говорят не зря при встрече:

«Добрый день» и «Добрый вечер»

И не зря ведь есть у нас

Пожеланье «В добрый час»

Доброта – она от века

Украшенье человека.

Маленькая девочка остановила меня на улице неожиданным вопросом: 

– Скажите, пожалуйста, должны ли люди знать путь бога? Маленькая девочка (лет восемь) не больше была не одна. Рядом стояла молодая женщина (видимо мама).

Тоненький детский голосок дрожал от волнения в морозном воздухе, и я просто не могла проскочить мимо, хотя очень торопилась. Какие-то доли мгновения собираясь с мыслями, я быстро, но уверенно ответила: 

– Конечно, каждый образованный человек должен знать это. Глаза девочки успокоились, и прозвучал новый вопрос:

– А как вы думаете, это поможет людям быть людьми и понимать друг друга?

«Такая смелая девочка, подумала я и окончательно отдышавшись от быстрой ходьбы, уже спокойно ответила:

– Конечно поможет ведь это путь добра. 

Мы ещё немного поговорили о чем-то. Молодая женщина рядом не сказала ни слова, она лишь молча улыбалась, слушая нас. 

И я, уже уходя по своим делам, к которым торопилась, размышляла об этом разговоре. 

А ведь это просто урок воспитания общения, доброты. Молодая мама учит свою дочь доверять людям, учит ребёнка видеть людей вокруг себя, уважать их и уважать их мнение.

Так что же такое добро и доброта. Это одно из главных духовных ценностей человека – как отвечает наука обществознание. Добро – это положительные нравственные ценности человека, а доброта – это стремление нести эти ценности другим. И почему это так важно и актуально в наше нелёгкое время говорить о нравственности?

И почему нравственное воспитание важно для наших особых детей так же, как и физическое и умственное развитие.

Многие считают, что дети рождаются чуть ли не ангелами. Это не так. Это ошибочное мнение. Дети не рождаются добрыми, они рождаются в той среде, которая их окружает, и поэтому агрессивные внешние условия ломают психику детей. Отсюда происходит их жестокость. 

Зло, ненависть, как и доброта, нежность и любовь идут от взрослых, окружающих детей. Отношения между взрослыми ребёнок чувствует ещё в утробе матери. Наши особые дети – это, как правило выходцы из неблагополучных семей.

Ребёнок не получил любви, заботы, не согрелся. Отсутствие родительского тепла приводит к тому, что малыши начинают воспринимать окружающий мир как враждебный, потому что привык чувствовать отчуждения и холод внешней среды.

В сокровенных глубинах души ребёнка всегда есть тоска по незапятнанному добру, чистому отношению к ближнему, по искренней любви. Это пробуждается от чей-то любви, от чьего-то (вернее нашего) доброго отношения.

Воспитание доброты у детей – это очень много ёмкий, но необходимый процесс. Созидать доброту в детях надо посредством созидания самого себя, воспитания с собой, своим отношением к ближним.

Иногда я наблюдала, как наши особые дети устраивают «разборки» между собой: делят игрушки, толкают, щипают друг друга. Дело доходило до укусов и громкого рёва. Эти моменты возникают спонтанно, совершенно неожиданно. Тяжело смотреть как двое дцпешников вдруг что-то не поделили, и назрел скандал до слез. Вот тут-то и начинается «сложный» педагогический процесс, улаживания конфликта.

Со всей серьезностью, со всем чувством такта (не дай бог кого-то обидеть) устанавливается мировое согласие.

И дети наследуют не только физические свойства, но и определённые душевные качества своих родителей. Эмоциональная жизнь родителей отражается в наследственности, и переходит виде предрасположенностей к их детям.

Вот так и получается, рождённые в агрессивной среде, дети аккумулируют в себе жестокость. Были такие моменты в моей работе, я видела, что некоторым детям доставляло удовольствие видеть, как плачут другие дети и, более того, они даже принимали меры для того, чтобы те продолжали плакать.

Наши дети ещё не понимают, но мы-то знаем, что в обыденной жизни жестокости и так хватает. Мы хотим всей душой, чтобы наши воспитанники выходили в наш кризисный мир добрыми. Как это ни странно, но именно доброта поможет им выжить. Именно доброта в душе и сердце подарит им чувство спокойствия, радости принятия бытия таким, каково оно есть, чувства слаженности с окружающими их людьми.

Умение быть добрым и умение нести добро и другим научит их жить в мире, в котором и так полно всяких катаклизмов. Люди потянутся к ним и своим отношением, своей поддержкой помогут им в трудную минуту. Добрые люди никогда не будут одинокими, а это так важно для «особых» детей.

Доброта – это целая наука, и о ней можно говорить много.

Есть у Н. Заболоцкого стихотворение «Некрасивая девчонка». В нём говорится о девочке, которая не отличается внешней красотой – «напоминает лягушонка», как пишет поэт. Но это некрасивость становится незаметна, когда она радуется чужой радости, когда её чувства настолько сильно, что изменяют внешность. 

Доброта – это и есть то единство внешнего и внутреннего мира, тот внутренний огонь, который переплавляют любые страдания в радость.

Замечательные слова поэта:

«Что ж есть такое красота и почему её обожествляют люди? Сосуд оно, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуд?

Проблема нравственного воспитания в наше время приобретает особую остроту.

Недооценка воспитания нравственных качеств оборачивается изъяном публики всего общества. Сегодня дефицит нравственности стал источником многих противоречий, наблюдаемых в нашей жизни.

Проявление равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми делает процесс воспитания доброты, как нравственного качества у детей особенно необходимым.

Основные правила, которыми руководствуемся мы в работе с нашими особыми детьми по воспитанию нравственных качеств:

  1. Люби своего ребёнка 
  2. Охраняй своего ребёнка
  3. Будь для своего ребёнка добрым примером
  4. Играй со своим ребёнком
  5. Трудись со своим ребёнком
  6. Сопереживай своему ребёнку
  7. Радуйся со своим ребёнком.

Воспитание доброты – это воспитание отзывчивости и милосердия – лежит в основе нравственного воспитания ребёнка. Эти качества определяют моральный облик человека, делают его внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни.

Очень важно, чтобы гуманное чувство дети распространяли не только на себя, а ещё умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, и братьям нашим меньшим – животным.

Милосердие – само слово говорит тебе – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чужой бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.

Наши воспитательные задачи - уметь воспитать у детей эту готовность и желание заботиться о других. Воспитатели нашей группы стараются создать тихую доброжелательные обстановку в работе. Мы стараемся следить за своей речью, эмоциями, голосом. Голос стараемся не повышать, используем его интонации выразительность речи.

Мы призываем детей к порядку, ответственности, уважительному отношению к взрослым и сверстникам. Персонал нашей группы старается создать в группе уют, красоту, доступность игр, комфортность, игровой материал для детей подобран по возрасту и организован игровыми зонами.

Большое внимание уделяется культуре поведения детей, их внешнему виду, аккуратности, учим малышей видеть неполадки во внешнем виде у себя, у другого ребёнка, умение тактично помочь ему.

Мы воспитываем наших детей уметь замечать состояние других детей, взрослых, при этом руководствоваться чувством уважения к окружающим. В нашей группе около зеркала есть уголок настроения.

С помощью его можно определять эмоциональное состояние ребёнка, которому необходима эмоциональная поддержка. При проведении занятий делается акцент   нравственной стороне вопроса или темы.

Ребёнок во время занятий чувствует постоянный контакт со взрослым, чувствует его поддержку и переживания (погладить по голове, поправить воротничок, поддержать словом и так далее).

В игровых моментах с детьми, или их самостоятельной деятельности воспитатели нашей группы особых детей учат их действовать сообща, коллективно, стимулируют их и внимание по отношению к соседу, помощи товарищу.

При рассматривании картинок и иллюстраций другого материала, обращаем внимание детей на эмоциональную сторону вопроса (эмоциональные переживания героев, внутреннюю борьбу). Это учит чувству такта в общении детей, умению определять по внешнему виду состояние человека.

 При чтении сказок, потешек, интонацией голоса придаём нравственную окраску поступков персонажей, что позволяет детям ориентироваться в происходящем - что такое хорошо, что такое плохо.

Доброте и вежливости учим через процесс. Это обучение культуры поведения и забота друг о друге и взрослых. Поступки наших особых детей не всегда бывают справедливыми и добрыми.

И наша задача каждодневно, целенаправленно вкладывать в детские головы, что смеяться над чужой бедой некрасиво. Работа по теме воспитания доброты у наших слабых детей не только нужно, но очень интересно, требует от взрослого человека терпения, воспитания самого себя.

Из «Основ планетарной эволюции» (источник Стелла Амарис): Мы жители Земли утверждаем истину:

Дети должны воспитываться на гуманистических традициях, уважения друг друга. Человек должен следовать согласно своим внутренним установкам, совести, чести, достоинства, продиктованным понятиям: всегда творить добро и никому не навреди. И ещё доброта невероятно помогает поддерживать позитивное мышление, которое так необходимо для достижения успеха в любом деле. Так что, если мы хотим научиться мыслить позитивно, надо просто стараться быть добрее к себе и к людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность детей – необходимое условие физического развития детей дошкольного возраста.

Двигательная активность– это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием  всестороннего развития и воспитание ребенка. Благоприятное воздействие ...

Необходимость социально-педагогической поддержки детей раннего возраста по адаптации к ДОУ

Раскрыты сущность адаптации ребенка раннего возраста как медико-психолого-педагогической проблемы, выявлены факторы,существенно затрудняющие процесс адаптации ребенка раннего возраста к условиям детск...

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Воспитание духовно-нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе духовно – нравственного воспитания детей раннего возраста посредством русских народных сказок....

Обращение к поэзии как необходимое условие развития речи детей дошкольного возраста

Одним из основных аспектов воспитания дошкольников является обращение к поэтическому слову. Поэтому важное место в методике развития речи занимает деятельность, направленная на развитие у детей интере...