Кружок "Веселые пальчики"
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Гулиева Надежда Алексеевна

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

   Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_veselye_palchiki_2_ml.docx43.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Малышок»

КРУЖОК «Веселые пальчики»

2019-2020 учебный год.

младшая группа

Воспитатель: Попова А.Ф.

                   Гулиева Н.А.

пгт.Берёзово

2019

Пояснительная записка.

 ….Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне….

Э.Успенский

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

   Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Наиболее успешно это осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.

Цель: Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет  посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  • Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов (тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки  + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев).
  • Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
  • Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук, внимание, чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца.

Участники кружка: Воспитатель, дети и родители.

Время действия кружка: долгосрочный проект  октябрь 2019 года  - май  2020 года.

Количество занятий: одно занятие в неделю во второй половине дня.

Возраст детей: 3-4 лет.

Количество детей: 21 человек. Младшая группа

Нетрадиционные художественные техники:

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наноситточки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или

окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют иправой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы рукивытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею побумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом,заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурностипушистой или колючей поверхности.

- Оттиск пробкой, листьями, печаткой  из картофеля, дном бутылки: ребенок прижимает печатку к штемпельнойподушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цветаменяются и мисочка и печатка.

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затемскатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка)до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается вклей и приклеивается на основу.

- Рисование крупами: рисунок изначально смазываем клеем ПВА. Затем посыпаем изображение любой крупой (манкой, гречкой, пшеном, геркулесом, рисом).

- Рисование вилкой:предварительно необходимо развести гуашь в блюдце, затем приступаем к рисованию. Опускаем вилку в блюдце с краской и наносим оттиск на бумагу.

- Оттиск смятой бумагой:ребенок прижимает смятую бумагу (салфетку) к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Методы и приёмы:

Практический метод: (работа детей с красками). Наглядный метод: (использование образца, рассматривание отдельных предметов, наблюдение явлений в природе). Словесный: (объяснение, рассказ, беседа, использование словесного художественного образа, слова чтение стихов, потешек).

Приёмы рисования: - пальчиками (примакивание  и тычок);- ладошкой (примакивание  и слияние цветов);- ватными палочками (тычок);- вилкой (проведение вертикальных линий);                                                                  - крупами (посыпание);- печать пробками (примакивание);- отпечатки листьев (примакивание);- жесткой полусухой кистью (тычок);- печать из картофеля (вырезается любая фигура), (примакивание) ;- печатки дном бутылки (примакивание);                                                                                 - оттиск смятой бумагой(примакивание).                                                                                

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

  •  «Физическое развитие».  Развитие мелкой и крупной моторики; использование  физкультурных минуток, двигательных заданий.
  • «Музыкальное воспитание». Музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
  • «Речевое развитие». Использование на занятиях художественного слова,  потешек, стихотворений, пальчиковых игр.
  • «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в серии искусства, творчества; сенсорное развития.
  • «Художественно – эстетическое развитие» Знакомство  детьми с разными видами   нетрадиционной техникой рисования

Результатом работы по данной программе должно стать:

  • Сформированность  у детей  знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
  • Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

ОКТЯБРЬ

1 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Осень золотая под зонтом гуляет»»

2.Физкультминутка «Листики».

3.Тема: «Осень»

Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать цветовосприятие. Продолжать учить располагать рисунок по всему листу. Формировать аккуратность при работе с красками.

2 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья».

2.Физкультминутка «Птички».

3.Тема: «Осенний лес» (Коллективная работа)

Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие.

3 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Ягоды»

2.Физкультминутка «За малиной».

3.Тема: «Ягоды на тарелке»

Познакомить с  техникой –печатания  пробкой. Учить рисовать ягоды, рассыпанные по тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции; воспитывать аккуратность.

4 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Грибы»

2.Физкультминутка «Вот мы в лес пришли».

3.Тема: «Веселые мухоморы»

Учить  ровно раскрашивать шляпку гриба кистью.  Наносить ритмично и равномерно пальчиками точки на всю поверхность шляпки гриба, рисовать травку. Формировать аккуратность при работе с красками.

НОЯБРЬ

1 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»

2.Физкультминутка «Строим дом».

3.Тема: «Цветы для мамы»

Закрепить технику рисования вилкой и пальчиками листики (примакивание). Развивать интерес к выполнению работы, цветовосприятие.

2 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Деревья»

2.Физкультминутка «Деревцо».

3.Тема: «Рябинка»

Учить рисовать на ветке ягодки(пальчиками.).  Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

3 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Кто- то летним вечерком»

2.Физкультминутка «Котята».

3.Тема: «Мои любимые домашние животные »

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью – учить имитировать шерсть животных, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности.

4 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Посуда»

2.Физкультминутка «Чайник».

3.Тема: «Красивая чашка»

Познакомить с  техникой –печатания  картофелем (вырезается любая фигурка)нанося рисунок равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность.

ДЕКАБРЬ

1 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Зима»

2.Физкультминутка «Мы дорожки подметаем».

3.Тема:«Маленькой елочке холодно зимой» (коллективная)

Обучение умению рисовать ватными палочками прямые вертикальные линии (елочка). Закреплять умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки).

2 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: « Я перчатку надеваю»

2.Физкультминутка «Погреемся».

3.Тема: «Мои рукавички»

Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками. Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность.

3 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «На елке»

2.Физкультминутка «Новый год».

3.Тема: «Елочка пушистая, нарядная»

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками (игрушки) Воспитывать аккуратность.

4 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Зимняя прогулка»

2.Физкультминутка «Мы к лесной лужайке вышли».

3.Тема: «Зимний лес»

Познакомить с техникой рисования -оттиск смятой бумагой. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками (снег, облака) Воспитывать аккуратность.

ЯНВАРЬ

1 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Птички и ветер»

2.Физкультминутка «Снегири».

3.Тема: «Снегирь»

 Учить детей закрашивать ватными палочками снегиря, методом тычка;  закрепить частиптицы. Развивать чувства цвета и ритма. Воспитывать любовь к пернатым.

2 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Снеговик»

2.Физкультминутка «Зимой».

3.Тема: «Веселый снеговик»

Упражнять в технике тычкаполусухой  жесткой кистью.Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Дорисовывать детали ватными палочками.Развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук.

Воспитывать аккуратность при работе.

3 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Снежный ком»

2.Физкультминутка «Зимой».

3.Тема: « Снежинка»

Познакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Детишки ходят в сад»

2.Физкультминутка «Мы на коврике стоим».

3.Тема: «Красивый коврик»

Упражнять в печатании с помощью печаток ( листьями, пробкой, картофель и т. д.).Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

2 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Цветы»

2.Физкультминутка «Просыпается цветок».

3.Тема: «Цветы в вазе»

Познакомить с техникой   – рисование дном бутылки; закреплять рисование пальчиками. Закреплять навыки наклеивания (ваза) Развивать воображение и творчество. Воспитывать аккуратность

3 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «На параде»

2.Физкультминутка «Пограничник».

3.Тема: «Кораблик для папы»

Учить детей закрашивать ватными палочками кораблик, методом тычка;  закрепить части птицы. Развивать чувства цвета и ритма.

4 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Цветы»

2.Физкультминутка «Дружно маме помогаем».

3.Тема: « Мимоза для мамы»

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывание шариков из салфеток. Закреплять навыки наклеивания.

МАРТ

1 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Цветы»

2.Физкультминутка «Наши нежные цветки».

3.Тема: «Мимоза для мамы»

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывание шариков из салфеток. Закреплять навыки наклеивания.

2 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Солнышко»

2.Физкультминутка «Весна - красна».

3.Тема: «Солнышко лучистое»

Закрепить технику рисования вилкой и пальчиками листики (примакивание).  Развивать интерес к выполнению работы,  цветовосприятие.Воспитывать аккуратность при работе.

3 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Зайцы»

2.Физкультминутка «Три медведя».

3.Тема: «Ёжик»

Продолжать знакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

4 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Утята»

2.Физкультминутка «Петух».

3.Тема: «Цыпленок»

Продолжать знакомить с техникой рисования -оттиск смятой бумагой.Развивать воображение и творчество Воспитывать аккуратность.

АПРЕЛЬ

1 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Космос»

2.Физкультминутка «Космонавт».

3.Тема: «Ракета»

Учить детей закрашивать ватными палочками снегиря, методом тычка. Развивать чувства цвета и ритма.

2 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Осьминожка»

2.Физкультминутка «Осьминог».

3.Тема: «Вот какие осьминоги!»

Совершенствовать технику печатания ладошками, умение дорисовывать пальчиками картинку. Развивать воображение и творчество. Воспитывать аккуратность.

3 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Весенний дождик»

2. Физкультминутка «Руки подняли и покачали».

3.Тема: «Черемуха»

Закрепить технику – рисование дном бутылки. Развивать воображение и творчество. Воспитывать аккуратность.

4 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Рыбки»

2. Физкультминутка «Вышел дождик погулять».

3.Тема: «Подводное царство»

Закрепить умение рисовать ладошками, пальчиками (рыбок. водоросли, камушки)Учить наносить отпечатки по всей поверхности силуэта. Развивать чувство ритма и формы. Воспитывать аккуратность.

МАЙ

1 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Золотая звездочка»

2.Физкультминутка «Девочки и мальчики».

3.Тема: «Праздничный салют»

Упражнять детей в  рисовании методом тычка. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа.

Развивать чувство ритма, цетовосприятие

2 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «На лесной полянке»

2. Физкультминутка «Одуванчик».

3.Тема: «Носит одуванчик жёлтый

сарафанчик»

Учить рисовать одуванчики. Упражнять в технике -  оттиск смятой бумагой, тычок полусухой  жесткой кистью.  

рисования . Развивать чувства ритма и композиции. Воспитывать интерес к природе и отражению ярких впечатлений в рисунке.

3 неделя

1.Пальчиковая гимнастика: «Божьи коровки»

2.Физкультминутка «Мы божьи коровки – быстрые и ловкие!».

3.Тема: «Божьи коровки на лужайке»

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закреплять умение равномерно наносить точки на поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков. Воспитывать аккуратность.

4 неделя

Выставка детских рисунков.

Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональное проявление и высказывание. Упражнять в выборе понравившихся  рисунков.

Работа с родителями:

1

Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»

Ноябрь

2

Выставка совместных работ детей и родителей

Апрель

3

Презентация кружка на итоговом родительском собрании.

Май

Мониторинг:

• Изображает отдельные предметы, простые по композиции и содержанию сюжеты

.• Украшает силуэты предметов узорами

.• Правильно пользуется кисточкой и красками

.• Знает цвета и некоторые оттенки.

Методическая литература кружка «Веселые пальчики»:

  1. Давыдова Т.Н. «Рисуем ладошками»
  2.  Давыдова Г.Н «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»- М. 2007г.
  3. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками»-М.;ТЦ Сфера,2017
  4. Лыкова И.А. «Цветные ладошки»
  5. Лыкова И.А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
  6. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
  7.  Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...