Доклад в рамках областной научно-практической конференции "Кирилло-Мефодиевские чтения: к 30-летию Южно-Сахалинской и Курильской Епархии"
статья (старшая группа)

Подойницына Елена Валерьевна

Тема доклада: "Игра как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»

г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

Россия, 694620, Сахалинская обл.,                                                                                тел./факс (42433)2-01-98 

г. Холмск, Восточный пер., дом 18                                                                              E-mail:dou-2skazka@mail.ru

Доклад

воспитателя высшей квалификационной категории

 МБДОУ детского сада №2 «Сказка»

г. Холмска Сахалинской области

Подойницыной Елены Валерьевны

в рамках областной научно-практической конференции

«Кирилло-Мефодиевские чтения: к 30-летию Южно-Сахалинской и Курильской Епархии»

Тема:

«Игра как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье»

г. Холмск

2023

Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

В.А. Сухомлинский

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

В условиях ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

• формирование начал патриотизма и гражданственности;

•формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

•формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

•уважение к своей нации;

•понимание своих национальных особенностей;

•формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

•уважение к представителям других национальностей;

•формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;

•воспитание уважительного отношения к труду.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в дошкольных организациях с учетом национальных и региональных особенностей. Необходимым условием для духовно-нравственного воспитания детей является создание предметно-развивающей среды.

2слайд Каждая семья мечтает, чтобы ребенок рос жизнерадостным и счастливым, общительным и здоровым. Педагоги должны помочь родителям вырастить детей, а самое главное воспитать их в соответствии с духовно-нравственными нормами в современном мире. Малыш тянется к взрослому, он для него как путеводная звезда. Любовь, ласка, забота взрослых учат малыша, он впитывает все эти светлые чувства и делает частью собственного «Я».

3слайд Развитие духовно-нравственных качеств возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства. Семья является ключевым звеном в воспитании детей, а социальные институты должны помогать, поддерживать и дополнять воспитательную работу с целью духовно-нравственного развития детей.

4слайд Современная семья создаёт ту духовно-нравственную атмосферу, которая формирует характер ребёнка. Если отец и мать делят между собой все трудности и радости, всегда готовы прийти на помощь другим, то создаются необходимые условия для того, чтобы ребёнок подражал их формам взаимоотношений.

Родители часто жалуются на ограниченность времени, отводимого на воспитание детей. Но не следует забывать, что воспитание осуществляется не только при непосредственном контакте с ребёнком, но и организацией всей жизни семьи.

Большое значение для формирования такого нравственного качества, как заботливость, имеют обсуждения с детьми явлений окружающей жизни, событий в детском саду, рассказы родителей о своём детстве, товарищах, взаимопомощи в трудных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, к их труду; стремиться быть полезными для них.

5слайд Особую роль в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Для восприятия художественных произведений у детей развивают эмоциональную отзывчивость на содержание литературных произведений, умение правильно оценивать поступки героев. Можно организовать чтение с обязательной беседой по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами морали, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания.

6слайд Включая ребёнка в активную жизнь семьи (постоянные трудовые поручения, участие в подготовке к семейным праздникам, совместные прогулки, чтение художественной литературы), мы должны стремиться к тому, чтобы научить ребёнка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимающим настроение близких людей.

Характеры детей, формируясь социально-культурной средой и воспитанием, проявляется в отношениях с другими людьми, образе жизни, привычках, поведении. Всё это в ребёнке закладывается в семье. И чем больше в семье он упражняется в нравственном поведении, тем легче ему в коллективе сверстников.

Ребёнок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливость, успешно проходит в тех семьях, где существует взаимоуважение членов семьи, интерес к окружающим людям.

7слайд Игра – одно из наиболее эффективных средств духовно-нравственного воспитания. Игра учит детей размышлять над каждым нравственным поступком, воспитывать хорошие манеры и развивать душу. Для формирования духовно-нравственных качеств используются игры, которые учат получать удовольствие от общения с другими детьми, воспитывают уважение и любовь к близким людям.

8слайд Использование народных игр позволяет не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют формированию добрых отношений в коллективе сверстников, ограждают ребёнка от негатива и агрессии. Широко используются игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребёнка. Они формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности.

9слайд Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребёнка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой. В семье ребёнок имеет возможность включиться в трудовую деятельность взрослых. В процессе совместного домашнего труда между родителями и детьми возникают отношения сотрудничества, доверия, взаимопонимания. Но для ребёнка труд является ещё игрой.

10слайд Важным педагогическим условием, способствующим духовно-нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает ребёнка на тему игры, рождает игровые связи, жизненные ситуации, вызывает вопросы, размышления. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребёнку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по-разному: возить строительный материал, превратить в кровать для больного мишки, использовать как чемодан для кукольной одежды и т.п. В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки без деления их на «мальчишечьи» и «девчёночьи».

Время от времени вместе с ребёнком нужно осматривать его игровое хозяйство. Если есть сломанные игрушки, не спешите выбрасывать их. Отремонтированная взрослым в присутствии ребёнка игрушка становится ему дороже новой. Ремонт игрушки можно обыграть по-разному: можно на время превратиться в доктора Айболита и пришит оторванную лапу или ухо медвежонку, при этом ребёнок становится медсестрой (медбратом); поломанную машинку поставить в построенный «гараж», на время ремонта.

11слайд Игра – одна из форм общения старших дошкольников, в которой они активно переосмысливают накопленный нравственный опыт. В игре ребёнок обучается и воспитывается более успешно, чем на специальных занятиях. Вызывает тревогу стремление некоторых родителей, подготавливая ребёнка к школе, занять всё свободное время ребёнка чтением, письмом, не оставляя времени на игру. Часто родителям кажется, что игра – это забава, развлечение.

Не признавать и не понимать игру – значит не понимать и недооценивать дошкольного детства, не удовлетворять духовных потребностей ребёнка. Игра – основная деятельность дошкольника. Ведущая роль её заключается в многогранном воспитательном воздействии на ребёнка.

Игра тогда становится важным средством нравственного воспитания, когда в совместных действиях дети переживают радость успеха и горечь неудач. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание.

12слайд Чем больше времени взрослые проводят с детьми, тем лучше между ними взаимопонимание. Общие интересы сближают их, создают дружественную атмосферу.

В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными.

13слайд Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на областной научно-практической конференции по преемственности дошкольного и начального школьного образования "Формирование логических приёмов мыслительной деятельности будующих школьников"

"Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли". А.С. Выготский....

Доклад для выступления на научно-практической конференции «Покровские чтения»

Тема: «Единство воспитателя и семьи в духовно – нравственном воспитании дошкольника»...

Доклад областной научной - практической конференции VII Сахалинские Рождественские образовательные чтения: «Нравственные ценности и будущее человечества»

laquo;Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством народных подвижных игр»...

Доклад проекту ознакомления дошкольников с художественной литературой "Все начинается с чтения" в рамках городской научно-практической конференции "Уголок чтения как образ мышления"

Разработанное пособие  содержит краткое теоретическое описание эффективных педагогических технологий, которые можно использовать в образовательном процессе  дошкольных учреждений для реализа...

Доклад в рамках научно-практической конференции "Кирилло-Мефодиевские чтения -2022" Докладчик: Грязнова Т. М. воспитатель МАДОУ №113 "Капитошка" г.Улан-Удэ

Аннотация: Материал даёт характеристику и описание программы по духовно-нравственному воспитанию «Дорогой Благодати»,  в статье рассматривается понятие и основные положения «дух...

Материал XI областной научно-практической конференции "Элементы изобразительной деятельности в работе учителя-логопеда"

Существует множество вариантов заданий с использованием элементов изобразительной деятельности в работе логопеда....