Рабочая программа кружка «Парикмахерское искусство»
рабочая программа

Рогощенкова Наталья Геннадьевна

Рабочая программа «Парикмахерское искусство» представляет собой разработанный дополнительный курс художественно-культурологической направленности. Данная программа дает возможность детям самим выполнить ту или иную стрижку или прическу. Кроме того, данная программа обеспечивает занятость детей, прививает любовь к труду и творчеству. Она направлена на эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося; создание основы для приобретения им опыта по созданию объектов парикмахерского искусства; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_rogoshchenkova_n_g_parikmaherskoe_iskusstvo.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом «Гнёздышко»

Утверждаю:

Директор СОГБОУ

«Детский дом «Гнёздышко»

_______________Зайцева Ю.В.

«___»___________2022 г.

Рабочая программа кружка «Парикмахерское искусство»

Программу разработал:

Воспитатель группы №6:

Рогощенкова Н.Г.

Смоленск

2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Парикмахерское искусство» представляет собой разработанный дополнительный курс художественно-культурологической направленности. Данная программа дает возможность детям самим выполнить ту или иную стрижку или прическу. Кроме того, данная программа обеспечивает занятость детей, прививает любовь к труду и творчеству. Она направлена на эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося; создание основы для приобретения им опыта по созданию объектов парикмахерского искусства; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося.

В возрасте 12-18 лет дети начинают задумываться о выборе профессии. Этот период характеризуется бурной социальной активностью детей. Происходящие сдвиги во всех областях жизнедеятельности подростков, делают этот возраст “переходным” от детства к взрослости. В этот период складываются, формируются устойчивые формы поведения, черты характера - это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления «Я», обретения новой социальной позиции.

Основным назначением программы является развитие системы знаний и трудовых умений по профессии парикмахера и уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Актуальность программы. Парикмахерское искусство развивается с каждым годом. Связано  оно не  только  со  сменой  новейших  тенденций, но  и с изобретением новых  технологий стрижки, укладки и окрашивания  волос. Ежегодно  выпускаются  новые  окрашивающие составы, которые отличаются  огромной палитрой оттенков и к тому же не нарушают  структуру  волос, а, напротив, ухаживают  за ними.

Парикмахерская деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. 

Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости.

Приобретая практические умения и навыки в области парикмахерского искусства, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

В ходе данной программы ребенок создает новое, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Данная программа даёт возможность каждому обучающимся попробовать свои силы в разных видах работ парикмахера, помогает им сделать осознанный выбор в пользу определенного вида работ, то есть самореализоваться и самоопределиться в них. Кроме того, обучающиеся получают навыки работы с парикмахерскими инструментами, знакомятся с современными косметическими материалами, используемыми в парикмахерском деле. 

Новизна программы - заключается в том, что в основе программы лежит идея использования в обучении собственной активности обучающихся, их способности к продуктивному воображению и мышлению, что дает возможность эффективно решать задачу общего развития ребенка, расширяя и углубляя их знания в парикмахерском искусстве.

В программу курса включена информация, способная вызвать познавательный интерес у учащихся вне зависимости от выбранного ими дальнейшего направления профессионального обучения.

Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности воспитанников.

В программе значительное место отводится практическим занятиям, необходимым для овладения навыками художественного проектирования. Практические задания носят репродуктивный и продуктивный (творческий) характер.

Цель программы: выявление и развитие способности каждого воспитанника к творческому самопроявлению, как в области парикмахерского искусства, так и в социуме; профориентация; адаптация в сложном современном обществе.

Задачи:  

  • Образовательные - познакомить детей с историй и развитием парикмахерского искусства; дать теоретические знания и обучить основным навыкам и приемам выполнения парикмахерских работ; Формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.
  • Развивающие - развивать внимание, логическое и  пространственное мышление, развивать мелкую моторику рук и глазомер, развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей; формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире; овладение техникой выполнения парикмахерских работ.
  • Воспитательные  - Воспитание культуры общения и поведения в коллективе; воспитывать трудолюбие, аккуратность,

Педагогические приемы:

  • формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
  • организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание);
  • стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, и т. д.);
  • сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования.

Методы проведения занятия:

словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.

Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

Материально-техническое обеспечение:

Для работы в объединении созданы необходимые условия:

  • просторное светлое хорошо проветриваемое помещение;
  • проточная вода;
  • аптечка с набором медикаментов;
  • столы и стулья для каждого обучающегося;
  • зеркало с полками;
  • шкаф для хранения препаратов;
  •  Компьютер и проектор для демонстрации фото и видеоматериалов
  • Инструкция по ТБ
  • Пособия по парикмахерскому искусству
  • Удлинитель-тройник

Инструменты и принадлежности:

  1. Парикмахерские ножницы прямые и филировочные;
  2. Щетки, расчески, щетка для чистки расчесок;
  3. Зажимы;
  4. Машинки для стрижки волос;
  5. Фены;
  6. Пеньюар;
  7. Фартук;
  8. Одноразовые воротнички;
  9. Распылитель;
  10. Одноразовые полотенца;
  11. Лак для волос, шпильки, невидимки.

В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности:

Техника безопасности при работе с режущими инструментами:

Набор парикмахерских инструментов должен находится в специальном плотно закрытом мешке или футляре с отделениями для каждого инструмента.

Работа с ножницами:

1. На конце ножниц (в нерабочем состоянии) должен быть надет резиновый ободок.

2. Передавать ножницы следует только кольцами вперед.

3. Класть ножницы в карман строго запрещено.

4. Чередуя работу ножниц с расческой при выполнении стрижки, кольцо ножниц большого пальца следует снимать и зажимать ножницы в руке, оставляя второе кольцо на безымянном пальце.

5. Работать ножницами следует только теми приемами, которые предусмотрены определенными правилами и методами.

Конечная цель программы – развитие личности воспитанника как процесс становления мыслительных, творческих, деятельностных способностей.

Ведущая идея программы: провести воспитанников от понимания через знания и умения к творчеству в таких областях, как культура личности, культура деятельности, культура социального взаимодействия.

Ребята 12-17 лет еще не знают, как выразить свою индивидуальность. Поэтому в данной программе не ставится задача обучить детей “высокому” парикмахерскому искусству, а научить их начальным навыкам мастерства. Эта задача - творческая. Программа предусматривает два уровня усвоения большинства тем:

  • приобретение основных профессиональных знаний и навыков;
  • желание и способность творчески использовать полученные знания и умения.

Каждое занятие по темам программы, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах дизайнерской деятельности. Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала, преподносится в виде рассказа-информации или беседы.

Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во время занятий соответствует силам и возможностям детей, обеспечивая их занятость в течение занятий.

В работе с обучающимися большое значение имеет наглядность, поэтому каждое занятие сопровождается показом образцов причесок и стрижек. При знакомстве с теоретическим материалом используются видеоматериалы, иллюстрации, пособия.

Ожидаемые результаты освоения программы - формирование компетенций для практической деятельности по созданию объектов парикмахерского искусства, развитие творческой личности, способной к социальному и профессиональному самоопределению; знакомство со знаниями и умениями, необходимыми для работы парикмахера; умения оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы.

Главным результатом реализации программы являются сформированные компетенции у обучающихся для практической деятельности по созданию объектов парикмахерского искусства. У обучающихся выработаются личностные качества, способствующие приобретению навыков творческой деятельности, умению давать объективную оценку своему труду; будет формирована общественная активность, реализация в социуме.

Программа предназначена для девушек и юношей. Наполняемость групп составляет 7 человек. Режим занятий групп составляет 2 раза в неделю по 2 часа, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.1251-03, введенным 20.06.2021 г. постановлением Главного гос. Санитарного врача РФ 3 апреля 2021 г. № 27 Д.

В зависимости от индивидуальных способностей воспитанников возможна оперативная корректировка программы в каждом конкретном случае: ускоренный или замедленный курс обучения, личностно-ориентированный подход, углубленное изучение отдельных тем и т п.

Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития обучающихся.

В конце обучения, обучающиеся должны знать и уметь:

Знать: 

  • общие представления об истории парикмахерского искусства,
  • основы парикмахерского искусства,
  • пропорции лица, особенности строения головы, волоса,

Уметь 

  • владеть основными приемами женских и мужских стрижек,
  • уметь с помощью прически скорректировать внешность,
  • владеть техникой укладки прически,
  • общаться с «клиентом», друг с другом, педагогом в соответствии с нормами поведения в обществе, правилами этикета.

 Должны быть развиты моторные навыки, глазомер, образное мышление, художественный вкус, осанка, точность движений, должна появиться адекватная самооценка деятельности; должны развиться трудолюбие, терпение, стремление к красоте, коммуникабельность, уважение к членам коллектива, взаимовыручка, гуманное отношение к людям. К концу обучения у воспитанников должны быть сформирован возрастающий интерес к профессии парикмахера, а также проявиться творческая индивидуальность воспитанника.

Программа является примерной и может корректироваться педагогом с учетом особенностей работы.

Календарно-тематический план кружка  «Парикмахерское искусство»:

на 2022 – 2023 учебный год

Тема занятия

Кол-во часов

Месяц

1

Занятие 1. Вводное занятие. Техника безопасности при работе с инструментами.

Знакомство с историей парикмахерского искусства. Формирование устойчивого интереса к занятиям.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях.  

2 часа

Октябрь

2

Занятие 2. Работа с инструментами на деле, приёмы держания ножниц. Подготовка рабочего места для занятий.

Отработка приемов держания и работы с ножницами, расческами,  феном. Выполнение алгоритма подготовки рабочего места.

2 часа

Октябрь

3

Занятие 3. Анатомия, физиология кожи головы и волос. Структура и строение волос и кожи.

Цель: Знакомство детей с строением волос и кожи головы. Фазы роста и развития волоса.  Физические свойства волос. Типы волос и способы ухода за ними. волос.

2 часа

Октябрь

4

Занятие 4. Болезни волос и их лечение. Средства для ухода за волосами и их назначение.

Цель: Знакомство детей с болезнями волос и способами лечения. Перхоть. Выпадение волос. Укрепление и стимуляция роста волос. Способы и виды мытья и сушки волос.  Виды и назначение шампуней, правила их нанесения. 

2 часа

Октябрь

5

Занятие 5.Деление головы на зоны и проборы, подготовка пряди для среза, виды среза.

Теоретические сведения: Деление волос на голове по зонам перед проведением стрижки.

2 часа

Ноябрь

6

Занятие  6. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.

Выполнение тренировочных упражнений приемов базовых стрижек.

2 часа

Ноябрь

7

Занятие 7. Практическая работа: Освоение захвата пряди, видов среза волос.

2 часа

Ноябрь

8

Занятие 8. Морфология лица: особенности формы и черты лица, коррекция лица при помощи стрижки.

Теоретические сведения: коррекция формы лица с помощью стрижки (советы). Способы коррекции. Выбор стиля.  Подбор прически с учетом типа лица. Обсуждение правильности данных рекомендаций согласно правилам коррекции формы лица.

2 часа

Ноябрь

9

Занятие 9.Технология выполнения стрижек.

Теоретические сведения: Виды стрижки. Последовательность выполнения  стрижек.

2 часа

Декабрь

10

Занятие 10. Теоретические сведения:

Виды женских и мужских стрижек, технология выполнения стрижки. Выполнение мужских стрижек (простая мужская стрижка ножницами, машинкой, на расческе, классическая мужская стрижка).

2 часа

Декабрь

11

Занятие 11. Теоретические сведения: Особенности строения черепа, подбор стрижек учитывая индивидуальное строение черепа

2 часа

Декабрь

12

Занятие 12. Практическое занятие:    по женским стрижкам.

Теоретические сведения: технология выполнения женской стрижки, закрепление пройденного материала

2 часа

Декабрь

13

Занятие 13. Практическое занятие :   по мужским стрижкам, закрепление пройденного материала

2 часа

Январь

14

Занятие  14. Теоретические сведения: Приборы для укладки волос. Укладка волос, технология выполнения укладки волос. 

2 часа

Январь

15

Занятие 15. Практическое занятие:

Выполнение  укладки волос по желанию ребенка.

2 часа

Январь

16

Занятие 16.  Практическое занятие: Выполнение стрижки и  укладки волос по желанию ребенка.

2 часа

Январь

17

Занятие 17. Стрижки волос различной длинны.

Выполнение стрижек и закрепление пройденного материала

2 часа

Февраль

18

Занятие 18. Практическое занятие: Выполнение стрижек и закрепление пройденного материала

2 часа

Февраль

19

Занятие 19.  Стрижки волос различной длинны.

Выполнение стрижек и закрепление пройденного материала

2 часа

Февраль

20

Занятие 20. Коллективная работа:

Цель: Учить умению сотрудничать и помогать друг другу  в коллективной работе. Развивать творческое воображение, фантазию.

2 часа

Февраль

21

Занятие 21. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.

2 часа

Март

22

Занятие 22. Стрижки волос различной длинны.

Выполнение стрижек и закрепление пройденного материала

2 часа

Март

23

Занятие 23. Коллективная работа:

Цель: Учить умению сотрудничать и помогать друг другу  в коллективной работе. Развивать творческое воображение, фантазию.

2 часа

Март

24

Занятие 24. Стрижки волос различной длинны.

Выполнение стрижек и закрепление пройденного материала

2 часа

Март

25

Занятие 25. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.

2 часа

Апрель

26

Занятие 26. Стрижки волос различной длинны.

Выполнение стрижек и закрепление пройденного материала

2 часа

Апрель

27

Занятие 27. Практическая работа: Выполнение стрижек по выбору.

2 часа

Апрель

28

Занятие 28. Теоретические сведения: Косы как вид искусства. Коса как элемент прически.                             

2 часа

Апрель

29

Занятие 29. Теоретические сведения:

История возникновения косы. Виды и способы плетения косы.

2 часа

Май

30

Занятие 30. Практическая работа: плетение кос. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала. Закрепление полученных навыков.

2 часа

Май

31

Занятие 31. Практическое занятие по пройдённому материалу, выполнение работ по желанию.

Подведение итогов работы за год. Закрепление полученных навыков. Конкурс «Парикмахер года».

2 часа

Май


Расписание занятий кружка:

Пятница               17.00 ч. – 19ч.

Воскресенье        13.00 ч. – 15ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Волшебное искусство Оригами"

Благодаря этому материалы дети среднего дошкольного возраста с легкостью освоят азы искусства Оригами....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...

Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельности изобразительное искусство для детей 4-5 лет. Воспитатель Зайцева Т.А.

Рабочая программа кружка по дополнительной образовательной деятельностиизобразительное искусство для детей  4-5 лет....

Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"

Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....