Педагогика поддержки ребенка в условиях детского дома
материал

Рогощенкова Наталья Геннадьевна

Одним из важнейших  направлений модернизации  российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. Педагогику насильственного формирования личности сменила педагогика поддержки ребенка. Инициатором и разработчиком основ педагогической поддержки был  Олег Семенович Газман - известный педагог. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом «Гнёздышко»

Педагогика поддержки ребенка в условиях детского дома

Воспитатель: Рогощенкова Н.Г.

Одним из важнейших  направлений модернизации  российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. Педагогику насильственного формирования личности сменила педагогика поддержки ребенка. Инициатором и разработчиком основ педагогической поддержки был  Олег Семенович Газман - известный педагог.

Газман считал, что главное значение в образовании имеет не социализация как его основная часть, а индивидуализация как система средств и условий, способствующих осознанию растущим человеком своего отличия от других. Помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т. е. в самоопределении и самореализации, составляет специфическую задачу именно педагогической поддержки. Без этой сферы образование остается объектным, а ученик по-прежнему выступает как средство реализации учителем обезличенных программ обучения и воспитания…[5]

Мы придерживаемся идеям этого педагога, стараемся использовать основные нормы педагогической деятельности в своей работе, которые были предложены. Поскольку реализация  педагогической  поддержки возможна  в том случае, если основу профессиональной  позиции  воспитателя   составляют следующие нормы взаимодействия:

любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, сопереживать;

милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

умение слушать, слышать и услышать;

уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремление.

признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения (право «хочу» и  «не хочу»);

поощрение и одобрение самостоятельности, независимости  и уверенности в его  сильных сторонах, стимулирования самоанализа;

признание равноправия ребенка в диалоге и решении  собственной проблемы;

умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка, готовность ничего не требовать взамен;

собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Педагогический смысл поддержки отражается в двух ключах. В первом ключе поддержка  связывается  с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализация их внутренних сил, с формированием способности к самостоятельным  действиям и свободному выбору.

Во втором  – помощь педагога, его содействие в разрешении проблем, связанных с учением, общением, здоровьем, самоопределением.

В нашем понимании, педагогическая поддержка дополняет воспитание и обучение, усиливает их эффективность, поскольку служит «мостиком» для возникновения мотивированного обучения и самовоспитания. Последнее очень актуально для воспитанников детского дома.

Практически вся деятельность детей направляется  и регулируется взрослыми. Большинству наших детей  неведом  механизм  самостоятельного  решения   проблем как личностного, так  и межличностного  характера. Таким образом, воспитательный процесс в группе строится  так, чтобы воспитанник научился владеть собой, становился хозяином своей жизни (не потребителем, а распределителем, т. е.  умеющим  заботиться, строить, применять  и использовать собственную жизнь по своему усмотрению).  Концептуально педагогическая поддержка рассматривает воспитанника как субъект  жизнедеятельности.

Цель педагогической поддержки в нашей работе сводится к  устранению препятствий  в самостоятельном продвижении воспитанника.

Предметом деятельности становится  процесс совместного  с ребенком  преодоления  препятствий, (личностных, средовых, материальных), которые мешают личностному выбору, развитию, обретению   себя.

Препятствие –  это то, что отделяет личность от достижения, желаемого  результата.

Ученики Газмана разработали  и описали механизм  педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных   проблем. Он  складывается из взаимосвязанных действий ребенка и педагога.

Технология  педагогической   поддержки, ее реализация на практике (из опыта работы в нашей группе).

Выделяются 5 этапов педагогической поддержки: диагностический, поисковый, договорной, деятельностный и рефлексивный.

Этапы педагогической поддержки:

1 этап- диагностический:

  • фиксация факта препятствия (препятствие есть в какой-то сфере, например, успеваемость);
  • классификация препятствия.

В соответствии  с видом препятствия, осуществляется  соответствующая педагогическая поддержка

Например, Захар – препятствия  в обучении мы квалифицируем как личностные, связанные с рассеянностью  и несобранностью, а также с задержкой психического развития, т.к. ребенок не обладает достаточными ресурсами, чтобы справиться  с препятствиями в обучении самостоятельно.

В этом случае мы осуществляем педагогическую поддержку коррекционно-развивающую, направляющую.

  • вербализация препятствия самим воспитанником (Да у меня есть трудности в учебе, есть проблемы с письмом и чтением). Вербализация препятствия необходима для полного осознания ребенка своей сложности, т. к. зачастую наши дети поверхностно  подходят к решению своих проблем, либо вообще считают, что проблем не существует (осознание своей проблемы – это 50% ее решения)

2этап-поисковый

  • организация совместно с ребенком поиска причин  возникновения проблемы.

Если  на первом этапе мы гипотетически определяем  для себя причину  препятствий ребенка в обучении, то на втором  этапе в процессе беседы с ребенком мы подтверждаем либо корректируем, а может быть, и меняем свою гипотезу.

В случае с Захаром мы предположили, что препятствия связаны с плохой личностной организацией мальчика (несобранность, рассеянность, недисциплинированность).

В процессе обсуждения с ним ситуаций в школе, а также проанализировав тетради, дневник, мы подтвердили свою гипотезу и выяснили дополнительные мешающие факторы.

3 этап – договорный:

  • проектирование действий педагога совместно с ребенком. На донном этапе мы совместно с ребенком намечаем путь действий по преодолению его сложностей.

В случае с Захаром акцент был сделан на мероприятия, действия, связанные с самоорганизацией мальчика (не отвлекаться, слушать учителя и т.д.).

  • разделение функций педагога и ребенка и ответственности за решение проблемы; Мы (воспитатели) берем на себя функцию активных наблюдателей (направляющая помощь), а воспитанник выступает как исполнитель. Ответственность: воспитатель-1) организация самоподготовки, коррекционных дополнительных занятий, создание эффективных условий работы; 2) помощь в случаях затруднения; 3) контроль (самоподготовка, связь со школой).

4 этап – деятельностный:

  • действия самого ребенка: упражнения, дополнительные занятия совместно с воспитателем  или под его контролем;
  •  действия самого педагога: он – наблюдатель, с  его стороны идет одобрение, поощрение действий, инициативы и самостоятельности ребенка.  

Так же на данном этапе воспитатель может активизировать деятельность  другого взрослого (узкого специалиста, родителя, родственника) для того, чтобы устранить препятствия, мешающие  саморазвитию воспитанника ( в случае с Захаром, активизация – психолога, медиков).

5этап – рефлексивный:

  • совместное обсуждение с ребенком успехом и неудач при решении проблем.

Форма: устная, письменная (Мои успехи, мои неудачи). Так же предложить ребенку, на договорном этапе ведение дневника успехов, с последующим его обсуждением на заключительном этапе.

                                        ДНЕВНИК УСПЕХОВ

День недели

Умения

Баллы

Что улучшить

В анализе проводимой нами работы мы видим определенные достижения: воспитанники более успешно преодолевают барьеры, встающие на их пути, пытаясь ликвидировать пробелы, легче идут на контакт со взрослыми, принимают точку зрения другого человека во внимание и уважают мнения других. Оценка собственных результатов ребенком развивает адекватное восприятие себя и своих возможностей.

Литература.

  1. . Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. - М., 1989. С.221-237
  2. 2. Газман О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. - М., 1990.
  3. 3. Газман О.С. Самоопределение // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. -М., 1995. С.82.
  4. 4. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы.// Новые ценности образования. №2. - М., 1995.С. 16-45.
  5. http://www.vetrov.kiev.ua/Учителя/2011-11-14-20-10-59.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа «Лучик» для детей с тяжелыми нарушениями речи, воспитывающихся в условиях детского дома.

Программа рассчитана для детей  с ТНР, которые поступают в детский дом в младшем дошкольном возрасте. Как правило, речь таких детей характеризуется нечетким и  нестабильным звуковым оформлен...

Психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

В статье описаны психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома,  с различными формами депривации....

Система воспитательно- образовательной работы. Совершенствование социальной поддержки воспитанников ГКОУ РО детского дома

Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывают глубокие вторичные нарушени...

УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены условия для реализации оказания успешной педагогической поддержки ребенка в условиях ФГОС дошкольного образования, а также приемы и способы педагогической поддержки в дошкольной ...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к условиям детского сада» (в рамках работы бесплатного консультативного пункта для родителей, воспитывающих детей дома «Сотрудничество»)

Адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном,  психологическом....

Поддержка инициатив ребенка в условиях детского сада.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развит...