Этнокультура в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников
статья (старшая группа)

Климова Наталья Александровна

Консультация для педагогов. Что такое этнокультура? Описание русского народного костюма. Традиционная тряпичная кукла на Руси.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этнокультура в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников

Что это такое Этнокультура?

ethno-cultural competence) — это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

Русский народный костюм

Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Русский народный костюм имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, бабы).

Мужской костюм

Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. У многих русских мужских рубах  были под мышками — квадратные ластовицы, по бокам от пояса — треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и конопляных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо - в виде стойки, круглой или четырёхугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5—4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками.

Штаны. ГачиПорты.

Заправлялись в сапоги или онучи при лаптях. В шагу ромбовидная ластовица. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник — сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания.

Верхняя одежда

Зипун – верхняя одежда из грубого сукна, обычно без ворота

Охабень - широкий кафтан с откидным большим воротником и прорезями для рук в длинных рукавах.

Однорядка - широкая долгополая одежда без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками.

Армяк - кафтан из толстого сукна.

Кожух - Верхняя одежда из кожи, овчинный тулуп.

Терлик - халат или кафтан, не подбитый мехом, а шьющийся из одной ткани, носимый летом.

Сермяга - Грубое некрашеное сукно, а также кафтан из него.

Вотола – грубая ткань и верхняя одежда из неё

Корзно – парадный плащ

Бекеша -  меховая одежда, урезанная в талии

Шуба

Головные уборы

Тафья

Треуха

Мурмолка

Шапки горлатные

Женский костюм

Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.

Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами.

Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Сарафан

Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. 

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Понева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.

Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.

Передник

Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.

Головной убор

Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.

Русские народные тряпичные куклы

Русская тряпичная кукла – это образ и символ времени, культурное наследие страны и народа, отражение духовного развития поколений. С давних времён она является традиционной русской игрушкой, символом продолжения рода, залогом благополучия и счастья, выполняющая функции оберега.

В старину люди обращали внимание,  как их дети играют с куклами. Так, если дети были усердно заняты игрой с куклами, то семья будет крепкой и хорошей. Куклы были игровые, обрядовые и обереговые. Однако, русская игровая кукла занимала не главную роль в жизни людей. Основное внимание куклам уделялось в обрядах. Русские куклы играли главные роли в праздничных и бытовых народных обрядах, в традициях славян.

Невозможно было представить быт народа без обрядов с национальными костюмами, без народного творчества и фольклора, без праздников и гуляний. Также невозможно представить и без сопровождавших все это народных кукол. Как правило, старинные русские куклы делались из того, что было под руками. Солома, деревья, ветки, кусочки ткани, веревки, сухая трава, мох — все это было материалами при изготовлении народных поделок.

Особенностью русских народных кукол является то, что их делали изначально без использования ножниц и иголки. Этим и объясняются названия некоторых из них — рванка (ткань не резали, а рвали руками), мотанка (куклу мотали из ткани с помощью ниток).

Русские народные куклы безлики. Изначально считалось, что кукла должна быть безликой, чтоб в нее не вселились злые духи и не навредили хозяину куклы. Да и лишний рот в семье не был нужен. Да и сейчас психологи считают, что безликая кукла полезна. Лицо человека выражает самые разные эмоции, меняется в зависимости от настроения. Лицо же куклы — всегда одинаково. А когда лицо не прорисовано — его можно увидеть каждый раз разным.

Практически в каждой русской избе находились традиционные народные куклы. Из поколение в поколение народ передавал свои традиции и опыт. Так на Руси появлялись замечательные рукодельницы-мастерицы, своим творчеством развивали и продолжали самобытное кукольное искусство.

Игровые куклы

Зайчик на пальчик - Куклу «Зайчик на пальчик» делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

Хороводница – задорная и очень нарядная куколка. Она может «танцевать», если вращать палочку, на которой закреплена куколка. Можно вращать одновременно двух куколок в каждой руке. Тогда работают пальчики, имитируя движения пряхи, сучащей нить. Пальчики должны работать очень проворно и четко. Для детей-дошкольников это очень непростое и полезное упражнение.

Если сразу не получается вращать куколок пальчиками, то есть способ и попроще. Правда, здесь «танцевать» может только одна куколка. Надо положить палочку куколки между ладонями и двигать ладошки взад-вперед.  При этом происходит массаж поверхности ладоней.

Девка-баба – двойная кукла-сюрприз. Еще бы не сюрприз! Настоящий фокус. Раз – и из одной куклы получилась совсем другая! Даже современным детишкам, которых сложно чем-то удивить, такая куколка очень нравится.

Народная кукла-перевертыш Девка-Баба несла не только развлекательную функцию, но и готовила девочку к будущей смене социальной позиции, роли жены, матери. В кукле-перевертыше отражены главные отличии женского и девичьего образа: полностью покрытые волосы, более сдержанная гамма в одежде.

Пеленашка – кукла-младенец  для вечной девчоночьей игры в дочки-матери. Пеленашка – завернутая в тряпочки тканевая скрутка или палочка, напоминавшая туго спелёнатого младенца. Куклу можно укачивать, кормить, носить на руках – как настоящего ребенка. Размер куклы разный (как и у современных пупсов). От натуральной величины до совсем маленьких.

Чтобы разнообразить игрушку, можно сделать «съемные» пеленочку и одеялко. Тогда куколку можно будет заворачивать, пеленать самой «маме».

Кукла “на выхвалку” являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что-то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы “на выхвалку” в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами.

Обрядовые куклы

На счастье. Куколка дарилась на счастье, чем длиннее коса, тем дольше жизнь.

Кукла «Коза», изготавливали на Рождество, несет в дом достаток. Обрядовая кукла Коза — символ жизненной силы. Она обязательна в обряде святочно-рождественского колядования, (обхода дворов ряжеными). У славян — это и символ плодородия, также Коза — амулет хорошего настроения. Одевали куклу Козу в праздничные нарядные одежды и вручали ей обрядовые предметы.

Неразлучники. Неразлучники – это славянская кукла, состоящая из двух фигурок – женской и мужской, соединённых между собой одной рукой-палочкой. Эта кукла – символ любви, верности, отношений пары, однажды скреплённых клятвою, нарушить которую нельзя.

Птица радость.  Славяне связывали возвращение птиц из теплых краев с приходом весны. Когда теплое время года задерживалось, они самостоятельно призывали весну с помощью обряда превращения в птиц. Женщины завязывая косынки особым образом, надевали одежду с узорами из пташек и отправлялись в поля и леса. Там они оставляли Птиц Радости. Таким образом славяне пытались обхитрить весну, показав ей, что уже прилетели птицы и пора приходить.

Обереговые куклы

Кукла «Колокольчик» или кукла добрых вестей, приносит добрые вести, пришла с Валдая.  Кукла Колокольчик – это оберег, предназначенный для защиты жилища от нечистой силы и недобрых вестей. Если в доме будет такой талисман, все его жители будут всегда радоваться, а неудачи и печали будут обходить их стороной.

Кубышка – травница. Славянская обережная кукла Кубышка-Травница считается защитником дома от болезней, более того, ей приписывают свойства исцеления. При создании этой куклы в её тело и мешочки в руках закладываются лекарственные травы. И, если помять такую куклу в руках, из травок выделятся эфирные масла, очищающие окружающий воздух.

Десятиручка. Помощница доброй хозяйке

Оправдывает свое имя и обрядовая кукла Десятиручка. Символически она обозначает десять рук в помощь своей хозяйке-мастерице. Кукла выполняется в виде женской фигуры с длинной косой и стилизованными десятью ручками. Ставится берегиня в том уголке дома, где хозяйка занята больше всего.

Мамка .Кукла-оберег Мамушка испокон веков считается

семейным оберегом, нянечкой для новорожденных. Символ любви матери-прародительницы Рода к последующим поколениям.

Служила , своеобразным пожеланием плодовитости. Статная с полной грудью, такая мамка выкормит крепкого и здорового ребенка.

Является семейным оберегом, принося в семью счастье и увеличивая количество детей в семье.

Мамка в руках держит ребенка, иногда двух - по одному в каждой руке. Детки представляют собой кукол- пеленашек, разные цвета которых указывают на их разнополость.

 

Солнечный конь. Конь по славянским традициям — особо почитаемое животное.  Главный и самый сильный помощник в быту и верный спутник воина, конь представлялся нашим предкам в облике золотого солнца, а пышная, развивающаяся на ветру грива напоминала солнечные лучи. Солнечный конь у славян — символ плодородия и силы, приносит в дом удачу и счастье, оберегает от злых напастей и лихих людей. Замечательная обережная кукла подарок  мужчинам.   Этот оберег помогает мужчине быть успешным в делах, одерживать победы, быть всегда на коне, добиваться своих целей.

Сорока ворона. Hapoднaя куклa copoкa, oнa жe жaвopoнoк oлицeтвopяeт нaчaлo вecны, пpилeт птиц. Macтepилacь oбpядoвaя куклa copoкa в дeнь вeceннeгo paвнoдeнcтвия. Oнa зaнимaлa вaжнoe мecтo в oбpядe «зaклички» в пpaздникe вecны. Kуклa copoкa этo нapoдный тaлиcмaн пpизвaнный пpивлeчь дocтaтoк, пpибыль в дoм. Пoмимo умнoжeния бoгaтcтвa oбepeг зaщищaeт ceмью oт дуpныx вecтeй и пpинocит дoбpыe  нoвocти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультура в нравственно-патриотическом воспитании.

Мордовский край представляет собой территорию, населенную различными этносами....

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»  тема выступления «Патриотическое воспитание как залог формирования здоровой нравственности»

«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только пе...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...