План самообразования «Развитие у дошкольников музыкально-ритмических и танцевальных навыков»
материал

Григорьева Светлана Васильевна

План самообразования

«Развитие у дошкольников

музыкально-ритмических и танцевальных навыков»

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска

ПРИНЯТ на

Педагогическом совете

Протокол № __  от_________

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ            «Детский сад № 77 «Машенька»

______________Маркова О.А.

Приказ  №  ____  от ______________

План самообразования

«Развитие у дошкольников

музыкально-ритмических и танцевальных навыков»

Музыкальный руководитель:

С.В.Григорьева

Смоленск, 2020 год

Актуальность:

За тридцать лет работы музыкальным руководителем мне стало понятно, что представление коллег о работе музыкального руководителя отличается от реальных требований по образовательной программе учреждения. В связи с этим мной разработан цикл консультаций для педагогов, совместный проект с воспитателями групп. Взаимодействие с узкими специалистами в годами вылилось в проект по здоровьесбережению детей дошкольного возраста.

Мной разработан план самообразования совершенно осознанно, потому что было необходимо наладить и усовершенствовать взаимодействие с узкими специалистами учреждения и обратить внимание на состояние здоровья детей.

Изучив современную и классическую литературу по теме занятий с детьми логоритмикой, я пришла к выводу: система ритмических движений изучена и разработана десять лет назад и существует множество авторов. Я остановила свой выбор на книгах Г. А. Волковой и методике Е. А. Медведевой «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика». Совместно с учителем - дефектологом был разработан проект, конспекты занятий для которых я использую музыку О. Л. Киенко. Музыка Екатерины Железновой используется мной для проведения динамических пауз во время музыкальных занятий с детьми.

Учитывая то факт, что дети имеют проблемы в развитии речи либо особенности здоровья, было принято решение о том, что необходимо разработать и реализовать проект содержащий здоровьесберегающие технологии. В целях закрепления изученного материала - рекомендовать педагогам повторять игровой материал для логоритмики, чтобы дети могли легче проговаривать их под музыку совместно с дефектологом.

Специально подобранные музыкально-ритмические движения, углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей.

В дошкольном возрасте, ребенок действует в коллективе, совместные активные действия детей развивают целеустремленность, выдержку, решительность, самостоятельность, находчивость.

Исполнение музыкальных игр, плясок требует от детей быстрой реакции на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативы в выполнении заданий, проявления посильного творчества.

«Дошкольный период – это преимущественно период накопления музыкальных впечатлений интенсивного музыкального восприятия», - пишет Н. А. Ветлугина.

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движение приобретает соответствующий характер.

Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность.

Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.

Проблема:

Проблемой развития творческих способностей ребенка занимались многие известные ученые и педагоги, такие, как А. В. Запорожец, Б. В. Астафьев, А. В. Кенеман, З. Фрейд, Т. Г. Казакова, В. Глоцер, Б. Джеферсон и другие, они считали, что необходимо развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные навыки, заложенные природой.

По мнению психологов и педагогов, детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л. С. Выгодский, Л. А. Баренбойм, Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина.)

Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой.

Изучив методическую литературу и проанализировав её, я сделала выводы:

Музыкальные движения - это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

• Одним из условий развития творчества является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности.

Организуя работу по развитию творческих способностей детей, возникла необходимость большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.

Наличие образных музыкально-двигательных этюдов, способствуют коррекции личности, её раскрепощению.

Помочь детям поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.

Привлечь внимание педагогов к музыкально-ритмическому и танцевальному творчеству.

Цель:

• Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

• Содействие творческому развитию личности дошкольника средствами музыкально – ритмических движений.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей свободному естественному, и выразительному движению в разных жанрах танца; слышать смену частей в музыке;

- учить различать динамическую, тембровую окраску музыки, чувствовать характер музыки и передавать его в движении

Развивающие:

- развивать координацию, гибкость, пластичность, выразительность и точность движений, умение ориентироваться в пространстве;

- развивать чувство ритма, используя звучащие жесты, игру на палочках, на музыкальных инструментах.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к занятиям хореографии путем создания положительного эмоционального настроя;

- воспитывать интерес к музицированию;

- побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества, через импровизацию в музыкально – ритмических движениях.

Этапы работы над темой по самообразованию:

I. Диагностический (постановка проблемы):

• детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме

• анализ затруднений

II. Прогностический (определение целей и задач работы над темой):

• разработка системы мер, направленных на решение проблем

III. Практический: - выступление из опыта работы на педагогических советах.

• проведение открытых занятий, праздников и развлечений.

IV. Обобщающий: - анализ работы

• корректировка гипотезы, оформление и описание хода, результатов работы по проблеме.

V. Внедренческий: - использование опыта работы педагогами в других ДОУ в процессе работы с детьми

Гипотеза: динамика развития музыкальных способностей будет наиболее эффективной, если:

• средством развития музыкальных способностей детей является в основном музыкально-ритмическая деятельность;

• будут созданы условия, способствующих формированию музыкальных – ритмических способностей;

• учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей;

• использовать наиболее эффективный метод среди педагогов - творческую деятельность;

• систематично и целенаправленно планировать данную работу;

• использовать поэтапность, стремление постепенно усложнять задания, творческий и игровой характер заданий повышают эффективность данной работы.

Ожидаемые результаты:

• Раскрытие творческих двигательных способностей;

• овладение детьми новыми двигательными навыками;

• повышение уровня музыкально-ритмической подготовленности и развития психофизических качеств;

• формирование интереса к занятиям музыкой и танцами, потребности в ежедневной двигательной деятельности;

• формирование моральных, волевых и эстетических качеств детей;

• умение слушать, воспринимать музыку, импровизировать (проявление творчества, двигаться под музыку, отражая в этом движении свое отношение к музыкальному образу;

• проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей.

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

• Изучение литературы по теме;

• Самоанализ и самооценка в группах;

• Проведение утренников, досугов и развлечений по теме для анализа со стороны коллег;

• Обобщение опыта на заседании педагогического совета;

Работа с воспитателями:

Консультации, анкетирование, беседы.

Форма отчета о проделанной работе:

Презентация для педагогов на итоговом педагогическом совете.

Срок работы над проектом:

сентябрь 2020 г. – май 2022 г.

Раздел плана: Сроки Формы работы. Практические выходы

1. Диагностика музыкальных способностей детей Сентябрь 2020 г.

Диагностика на начало реализации плана

2. Подготовительный этап. Сентябрь 2020 г. – Май 2021 г.

• Изучение методической литературы

• Составление перспективного плана работы с детьми по выбранной теме

• Выбор методов и приемов для работы по теме.

• Посещение курсов повышения квалификации.

• Использование инновационных технологий.

• Программа Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»

• Программа Т. Бурениной «Ритмическая мозаика»,

• Программа Т. Бурениной «Коммуникативные танцы - игры»

• Программа «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой

• «Музыкальное воспитание в детском саду» Н. А. Ветлугина

• Интернет источников: maam.ru, musikalsad.ru, perluna – detyam.ru, детям, musruk.ru.

• Журнал «Музыкальный руководитель», «Веселые нотки», «Дошкольное воспитание».

3. Основной этап: Самореализация

Работа с детьми

Работа с воспитателями

Сентябрь 2020 г. – Май 2022 г.

• Реализация плана

• Распространение опыта внутри учреждения, среди педагогов

• Показ открытых занятий и утренников.

• Беседа с детьми о музыке;

• Знакомство с различными жанрами музыкального искусства;

• Внедрение игр и упражнений для развития музыкально – ритмических движений

• Использование хороводных игр в самостоятельной деятельности детей.

• Использование комуникативных игр и танцев.

• Использование характерных танцев (танец гномов, снежинок, зверей зверей)

• Рекомендации к созданию костюмов;

Подготовка конспектов занятий

Работа с воспитателями:

• Оформление консультаций,

• Индивидуальные беседы

• Тренинг для воспитателей

Изготовление и использование музыкально – дидактических игр для развития музыкально-ритмических движений.

Консультации: «Влияние музыки на развитие ребенка», «Значение ритмики», «В какие игры можно играть с ребенком», «Музыка – это сила движения», «Хороводные песни, игры и танцы». Тренинг «Музыкальные игры – как средство развития музыкально - ритмических движений».

4. Обмен опытом Сентябрь 2020 г. – Май 2022 г.

5. Закрепление Май 2022 г

6. Диагностика музыкальных способностей детей. Анализ проведённой работы

7. Обобщение Май 2022 г.

Обобщение опыта. Использование опыта в дальнейшей работе. Выступление на педсовете.

Литература:

1. Периодическое издание «Музыкальный руководитель».

2. Периодическое издание «Колокольчик».

3. Анна Буренина «Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста», 2015.

4. Радынова О. П. Слушаем музыку М. Просвещение, 1990.

5. Новикова Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего возраста : методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.

6. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников М. Просвещение,2006.

7. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Звук – волшебник», Т. Н. Девятова, 2006 г.

8. «Волшебный сундучок» (приложению к журналу «Обруч», Москва, 2012 г.

9. «Игры, аттракционы, сюрпризы» (приложение к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки», издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2015 г.

10. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой» автор М. Н. Щетинин.

11. Интернет-ресурсы: сайты, порталы.

https://infourok.ru/

https://www.maam.ru/users/1173455

https://nsportal.ru/detskiy-sad

https://edu.tatar.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством дидактической игры и занимательного материала"

Совершенствование качества обучения зависит от уровня подготовки педагога. Самообразование позволяет конкретизировать свои знания,  пополнять их.  Самообразование - необходимое условие деяте...

план самообразования «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы».

План самообразования воспитателя 2 младшей группы "Развитие мелкой моторики "...

Отчет по индивидуальному плану самообразования «Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ, с применением нетрадиционных техник – правополушарного рисования»

Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга.Разработан американской преподавательни...

План по самообразованию Тема: «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста»

План по самообразованиюТема:«Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста»...

План самообразования «Развитие связной речи дошкольников через игру»

Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраст; развивать связную, выразительную речь детей через игру; формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли....