Обобщение опыта работы: "Организация методической работы в МБ ДОУ № 81"
материал

Дмитриенко Мария Владимировна

Организация методической работы в  МБ ДОУ № 81

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_metodicheskoy_raboty_v.docx61.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 81 третьей категории»

                                                                                                                                                    

улица Ленина, 15 г.  Миасс Челябинской области, 456323 Тел. (3513) 57-80-09.

ОКПО  42511660, ОГРН 1027400878230, ИНН/КПП   7415031520 / 741501001

Обобщение опыта работы

Организация методической работы в

 МБ ДОУ № 81

Выполнила:

Старший воспитатель

Дмитриенко Мария Владимировна

Миасс

2024

   

   Содержание

Введение………………………………………………………………3-4

Глава 1. Организационно-теоретические основы работы старшего воспитателя ДОУ

1.1 Значение методической работы в дошкольном учреждении…5-6

1.2 Направления работы методического кабинета…………………6-9

1.3 Сведения о квалификации педагогических кадров в МБ ДОУ № 81

…………………………………………………………………………9-12

Глава2.Формы методической работы

2.1 Ведущие формы методической работы в детском дошкольном учреждении…………………………………………………………………13-21

2.2 Методы активизации воспитателей в методической работе….21-23

2.3 Качества, необходимые руководителю (методисту) в работе с педагогическим коллективом………………………………………………..24-25

Заключение……………………………………………………………26

Список используемой литературы…………………………………..27-28


Введение

В наше время все больше возрастает значение таких деловых качеств для педагога, как компетентность, чувство нового, инициатива, смелость и готовность брать ответственность на себя; умение поставить задачу и довести до конца ее решение. Умелый методист четко определяет задачи педагогического коллектива, ясно намечает пути в их решении.

Методист дошкольного учреждения имеет дело не с механизмами, а с живыми людьми, которые сами управляют процессом становления и развития личности. Вот почему управление дошкольным учреждением должно рассматриваться, как целенаправленное активное взаимодействие методиста и всех участников педагогического процесса по его упорядочению и переводу в новое качественное состояние.

Эффективность работы всего коллектива дошкольного учреждения зависит от правильного выбора и использования методистом разнообразных форм методической работы в дошкольном учреждении. Все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива.

Основными направлениями работы методиста являются организация методической работы коллектива, повышение квалификации воспитателей, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение уровня работы воспитателей. В соответствии с этими направлениями определяются основные формы работы методиста.

Цель исследования - рассмотреть систему методической работы в МБ ДОУ № 81, обеспечивающую эффективность работы дошкольного учреждения.

Объектом исследования является процесс управления дошкольным учреждением.

Предметом исследования являются формы проведения методической работы.

Задачи исследования:

- изучить педагогическую литературу по данной теме;

- исследовать организационно-теоретические основы работы методиста;

- определить основные формы организации методической работы в дошкольном учреждении.


Глава 1. Организационно-теоретические основы работы методиста

  1. Значение методической работы в дошкольном учреждении.

Одной из значительных особенностей системы образования последнего десятилетия является вариативность работы дошкольных учреждений. Возможность выбора программ и вариативность - это условия, в которых работают в настоящее время дошкольные учреждения.

Бесспорным достоинством является то, что вариативность современного дошкольного образования позволяет реагировать на потребности общества. Разнообразие педагогических услуг, предлагаемое дошкольным учреждением, отвечает возросшим запросам родителей. Главное при этом, чтобы сохранялись приоритеты образования: укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития всех детей, уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности.[10,23]

Гуманизация современного образования связана, прежде всего, с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок.

Вопрос выбора программы был и остается весьма актуальным. В связи с этим перед методистом детского сада, учебного комплекса возникает достаточно ответственная задача - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей. Поэтому педагогические работники ДОУ должны быть ориентированы в основных тенденциях программно - методического потока.

Работа ДОУ в условиях полипрограммности и вариативности технологий обеспечивает самоопределение и самоорганизацию участников образовательного процесса: ДОУ моделируют программы, проекты, участвуют в экспериментальной апробации и внедрении новых программно - методических материалов, а родителям предоставляется возможность выбрать для своего ребенка тот или иной тип и вид ДОУ. Процесс создания общеразвивающих и специализированных образовательных программ и инновационных педагогических технологий продолжается. Внедрение разнообразных подходов к организации педагогического процесса весьма перспективного для системы дошкольного образования в целом. В связи с этим становится вопрос о роли и значении методической работы для эффективности воспитательного процесса.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется в дошкольном учреждении через разнообразные формы методической работы. Все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива.

Работа заведующего облегчается, если в штате детского учреждения имеется воспитатель-методист. Заведующий обязан возглавлять и направлять воспитательно-образовательную работу в детском учреждении, методист является его первым помощником.[6]

1.2 Направления работы методического кабинета

Основными направлениями работы методиста являются организация методической работы коллектива, повышение квалификации воспитателей, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение уровня работы воспитателей. В соответствии с этими направлениями определяются основные формы работы методиста.

Чтобы методическая работа была эффективной методисту необходимо знать, как обстоят дела в дошкольном учреждении: какие условия созданы для воспитания детей, каков уровень педагогической работы в детском саду, каковы взаимоотношения в коллективе и т.д.

Настоящим центром организации методической работы в дошкольном учреждении является методический кабинет. Предназначенная для этого комната оборудована необходимыми материалами и пособиями по всем разделам воспитательно-образовательной работы с детьми. [6,110]

Методический кабинет в соответствии с возложенными на него задачами: работа детский сад

- ведет персональный учет педагогических кадров, повышающих свою квалификацию на курсах и семинарах, в институтах усовершенствования педагогов, на факультетах по подготовке и повышению квалификации организаторов образования и обучающихся на заочных и вечерних отделениях высших и средних специальных учебных заведений;

- координирует и направляет методическую работу с педагогическими кадрами; организует семинары, практикумы, лекции, консультации по наиболее сложным и актуальным вопросам обучения и воспитания. Использует в практике работы с педагогическими кадрами разнообразные активные формы: собеседования, диспуты, конференции, деловые игры, разбор педагогических ситуаций;

- проводит групповые, индивидуальные консультации; оказывает помощь в самообразовании педагогов.

В методическом кабинете необходимо иметь материалы о передовом педагогическом опыте, дневниковые записи методиста, доклады для воспитателей детского учреждения, календарные планы воспитательно-образовательной работы с детьми, материалы, наглядно иллюстрирующие передовой опыт: фотографии, зарисовки, магнитофонные и электронная запись, детские работы, пособия, изготовленные воспитателем.[6,115]

Очень важно, чтобы все имеющиеся в методическом кабинете материалы были правильно подобраны и размещены. Их размещение можно проводить в различном порядке: либо по видам деятельности детей (организация жизни и воспитания детей, обучение на занятиях, праздники и развлечения, игра, труд), либо по задачам воспитания (физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).

Если размещение идет по видам деятельности, то внутри каждого раздела должен быть выделен материал для каждой возрастной группы, если по задачам воспитания, то материалы выделяются и по видам деятельности, и по возрастным группам. При систематизации материалов следует учитывать принцип построения  Программы воспитания и обучения в детском саду.

Например, материалы по игровой деятельности располагаются по видам игр; по трудовому воспитанию — по видам и формам организации труда и т. д. Во всех разделах должны быть инструктивно-методические документы, методические рекомендации, материал из опыта работы, наглядные и иллюстративные материалы.

Инструктивные и нормативные документы по дошкольному воспитанию находятся в отдельной папке. Материалы по организационным и другим вопросам (например, по руководству детским садом, оборудованию и оснащению учреждения, работе с кадрами и т. д.) также представляются в определенном месте.

Следует заботиться, чтобы в кабинете было достаточно материалов по воспитанию детей раннего возраста, для педагогов групп специального назначения, музыкальных руководителей.

Один из ключевых вопросов совершенствования системы общественного дошкольного воспитания — улучшение руководства учебно-воспитательной и административно-хозяйственной деятельностью детских учреждений. Поэтому в методическом кабинете необходимо оборудовать специальный раздел «Руководство дошкольными учреждениями», в котором возможно разместить законодательные и инструктивные документы, методические рекомендации, материалы из опыта работы.

Также методистом организовываются различные формы методической помощи воспитателям, например: консультации, тематические беседы с педагогами. Некоторые проблемы воспитания детей требуют более длительной беседы, обсуждения, и, если они волнуют нескольких воспитателей, то целесообразно организовать такую коллективную форму методической помощи, которой является семинар.

Значительных усилий требует от методиста изучение, обобщение и внедрение передового опыта, который представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, приобретаемых воспитателем в процессе практической учебно-воспитательной работы. Трибуной педагогического опыта является педсовет, который призван быть выразителем коллективной педагогической мысли, органом коллегиального руководства воспитательной работой.

 

  1.  Сведения о квалификации педагогических кадров

 в МБ ДОУ № 81

Важнейшим среди внутренних факторов, влияющих на развитие ДОУ, являются:

-профессиональная компетентность педагогов;

-стремление педагогического коллектива к достижению стабильно высоких результатов деятельности;

-наличие инициативных, творческих личностей в среде педагогов;

-поддержка и развитие индивидуальности педагогов;

-наличие возможности для самореализации и саморазвития сотрудников;

-использование новых достижений в науке и практике;

-осознание коллективом  необходимости перемен;

-отношение родителей к образованию детей и деятельности ДОУ; уровень родительских требований и запросов;

-стремление коллектива к конкурентно способности  на рынке образовательных услуг.

Анализ кадровых ресурсов (укомплектованность кадрами в соответствии со штатным расписанием, стабильность и динамика кадрового состава, образование и педагогический стаж, и т.д.) приводится в таблицах и графиках.

1.Образовательный уровень педагогических кадров:

Должность

Кол - во

единиц

Образование

Высшее

Н/высшее

Ср.- спец.

пед

другое

педаг

Другое

педаг

Другое

1. Заведующий ДОУ

1

1

2.Старший

воспитатель

1

1

 

  1. Музыкальный

руководитель

1

1

4. Инструктор ФИЗО

1

 

11

5 Учитель-логопед

1

1

 

6. Воспитатель

11

3

1

 -

9

ИТОГО ПЕДАГОГОВ:

16

5

 

 

11

Из таблицы №1 видно, что педагоги ДОУ имеют профессиональное высшее и среднее образование. 2 педагога прошли профессиональную переподготовку в 2017 году.


2. Квалификационный уровень педагогических кадров ДОУ № 81:

Должность

Всего

Высшая

1 категория

сзд

Заведующий

1

Старший воспитатель

1

1

Муз. руководитель

1

1

Инструктор по ФИЗО

1

1

Учитель-логопед

2

1

1        

Воспитатель

12

9

1

4

Всего

18

11

2

6

Всего %

61%

11%

28%

Из таблицы № 2 видно, что уровень квалификации педагогических кадров достаточно высок. 61% педагогов имеют высшую и 11% первую категории. Есть возможность роста, т.к в коллективе 4 молодых специалистов. В ДОУ развито наставничество. Молодые педагоги имеют возможность учиться у более опытных.

3. Анализ по педагогическому стажу:

Педагогический стаж

До 5 лет

От 5 до 10 лет

От 10 до 15 лет

От 15 до 20 лет

Свыше 20 лет

Всего %

0%

6%

25%

50%

19%

Из таблицы №3 видно, что в педагогическом коллективе достаточное количество как педагогов-стажистов, так и молодых специалистов, что помогает организовать работу по наставничеству и сохранению традиций детского сада.

Из всего этого можно сделать выводы, что в ДОУ № 81 созданы достаточно хорошие условия для развития педагогической инициативы, наставничества, творческого роста. Особо значимым фактором повышения качества дошкольного образования является состояние педагогического коллектива ДОУ.  В нашем детском саду сложился сплочённый, дружный, трудолюбивый коллектив единомышленников, коллектив грамотный и творческий.  Педагогический коллектив – очень стабильный (более 50% педагогов работают в МБ ДОУ  более 10 лет). Коллектив опытный (достаточное количество педагогов-стажистов), коллектив достаточно молодой (средний возраст педагогов составляет 30 лет).

В ДОУ работают педагоги высокой квалификации. Несмотря на имеющиеся трудности и в целом, образовательный уровень педагогического коллектива, имеется динамика образовательного ценза и профессионального мастерства педагогов. Повышается уровень деловой квалификации педагогов: участие в методических объединениях, курсы повышения квалификации, самообразование, обобщение передового педагогического опыта.

 Высокая работоспособность, взаимоуважение, взаимовыручка между педагогами, внимательное отношение к детям, учет их индивидуальных, возрастных особенностей, возможностей и способностей – вот показатели, по которым можно определить работу педагогов. И в этом мы видим залог успеха нашего дела. В коллективе сложились хорошие традиции. В детском саду поддерживается положительное самоощущение детей. Способствующие формированию позитивной Я-концепции, отношения взрослых и детей строятся по принципу доверительного партнёрства, эмоциональной заинтересованности друг другом, культуры общения, бережного поощрительного обращения, деятельности  ребёнка.

Таким образом, весь педагогический процесс ДОУ строится на основе режима и сетки занятий, регулирующих и регламентирующих жизнедеятельности ребёнка, и обеспечивающих её развивающую направленность. С целью повышения результативности педагогической работы проводятся педсоветы, мастер-классы, семинары, консультации, деловые игры, решения проблемных задач и практических ситуаций.

Глава 2. Формы методической работы.

2.1 Ведущие формы методической работы в детском дошкольном учреждении

Одной из ведущих форм является педагогический совет, который призван быть выразителем коллективной педагогической мысли, органом коллегиального руководства воспитательной работой, школой мастерства и трибуной педагогического опыта. Заведующий, являясь председателем педсовета, организует его работу на основе «Положения о педагогическом совете дошкольного учреждения».

В ДОУ № 81 в течение года проводится не менее 4 заседаний педсовета, на которых обсуждаются актуальные вопросы работы нашего детского сада, направленные на повышение профессионального уровня труда педагогов, на устранение недостатков воспитательно – образовательного процесса.

Заседания педсовета, например, могут быть посвящены, например, как общим вопросам укрепления здоровья детей, снижения заболеваемости, подготовки ребят к обучению в школе.

В подготовку педсовета входит отбор актуальных вопросов, обсуждение которых продиктовано программой воспитания в детском саду и фактическим состоянием дел в детском саду, которые значатся в годовом плане работы.

Уже в начале учебного года весь педагогический коллектив знает, какие вопросы будут обсуждаться, кто и когда выступает на педсовете, каждый докладчик должен заранее подготовиться к педсовету: разработать конкретный план мероприятий по своей теме.

Эффективность педагогических советов зависит главным образом от работы методиста, направленной на реализацию принятых решений.

Консультации - постоянная форма оказания помощи воспитателям.

В нашем детском учреждении консультации проводятся для воспитателей одной группы, параллельных групп, индивидуальные и общие (для всех педагогов). Групповые консультации планируются на год. Индивидуальные консультации не планируются, так как их проведение диктуется потребностью воспитателей получить определенные сведения по конкретному вопросу.

Однако не на все вопросы можно дать исчерпывающие ответы за короткий отрезок времени. Некоторые проблемы воспитания детей требуют более длительной беседы, обсуждения, и, если они волнуют нескольких воспитателей, то целесообразно организовать такую коллективную форму методической помощи, которой является семинар.

Для руководства семинаром могут быть назначены и опытные воспитатели, имеющие хороший результат работы по определенной проблеме. В начале учебного года методист определяет тему семинара, назначает руководителя. Продолжительность занятий зависит от темы: они могут проходить в течение месяца, полугода или года. Посещение семинара добровольное.

Полученные на семинаре теоретические знания дошкольные работники могут подкрепить практическими умениями, которые они закрепляют и совершенствуют, участвуя в семинаре – практикуме. Например, как слепить зайца, чтобы он был похож на настоящего, как показать кукольный театр, чтобы персонажи доставляли детям радость и заставляли задумываться, как научить ребят выразительно читать стихотворение, как изготовить дидактические игры своими руками, как оформить групповую комнату к празднику. На эти и другие вопросы воспитатели могут получить ответ педагога – методиста, но и поучиться друг у друга.

Для того, чтобы организовать специальные практические занятия, организатор семинара изучает потребность педагогов в приобретении определенных практических навыков и умений. Изготовленные во время практикумов методические пособия воспитатели могут использовать в своей дальнейшей работе с детьми, а часть их остается в педагогическом кабинете в качестве образцов – эталонов.

Распространенной формой методической работы являются беседы с воспитателями. Данным методом в нашем детском саду методист пользуется при подведении итогов проверки педагогической работы, при изучении, обобщении передового опыта и в ряде других случаев. [8] Перед началом беседы необходимо продумать ее цель, вопросы для обсуждения. Непринужденный разговор располагает воспитателя к откровенности. Данная форма методической работы требует от методиста большого такта. Умения внимательно выслушивать собеседника, поддерживать диалог, доброжелательно принимать критику, и поступать так, чтобы оказать влияние на них, прежде всего своим поведением. Беседуя с воспитателем, методист выясняет его настроение, интересы, затруднения в работе, узнает о причинах неудач (если они имеют место), стремится оказать действенную помощь.

Эффективной формой повышения квалификации воспитателей, оказания им методической помощи являются коллективные просмотры работы педагогов. В зависимости от темы, обсуждаемой на педсовете, такие просмотры целесообразно проводить с целью демонстрации, иллюстрации тех теоретических положений, которые высказывались в докладах, и с целью изучения и внедрения передовых методов в практику работы других сотрудников. При обсуждении такого занятия методисту необходимо подчеркнуть, что воспитатель провел большую, многоплановую работу и сумел обобщить знания, представления детей, опираясь на их впечатления, заставил их думать, размышлять, делать самостоятельные выводы.

Показывать свой опыт работы должны не только те воспитатели, у которых он уже есть, но и молодые специалисты. Анализируя опыт коллег, педагоги должны постепенно вырабатывать и свои удачные приемы. Методист обязан увидеть это в работе каждого воспитателя. Заметив определенные успехи воспитателя по какому - либо разделу программы, он проектирует дальнейшее его развитие: подбирает определенную литературу, консультирует, наблюдает за практическими действиями этого сотрудника. В нашем ДОУ коллективные просмотры проводятся не чаще 1 раза в квартал. Это позволяет всем хорошо к ним подготовиться: и тем, кто демонстрирует свой опыт, и тем, кто его перенимает. К подготовке следует отнести: правильный выбор темы (ее актуальность, потребность в ней всех воспитателей, связь с темами педсоветов и др.), помощь воспитателю - методисту в формулировке основной цели занятия (или в процессе другой какой – либо деятельности детей), составление конспекта мероприятий с указанием воспитательно- образовательных задач, методов и приемов, используемого материала.

Чтобы все воспитатели посмотрели открытое занятие (или игру, труд, проведение режимных моментов), необходимо его продублировать для тех сотрудников, кто в это время работал с детьми в группах. При этом желательно показать аналогичное занятие, но не копию предыдущего.

С целью изучения и заимствования лучшего опыта организуется и такая форма повышения педагогического мастерства, как взаимопосещения рабочих мест. При этом роль методиста состоит в том, чтобы порекомендовать воспитателю, посетить занятие напарника для выработки единых требований к детям или занятие воспитателя параллельной группы для сравнения результатов работы, проанализировать состояние предметно-развивающей среды, ее соответствие возрастным особенностям детей и содержанию Программы. Методист должен придать этой работе целенаправленный, содержательный характер. С этой целью организуется наставничество. Когда в коллективе появляется новый, начинающий воспитатель, на первых порах у него возникает много вопросов, и он нуждается в помощи. [11] В нашем ДОУ молодой специалист всегда «прикреплен» к более опытному педагогу.

В силу своей занятости руководитель не всегда может оказать такую помощь. Поэтому из числа более опытных педагогов он назначает наставника, учитывая при этом, что наставничество должно быть добровольным с обеих сторон.

Кандидатура наставника утверждается на педсовете, там же заслушивается и его отчет. Наставник должен помочь новому сотруднику установить необходимые деловые и личные контакты, познакомиться с традициями коллектива, с его успехами, а также с трудностями в работе.

Методист руководит также самообразованием воспитателей. Прежде всего, он создает необходимые условия: вместе с педагогами подбирает интересующую их литературу, материалы, освещающие передовой опыт, консультирует по вопросам выбора темы, формы самообразования, оформления результатов повышения знаний и педагогических умений работы с детьми. При рекомендации тем для самообразования методист исходит из интереса каждого педагога и из потребности его в образовании.

Значительных усилий требует от методиста изучение, обобщение и внедрение передового опыта, который представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, приобретаемых воспитателем в процессе практической учебно-воспитательной работы. Передовым можно считать лишь такой опыт, который, являясь результатом творческого поиска, открывает новые возможности воспитания детей, способствует совершенствованию принятых форм, методов и приемов педагогической работы.

Показателем передового опыта является устойчивость положительных, методически обоснованных результатов воспитания и обучения детей.

В руководстве методиста по выявлению, обобщению и внедрению педагогического опыта существуют определенные этапы и методы.

Первый этап заключается в выявлении лучшего опыта. Например, заведующий или методист в процессе систематического наблюдения за работой воспитателя и поведением детей старшей группы увидел, что все постоянно заняты интересными делами. Игры детей содержательные, длительные, в них отражается труд и взаимоотношения окружающих людей. Многое сделано для игр самими детьми и воспитателем и т. д.

Заведующий или методист в беседе с воспитателем выясняет, как, какими методами тот добивается хороших результатов. Главное – воспитатель сам любит природу и труд, много читает специальной природоведческой литературы.

Получив общее представление о заинтересованной, продуманной, систематической работе методист предлагает воспитателю описать свой опыт: с чего он начал работу, какие использовал пособия, методическую литературу, чей опыт был для него примером., как разрабатывался комплекс методов и приемов по воспитанию у детей трудолюбия, уважения к труду взрослых, что было новым в этой работе и т. д.

Сочетание различных методов позволяет воспитывать у детей на положительном эмоциональном фоне такое очень важное качество личности, как социальная активность.

Методист рекомендует вести записи детских игр, делать фотографии, зарисовки детских построек, готовить для открытых просмотров игры, занятия. Методист в помощь воспитателю привлекает педагога-сменщика и родителей.

Таким образом, методист подводит педагога ко второму этапу - обобщению своего передового опыта. На этом этапе воспитателю надо оказать помощь в отборе и описании наиболее существенных моментов формирования у детей положительных качеств, выявлении динамики их развития.

Воспитатель, обобщивший свой опыт в виде доклада, может выступить с ним на педсовете, методобъединении, на конференции. Это уже третий этап – распространение передового опыта и пропаганда его с целью использования другими воспитателями в своей работе. Бывает, что систематизированного опыта еще нет, есть только отдельные находки, удачные приемы работы с детьми. В таком случае необходимо четко определить проблему, основную педагогическую идею, по которой опыт будет постепенно накапливаться и обобщаться. При этом методисту не стоит забывать об очень существенном показателе передового опыта – его экономичности, который предполагает достижение положительных результатов при наименьшей затрате времени и сил воспитателя и его подопечных. Нельзя считать передовым тот опыт, который культивирует одну из сторон воспитания за счет других разделов программы и в ущерб им.

Сущность использования передового педагогического опыта заключается в том, чтобы слабые стороны работы одного сотрудника восполнить сильными сторонами другого. Поэтому руководитель должен постоянно искать в коллективе талантливых, любящих свое дело людей, с желанием и умело передающих коллегам все свои знания и опыт: стремиться концентрировать и направлять усилия всех членов коллектива на совершенствование педагогической работы.

В методическом кабинете ДОУ представлено 8 обобщенных опыта работы наших педагогов. В разные годы 6 педагогов ДОУ представляли свой опыт работы на городских педагогических чтениях.

С целью оказания воспитателям методической помощи и более эффективной реализации требований программы воспитания и обучения детей в ДОУ функционирует методический кабинет, где каждый сотрудник может найти нужный материал, получить консультацию у заведующего, старшего воспитателя, других специалистов, посоветоваться с коллегами.

Заведующий или методист осуществляют подбор литературы и методических пособий по всем разделам программы, систематизируют материалы по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, составляют аннотации и рекомендации по их использованию, помогают в обобщении опыта работы лучших педагогов детского сада, разрабатывают и оформляют стенды, папки – передвижки, выставки и другие материалы в помощь педагогам в соответствии с задачами годового плана, темами педсоветов.

К оборудованию методкабинета методист привлекает всех воспитателей: одни отвечают за своевременную смену материалов в папках или на информационном стенде, другие следят за выдачей и учетом пособий, третьи – за своевременным изготовлением, починкой или списанием пришедших в негодность материалов и т.д.

Необходимо научить сотрудников культурно работать с пособиями, не терять их, заблаговременно брать и своевременно сдавать, возвращать на место, ремонтировать пособие своими силами или привлекать к этой работе родителей, шефов. Если эти правила соблюдаются, все пособия, книги и средства обучения долго служат детскому саду, экономятся денежные ресурсы, время воспитателей, а главное приучают всех к строгому порядку. Однако это не должно мешать их активному использованию в работе с детьми.

Весь материал в методкабинете распределен по разделам, а каждый раздел, в свою очередь, по возрастным группам. С целью экономии времени для подготовки к занятиям имеется картотека, помогающая быстро ориентироваться в обилии информации. В каждом программном разделе имеются инструктивно-директивные документы, соответствующие тематике раздела, методическая литература, разработки  занятий, рекомендации, конспекты, описание опыта работы лучших воспитателей, наглядные пособия, отвечающие всем педагогическим и эстетическим требованиям. Методист своевременно пополняет кабинет вновь издающимися пособиями, вносит данные о новинках в картотеку.

Заведующий и старший воспитатель консультируют педагогов по вопросам эффективного использования наглядного материала, создания дополнительных пособий. В методическом кабинете созданы условия для дружеского обмена мнениями, опытом, для творческой работы каждого сотрудника.

2.2 Методы активизации воспитателей в методической работе

В своем педагогическом коллективе мы стремимся, чтобы каждый педагог был активным, заинтересованным участником работы на педсоветах, консультациях, семинарах. Существуют методы активизации педагогов при проведении методических мероприятий, которые помогают методисту в работе с кадрами.[5]

Практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения в активную работу. Выбор методов для каждого мероприятия должен определяться его целями и задачами, особенностями содержания, контингентом педагогов, конкретным состоянием учебно–воспитательного процесса. Некоторые ниже описанные методы организации методической работы позволяют подбирать конкретные ситуации воспитательного процесса и с учетом постепенного усложнения добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей:

- в ситуациях–иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение;

- ситуации-упражнения нужно решать проделав некоторые упражнения (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми раздела программы и др);

- в ситуациях–оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его;

- наиболее сложный метод активизации – это ситуации-проблемы, где конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить. В помощь воспитателям дается несколько вопросов;

- диалог, дискуссия, эффективный метод работы с педагогами. Однако искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый;

- диалог – это разговор двух или более людей, их беседа. Каждый участник разговора высказывает свою точку зрения;

- дискуссия – рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса, проблемы. Это метод обсуждения, при котором необходимо прийти к общим позициям;

- обсуждение двух противоположных точек зрения. Методист предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагоги высказывают свое отношение и обосновывают его;

- обучение практическим умениям. Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно будет его поручить. Лучше давать обучающий элемент из опыта работы;

- метод имитации рабочего дня воспитателя. Педагогам дается характеристика возрастной группы детей, формируются цель и задачи, которые надо решить и предлагается смоделировать свой рабочий день. В заключение методист организует обсуждение всех предложенных моделей;

- решение педагогических кроссвордов и перфокарт помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит влияет на качество работы с детьми;

- работа с инструктивно-директивными документами. Воспитателям заранее предлагается познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей работе, и выделить одно из направлений, продумать план работы, по устранению своих недостатков. Эту работу выполняет каждый самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы;

- анализ детских высказываний, поведения, творчества. Методист готовит материал. Воспитатели знакомятся с ним, анализируют его, дают оценку умениям, развитию детей, формируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю, работающему с этими детьми;

- метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

Применение данных методов позволяет выстроить методическую работу с педагогами в интересной форме, повышает творческую инициативу в коллективе.

2.3  Качества, необходимые руководителю (методисту) в работе с педагогическим коллективом.

Обобщения ученых, специалистов дают возможность выделить те качества, которые требуются сегодня методисту или заведующему.

Размывание традиционных ценностей привело к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому методист должен прояснить свои личные ценности.

Имеется широкая возможность выбора. Поэтому заведующий (методист) обязан определить цели выполняемой работы, собственные цели.

Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному методисту. Поэтому каждый руководитель должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие.

Проблемы нередко наваливаются как снежный ком, а средства их решения ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной частью навыков управления.

Конкуренция на рынке услуг делает необходимостью выдвижение новых перспективных идей. Поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменение ситуации.

Многие методы управления устарели. Поэтому требуются новые, более современные приемы управления, и руководитель должен освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.

Большие затраты связаны с использованием труда персонала. Поэтому руководители должны умело использовать имеющиеся трудовые ресурсы.

Требуются новые подходы в борьбе с возможностью собственного “устаревания”. Поэтому от руководителя требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков.

Руководитель должен уметь создать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными.

Руководитель, обладающий выше перечисленными качествами, сможет наиболее эффективно организовать работу ДОУ.

 


 Заключение

Успешность педагогического процесса всего коллектива дошкольного учреждения зависит не только от уровня подготовленности воспитателей, но и от правильной организации методической работы в дошкольном учреждении, поскольку все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива.

В качестве выводов можно определить основные положения о работе методиста по дошкольному воспитанию. Методист организует работу ДОУ в целях совершенствования воспитания и образования дошкольников. Он оказывает методическую помощь воспитателям и руководителю дошкольного учреждения в совершенствовании педагогического процесса, в улучшении качества воспитания и обучения детей. Основная задача методиста - организация и проведение методической работы.

Направлениями работы методиста МБ ДОУ № 81 являются: изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, разработка рекомендаций по внедрению педагогического опыта в практику дошкольного учреждения. Также формой методической работы является проведение работы по повышению квалификации педагогических кадров, проведение курсов, семинаров.

Методист должен своевременно оснащать методический кабинет необходимыми учебно-наглядными пособиями, методической литературой.

Методист в своей работе должен руководствоваться решениями, приказами и инструкциями РФ, нормативными документами вышестоящих органов управления образования.


Список используемой литературы

  1. Атаманчук Г.В Общая теория управления М., 1994
  2. Банщикова Т.И., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. «Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом», М.Книголюб, 2004
  3. Бондаренко А.К. Заведующий дошкольным учреждением: М.: Просвещение, 1984
  4. В.И.Зверева «Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей». М.: УЦ «Перспектива», 2000.
  5. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Воспитатель-методист детского сада, Минск, 1975
  6. Газета «Дошкольное образование», ноябрь 2007г.
  7. Государственное управление и государственная служба за рубежом. Ред. В.В Чубинского С-П., 1998
  8. Е.И.Казакова, А.П.Тряпицына. «Диалог на лестнице успеха».СПб.: питер, 1997г.
  9. Е.Кабаленова, Т.Трошкова, «Как помочь воспитателю пройти аттестацию»
  10.  Журнал «Народное образование» №8-2007г., стр.115
  11.  Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» №4-2008г., стр.31.
  12.  Изергина К.П., Преснякова Л.С., Иншакова Т.В. Наш «взрослый» детский сад-М.: Просвещение, 1991
  13.  Исаенко С.«Имидж и коммуникативная культура экспертов в сфере образования»
  14.  Калмыкова В.А. Руководство общественным дошкольным воспитанием в районе, М.: Просвещение, 1988
  15.  Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства - М, 1978
  16.  Логинова В.И., Саморукова П.Г. и др. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам. М.: Просвещение, 1981
  17.  Мальшакова В. Поиск новых подходов // Дошкольное воспитание №11 за 1990 г.
  18.  Медведникова ЛФ. «Аттестация педагогических кадров ДОУ»
  19.  Н.С.Голицына «Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении». М.: Изд-во «Скрипторий», 2005.
  20.  Организация работы сельского детского сада, М., Просвещение,1988
  21.  Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. М.: 1984г.
  22. Чиканова Л.А. Государственные служащие М., 1998
  23.  Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: 1982
  24.  Шебанова Е.М. «Аттестация педагогических кадров». М.: Изд-во «Астрель», «АСТ»,2003.
  25.  Шурова Н.В. «Личностное и профессиональное развитие воспитателей ДОУ.// Психолог в детском саду, 1999, №1,с.82.

Приложение 1

Руководителям ДОУ при вступлении на путь как инновационной, так экспериментальной деятельности приходится испытывать ряд сложностей, на это следует обратить особое внимание – насколько коллектив педагогов ДОУ готов к работе в режиме развития, насколько способен работать в этом режиме и есть ли заинтересованность у каждого педагога.

Существует необходимость в разработке рядов анкет и диагностических методик обследования педагогов на предмет:

1) их готовности к участию в инновационной работе;

2) потенциальных возможностей заниматься инновационной работой;

3) выявления уровня диагностических умений педагога;

4) умений стимулировать познавательную активность детей;

5) владение педагогом методами мотивации, стимулирующими познавательную активность детей;

6) умения контактировать с детским коллективом.

Например:

Анкета для выявления отношения педагогов к экспериментальной работе.

(на начало работы)

Ф. И.О.___________________________________________________________________

1. Ваше отношение к эксперименту.

2. Знаете ли вы идеи эксперимента.

3. Не противоречат ли идеи, Концепции Закону об образовании Р. Ф.

4. Вы, считаете, что педагоги вашего ДОУ имеют уровень подготовки, чтобы участвовать в экспериментальной работе.

5. Вы участвуете в эксперименте?

6. Соответствует ли на ваш взгляд, материальная база ДОУ потребностям эксперимента.

7. Вы знакомы с программой эксперимента.

8. Целесообразны ли формы, методы, пути реализации программы эксперимента.

9. Обеспечивает ли программа повышение уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.

10. Ведется ли психолого – педагогический анализ развития ребенка

11. Предполагает ли программа изменение позиции педагога по отношению к ребенку.

12. Знают ли родители о новых условиях в группе.

13. Какими видите результаты эксперимента?

Диагностическая карта профессионального мастерства педагога, работающего в инновационном режиме

Аспект педагогической деятельности:

1.Планирование учебно-воспитательной работы.

2.Планирование работы по самообразованию и повышению профессионального мастерства.

3.Овладение содержанием новых предметов и учебных пособий.

4.Использование разнообразных форм работы с детьми:

на занятиях;

в повседневной жизни.

5.Обеспечение активной работы с детьми в течении всего занятия.

6.Обеспечение развивающего характера обучения.

7.Формирование у детей навыков учебной деятельности (планирование, самостоятельное выполнение работы, доведение начатого дела до конца).

8. Осуществление индивидуального подхода через:

планирование;

подбор методов;

организацию работы.

9. Оценка эффективности своей работы.

10. Обобщение своего опыта работы.

11. Внедрение П. П.О. других педагогов или описанного в литературе в практику своей работы.

12. Работа с родителями.

В случае выявления у педагогов ДОУ низкой заинтересованности к инновационной деятельности необходимо стимулировать их активность, используя существующие для этого методы активизации педагогического труда.

Это:

1. Анализ конкретных ситуаций, решение педагогических задач

• ситуация иллюстрация;

• ситуация упражнение;

• ситуация оценка;

• ситуация проблема.

2. Диалог

3. Дискуссия

4. Обсуждение двух противоположных точек зрения

5. Обучение практическим умениям

6. Метод имитации рабочего дня

7. Решение педагогических кроссвордов и перфокарт

8. Метод «педагогический бой» или «мозговая атака»

Данные методы мы используем дифференцированно, учитывая квалификационные характеристики воспитателей.

Информационный банк данных ДОУ по апробации и внедрению в практику работы предметов дополнительного образования состоит из трех разделов:

1. Нормативно-правовое обеспечение.

2. Программное обеспечение.

3. Методическое обеспечение.


Приложение 4

Анкета для педагога и руководителя ДОУ о содержании методической работы в детском саду и необходимости ее проведения

Предлагается ответить на следующие вопросы.

1. Цели и задачи методической работы в Вашем детском саду обьективно необходимы и ясны?

2. Содержание методической работы в Вашем детском саду интересно, способствует росту профессионального мастерства?

3. Формы методической работы в Вашем детском саду педагогически целесообразны?

4. Формы методической работы в Вашем детском саду оригинальны?

5. Формы методической работы в Вашем детском саду результативны?

6. Методическая работа в Вашем детском саду помогает анализировать и оценивать педагогическую деятельность?

7. Методическая работа помогает планировать и организовывать Вашу деятельность?

8. Методическая работа помогает находить способы совершенствования Вашей педагогической деятельности?

9. Методическая работа учит Вас включаться в педагогический поиск, помогает творчески организовывать опытно-экспериментальную работу?

10. Насколько благоприятный микроклимат в методических объединениях (творческих группах) способствует творческой деятельности каждого педагога?


Приложение 1

Руководителям ДОУ при вступлении на путь как инновационной, так экспериментальной деятельности приходится испытывать ряд сложностей, на это следует обратить особое внимание – насколько коллектив педагогов ДОУ готов к работе в режиме развития, насколько способен работать в этом режиме и есть ли заинтересованность у каждого педагога.

Существует необходимость в разработке рядов анкет и диагностических методик обследования педагогов на предмет:

1) их готовности к участию в инновационной работе;

2) потенциальных возможностей заниматься инновационной работой;

3) выявления уровня диагностических умений педагога;

4) умений стимулировать познавательную активность детей;

5) владение педагогом методами мотивации, стимулирующими познавательную активность детей;

6) умения контактировать с детским коллективом.

Например:

Анкета для выявления отношения педагогов к экспериментальной работе.

(на начало работы)

Ф. И.О.___________________________________________________________________

1. Ваше отношение к эксперименту.

2. Знаете ли вы идеи эксперимента.

3. Не противоречат ли идеи, Концепции Закону об образовании Р. Ф.

4. Вы, считаете, что педагоги вашего ДОУ имеют уровень подготовки, чтобы участвовать в экспериментальной работе.

5. Вы участвуете в эксперименте?

6. Соответствует ли на ваш взгляд, материальная база ДОУ потребностям эксперимента.

7. Вы знакомы с программой эксперимента.

8. Целесообразны ли формы, методы, пути реализации программы эксперимента.

9. Обеспечивает ли программа повышение уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.

10. Ведется ли психолого – педагогический анализ развития ребенка

11. Предполагает ли программа изменение позиции педагога по отношению к ребенку.

12. Знают ли родители о новых условиях в группе.

13. Какими видите результаты эксперимента?

Диагностическая карта профессионального мастерства педагога, работающего в инновационном режиме

Аспект педагогической деятельности:

1.Планирование учебно-воспитательной работы.

2.Планирование работы по самообразованию и повышению профессионального мастерства.

3.Овладение содержанием новых предметов и учебных пособий.

4.Использование разнообразных форм работы с детьми:

на занятиях;

в повседневной жизни.

5.Обеспечение активной работы с детьми в течении всего занятия.

6.Обеспечение развивающего характера обучения.

7.Формирование у детей навыков учебной деятельности (планирование, самостоятельное выполнение работы, доведение начатого дела до конца).

8. Осуществление индивидуального подхода через:

планирование;

подбор методов;

организацию работы.

9. Оценка эффективности своей работы.

10. Обобщение своего опыта работы.

11. Внедрение П. П.О. других педагогов или описанного в литературе в практику своей работы.

12. Работа с родителями.

В случае выявления у педагогов ДОУ низкой заинтересованности к инновационной деятельности необходимо стимулировать их активность, используя существующие для этого методы активизации педагогического труда.

Это:

1. Анализ конкретных ситуаций, решение педагогических задач

· ситуация иллюстрация;

· ситуация упражнение;

· ситуация оценка;

· ситуация проблема.

2. Диалог

3. Дискуссия

4. Обсуждение двух противоположных точек зрения

5. Обучение практическим умениям

6. Метод имитации рабочего дня

7. Решение педагогических кроссвордов и перфокарт

8. Метод «педагогический бой» или «мозговая атака»

Данные методы мы используем дифференцированно, учитывая квалификационные характеристики воспитателей.

Информационный банк данных ДОУ по апробации и внедрению в практику работы предметов дополнительного образования состоит из трех разделов:

1. Нормативно-правовое обеспечение.

2. Программное обеспечение.

3. Методическое обеспечение.

Приложение 4

Анкета для педагога и руководителя ДОУ о содержании методической работы в детском саду и необходимости ее проведения

Предлагается ответить на следующие вопросы.

1. Цели и задачи методической работы в Вашем детском саду обьективно необходимы и ясны?

2. Содержание методической работы в Вашем детском саду интересно, способствует росту профессионального мастерства?

3. Формы методической работы в Вашем детском саду педагогически целесообразны?

4. Формы методической работы в Вашем детском саду оригинальны?

5. Формы методической работы в Вашем детском саду результативны?

6. Методическая работа в Вашем детском саду помогает анализировать и оценивать педагогическую деятельность?

7. Методическая работа помогает планировать и организовывать Вашу деятельность?

8. Методическая работа помогает находить способы совершенствования Вашей педагогической деятельности?

9. Методическая работа учит Вас включаться в педагогический поиск, помогает творчески организовывать опытно-экспериментальную работу?

10. Насколько благоприятный микроклимат в методических объединениях (творческих группах) способствует творческой деятельности каждого педагога?


Приложение 5

Анкета, выявляющая уровень мотивации

у педагогов для участия в методической работе

в детском саду

Предлагаемая анкета помогает педагогу провести следующий самоанализ.

Стараюсь заниматься самообразованием, как бы ни было
много работы и домашних дел.

Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

Ищу способы обратной связи на занятиях, так как это помогает мне узнать и оценим, себя как педагога.

Анализирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

Анализирую свои чувства и поступки во время занятий.

Читаю много специальной литературы по интересующим меня проблемам.

Верю в свои возможности.

Стремлюсь к ОТКРЫТОСТИ и коммуникабельности в отношениях.

Осознаю влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

Получаю удовлетворение от освоения нового.

Положительно отнесусь к своему продвижению по службе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. "Организация оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата".

На сегодняшний день самой актуальной проблемой жизни в 21 веке является проблема сохранения здоровья.В ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе в...

Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ"

Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс  ДОУ"...

обобщение опыта работы «Организация взаимодействия с родителями дошкольников»

В данном материале освещаются вопросы организации работы с родителями: цель, задачи, классификация форм взаимодействия, а также представлены тексты опроса воспитателей и родителей, моментальный тест д...

Обобщение опыта работы "Организация предметно-развивающей среды"

Создание предметно - развивающей среды в группе развивает и активизирует самостоятельность, самовыражение, желание импровизировать в процессе разнообразной  деятельности. В определенном смысле ра...

Обобщение опыта работы «Организация русской народной игры «Городки» в соответствии с ФОП ДО»

Сущность педагогического опыта состоит в апробации методики организации народной игры «Городки» на практике работы детского сада....