Семинар – практикум. Технология «Ситуация»- технология деятельностного типа. ( 2.04.2022)
методическая разработка

Фролова Наталия Викторовна

Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_situatsiya.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум. Технология «Ситуация»- технология деятельностного типа.

Добрый день, уважаемые коллеги! А наш семинар мы начнем с вопроса

 Что такое, технология ситуации? ( педагоги  дают определения) 

Технология «Ситуация» -новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе механизмов реализации личности

           Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: “Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод”. Но Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт дошкольного образования и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить “ловить рыбу”, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ребёнку будет трудно в школе. Именно в действии порождается знание.

Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе       самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача педагога заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

В этом нам помогает  программы «Мир открытий».

Практическое задание:

Задание:  восстановите последовательность  этапов лежащих в основе технологии «Ситуация»

Этап 1. «Введение в ситуацию»

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей мотивации включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»).  В процессе беседы с педагогом.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы»,

Этап 2. «Актуализация».

На данном этапе,  происходит решение  дидактических игр с цель закрепления уже имеющихся знаний,

Этап 3. «Затруднение в ситуации».

 Создается ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Этап 4. «Открытие детьми нового знания (способа действий»).

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия  новых знаний.

С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

Дети предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент.

Этап 5.«Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка».

Таким образом, переходим к пятому этапу, где полученные новые знания реализуются в практической деятельности детей.

Этап 6.«Осмысление (итог)».

Вопрос Как, вы закончите этот этап?

«Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?»

 воспитатель фиксирует зафиксировать достижение «детской» цели.

 Какие , этапы вызывают затруднение?

Предлагаю вам выполнить

практическое задание: определить: в чём отличие традиционного и системно-деятельностного подходов организации образовательной работы с детьми по элементам.

Компоненты (структура организованной образовательной

деятельности)

Традиционное занятие

Занятие с использованием системно-деятельностного подхода

Формулировка темы

Воспитатель        сообщает детям

Создаёт        условия        для формулирования

воспитанниками

Постановка целей и задач

Воспитатель формулирует и сообщает воспитанникам, чему

должны научиться

Формулируют сами воспитанники, определив границы знания и незнания

Планирование

Воспитатель сообщает воспитанникам, какую работу они должны выполнить, чтобы

достичь цели

Планирование воспитанниками способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность воспитанников

Под руководством педагога воспитанники выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная

форма организации деятельности)

Воспитанники осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная

форма организации деятельности)

Осуществление контроля

Воспитатель осуществляет контроль за выполнением воспитанниками

практической работы

Воспитанники осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля,

взаимоконтроля по

Предлагаем  составить занятие по теме «Перелетные птицы»

 Рефлексия В чем еще затруднения? Есть ли то, над чем нужно  работать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использовании в непосредственно образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Детское экспериментирование по очистке воды. Старший возраст.

Ребёнок-дошкольник уже сам по себе является исследователем, проявляя интерес к разным видам различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию. Проводя занятия этого цик...

Комплексное логопедическое занятие по развитию речи с использованием образовательных технологий деятельностного типа в подготовительной к школе группе по теме: «В гостях у бабушки в деревне»

Конспект предназначен для работы с детьми подготовительного возраста. Можно использовать для занятий с детьми с нарушениемречи, а также с детьми общеобразовательных групп. В занятии использованы техно...

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе "Осеннее путешествие" с использованием технологии деятельностного типа

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием технологии деятельностного типаТема «Осеннее путешествие»Возраст: 2-3 годаВид: познавательное развитие.«Познавательное разви...

Технологии проблемного диалога как современная образовательная технология деятельностного типа.

в статье говорится о совместной партнерской деятельности взрослого и ребёнка через  технологию проблемного диалога, перечислены проблемно-диалогические методы, определены результаты применения те...

Семинар - практикум «Технология деятельностного метода обучения как инструмент реализации целей современного образования»

Деятельностный подход - это:Субъектно ориентированная организация и управление педагогом         деятельностью ребенка при решении им специально организованных ...

Семинар - практикум «Технология деятельностного метода обучения как инструмент реализации целей современного образования»

золотые правила деятельностного подхода:Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;Веди  ребенка от собственного опыта к общественному;Будь не «НАД», а «РЯДО...

Семинар – практикум для педагогов Технология «Ситуация» как инструмент реализации современных целей дошкольного образования»

Технологией, которая помогает организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие дошкольников, развитие коммуникативных навыков, активизирует речевую деятельность детей, является...