СПРАВКА по результатам тематического контроля «Организация работы по приоритетному направлению развития воспитанников МБДОУ ДС № 1»
материал

Ватутина Вероника Николаевна

Согласно годового  плана МБДОУ ДС №1, руководствуясь  приказом 01.03.2018 № 18 «О проведении тематической проверки»,  с  19.03.2018 г. по 23.03.2018 г в МБДОУ ДС № 1 проводился тематический контроль по теме «Организация работы по приоритетному направлению развития воспитанников МБДОУ ДС № 1»                                                                                                             

 

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в  ДОУ по речевому и познавательному развитию средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа. Выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи детей.

 Задачи:

1. Проверка качества организации работы, анализ и  оценка эффективности деятельности педагогического коллектива ДОУ по приоритетному направлению развития воспитанников.

2. Выявление положительных и отрицательных тенденций.

3. Выявление случаев нарушения и неисполнения нормативно-правовых актов,  регулирующих деятельность ДОУ по приоритетному  направлению развития воспитанников, принятие в пределах своей компетенции мер по их предупреждению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_-_tematicheskiy_po_rechi.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

СПРАВКА

по результатам тематического контроля

«Организация работы по приоритетному направлению развития  воспитанников

 МБДОУ ДС № 1»

         

        Согласно годового  плана МБДОУ ДС №1, руководствуясь  приказом 01.03.2018 № 18        «О проведении тематической проверки»,  с  19.03.2018 г. по 23.03.2018 г в МБДОУ ДС № 1 проводился тематический контроль по теме: «Организация работы по приоритетному направлению развития воспитанников МБДОУ ДС № 1»                                                                                                             

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в  ДОУ по речевому и познавательному развитию средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа. Выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи детей.

 Задачи:

1. Проверка качества организации работы, анализ и  оценка эффективности деятельности педагогического коллектива ДОУ по приоритетному направлению развития воспитанников.

2. Выявление положительных и отрицательных тенденций.

3. Выявление случаев нарушения и неисполнения нормативно-правовых актов,  регулирующих деятельность ДОУ по приоритетному  направлению развития воспитанников, принятие в пределах своей компетенции мер по их предупреждению.

        

        С целью реализации годовой задачи по созданию условий для организации эффективной  работы по приоритетному направлению развития  воспитанников, в процессе контроля основное внимание уделялось следующим вопросам:

- изучение нормативно-правовой базы, документации по осуществлению  

  деятельности ДОУ по приоритетному направлению развития воспитанников;

- изучение организации  воспитательно-образовательного  процесса в   соответствии с   нормативными документами;

- изучение НОД (познавательное и речевое) в  соответствии с нормативными  

  документами и СанПин;

- изучение пространственной предметно-развивающей среды;

- изучение работы с родителями по вопросам познавательного и речевого  

  развития воспитанников;

- изучение работы с родителями по вопросам познавательного и речевого  

  развития воспитанников;

Контроль проводится в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

-Федеральный закон 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",

-Постановление Правительства РФ 2014 года № 295 "Об утверждении государственной   программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы",

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 2013 года,

-Приказ Минобрнауки России 2013 года № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования",

-Приказ Минобрнауки России 2013 года № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

1. Анализ развивающей предметно-пространственной среды  по речевому развитию.                                                                                                                                                  Анализируя пространственную предметно-развивающую среду в группах детского сада, можно сказать, что в большинстве групп она соответствует требованиям ФГОС ДО. Насыщенность среды групп, в целом,  соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.                                                                                                                                                    Познавательное развитие. В большинстве групп созданы необходимые условия для реализации образовательной области «Познавательное  развитие». Воспитатели всех групп знакомят детей с ростом и развитием растений, правилами ухода, условиями их содержания. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (посев, посадка, полив, подкормка, рыхление). Для детской экспериментальной деятельности имеются мини-лаборатории, оборудование фабричного производства и сделанное своими руками. Для проведения опытов и экспериментов подобраны картотеки, имеются наборы для экспериментирования и исследования. В уголке природы имеются дидактические игры на закрепление знаний детей о живой и неживой природе. Есть макеты времен года, коллекции семян, камней, ракушек, минералов, гербарии,  и пр. позволяют детям получить представление о многообразии мира природы. В уголке математики имеются разнообразные игры на  развитие сенсорных чувств, в соответствии с возрастом и развитием детей, разнообразные игры на  формирование элементарных математических представлений по количеству и счету,  величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и  времени. Имеется разнообразный счетный наглядный материал, комплекты геометрических фигур, комплекты цифр и др. Занимательный материал математического содержания: задачи–шутки, головоломки, ребусы, математические загадки, математические считалки, развивающие, логические игры, соответствующие возрасту детей. Все игры педагогические целесообразны и соответствуют возрасту детей. Имеется государственная символика РФ, Челябинской обл., г.Озерска. Предметы народно-прикладного творчества, образцы народных костюмов, подборка литературы, материалы по Озерску, материалы по семье.                                                                                                                                    Речевое развитие. В большинстве групп созданы необходимые условия для реализации образовательной области «Речевое развитие». В большинстве групп имеются картотеки: артикуляционной гимнастики, речевые игры, дыхательной гимнастики, пальчиковые гимнастики по лексическим темам, материалы по звукоподражанию и пр.. Различные атрибуты для работы с детьми: атрибуты для дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики, игры для обогащения словаря, для развития связной речи, настольные игры для развития речи, игры типа «Угадай, кто?», отгадывание по типу «Что в волшебном сундучке (мешочке)?» и пр.

 Имеется много разнообразного оборудования для театрализованной деятельности: ширмы, фланелеграфы, различные виды театра, уголки ряжения. Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал, библиотека для детей. Оформлены книжные уголки, где на полочках расположены книги по возрасту детей, портреты писателей. В зоне сюжетно ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр.

Анализируя пространственную предметно-развивающую среду в группах детского сада, можно сказать, что в большинстве групп она соответствует требованиям ФГОС ДО. Особенно хочется отметить насыщенность, эстетичность, организованность  среды групп таких структурных подразделений как: «Аленушка», «Малышок», Ладушки», «Радуга», гр. № 11 СП «Лукоморье».  Среда  здесь соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.                                                                                                                                                   

2. Анализ НОД.

        В целом  программное содержание занятий соответствует задачам и возрастным особенностям детей. На занятиях созданы условия для качественной организации работы: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. По времени занятия выдержаны в соответствии  с возрастом детей, динамическая пауза своевременна. Большинство воспитателей  владеют оптимальностью режима громкости голоса, темпа речи, тон доброжелательный. Речь эмоциональная, яркая. Занятия организованы в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается интерес детей к занятию. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала. Дети продемонстрировали хорошие знания по теме, проявляли творчество, с интересом выполняли все задания. В течение образовательной деятельности педагоги используют  здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза, пальчиковая, зрительная гимнастики. Объем предложенной информации был достаточен и доступен детям. Особенно хочется отметить следующих педагогов: Старицына Е.В., Гребнева Л.В., Крюкова С.Ю., Брылева И.А., Матвеенко К.А., Щукина О.В., Рассказова Т.Н., Григорьева Л.В., Хасанова, Климентова О.В., Жамилова Т.Ю.                                                                                                                                            Однако, имеются общие замечания, характерные для многих педагогов:                               - стараться не отвечать за детей, дожидаться их ответа, если ожидание затягивается, то наводящими словами, вопросами подвести ребенка к ответу;                                                                                                        - необходимо корректно исправлять ошибки, допущенные детьми при ответах, если этого не делать, то дети могут усвоить неверное произношение, ошибочные знания;                                                            - не рекомендуется педагогам (особенно групп раннего и младшего возраста) использовать в речи уменьшительно-ласкательные названия животных, предметов и пр. Сначала дети должны усвоить правильные названия чего (кого) - либо изучаемого;                                                                                                - важно помнить, что главным является слово взрослого: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого. В связи с этим, необходимо отметить следующее: некоторым педагогам настоятельно рекомендуется поработать над собственной грамотностью, изучить (или вспомнить) правила ударения в словах, произношение окончаний (самый распространенный вариант, например, -                 « спустилися», «умылися», «встретилися», вместо - «спустились», «умылись», «встретились»                   и т.п.                                                                                                                                                                                   С целью улучшения качества педагогической работы, считаем необходимым, сказать о  педагогах, занятия которых содержали методические ошибки, а  невнятная, тихая, неэмоциональная  речь педагога негативно отразилась на восприятии информации детьми и занятии в целом. С педагогами – Ивановой А.И., Букреевой Е.А., Ивакиной К.С., Ярославцевой К.Г.,  руководителям структурных подразделений настоятельно рекомендуется повторить (для начинающих педагогов – объяснить) методику проведения занятия, обратить их внимание на речь, которая должна быть не только четкая, внятная, нормальной тональности, но и эмоционально окрашена, доброжелательна. Включать в занятия методы, приемы и средства, которые сделают занятия насыщенными и интересными. Педагогам подготовительных групп необходимо обратить внимание на то, что у многих детей не сформирована связная речь, признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность. У многих детей существует проблема развития звуковой стороны речи, которая является не только предпосылкой формирования грамматического строя речи, обучения грамоте, но и показателем речевого развития ребёнка в целом. Поэтому некоторые дети испытывали трудности в изложении материала. Необходимо все занятия строить на игровой основе, стремиться к развивающему обучению.

Оценка форм взаимодействия с  родителями по познавательно — речевому развитию проводилась в форме анализа наглядной педагогической пропаганды в уголках для родителей, а также документации по данному направлению.  По результатам контроля выявилось следующее. Практически во всех группах в основном материал был представлен по развитию речи. В СП «Аленушка» представленный материал конкретный, размещён в доступных для восприятия местах, эстетически оформлен, педагогически целесообразен. В других СП также материала достаточно, но некоторые материалы не эстетичны, не удобны для восприятия, старые, не актуальные. В некоторых СП наблюдается переизбыток информации. Если данные о распорядке дня и занятиях не меняются в течение года, то  информационно — педагогический материал, о советах по воспитанию и развитию детей в уголках должен меняться не реже 1 раз в 2 недели, а материал о предстоящих мероприятиях, праздниках, карантинах, должен заменяться своевременно. Рекомендуется лишние и невостребованные материалы убрать, обновить и придать эстетический вид имеющимся материалам. Перспективные планы должны находить отражение и  в протоколах родительских собраний и в планировании воспитательно-образовательной работы, а также иметь выводы о проведении и целесообразности запланированных мероприятий. Перспективные планы, имеющиеся на группах, не позволяют оценить работу с родителями.  

Оценка планирования. Анализ календарно – тематического планирования показал, что всё педагоги имеют тетрадь для планирования воспитательно – образовательного процесса, ведут её по - своему усмотрению. Непосредственная образовательная деятельность планируются в соответствии с утверждённым расписанием на год. Вся работа с детьми строится в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Планирование ведётся по определённой тематике, разработанной педагогами в начале учебного года, однако, не всегда в конце недели просматривается итоговое мероприятие. Такая форма планирования кроме одного плюса, который выражается в экономии времени, имеет ряд недостатков. Какая бы форма планирования ни была, блоки плана должны сохраняться, а сейчас не просматривается работа во многих блоках, даже таких как развитие речи, планирование прогулки, игры. Слабо отражена  индивидуальная работа с детьми. Не во всех планах педагоги ссылаются на авторов и названия книг, из которых берут материал для НОД. Кроме того, как уже было сказано выше, планы педагоги ведут по своему усмотрению. Отсутствие единых и необходимых требований, привело к тому, что  планирование и не является уже планированием как таковым: т. е берется готовая форма (часто не самая удачная) и делаются какие – то записи, которые при детальном изучении не показывают реальной работы, проводимой с детьми. В связи с этим рекомендовано создать творческую группу для разработки универсальной формы планирования работы, а в связи с  тем, что вообще нигде не отражается работа с родителями, новая форма в обязательном порядке должна содержать раздел  работы с родителями.

Выводы.

Проведенный тематический контроль показал, что проблема познавательно-речевого  развития  дошкольников актуальна, и она в ДОУ решается через занятия, через режимные моменты, взаимодействие с родителями. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по данному направлению на удовлетворительном уровне. В большинстве  групп созданы оптимальные условия для познавательно-речевого развития дошкольников, отмечается большое разнообразие игр, оборудования, пособий в группе, модулей, схем, картотек и т.п. Педагоги соблюдают требования программы, учитывают возрастные особенности детей, требования СанПин. Созданные условия позволяют развивать дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Большинство педагогов грамотно и целесообразно используют инновационные технологии. Планирование строится на основе комплексно тематического подхода, согласно которому все виды деятельности подчинены одной единой теме. Педагогический коллектив стремится к активному взаимодействию с семьями воспитанников. Педагоги стараются рационально использовать наглядную информацию. В работе по взаимодействию с родителями используют традиционные формы работы. Необходимо шире использовать нетрадиционные формы работы с родителями и нетрадиционные формы проведения родительских собраний. Планирование строится на основе комплексно тематического подхода, согласно которому все виды деятельности подчинены одной единой теме.

Рекомендации.

1.Создать /доработать  насыщенную эстетичную, организованную среду в группах СП «Лукоморье», «Лесовичок».

Срок: 01.09.2018                                                                                                                                                   Ответственные: заместители заведующего СП «Лукоморье», «Лесовичок».

2.Руководителям СП учесть все недостатки, озвученные при анализе НОД и провести оперативные совещания, в результате которых будет выработан план мероприятий по их устранению. Возможно, эти мероприятия будут планироваться и проводится в системе, в течение календарного года. Например, цикл занятий «Говорим и пишем правильно», «Премудрости русского языка», консультации для начинающих педагогов по методике преподавания («Школа начинающего воспитателя) и т.п.

Срок: 30.04.2018                                                                                                                                                 Ответственные: заместители заведующего, старшие воспитатели СП

3.  Обновить и придать эстетический вид имеющимся материалам по работе с родителями. Убрать все лишнее из папок, в т.ч. паспорта семей (пустые или наполовину заполненные бланки). Перспективные планы должны находить отражение и  в протоколах родительских собраний и в планировании воспитательно-образовательной работы, а также иметь выводы о проведении и целесообразности запланированных мероприятий. Перед составлением плана работы группы на год проводить анкетирование родителей и с учетом запросов родителей планировать мероприятия и их тематику.  Планировать индивидуальную работу с родителями. При планировании работы с родителями указывать цель данной работы. Перед началом каждого месяца, в родительский уголок, вывешивать план работы с родителями на месяц (делать выписки из перспективного плана).

Срок: 30.04.2018 Ответственные: заместители заведующего, старшие воспитатели СП

4. Создать творческую группу для разработки универсальной формы планирования работы с отражением всех блоков воспитательно – образовательной работы. Новая форма в обязательном порядке должна содержать раздел  работы с родителями. Срок: 30.04.2018                                                                                                                                            Ответственные: заместитель заведующего Мельникова Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по патриотическому воспитанию»

Цель: Определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации деятельности по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошколь...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля "Организация работы в группе по пополнению предметно- пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО".

Цель: анализ условий организации развивающей предметно-пространственной среды, созданной в групповых помещениях ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Справка по результатам тематического контроля «Организация работы в ДОО по внедрению новых форм физкультурно-оздоровительной работы, формированию навыков здорового образа жизни»

Цель контроля: проследить методическую грамотность календарно-тематического планирования педагогами возрастных групп воспитательно-образовательной, досуговой, физкультурно-оздоровительной деятельности...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля "Организация взаимодействия с семьями обучающихся".

Тематический контроль"Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, информационных стендов для родителей, групповых мероприятий с родителями"...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Цель:  Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников, посредством организации образовательной деятельности....

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Организация работы по познавательному развитию детей в МБДОУ «Детский сад № 11»

Целью тематического контроля  «Организация работы по познавательному развитию детей в МБДОУ «Детский сад № 11» было, оценить эффективность воспитательно-образовательно...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Организация условий для развития сюжетно-ролевой игры

Оценка руководства педагога игровой деятельностью детей показала: Осуществляя руководство игровой деятельностью, педагоги используют приемы руководства игрой, педагогический такт, эмоциональный ф...