Эффективное управление кадровым потенциалом ДОО посредством индивидуальной карты профессионального развития педагога
статья

Черныш Юлия Вячеславовна

 

В статье описана последовательность раскрытия кадрового потенциала ДОО с помощью индивидуальной карты профессионального развития педагога:

- диагностика профессиональных приоритетов и профессиональных затруднений (на основе листов самооценки).

составление обобщенного перечня профессиональных достижений и профессиональных дефицитов педагогических работников ДОО.

- на основе ключевых показателей  разработка индивидуальной карты профессионального развития педагога ДОО.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективное управление кадровым потенциалом ДОО посредством индивидуальной карты профессионального развития педагога

Современная образовательная система требует постоянного повышения профессионального уровня педагогических кадров. Администрация дошкольной образовательной организации заинтересована в высоком уровне профессионализма своих педагогов и призвана с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы.

Старшим воспитателем ГБДОУ детский сад № 39 Пушкинского района Санкт-Петербурга был разработан инструментарий, обеспечивающий эффективное управление кадровым потенциалом дошкольной образовательной организации, в виде реализации индивидуальной карты профессионального развития педагога. 

Для успешной деятельности педагог должен осознавать и усваивать представления современного общества о предъявляемых к нему требованиях, стремиться к постоянному профессиональному развитию и саморазвитию. Развитие профессиональной компетентности — это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Профессиональное развитие педагогов в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования должно осуществляться через систему дополнительного профессионального образования и систему методической работы, организованной в ДОО. И в том, и в другом случае должно происходить мотивирование педагога на осознание необходимости постоянного профессионального саморазвития.

Диагностика профессиональных приоритетов и профессиональных затруднений педагогов ГБДОУ детский сад № 39 Пушкинского района СПб была проведена по методике М.П. Нечаева [Сурудина Е.А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования/Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №11/2015, c.10-14].  На основе анализа результатов листов самооценки по выявлению соответствия профессиональных компетенций воспитателей требованиям профессионального стандарта педагога был составлен обобщенный перечень профессиональных достижений и профессиональных дефицитов педагогических работников ДОО.

На основе ключевых показателей нами была разработана индивидуальная карта профессионального развития педагога ДОО.

Отметим, что карта проектируется на основе личных образовательных потребностей, специфики методической проблемы, над которой собирается работать педагог в рамках подготовки к аттестации; особенностей проблематики ДОО в рамках решения годовых задач.

Первая часть карты - информационная, содержит сведения о педагоге.

Вторая часть карты направлена на построение индивидуального маршрута по преодолению профессиональных дефицитов, которые были выявлены в ходе диагностики (лист самооценки).

Формы самообразования педагога могут быть как индивидуальными, где инициатором выступает сам педагог; так и групповыми (районные методические объединения, семинары практикумы, мастер-классы, курсы повышения квалификации и пр.) Формулируется индивидуальная тема по самообразованию с указанием цели, задач, формы отчёта о проделанной работе. Отметим, что методическая тема разрабатывается педагогом в течение учебного года.

Третья часть карты - презентационная. В ней педагог отражает мероприятия и формы представления результатов по передаче успешного опыта коллегам.

Далее педагог начинает осуществлять педагогическую деятельность по составленной карте, обобщает и систематизирует результаты в соответствии с выбранным направлением работы. В процессе работы над методической темой по выбранной проблеме деятельность педагога направлена на:

- изучение электронных ресурсов;

- взаимодействие с коллегами с целью изучения и обмена опытом по проблеме (через социальные сети);

- объединение в группы с коллегами ДОО со смежными темами (или ранее занимающимися изучением данного вопроса);

- создание методической копилки по проблеме (разработки конспектов, сценариев, перспективных планов работы с детьми и родителями и пр.);

В рамках второго направления происходит повышение квалификации посредством:

- прохождения курсов повышения квалификации как очно, так и дистанционно,

- слушания вебинаров, выступлений представителей науки через Интернет;

- участия в районных и городских методических объединениях, подготовки к выступлениям на мероприятиях разного уровня (на педагогическом совете ДОУ; на конференции, на семинаре и т.п.);

- участия в конкурсах профессионального мастерства различного уровня (районном, городском).

Формами профессиональной деятельности по представлению успешного опыта могут быть:

- организация образовательной деятельности с рефлексией её результативности;

- организация совместных мероприятий, направленных на взаимодействие всех участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов): проекты, открытые показы, гостиные;

- организация повышения педагогической компетентности родителей: оформление информационно-педагогических стендов, тематические родительские собрания; семинары-практикумы, мастер-классы, круглые столы, тренинги;

 - организация представления личного вклада в образование профессиональному сообществу района, области: мастер-классы, открытые показы, семинары, практикумы, конференции.

Формы представления результата могут быть следующими:

- тексты и презентации доклада на педсовете, выступления на конференции, сообщения, консультации для педагогов и родителей,

- планы проведения семинара-практикума, открытого просмотра;

- творческий отчет, сценарии и конспекты проведения мероприятий, развлечений;

- фото и собственно наглядно-иллюстративный материал,

- письменная рефлексия (отчёт), статья в профессиональном сборнике, публикация в СМИ на районном, городском, региональном уровне;

- разработки педагогического проекта, мастер-класса, творческой мастерской.

Мероприятия третьей части карты планируются и реализуются педагогом по кварталам учебного года, это связано с результатами профессионально-общественной оценки деятельности педагога (карта эффективности).

Таким образом, разработан инструментарий, обеспечивающий эффективное управление кадровым потенциалом дошкольной образовательной организации.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут профессионального развития педагога

Индивидуальный маршрут профессионального развития педагога Ахмадиевой Г.К....

Индивидуальный маршрут профессионального развития педагога

Индивидуальный маршрут профессионального развития старшего воспитателя Газизовой Эльмиры Фаритовны...

Индивидуальный план профессионального развития педагога

Цель профессионального развития: построить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно-коммуникационных, проектной, исследовательской....

Индивидуальный маршрут профессионального развития педагога

Использование информационных технологий при обучении детей дошкольного возраста татарскому языку...

Индивидуальная программа профессионального развития педагога-психолога «Повышение профессиональной компетентности в области инклюзивного образования»

Цель : обеспечение непрерывного совершенствования профессиональной компетентности в области инклюзивного образования, как условие организации учебно-воспитательного процесса для детей с особенными обр...

Индивидуальный план профессионального развития педагога Гусейновой О.С. по теме «Развитие системно - логического мышления дошкольников через ТРИЗ технологии»

Цель:     развитие системно - логического мышления детей  для раскрытия их творческого потенциала с дальнейшим применением полученных знаний.Задачи:1.Педагогические:-  создать...

Индивидуальный план профессионального развития педагогов на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» старшая группа № 6 «Непоседы»

Актуальность темы:Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню ра...