Социализация и творческая самореализация дошкольников в условиях художественно-творческой деятельности.
статья на тему

Тимофеева Елена Анатольевна

Материал о наполнении части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация и творческая самореализация дошкольников в условиях художественно-творческой деятельности

Тимофеева Елена Анатольевна,

старший воспитатель

МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска.

О социализации и творческой самореализации говорится  в современных документах, касающихся образования.

Закон об образовании в РФ определяет воспитание как деятельность, направленную на создание условий для самоопределения и социализации, для самореализации и свободного развития способностей человека.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования также определены задачи дошкольного воспитания касающиеся развития социальных качеств личности и развития его способностей.

Мы с вами знаем, что именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

Социализация дошкольников как социально-педагогическое явление – важный процесс установления взаимоотношений с социумом  на основе совокупности социальных знаний, социального общения и социального опыта самореализации, обеспечивающей социальное становление ребенка.

Самореализация личности дошкольника - это интегративная потребность и "стержневое" свойство, определяющее его саморазвитие, которое наиболее интенсивно протекает для дошкольника во всех сферах жизнедеятельности, которая затрагивает не только познавательные процессы развития, но и воплощена в деятельности.

Одним из условий социализации и самореализации является творческое самовыражение ребенка через искусство как инструмент обогащения дошкольником собственного опыта. Притом что значимость приобретает использование синтеза видов искусства и интеграции на этой основе видов художественной деятельности.

Мы также считаем, что художественно-творческая деятельность является наиболее благоприятным условием самореализации дошкольников, формирования уже в дошкольном детстве личностных качеств, востребованных современным обществом,  и необходимых для успешной  социализации.

Таким образом, мы обоснованно выбираем приоритетным направлением для наполнения вариативной части образовательной программы учреждения, художественно-эстетическое направление.

Представляем вашему вниманию модель реализации художественно-эстетического направления развития детей в вариативной части образовательной программы в нашем учреждении.

  1. Художественно-эстетическое направление развития, реализуемое в рамках инвариантной части образовательной программы.
  2. Реализация парциальных образовательных программ, углубляющих, дополняющих, расширяющих данную образовательную область в соответствии с задачами художественно-эстетического направления развития.
  3. Другие образовательные области ОП ДО.
  4. Реализация парциальных программ и проектов, углубляющих, расширяющих, дополняющих другие образовательные области. Здесь следует отметить, что данные программы и проекты предусматривают наряду с решением узких специальных задач решение задач и художественно-эстетического направления. Например, проект создания мини-музея народного творчества (задачи по изобразительному творчеству детей), «Игровой стрейчинг» (музыкальное развитие), программа по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки» (деятельность по театрализации)  и т.п.
  5. Деятельность по реализации всех наших парциальных программ, проектов невозможна без наличия определённых условий: кадровых, материально-технических, финансовых, психолого-педагогических, предметно-пространственной развивающей среды.

Таким образом, наш «цветок» должен иметь благоприятные условия произрастания и развития.

Представляем Вашему вниманию парциальную образовательную программу по театрализованной деятельности «Театр и дети» как наиболее яркое средство, способствующее творческой самореализации и социализации дошкольников. На данный момент деятельность по этому направлению ведётся в рамках инвариантной части ОП, в некоторых группах как дополнительные образовательные практики. Поэтому мы говорим о программе как о проекте.

Мы определяем театральную педагогику как частную отрасль общей педагогики, включающую систему методов и приёмов, обеспечивающих самовыражение личности ребёнка в творческо-продуктивной театральной деятельности, которая помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, почувствовать себя успешным. Коллективная творческая деятельность по созданию спектаклей вовлекает в процесс даже недостаточно активных детей, помогает преодолевать застенчивость и скованность.

Задача педагога раскрыть индивидуальность ребёнка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками мы делаем не на результатах в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля, что отражено в планируемых результатах по реализации программы.

Наша рабочая программа составлена на основе известной программы «Театр, творчество, дети» авторов Н.Ф.Сорокиной, Л.Г. Миланович и с учётом возможностей образовательного учреждения: кадровых и материально-технических.

Содержание программы прописано в соответствии с программой «Театр, творчество, дети» по всем возрастам.

Образовательная деятельность с детьми планируется в пяти направлениях, отражающих разные виды детской деятельности:

  • Театрально-игровая деятельность. 
  • Музыкально-творческая деятельность. 
  • Художественно-речевая деятельность.
  • Познавательная деятельность.
  • Коллективная творческая деятельность по созданию спектаклей.

В программе определены формы организации деятельности:

-совместная театрализованная деятельность взрослых и детей: театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях;

-самостоятельная театрально-художественная деятельность: театрализованные игры в повседневной жизни;

- сотрудничество с семьёй: посещение детьми спектаклей совместно с родителями, подготовка к постановкам и т.п.

Программа предполагает проведение театрального занятия (периода  совместной деятельности взрослых и детей)  один раз в неделю во второй половине дня.

Продолжительность в соответствии с требованиями Сан ПиН.

Для реализации программы предусмотрено программно-методическое обеспечение. Рабочая программа «Театр и дети» МАДОУ «ДСКВ №1», Играем в кукольный театр: Программа "Театр - Творчество - Дети":, Сорокина Н.Ф.. и другие методическая литература.

Одним из условий успешной реализации вариативной части образовательной программы мы называли кадровое обеспечение. Это в полной мере относится и к реализации программы «Театр и дети»

Более 50 % педагогов учреждения имеют опыт успешной работы по театрализации в рамках группы.

Есть в нашем учреждении  педагог, который назначен куратором по реализации данной программы: Лариса Владимировна Голендухина. Деятельность Ларисы Владимировны в данном аспекте носит методический характер: мастер-классы, консультации, открытые показы для коллег ДОУ. Лариса Владимировна руководит творческими группами педагогов по подготовке выступлений для участия в городских конкурсах по актёрскому мастерству и художественному чтению.

В нашей программе определена деятельность по методическому сопровождению воспитателей.

В соответствии с программой в группах детского сада созданы и продолжают пополняться уголки для  театрализованных игр под названием «Маленький актёр». Во многих группах предусмотрено место для разыгрывания постановок: подиум, занавес.

В уголках располагаются различные виды театров, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей, атрибуты для различных игровых ситуаций и т.п. В некоторых группах предусмотрено место для выступлений.

Деятельность коллектива по осуществлению театральной педагогики прочно вошла в жизнь учреждения.  Стали традиционными показы постановок различных видов, в зависимости от возраста артистов, для детей, родителей, гостей из других учреждений. Постановки являются итогом совместной деятельности взрослых и детей.

Активное сотрудничество с профессиональными театральными коллективами способствует мотивации детей на творческую самореализацию

ДОУ активно участвует в городском конкурсе-фестивале «Калейдоскоп талантов» и занимает призовые места в конкурсах фестиваля «Художественное слово», «Актёрское мастерство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности

Исследование по данной теме заключается в необходимости выявления научных основ процесса развития творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности....

Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности

Данная статья раскрывает современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников....

«Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

   Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создани...

«Формирование художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

Презентация о значении продуктивных видов деятельности в формировании художественной творческих способностей детей...

Выступление на районной методической конференции из опыта работы по теме: методической конференции по теме: «Современные подходы к формированию художественно - творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим современные подходы к формированию художественно-творческих способностей  дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности.Сегодня много ...

"Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности"

Сегодня много говориться о творческом развитии личности как о требовании времени. Само слово «творчество», по данным контент-анализа, сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов ...

Семинар-практикум «Современные подходы к формированию художественно творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности».

Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приемах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников.Задачи: повышение компетентности педагогов в...