Семинар «Формы взаимодействия с родителями в процессе совместной с детьми проектной деятельности».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Грачева Юлия Вениаминовна

Воспитательная функция семьи в современной социокультурной  ситуации снижается.  Причины этого явления связаны с нестабильностью общества, социальной напряженностью, экономическим давлением. Родители заняты повседневными житейскими заботами и не имеют свободного времени для занятий с детьми дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_doklad.docx55.81 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

«Формы взаимодействия с родителями в процессе
       совместной с детьми проектной деятельности».

Воспитательная функция семьи в современной социокультурной  ситуации снижается.  Причины этого явления связаны с нестабильностью общества, социальной напряженностью, экономическим давлением. Родители заняты повседневными житейскими заботами и не имеют свободного времени для занятий с детьми дома.

Многие родители перекладывают воспитание своего ребенка на дошкольное образовательное учреждение, воспринимая дошкольный период, как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, а дома передоверяют ребенка телевизору или компьютеру. Многие родители зачастую испытывают определенные трудности в установлении контактов с детьми, так как не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, что составляет основу педагогической некомпетентности родителей. Таким образом, достаточно часто дети испытывают дефицит общения с родителями.

Сложившуюся ситуацию можно разрешить за счет вовлечения семьи в образовательное пространство ДОУ. Методом проектов мы пытались решить трудности во взаимодействии детского сада и семьи, а также  гармонизировать детско-родительские отношения.

 Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. В вопросе воспитания чрезвычайно важную роль играют взаимоотношения между членами семьи.

 В педагогической деятельности работа с семьей занимает особое место: это требует высокого профессионализма и хороших коммуникативных навыков. Взаимодействуя с ребенком в детском саду, педагог не только оказывает непосредственное воздействие на одного, зачастую самого маленького члена семьи, но и, так или иначе, вовлекает родителей в воспитательный процесс. Если такое взаимодействие находит отклик со стороны близких родственников

ребенка, то можно говорить об эффективности педагогической работы.

К сожалению, до сих пор в педагогической среде используются такие костные понятия, как «работать с родителями», «провести разъяснительную и просветительную работу среди родителей».

Если мы хотим идти в ногу со временем, мы должны уйти от старых стереотипов и стремиться выстроить партнерские взаимоотношения с семьей, где каждый субъект образовательного процесса будет иметь равные права и обязанности.

В 2013 приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013  был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором родители являются непосредственными участниками образовательного процесса.

В Стандарте обозначены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, способствующей специфике дошкольного возраста, одним из условий является взаимодействие с родителями(законными представителями)по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Метод проектов возник достаточно недавно. Его называли также методом проблем, и он привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века.

Проект (от лат. projectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) – это пакет документов, обеспечивающих реализацию определенных планов, достижение поставленной цели.

 Метод проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом.

На современном этапе проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Таким образом, метод проектов – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это один из интерактивных методов современного обучения.

 На сегодняшний день существующие методические разработки по организации проектной деятельности ориентированы, прежде всего, на педагогов, а родителям отводится роль наблюдателей, хотя они, по нашему мнению, должны быть полноправными участниками образовательного процесса. Широко используемые формы работы с родителями (собрания, конференции, консультации, посещение воспитанника на дому, беседы, чтения, вечера, тематические консультации и др.) часто не обеспечивают главного – совместной деятельности родителей, детей и педагогов.

Активное включение воспитанников и их родителей в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новое, не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку, родителю сегодня, в проблемах реальной жизни.

 Мы стремимся создать такую атмосферу в нашем учреждении, чтобы родители смогли считать детский сад как второй дом своего малыша. Организация диалога между педагогами и родителями, создание самой возможности такого диалога — и есть первый шаг к взаимодействию с ними.

Анализ современной литературы по данной тематике не дал результата в поиске общепринятого определения такого как «детско-родительские отношения» Наиболее часто встречается термин «родительское отношение». В традиционном понимании родительское отношение – это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков.

Работая над вопросом изучения отношений в семье, мы исходили из следующего определения, где  детско-родительские отношения – это такие отношения, которые включают в себя систему разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку и ребенка по отношению к родителям, особенности их поведения, восприятия, понимания и оценок друг друга.

Исследования последних лет все чаще называют следующие проблемы взаимодействия детей и родителей в семье: непонимание ребенка родителями ведет к заниженной самооценке, восприятие ребенка родителями через призму собственных нереализованных возможностей ведет к завышению жизненной планки, несоответствие ребенка «идеальному образу», имеющемуся у родителей порождает эмоциональную дистанцию во взаимоотношениях. Современная семья таит в себе определенные сложности, противоречия, недостатки воспитательных воздействий, что очень часто негативно влияет на личностное развитие дошкольника, на его психическое здоровье и эмоциональное благополучие.

Основная задача детского сада – помочь семье добиться гармонии в детско-родительских отношениях. Мы полагаем, что это можно сделать путем включения родителей в совместную с детьми и воспитателями проектную деятельность, которая планируется и реализуется под руководством педагога.

В начале реализации проектов мы столкнулись со следующими трудностями во взаимоотношениях с семьями воспитанников:

– недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;

– отсутствие у родителей навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни и всего того, что связано с его пребыванием в детском саду;

– стремление большинства родителей к тому, чтобы «откупиться» подарками от личного общения с ребенком.

Чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому ежегодно в сентябре мы проводим личные беседы,  и анкетирование среди родителей.

Создав «Социальный портрет семьи», мы сделали  жизнь нашей группы максимально «прозрачной». Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее запросы  и индивидуальные особенности.

В результате была разработана, схема взаимодействия ДОУ и семьи в процессе проектной деятельности. Схема предусматривает использование наиболее приемлемых форм взаимодействия с родителями, основанных на открытости, сотрудничестве, индивидуальном подходе. Эффективной является любая совместная деятельность и это очень ярко проявляется в проектах, которые представляют собой воплощение совместного замысла детей и взрослых.

С  2013-2016 г. в нашей группе было реализовано несколько проектов, охватывающие весь  период образовательного процесса. Хотим  представить вашему вниманию групповые проекты,  и предлагаю вам рассмотреть краткосрочные проекты.

Проект «Птицы –наши друзья!»  Цели, задачи и сроки его реализации вы видите на слайде. Опрос родителей показал, что, большинство из них имеют весьма ограниченные возможности общения с природой,  их интересы не выходят за рамки их квартиры. Поэтому, мы решили взять эту тему проекта.

. Следует отметить, что каждое из предложенных в нем мероприятий было в значительной степени информативным и интересным как для родителей, так и для детей. На слайде представлены формы работы с родителями и детьми,  и сейчас мы рассмотрим некоторые интересные проведенные мероприятия.

Особый интерес вызвал Мастер-класс «Птицы – наши друзья». Дети совместно с родителями приготовили сообщения и презентации о птицах нашего края: чем каждая птица питается, как себя ведёт в то или иное время года, где и когда гнездится, о её оперении и т.д. Участники использовали элементы пантомимики для изображения характерных повадок пернатых.

Очень удачно прошла викторина  «Знатоки природы» между командами родителей и детей. Многие семьи  приняли активное участие. Родители были приятно удивлены знаниями детей. Демонстрировали миниатюры «Дикарь в лесу»- на отрицательном примере закреплялись правила поведения на природе.

Выставка «Птицы вокруг нас» привлекла внимание детей и родителей и всего детского сада, любое творение семьи, было неповторимым и оригинальным. Дети и родители очень гордились своими работами. Вследствие чего, мы в группе организовали музей птиц «Пернатый мир».

Подробнее хочется остановиться на одном из  мероприятий. С помощью брошюр для каждой семьи,  мы познакомили родителей с акцией «Птичья столовая», которая проходила в нашем детском саду.  А так же разработали общее положение природоохранной акции, где указаны проблема акции, ее цели и задачи, участники, место и время проведения, а так же содержание и ожидаемый результат акции, разработали критерии оценивания конкурса «Каждой птички по домику», отметили жюри.  Акция вызвала большой интерес как у воспитанников ДОУ, так и у их родителей. Цель акции, направленна на изучение, охрану зимующих птиц нашего края, а так же на популяризацию ценностей семейного воспитания. В ходе совместной работы дети получили навыки практической деятельности по изучению и охране зимующих птиц;  приобрели навыки исследовательской работы. В ходе экологической акции совместно с детьми родители изготовили 12 кормушек из различных материалов (из фанеры, коробок), затем развесили их на участке детского сада и во дворах своих домов. И действительно, получилась настоящая столовая для птиц. Мы вместе с  участниками получили массу новых впечатлений, предоставили родителям и детям возможность узнать новые факты из жизни птиц, вызвали интерес к птицам. Выбрать самую лучшую кормушку оказалось делом нелегким... Все участники акции были награждены благодарностями. 

Следующий краткосрочный проект   «Осень - глазами детей» . Мы решили привлечь к изучению темы «Осени» родителей, мотивируя их совершать с детьми целевые прогулки, изготовлять совместно с детьми поделки из природного материала, осуществлять подбор художественной литературы на заданную тему. Формы работы с родителями над данным проектом были разнообразные. Совместные  осенние мероприятия с родителями — это еще одна дополнительная возможность организовать интересно и с пользой совместный досуг родителей и детей.

Организация фотогалереи «Осень рядом», составленная из фотографий детей,  дала возможность родителям запечатлеть своих детей на фоне осенних пейзажей во время прогулок в выходные дни.

Для развития семейного творческого мышления  провели конкурс «Портрет красавицы Осинины», где ребята с родителями украшали шляпку для осени,  с использованием природного материала: листьев, желудей, каштанов, липовых сережек и других «даров осени», а так же и с применением обычных материалов (бумага, краски, нитки, фломастеры), на тематику золотой поры года. Каждая работа заслуживала особого внимания, так как это настоящий «шедевр» совместного творчества детей и родителей.

С помощью яркого объявления родители узнали о конкурсе чтецов «Золотая осень!», цель которого, направлена  на повышение эффективности взаимодействия детей и родителей через вовлечение в совместную художественно-эстетическую творческую деятельность, выявления лучших чтецов среди детей, предоставления им возможности для самовыражения. «Конкурс чтецов» состоялся 30.10.2015г. в групповом блоке с праздничной программой. В котором приняли участие юные мастера художественного слова. Мы ознакомили  родителей с  положением конкурса. Подготовили рекомендации  для родителей, как подготовить ребенка к конкурсу к выступлению его перед аудиторией, какое выбрать стихотворение. Родители с большим азартом   и ответственностью подошли к этому мероприятию. Ребята читали свои стихи об осени, которые презентовали семейной стенгазеты «Осенняя лирика – красота рядом!». Хотелось бы отметить то, с какой торжественной гордостью и радостью дети рассказывали стихи и показывали о свои семейные творческие работы.

Членам жюри досталась очень непростая задача при подведении итогов. Из лучших стихов необходимо было выбрать лучшие. В ходе оценки появились дополнительные номинации, такие как «Приз зрительских симпатий» и «Самый обаятельный исполнитель». Все участники  Конкурса получили дипломы и благодарственные письма.      

Воспитывая чувство любви к времени года, мы оформили выставку творческих семейных поделок  «Осеняя фантазия». В музыкальном зале были подведены итоги смотра – выставки», в которой принимали участие все семьи. Широкое разнообразие материалов используемых при создании работ окрасило выставку в яркую палитру осенних красок. Применялись овощи, фрукты, листья, цветы, желуди, кора деревьев и многое другое. При создании конкурсных работ проявлено огромное количество творческой выдумки и фантазии. Дети, как правило, очень гордятся своими маленькими шедеврами и, например,  наши воспитанники несли свою поделку очень бережно и так, чтобы ее видели все остальные.

Поэтому во время проведения вот таких мероприятий очень ярко прослеживается вся ценность и важность совместной работы детей взрослых, так как это способствует не только обогащению семейного досуга, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.

Следующий краткосрочный проект  «Моя мама лучше всех», который мы реализовали в рамках детско- родительского клуба «Мамина школа». Развитие отношений между ребенком и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка, поэтому данный проект,  был направлен на развитие теплых взаимоотношений в семье. Мы разработали положение о клубе, план работы клуба.  

Работа семейного клуба состоит из совместных детско-родительских встреч в различных формах: игровые упражнения,  досуговые мероприятия. Родители сами проводили с детьми мастер-классы и игры. Ребята и родители прониклись атмосферой радости, тепла, эмоционального комфорта.

Одним из следующих мероприятий работы клуба была организация Семейного театра. Эта постановка сказок для детей, роли которых исполняют мамы: «Девочка и ее друзья», «Утка с утятами». После просмотра спектаклей, дети проявили эмоциональную отзывчивость и гордость за своих мам. Совместная подготовка постановок, подружила семьи, сблизила родителей и детей.

Гость группы «Мамы разные нужны, по профессии важны». Мамы приходили в детский сад и  рассказывали о своей профессии.

Была организована фотовыставка «Я и моя мама», «Как я маме помогаю». Она заинтересовала не только участников проекта, но и  родители всех  возрастных групп приходили полюбоваться на творческое фото и рисунки детей. Это создало условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома и мамы – хранительницы очага, ведь дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о маме, быть внимательным друг к другу, сострадать, помогать словом и делом.

Следующая из форм  взаимодействия с родителями в рамках проекта была Семейная мастерская. Как известно, объектом сотрудничества, между родителями и педагогом является ребенок, поэтому всю работу мы выстраиваем исходя из интересов детей. Мы предложили родителям вместе с ребенком дома сделать календарь «Семейной радости». Это способ прекрасного времяпровождение со своим ребенком, и отличная возможность сплотить всю семью. Не занимает много времени, и быстро входит в привычку,

дарит радостное ожидание и чувство уверенности для ребенка. (мы познакомимся с этой формой более развернуто на мастер-классе)

Работа над проектом была интересна и нужна как детям, так и их родителям. Родители предложили продолжить начатую работу, и уделить внимание и другим членам семьи.

Сейчас я хочу познакомить вас с долгосрочными проектами.        «Ветеран живет рядом».

Приоритетным направлением нашего детского сада, уже в течение многих лет уделяется воспитанию нравственно- патриотических качеств у детей и в течении многих лет мы тесно сотрудничаем с Советом ветеранов нашего города.

Формы взаимодействия с родителями в рамках этого проекта  вы видите на экране.

. Трудовой десант «Цвети  Земля - Цветы Победы».  В посеве семян и высаживания цветов на территории детского сада приняли участие не только работники детского сада, а воспитанники и их родители. Было высажено более  20  наименований различных цветов и растений, были посажены кусты сирени. Во время мероприятия звучали военно-патриотические песни, после посадки было организовано чаепитие, а так же дети подарили родителям Георгиевские ленточки, сделанные своими руками. Общаясь между собой,  родители рассказывали друг другу о совместной работе, делились впечатлениями.

Патриотическая акция «Помнят внуки».  Акция была реализована в ДОУ, в соответствии с планом-программой нравственного - патриотического воспитания дошкольников в рамках  проекта.
Воспитанники  детского сада со своими родителями  своими руками сделали бумажных голубей. На них, как на символах мира, воспитатели и родители написали  слова благодарности ветеранам ВОВ за тот великий подвиг, который они совершили  ради нашей сегодняшней мирной жизни
. Затем дети с родителями и педагогами запускали  в небо воздушные шары с бумажными  голубями.

 Родители  и мы педагоги детского сада уверены, что участие в акции – это не просто сбор информации о людях, а реальная возможность прикоснуться к истории России, родного края, осознать значимость подвига нашего народа.

Адресное посещение,  помощи в быту и поздравление ветеранов на дому. Большую ценность для детей оказали встречи с ветеранами труда и ВОВ  в ходе которых узнавали истории из жизни бывших воинов и защитников. После возвращения в детский сад ребята и родители обменивались впечатлениями и в буквальном смысле слова удивлялись и восхищались людьми прошедшими войну. Родители с одобрением и пониманием относились к этому  мероприятию, прониклись важностью его задач.

Одну из форм работы с родителями нам подсказали наши воспитанники.  Мы заметили, что дети охотно играют в сюжетно-ролевую игру «Журналисты». Им нравиться брать интервью  друг у друга, и мы не могли этим не воспользоваться. Помимо того нам самим это было интересно, такая практика позволяет научить детей свободно говорить, быстро находить нужные слова, отвечая и задавая вопрос. Ведь многие ребята стесняются, не умеют внятно изъясняться. Поначалу мы с детьми раскрываем и изучаем тему. Разыгрываем интервью коллективно и один на один. В рамках данного проекта, ребята брали интервью  у родителей и сотрудников детского сада по теме «Что для вас значит День Победы?». Это творческое общение между взрослым и дошкольниками длится несколько минут, а сколько полезного и любопытного для себя может подчерпнуть «журналист»-ребенок и его «слушатели»-дети. Ведь детям важно, что родители-взрослые говорят. И не только поступки, но и слова для них являются примером. Можно придумать родителям и детям разные вопросы для интервью, главное, чтобы они отражали суть темы. Проходит это примерно так. (видео).

Для более глубокого ознакомления с жизнью и оставшихся в живых ветеранов войны, мы участвовали в конкурсе «Я – исследователь» по теме:  «Ветераны родного города».  Исследовательская работа была представлена нашей воспитанницей Ляшовой Арины и заняла призовое место в районе и на региональном этапе в городе Сочи.

Все разработанные и собранные материалы совместно с родителями мы объединили в методическое пособие, которым пользуются коллеги нашего ДОУ в своей работе.

 Цель следующего долгосрочного проекта «Вместе с  книгой я расту» - возродить в семьях воспитанников традиции домашнего чтения.

Для повышения интереса детей и родителей к художественной литературе. Мы выбрали следующие формы родителей. Рассмотрим некоторые из них.

У нас в группе появилось вот такое  «Книжное дерево». Однажды  проведённый в группе опрос с детьми показал, что многие семьи наших воспитанников совсем не поддерживают традиции семейного чтения.

На поставленный вопрос часто ли родители читают детям книги, ответили - что нет. Это неправильно. Родители должны не только как можно чаще читать детям, но и беседовать с ними по содержанию прочитанного: задавать вопросы, обсуждать поступки героев.  Мы разработали и попросили  заполнить родителей анкеты. Подведя итог, мы получили результаты, которые нас настораживают. И пришли к такому выводу ЧИТАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ – ЧИТАЮЩИЙ РЕБЁНОК. Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. Как же заинтересовать ребёнка книгой? Ведь наши дети пойдут осенью в школу. И это им будет необходимо для успешного обучения . Мы хотим помочь решить эти проблемы уже сейчас. Поэтому, в рамках реализации проекта «Вместе с книгой я расту»,  мы реализовали в  группе  эффективную модель «Книжное дерево». Ведь чаще всего у родителей возникают трудности, такие как нехватка времени, отсутствие желания и другие. И мы считаем, что наше дерево»  окажет им помощь в преодолении этих  препятствий. На родительском собрании мы познакомили родителей с нововведением и объяснили, что  теперь в  раздевалке весит  «книжное» дерево, которое будет обрастать «листочками». Каждый листочек-это прочитанная Вами с ребенком книга.

На этом листочке необходимо написать автора, название книги, вопросы которые задавал ребёнок, объяснение непонятных слов ребёнком, чем интересна эта книга, т.е. высказать своё суждение о прочитанной книге. И ура!!! это сработало. Ежедневно кармашки «книжного дерева» пополнялись новыми ростками . Родители стали находить время для чтения с ребенком.

Очень   ответственно и творчески  семьи подошли  к созданию макета большой «Книги Сказок». Она состоит из иллюстраций сказок. Ребятам она очень понравилось, мы ее используем как в образовательной, так и в самостоятельной деятельности.

Совместно с родителями мы совершили путешествие в удивительный мир Книги.  Сотрудники библиотеки провели с детьми и родителями занимательную литературную викторину.

Удачно в группе мы провели акции: «День без телевизора». «Книжкина больница»,  ребята брали книгу на дом на ремонт или ее восстановления, родители пополнили  книжный уголок новыми книгами.

«Семейная книга своими руками».  Мы, разместили,  приглашения и информацию о  конкурсе для детей и родителей «Семейная книга своими руками».  Родители ответственно и творчески  подошли к  проведению конкурса «Семейная книга » . Содержание всех книг соответствовали возрастным особенностям детей дошкольного возраста, многие книги имели познавательный характер и полноту освещения выбранной темы. Некоторые отражали любимые сказки своих детей, многие книги были оформлены по темам традиции отдыха семьи или опирались на хобби своего  ребенка. Некоторые родители придумывали со своим ребенком свои сказки истории. Многие  украшали книгу рисунками своих детей. Есть и книги, оформленные для малышей, которыми с удовольствием могут играть детки раннего возраста. Все книги получились разными и не похожими друг на друга. От родителей поступило предложения: организовать выставку семейных книг. С большим удовольствием , мы пошли им навстречу и на итоговом мероприятии.

По итогам работы в рамках данного проекта ожидаемый результат полностью себя оправдал. Повысился интерес детей и родителей к художественной литературе, в семьях воспитанников возродились традиции домашнего чтения.

Следующий проект, над которым еще ведется работа «Я хочу в школу!»  он не закончен, т.к  сроки его окончания планируется 1 мая 2016г.

Мы выбрали вот такие формы взаимодействия .  Работы была проводиться в три этапа.

На первом этапе была выявлена проблема проекта. Многие родители стараются создать эмоционально-привлекательный образ школы, которые в свою очередь являются заблуждениями : «Ты у нас отличником будешь». «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Они полагают, что тем самым прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на  радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции ( обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для таких эмоций школа предоставляет достаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение в оценке учителя и привычной родительской похвалы и т.п. Иногда родители используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», «Ты же двух слов сказать не можешь, как ты на уроках будешь отвечать?» Такие напутствия вряд ли воодушевят детей. Стараясь быть объективными при оценке их успехов, родители не скупятся на критические замечания, чем добиваются того, что дети не предпринимают никаких попыток преодолеть трудности, реагируя слезами на неудачи. Можно понять их боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе.

Проанализировав результаты на втором этапе, мы разработали формы работы с родителями и детьми.

Для плодотворного общения на первое место выходят родительские клубы, где происходит общение в неформальной обстановке на интересующиеся темы. Часто клуб объединяет разные формы взаимодействия детского сада и семьи. Тематика работы клуба планируется на учебный год, конечно, учитываются запросы родителей (анкеты, беседы). И главное, это диалог в ходе которого, все участники приходят к разрешению заявленных проблем. Опытом своим делятся не только педагоги, но и родители. В рамках перехода к продуктивному взаимодействию семьи и воспитателя в деле воспитания детей, нами был организован родительский клуб «Успешные родители», в котором родители обучаются «Как стать другом для своего ребенка-школьника». В начале первых встреч ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, но к концу встреч царила взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес. Мы  познакомили их с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

Родители получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами. Проведенная работа клуба, способствует повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. 

В целях повышения активности родителей в работе клуба большая роль отводится наглядной информации, где полезную информацию родители получают от всех специалистов детского сада: педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, старшей медицинской сестры, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, методической службы детского сада и конечно же воспитателей.

Ежемесячно оформляются стенды: "Все обо всем", информирующий о том, что происходит в детском саду, какие мероприятия организуются в рамках родительского клуба; «Успешные родители», который представляет советы-подсказки, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей.

Родители получили методические рекомендации по ведению и разработки портфолио ребенка. Мы объяснили, что это своеобразная копилка успехов ребенка по основным показателям. Работа с портфолио, уже сейчас перед поступлением в школу, поможет взрослым и детям установить близкие отношения, проводить больше времени вместе. В портфолио можно вложить грамоты, лучшие рисунки, странички из тетрадей или копии с самыми удачными и аккуратными работами. Это могут быть также фотографии выступлений на концертах и в конкурсах, участия в театральных постановках детского сада, грамоты, дипломы. Ведь это первая ступень к школе и продолжить двигаться вперед, т.е пополнять свои достижения наши ребята и их родители смогут в школе. А так же предложили родителям сделать «Паспорт семьи». Где размещено фото традиции семьи, праздники, отдых. Он непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет для ребенка любимой «книжкой с картинками о семье», предметом его гордости, и создаст атмосферу общности интересов в семье. 

Ребёнок-дошкольник  это «вечный двигатель», который отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания.  Поэтому для реализации проекта на мы создали рубрику в группе: «Вопрос дня». В раздевалке мы повесили стенд, который так и называется «Вопрос дня». Каждый день мы меняем в его кармашке отпечатанные вопросы: «Почему мы говорим человеку: Будь здоров! Когда он чихает?», «Где живет Дед Мороз?», «Как и когда, спят рыбы?», «Почему вода в море соленая?» и т.п.

Дети сами задают интересующие их вопросы, и мы вместе в течение дня находим ответы на загадки повседневной жизни. В данной ситуации родители могут обсудить  эти же вопросы с детьми, возвращаясь, домой с детского сада. Ребенок уже знает ответы, а родителям иногда даже приходится заглянуть в энциклопедию, поискать ответ в интернете. Многие родители, уже с утра прочитав вопрос, до вечера стараются себя подготовить и повысить свои знания, чтобы блеснуть своей эрудицией перед своим ребенком.

С помощью объявления-сообщения, мы «посадили» в раздевалке волшебный  «Сад мудрости» родителей. Это отличная находка для дальнейшей работы как средство обеспечения оперативной и адекватной обратной связи. Общими усилиями распространяем опыт родителей по разным интересующим их вопросам.  Иногда выставляем тему, на  которую родители могут сделать свои комментарии, размещая  их на веточках дерева. Такие как «Я знаю, как оформить портфолио ребенка», «Новые идеи как организовать детский день рождения», «Если ребенок кашляет», «Полезный и вкусный рецепт для детей» и т.п.  Эта  форма взаимодействия почти сразу прижилась в нашей группе. Удивительно, но родители иногда забывают просмотреть предложенные им консультации, прочитать объявления в раздевалке, а заглянуть на «Сад мудрости» и прочитать советы других мамочек, обмениваясь своим опытом, для них стало традицией.

На заключительном этапе проекта, мы ожидаем такие результаты, как, подготовить «родителя первоклассника» к его новой социальной роли;  снизить чувство тревожности и у детей и у родителей; выстроить единую содержательную линию, обеспечивающую эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе.

Эффективность проектной деятельности зависит не только от формы и содержания его, но и от рационального способа организации детей и взрослых. Взрослый может быть в проекте партнером, ассистентом педагога, помощником.

Представленная таблица наглядно демонстрирует те

результаты, которые возможно получить благодаря включению в

проектную деятельность всех субъектов образовательного процесса.

Родители стали партнерами педагогов, активными участниками воспитательно-образовательного процесса;

Семьи поделились положительным опытом воспитания ребенка;

Повысилась психолого-педагогическая культура родителей;

Развились креативные способности детей и родителей в совместной деятельности;

Сформировалась психологическая культура воспитания родителей и педагогов;

Создана положительная эмоциональная среда общения между детьми, родителями и педагогами.

Полученные данные убедили нас в том, что большинство родителей

стремятся выстроить продуктивное взаимодействие с педагогами ДОУ,

особенно если это касается их собственного ребенка.

Работа по взаимодействию с семьями наших воспитанников ведется в течении двух лет, и уже стало традиционным в конце года в мае подводить итоги нашей совместной деятельности с родителями.

Это наша церемония вручения премии «Семья года», на которой отмечаются  семьи в различных номинациях. И награждаем родителей и их детей грамотами и подарками.

На сегодняшний день, использование тематических проектов для нас, дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками воспитателя.

Более того, мы заметили, что дети активных родителей становятся увереннее в себе, они задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют любознательность и  инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.

Все свои материалы мы оформили в методические пособия, брошюры, которые с удовольствием используют педагоги других возрастных групп нашего детского сада. И сегодня мы поделимся ими с вами.

Благодарю за внимание!

Мы не останавливаемся на достигнутом, будем продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов, родителей и детей в процессе проектной деятельности.

Опыт работы с родителями. Практический материал  для родителей детей, педагогов дошкольных учреждений знакомит с реализацией экологических проектов в средней группе детского сада, распределение д...

Совершенствование взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения посредством проектной деятельности (из опыта работы)

Совершенствование взаимодействия семьи и     дошколь­ного  образовательного учреждения посредством проектной деятельности     ...

Модель взаимодействия детского сада и семьи в совместной проектной деятельности «Здоровье, спорт, сила, красота».

В прошлом году мы предложили родителям наших воспитанников создать «Портфолио дошкольника», в котором каждый родитель показал и рассказал о личности своего ребенка, его особенностях и потребностях. Тв...

Взаимодействие дошкольной организации с семьями воспитанников по проектной деятельности

Уважаемые коллеги! предлагаю вашему вниманию творческий проект "Морковка -для дочки , грибок - для сыночка". Данный проект разработан для всех видо совместной деятельности музыкального руководителя: с...

Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников в процессе проектной деятельности.

Статья о взаимодействии педагогов, родителей и воспитанников в процессе проектной деятельности....

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛУЙ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

Данный материал раскрывает проектную деятельность, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, детей и их родителей....

Взаимодействие педагогов, родителей и детей в процессе проектной деятельности

Статья на тему: Взаимодействие педагогов, родителей и детей в процессе проектной деятельности...