Актуальные вопросы взаимодействия семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
консультация на тему

Шумилина Надежда Николаевна

Сегодня и сейчас

 

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

•За воспитание и образование детей несут ответственность именно родители; все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их деятельность.

•Инициатором изменения социальных контактов с семьей является образовательное учреждение, которое гарантирует профессиональный уровень, разъяснения и поддержку.

•Главное в контексте «семья - образовательное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы взаимодействия семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. (С.В.Глебова)

Сегодня и сейчас

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

•За воспитание и образование детей несут ответственность именно родители; все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их деятельность.

•Инициатором изменения социальных контактов с семьей является образовательное учреждение, которое гарантирует профессиональный уровень, разъяснения и поддержку.

•Главное в контексте «семья - образовательное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования п.1.1.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Родители (законные представители) - непосредственные участники образовательных отношений и имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Положения Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Принципы дошкольного образования

п. 1.2.

Стандарт закрепляет принцип личностно развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей

п. 1.4.

Одним из основных принципов дошкольного образования, закрепленных в Стандарте, является сотрудничество Организации с семьей.

Задачи дошкольного образования

п. 1.6. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

п.1.7

Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушений их развития. Задачи дошкольного образования

Структура программы

п. 2.11.2. В содержательном разделе должны быть представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей.... и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность

Требования к условиям реализации программы

п. 3.1. требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая должна создавать….

•условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

3.2.1. психолого- педагогические условия, в т. ч.:

-поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

-вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность

п.3.2.3.Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей)

п.3.2.5.

условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагают, кроме прочего, взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам:

• образования ребенка;

• непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

п.3.2.8 Организация должна создавать возможности:

для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

•обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

п.4.4. … являются, кроме прочего, ориентирами:

для взаимодействия с семьями;

информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ

Стандарт  определяет необходимые умения педагога:

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие предполагает взаимное воздействие, активность участников и обязательное прохождение этапов, на которых обеспечивается смена позиций и ролей участников общего процесса.

«Социальное партнерство» - деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов - определяет логику построения партнерских взаимоотношений ДОО и семьи как равноактивного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в интересах развития ребенка.

Вовлеченность родителей в образовательный процесс

Направления работы дошкольного учреждения по проблеме взаимодействия с семьей

подготовка педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации ФГОС ДО;

•информирование родителей (законных представителей) по основным положениям и особенностям введения и реализации ФГОС ДО;

•изменение взаимодействия семьи и образовательной организации в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, направленные на вовлеченность родителей к реализации ФГОС

Информирование родителей по основным положениям и особенностям введения реализации ФГОС ДО

Буклеты

•фильмы

•сообщения в СМИ

•конкурсы и творческие отчеты детей, публичные доклады

• информационная страница на сайте, презентации, стенды, плакаты

•родительские собрания, консультации, конференции

Задачи взаимодействия семьи и ДОУ

1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

2. Объединение усилий семьи и образовательной организации для развития и воспитания детей.

3. Создание атмосферы взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов образовательной организации, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

4. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных представителей).

5. Формирование уверенности родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия с семьями воспитанников.

1.Принцип психологической комфортности

2.Принцип деятельности

3.Принцип целостности

4.Принцип минимакса

5.Принцип вариативности

6.Принцип непрерывности

7.Принцип творчества

Изучение родительских мнений, потребностей, запросов родителей

Анкетирование

•Интервьюирование

•Беседы

•Круглый стол «Зачем учиться быть родителем»

•Социологические вопросы

•Наблюдения

•«Почтовый ящик»

•журнал «У меня есть вопрос»

Психолого-педагогическое и правовое просвещение родителей

Информационные: устные журналы; рекламные буклеты, листовки; справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников для жителей микрорайона; публикации, выступления в СМИ; информационные корзины, ящики; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого- педагогическая пропаганда и др.

Организационные: родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций; конференции; педсоветы с участием родителей; брифинги и др.).

Просветительские родительские гостиные; Школа для родителей; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и др..

Организация совместной деятельности детей и взрослых

Организационно-деятельностные: совместные детско- родительские проекты; выставки работ; совместные вернисажи; участие в мастер-классах создание семейного портфолио; участие в ремонте и благоустройстве детского сада; помощь в подготовке журналов для родителей, буклетов, видеофильмов о жизни детей в детском саду; помощь в подготовке материалов для родителей; участие в экспертизе качества развивающей предметно-пространственной среды и др.).

Участие родителей в педагогическом процессе: занятия с участием родителей; театральные представления с участием родителей; совместные клубы по интересам; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья, Благотворительных марафонах и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА»

Главное условие развития взаимодействия с семьёй – общение в системе «педагог – ребёнок – родитель». Готовность педагога к диалогу проявляется в овладении основными функциями педагогического общения: ...

Выступление на семинаре "Взаимодействие семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"

Материал расскрывает эффективное взаимодействие ДОУ и семьи через проектную деятельность....

Взаимодействие семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС

Семья первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопредел...

Взаимодействие семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС

В данной статье рассматривается взаимодействие  семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства....

Взаимодействие с семьями воспитанников группы в условиях реализации ФГОС ДО. Презентация

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования (раздел I, п. 1.4., п.п....

Проект «МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Макаренко А.С. утверждал, что воспитание есть процесс социальный в широком смысле: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте &nda...