Методическая разработка "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"
материал по теме

Доклад "Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшей группы в процессе ознакомления с родным краем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_formirovanie_osnov_grazhdanstvennosti_i.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский  сад №29 «Полянка» города Павлово Нижегородской области

                                   

                        Д О К Л А Д из ОПЫТА  работы

по теме

 «ФОРМИРОВАНИЕ  ОСНОВ  ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ  И  

ПАТРИОТИЗМА  У  ДЕТЕЙ   СТАРШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ   ОЗНАКОМЛЕНИЯ  С  РОДНЫМ  КРАЕМ».

               

                       

                                               ШАНЦ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ

                                                                      старшего воспитателя

                                                                       высшей квалификационной категории

                                                                      МБДОУ детского сада №29 «ПОЛЯНКА»

                                                                        г. ПАВЛОВО Нижегородской области                                                                  

      В современных условиях, когда продолжают происходить изменения в жизни общества, воспитание основ гражданственности и патриотизма в дошкольном возрасте, является одной из существенных задач развития личности. Давая детям начальные представления о ближайшем окружении, городе, стране мы воспитываем у них любовь к «малой»  и большой  Родине, своему Отечеству, то есть высшие нравственные чувства, к которым и относится чувство патриотизма. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка своей чистотой, красотой, глубоким пониманием? Это наша многовековая история и культура. Наследование нравственных ценностей в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный и верный способ патриотического воспитания,  воспитания чувства любви к своему городу. Чтобы дети «почувствова-ли» свой город, им нужно о нем рассказывать и показывать его.

      Ведущим методом   работы в нашем детском саду при ознакомлении детей с родным городом, является экскурсия. Экскурсия – это живое общение, непосредственное наблюдение, вызывающее интерес детей, умственную и эмоциональную активность. Так, на первом этапе работы – при ознакомлении детей с историей родного города, была организована экскурсия в краеведческий музей, где нам показали предметы старины (одежда, мебель, предметы быта), рассказали историю о возникновении города Павлово, познакомили с изделиями кустарей. Дети узнали о расположении города, о том, что город Павлово – город  мастеров умельцев. Экскурсовод своим эмоциональным рассказом заинтересовал детей, затронул их чувства. В последующих беседах, воспитатели  не только уточняли, что из увиденного дети поняли и запомнили, но и побуждали их задавать вопросы, рассуждать. Своими впечатлениями, восторгом, удивлением, восхищением дети стремились поделиться со своими родителями, проявляя желание посетить музей повторно. На этом этапе мы использовала такую форму работы с семьей, как домашнее задание (нарисовать свой, дом свою улицу, рассказать, что на ней находится, почему она так называется рассказать, о своем любимом месте в городе). В «круге друзей» дети с удовольствием рассказывали о своей улице и показывали рисунки, выполненные совместно с родителями. Для развития  и поддержания интерес у детей к познанию города, была организована экскурсия по городу. Основная цель этой экскурсии – уточнить представления детей о своеобразии и достопримечательностях города, вызвать чувства удивления и восхищения красотой города, подвести к пониманию того, что все, что есть интересного в нашем городе, создано руками соотечественников, что красоту и результаты человеческого труда ценят все жители нашего города. Одним из методов этого этапа является повторение, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. Поэтому на занятии «Мой любимый город» дети отвечали на вопросы, читали стихи  Павловских поэтов, рассказывали о своем любимом месте в городе, отмечали на карте города Павлово знакомые места, детский сад, свой дом. В результате работы по приобщению детей к прошлому и настоящему нашего города, у детей сформировалось чувство привязанности к родному городу, доброе и заботливое отношение к тому, что создано руками людей.

           В продолжение работы, по направлению «Ознакомление с промышленными предприятиями и профессиями взрослых», воспитатели  предложили детям подумать над вопросом: «Почему наш город называют «город металлистов»?». Детям пришлось поразмышлять и сделать самостоятельные выводы о том, чем могут заниматься люди в нашем городе сейчас. Немало интересных и конкретных сведений дети получили о промышленности города во время проведения экскурсий. Основная цель экскурсии – расширение представлений детей о промышленности города, воспитание любви к труду, чувства гордости за людей, работающих на производстве и выпускающих изделия из металла, которые славятся в нашей стране. Для повышения эмоциональной и познавательной активности папа одной из воспитанниц  предложил  помощь в организации экскурсии на «Павловский автобусный завод». Дети прошлись по территории завода, посетили заводской музей, где узнали историю завода, познакомились с людьми, работающими на этом заводе, с их профессиями. Ребята с завода ушли под большим впечатлением, с чувством гордости за то, что родители некоторых из них работают на этом заводе. Для закрепления знаний детей о промышленности нашего города, воспитатель  использовала: метод вопросов, решение проблемных ситуаций и прием описание в дидактической игре «Что в волшебном сундучке?». В самостоятельной деятельности дети конструировали и рисовали по своим впечатлениям. Мир взрослых людей привлекает детей и, чтобы поддержать этот интерес, мы продолжили знакомство с профессиями взрослых в нашем городе. Основными формами работы были экскурсии, дидактические игры, чтение художественной литературы, составление альбома «Профессии», эвристические беседы (перед детьми была поставлена проблема «доказать потребность в этой профессии»)

Организация совместной деятельности взрослых и детей важна для личностного раз-вития детей. Очень интересно прошла такая форма работы с родителями, как организация тематических вечеров, на которых были использованы беседы о профессиях и профессиональных принадлежностях, обыгрывание ситуаций. Свои знания дети перенесли в сюжетно-ролевые игры: «Салон красоты», «Улица», «Стройка», «Поликлиника», «Дом мод» и др. В играх дети совершенствовали навыки, накапливали чувственный опыт, учились ролевому взаимодействию, правилам поведения в той или иной ситуации. Результатом работы  по ознакомлению детей с промышленностью города Павлово, с профессиями взрослых стало проявление у детей чувства уважения и гордости к людям разных профессий, проявление осознанного восхищения и бережного отношения к тому, что сделано руками человека, чувство гордости за родной города, за то, что мы павловчане.  

        Чувство Родины начинается у ребенка с отношений в семье. Огромное значение имеет пример взрослых и традиции семьи. На конкретных фактах из жизни взрос-лых в семье дети учатся гуманному отношению к окружающим людям, почитанию героев войны и города. В детском саду  используются такие формы работы с семьей, как изготовление семейных газет: «Праздники в нашей семье», «Как мы отдыхаем», «Традиции в нашей семье», организацию совместных экскурсий в Выставочный зал, во Дворец культуры на просмотр театрализованного представления; активное участие в праздниках и мероприятиях, которые проводятся в детском саду и в городе. Из бесед дети узнали, что в нашем городе есть много обелисков и памятников. Которые были воздвигнуты в память о воинах, защищавших нашу Родину и людях, прославивших наш город. В беседе: «Как павловчане чтят память погибших воинов-героев?», дети рассказали, как чтят память о погибших воинах в их семьях, беседа закончилась изготовлением голубей для возложения на братские могилы и подарков для ветеранов.

        Одним из проявлений заботы о своих близких является изготовление подарков к праздникам. Принимая участие в праздниках, изготавливая подарки, дети окунались в атмосферу общей радости, веселья. Мы стремились к тому, чтобы знания  вызывали у детей не только эмоциональный отклик, но и побуждали  каждого ребенка к практической деятельности. Дети принимали участие в социально-значимых мероприятиях города: в праздничном шествии на «День города», в «Пробеге на приз газеты «Павловский металлист», в «Городской дош-кольной спартакиаде», в постановке спектаклей для детей младших групп. Очень интересные были ответы детей, когда им предложили пофантазировать на темы: «Что вы можете сделать для нашего города», «Что я сделаю интересного в своем городе, когда вырасту». Примеры ответов: Кирилл В. «Я не буду больше бросать фантики на дорогу, а буду бросать их в урну и сестренку этому научу», Таня Г. «Я попрошу маму помочь мне сделать красивую клумбу на нашей улице»,  Даша А. «Когда я вырасту, то я построю новую и красивую пристань», Аня Р. «Я сделаю в парках нашего города детские площадки, чтобы там было много качелей, горок, каруселей», Сережа Б. «Когда я вырасту, буду дворником, чтобы в нашем городе было всегда чисто». Можно сделать вывод: У детей сформировались представления о том, что они являются коренными жителями города, и их право сделать много хороших и добрых дел для него; формируется чувство сопричастности к жизни города, уважение к традициям и желание соблюдать их, проявлять чуткость и заботу о своих близких и людях, проживающих в нашем городе; появилось чувство гордости и благодарности людям, павшим в боях за нашу Родину и за людей, прославивших наш город.

        Одним из основных этапов работы является – воспитание экологически грамот-ного поведения в природе. Используя метод моделирования и дидактические игры, труд в природе мы обобщили и систематизировали знания детей о природе родного города и района.   Был проведен цикл бесед по проблеме бытового мусора: «Что мы выбрасываем?», «Мусор это хорошо или плохо?», «Почему мусор надо сортировать?», «Предметы быта» и серия опытов: «Что горит?», «Что быстрее разлагается?», «Вторая жизнь вещей». Еженедельно мы устраивали экологический десант в парк, в дендрарий. Решение экологической проблемы нашло поддержку со стороны родителей воспитанников. Они принимали активное участие не только в экологических десантах, но и поддерживали акцию Администрации Павловского района «Мы за чистый город», тем самым, показывая пример своим детям бережного отношения к природе родного города. В результате работы у детей сформировалось гуманное  и заботливое отношение к природе, желание практически заботиться о ней; желание поддерживать первозданную чистоту и желание помогать взрослым в решении экологической проблемы.

       Чтобы дети смогли выразить свое отношение  к городу, мы  предложили  проект «Новая версия газеты «Павловский металлист»». Участвуя в проекте, дети выступали  фотокорреспондентами газеты. Они вновь испытали и пережили волнение, чувства радости и гордости при восприятии накопленного материала: рисунков, фотографий, рекламных проспектов, предметов продуктов деятельности взрослых, вырезок из газет «Павловский металлист».

        Таким образом, целенаправленная работа по формированию начальных представлений детей о своей «малой» Родине способствовала воспитанию личности каждого ребенка нашего детского сада как  гражданина-патриота, в душе которого засеяно чувство любви к родному городу Павлово.

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ "

Продолжать формировать понятие Родина, воспитывать у детей любовь к родному краю, к малой родине, расширять и углублять знания детей о Лямбире , Лямбирском районе...

Перспективное планирование по теме «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом - Рубцовском».

Перспективное планирование по краеведению в подготовительной группе по теме нравственно-патриотического воспитания.  Цель: Создавать условия   для воспитания патриотизма у детей ст...

Социокультурное развитие старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем

Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Как отмечает Е. А. Аркин, это период, когда «и семья, и общество создает для р...

Формирование информационной компетентности у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем

Цель – создание условий для формирования информационной компетентности у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.Задачи:Способствовать  исследовательскому поиску зн...

Из опыта работы на тему: «Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем».

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длитльного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста....

Проект «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем » подготовительная группа

В начале нового учебного года составляются комплексно-тематические план и план воспитательной работы. Данный проект по патриотическому воспитанию очень актуален для воспитателя ДОУ . Его можно использ...