Развитие воображения и творческих способностей посредством конструирования
статья по теме

Верещагина Лилия Витальевна

Материалы тематического контроля по теме: "Развитие воображения и творческих способностей посредством конструирвоания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования».

План контроля.

Разделы плана

Содержания

Методы контроля

1

Обследование уровня развития детей

- Соответствие уровня формирования конструктивных навыков детей целям и задачам программы;

- умение детей применять полученные навыки в игре при постройке сооружений, сюжетно-ролевой, самостоятельной деятельности.

- Анализ схем обследования детей;

- анализ деятельности при НОД;

- анализ  деятельности в процессе самостоятельной деятельности;

- анализ деятельности в процессе игры.

2

Оценка профессионального мастерства воспитателя.

- Умение применять знания программы в деятельности с детьми;

- владение методами формирования конструктивных навыков детей, игровыми методами и приемами;

 - умение организовать речевое общение детей, обучать детей поиску самостоятельных конструктивных решений.

- Анализ НОД;

- собеседование с воспитателями;

- анализ предметно-развивающей среды;

- анализ самообразования.

3

Создание условий в группе.

- Умение воспитателя создать соответствующую возрасту и уровняю развития детей и программным задачам среду в группе

- Посещение групп;

- анализ предметно-развивающей среды в группе для развития у детей конструктивных навыков.

4

Планирование работы.

- Эффективность планирования;

- планирование работы по формированию конструктивных навыков детей в НОД, режимных моментах и игровой деятельности.

- Проверка планирования:

  • Занятия по конструированию;
  • Индивидуальная работа с детьми;
  • Организация конструирования в самостоятельной и игровой деятельности детей.

5

Работа с семьей.

- Эффективность взаимодействия ДОУ с родителями: понимание ими важности работы по развитию конструктивных навыков детей и влияние этой работы на развитие мышления и памяти детей, пространственного воображения.

- Анализ наглядной информации для родителей  в группе;

- анкетирование родителей.

Рабочие материалы контроля:

  1. Схемы обследования уровня развития конструктивных навыков у детей групп «Одуванчик», «Пчелка», «Незабудка», «Василек», «Ландыш».
  2. Карта анализа самообразования воспитателей Зайц А.В., Щербаковой Т.Н., Гриценя Т.Н.
  3. Опросник для воспитателей Воробьевой А.А., Сазоновой Т.В., Недоросток Д.Г., Кудакова Е.П.
  4. Протокол обследования предметно-развивающей среды. Ответственная Баранова С.В.
  5. Карта проверки планов воспитательно-образовательной работы (группы «Ромашка», «Рябинка», «Огонек», «Пчелка»).
  6. Карта анализа наглядной информации для родителей.
  7. Ответственная Осипова О.И., группы «Одуванчик», «Пчелка», «Незабудка», «Василек»).

Опросник для самоконтроля воспитателей.

  1. Какие виды конструирования существуют в ДОУ? (из строительного материала, из деталей конструкторов, из бумаги, из природного материала).
  2. Формы организации обучения детскому конструированию (по образцу, по модели, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по замыслу, по теме).
  3. Суть конструирования по образцу (детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги, и, как правило, показывают способы их воспроизведения).
  4. Методика конструирования по модели (детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертания отдельных составляющих ее элементов скрыта от ребенка. Например, конструкция, обклеенная плотной бумагой. Дети должны эту модель воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. При такой форме обучения конструирования детям предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения).
  5. В чем заключается суть конструирования по условию? (Детям не предлагается ни образец постройки, ни рисунки, ни оговариваются способы ее возведен. Определяются только условия, которым постройка должна соответствовать. Задача конструирования в данном случае носит проблемных характер).
  6. Какова роль конструирования в развитии познавательной активности детей? (Конструирование является универсальной умственной способностью, лежащей в основе творчества ребенка).
  7. Сформулируйте программные задачи по конструированию в вашей возрастной группе.
  8. Какие условия для развития конструктивных способностей детей имеются в вашей группе?
  9. Как часто в свободной деятельности дети вашей группы занимаются конструированием?
  10.  Ваша педагогическая позиция наиболее эффективная для развития конструктивных навыков и творчества детей.

Опросник для самоконтроля воспитателей.

  1. Какие виды конструирования существуют в ДОУ?
  2. Формы организации обучения детскому конструированию.
  3. Суть конструирования по образцу.
  4. Методика конструирования по модели.
  5. В чем заключается суть конструирования по условию?
  6. Какова роль конструирования в развитии познавательной активности детей?
  7. Сформулируйте программные задачи по конструированию в вашей возрастной группе.
  8. Какие условия для развития конструктивных способностей детей имеются в вашей группе?
  9. Как часто в свободной деятельности дети вашей группы занимаются конструированием?
  10.  Ваша педагогическая позиция наиболее эффективная для развития конструктивных навыков и творчества детей.

Схема обследования.

Младший дошкольный возраст.

Умения детей.

1.

Конструирования из строительного материала.

  • Умение целенаправленного экспериментирования с новым материалом и на этой основе  создавать простые конструкции

  • Владение простыми обобщенными способами конструирования:

- комбинирование;

- надстраивание;

- изменение пространственного расположения деталей;

- использование одних и тех же способов для

 получения разных конструкций.

  • Умение провести целостно-расчлененный анализ объектов, образцов.

  • Умение создавать замыслы простых конструкций.

  • Умение конструировать объекты по заданным условиям.

  • Умение выделять в объектах пространственные характеристики (высоту, длину, ширину).

  • Знание и использование при конструировании названий деталей различных строительных материалов, их цвета и формы.

  • Умение ориентироваться в пространственном расположении деталей конструкции относительно друг друга.

2.

Конструирование из деталей конструктора.

  • Умение целенаправленно экспериментировать с новым материалом и на этой основе создавать простые конструкции.

  • Знание свойств и возможностей нового материала, в том числе способов крепления деталей.

3.

Конструирование из бумаги.

  • Умение целенаправленно экспериментировать с новым материалом и на этой основе создавать простые конструкции.
  • Владение основными способами

конструирования:

- складывание квадратного листа бумаги пополам с совмещением противоположных сторон.

- складывание квадратного листа бумаги по диагонали.

4.

Конструирование из природного материала.

  • Умение рассматривать материал и видеть в нем какой-то образ.

  • Умение строить образы, сопоставляя (вместе со взрослым) его конфигурацию, фактуру, размеры с чем-то похожим.

  • Умение строить образы способом «опредмечивания» и приемом «надстраивания».

Итог:

Схема обследования.

Старший дошкольный возраст.

Умения детей.

1.

Конструирования из строительного материала.

  • Владение обобщенными представлениями о конструируемых объектах.

  • Умение мысленно изменять пространственное положение объекта, его частей.

  • Умение конструировать по условиям, задаваемым взрослым, сюжетом игры.

  • Умение конструировать по заданной схеме, фотографии, рисунку.

  • Умение самостоятельно строить схему будущей конструкции.

  • Владение обобщенными способами конструирования:

- комбинирование;

- опредмечивание;

- изменение пространственного расположения деталей;

- включение и удаление лишнего.

  • Умение провести целостно-расчлененный анализ объектов, образцов.

  • Умение самостоятельно и творчески реализовывать свои замыслы.

2.

Конструирование из деталей конструктора.

  • Умение целенаправленно экспериментировать с новым материалом и на этой основе создавать оригинальные конструкции.

  • Знание свойств и возможностей нового материала, в том числе способов крепления деталей.

  • Умение решать задачи проблемного характера: достраивание блоков разных конфигураций, созданных взрослым.

  • Умение конструировать по заданной схеме.

  • Умение самостоятельно и творчески реализовывать свои замыслы.

3.

Конструирование из бумаги.

  • Умение делать аккуратные сгибы, сгибать лист пополам по горизонтали, вертикали, диагонали.

  • Знание и умение использовать основные базовые формы техники «Оригами» - «Простой треугольник», «Двойной треугольник». «Воздушный змей».

  • Умение закручивать прямоугольник в цилиндр.

  • Умение закручивать круг и полукруг в конус.

  • Умение переплетать бумажные полосы.

  • Умение преобразовывать квадрат в куб.

  • Умение самостоятельно и творчески реализовывать свои замыслы.

  • Умение подбирать необходимый для конструирования материал.

4.

Конструирование из природного материала.

  • Умение провести анализ материала как основы получения разных образов способов «опредмечивания».

  • Умение изменять пространственное положение материала.

  • Владение приемом добавления деталей или удаления лишнего.

  • Умение самостоятельно и творчески реализовывать свои замыслы.

  • Умение подбирать необходимый для конструирования материал.

Итог:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»

Цели:1) ознакомление родителей со значением и возможностями ЛЕГО конструирования ; 2) привитие традиций ЛЕГО конструирования в семейной педагогике; 3) развитие практических навыков ЛЕГО конс...

Консультация для педагогов "Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования"

Консультация для педагогов в форме деловой игры "Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования"...

Консультация для педагогов “Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.”

laquo;Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». А.С....

Консультация для педагогов “Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.”

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного результата. Оно тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интер...

Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования

Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». А.С. Макаре...

Консультация для педагогов «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»

Художественное конструирование в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для ...

РМО «Развитие воображения и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования»

Развитие творческих способностей дошкольников через внедрение современных технологий...