Преобразование предметно-развивающей среды в ДОУ "Город детства"
проект по теме

Михеева Вероника Юрьевна

          Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде. «От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе, и им должно быть удобно в их предметной среде»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mikheevoy_v.yu_.docx121.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 384» г.Перми  

 

                                             

                                            ПРОЕКТ

                   Преобразование  предметно-развивающей среды

в ДОУ  и на его территории

в соответствии с ФГТ

«Город детства»

                                        Разработала: старший воспитатель                                            

                                                                            Михеева Вероника Юрьевна

                           

 

Пермь, 2013

Проблема, на решение которой направлен проект:

Как создать эффективную предметно-развивающую среду, стимулирующую развитие дошкольников?

Цель проекта: преобразование    предметно-развивающей   среды групп, музыкального и  физкультурного залов и  на территории   ДОУ

Задачи проекта:

1.Изучить  и внедрить в практику  новые подходы к организации предметно- развивающей среды, обеспечивающей  полноценное  развитие  дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2.Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов в вопросах формирования и использования предметно - развивающей среды  в  воспитательно- образовательных целях.

3. Разработать и апробировать  модель предметно- развивающей среды для каждой возрастной группы, музыкального и  физкультурного зала.

4. Сформировать предметно - развивающую среду групп. музыкального , физкультурного залов и территории ДОУ.

5.Отработать алгоритмы использования  предметного и игрового оборудования в центрах детской активности в каждой возрастной  группе.

6.Привлечь  дополнительные   источники финансирования благотворительного спонсорства родителей.

При проектировании  предметно - развивающей среды  учитывались  следующие условия:

  • опора на личностно- ориентированную модель взаимодействия между участниками  образовательного процесса;
  • сбалансированное сочетание познавательного и социального- направленного эмоционального компонента в содержании видов детской деятельности в предметно- развивающей среде;
  • создание и обеспечение психологического комфорта и безопасности ребёнка;
  • субъект- субъектное взаимодействие участников образовательного процесса;
  • соблюдение принципов построения развивающей среды.

 

 Ожидаемые результаты по реализации проекта:

1.Повышение психолого-педагогической  компетентности педагогов в вопросах формирования и использования предметно- развивающей среды  в  воспитательно- образовательных целях с детьми.

2. Модели    предметно-развивающей среды для каждой возрастной группы, музыкального и  физкультурного зала.

3.Сформированность  предметно-развивающей  среды групп, музыкального и  физкультурного залов и  на территории   ДОУ в соответствии с требованиями   ФГТ и  Основной общеобразовательной программой дошкольного образования, реализуемой в дошкольном учреждении.

4.Алгоритмы  использования  материалов  и  оборудования в центрах детской активности в каждой возрастной группе.

5.Позитивное отношение родителей к вопросам создания  предметно- развивающей среды в учреждении.

Условия организации проекта:

В рамках реализации проекта предполагаются  2 направления организации работы:

  • Создание предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.               
  • Взаимодействие педагогов ДОУ с  семьями воспитанников по обогащению предметно-развивающей среды.

                   

Участники проекта:

Участниками проекта являются администрация ДОУ, специалисты, воспитатели, дети и их родители.

 

Информационно - методическое обеспечение реализации проекта:

Предполагается разработка, защита и реализация   педагогами ДОУ педагогических проектов «Предметно - развивающая среда- как средство развития  ребенка».

Дата начала проекта: октябрь 2012  года

Дата окончания проекта:  июнь  2013 года

Продолжительность проекта:  9 месяцев

Этапы:

1 этап -  подготовительный

2 этап -  основной

3 этап -  заключительный

Актуальность проблемы:

       Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ «Детский сад №384»  посещает 329  детей. Средняя наполняемость групп – 30 детей. Двухэтажное  типовое здание детского сада предусматривает расположение одиннадцать возрастных групп, музыкальный зал, физкультурный, методический кабинет,  кабинет дополнительного образования, кабинет специалистов, два лестничных марша, длинный узкий коридор на первом этаже, служебные помещения. В оформлении дошкольного учреждения присутствует комплексный подход: оформление соответствует  назначению помещений, используется цветовая гамма светлых теплых оттенков в отделке холлов, музыкального зала, кабинета педагога-  психолога и учителя логопеда, большинства групповых комнат. Занавеси, ковровые покрытия, окраска мебели подбираются в общей цветовой тональности. Интерьер  групповых помещений, музыкального зала  и холлов дополняется шторами в  современном стиле. Что в целом обеспечивает создание эмоционального климата.

Имеющаяся  предметно - развивающая среда выглядит эстетично и направлена на развитие воспитанников. В ДОУ в основном  созданы необходимые  условия, обеспечивающие возможность осуществления детской деятельности и для  ряда базовых компонентов, необходимые для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребёнка. В групповых помещениях ДОУ выделено пространство для разнообразных видов детской деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей и программными требованиями и некоторым принципам построения предметно-развивающей среды. Это центры детской  активности: театрализованных игр, творческой активности, познавательно- исследовательской деятельности, двигательной активности; уголок  безопасности, уголок художественно-речевой деятельности, музыкальный уголок;  зоны экологическая,   конструктивных и сюжетно- ролевых игр.

Пространство в группах оборудовано в соответствии с психолого-педагогическими, эстетическими и санитарно-гигиеническими требованиями.

Воспитатели групп, создавая  предметно-развивающую  среду,   решают задачу   предоставления детям как можно больших возможностей для разнообразных видов детской деятельности, проявления  их  активности, инициативности и самостоятельности. 

         В связи с введением в практику работы дошкольного учреждения ФГТ к основной общеобразовательной программе   был проведён мониторинг  состояния предметно-развивающей среды.

          В процессе анализа выявлено  проблемное поле:

-предметно-развивающая среда частично соответствует федеральному государственному стандарту.

- не все  принципы   построения  развивающей среды реализованы в дошкольном учреждении (не выдержаны принципы трансформируемости, педагогической целесообразности, вариативности, интегрирования);  

-в  пространстве групповых  помещении не выдерживается соотношение: сектор двигательной активности 50%, спокойной 30%, рабочий сектор 20%;

-отсутствие  достаточного количества  материалов и оборудования для организации  разнообразных видов детской деятельности в  группах;

-частично организовано  взаимодействие    воспитателей и специалистов по созданию предметно- развивающей среды;    

-предметная и природная  среда на территории ДОУ не  способствует здоровьсбережению воспитанников, не  соответствует эстетическим принципам и нормам безопасности.  

-неэффективное, педагогически  не целесообразное использование существующей среды в группах;

-практическое отсутствие совместных видов  деятельности педагога  с детьми (НОД в режимные моменты) в имеющихся  центрах детской активности, чаще наблюдается самостоятельная деятельность детей;

 -не достаточно  внимания  уделяется   обучению    детей    действиям  с имеющимся оборудованием и материалами;
-не изготовляется   игровое оборудование  с детьми в совместной деятельности (атрибуты для игры в  «магазин»,  «театр», «библиотека»  и др.);

-попустительское отношение педагогов  к процессу формирования предметно - развивающей среды (не проявляется инициатива,   творчество, самостоятельность);  

-отсутствие бережного отношения к имеющемуся имуществу группы, оборудованию и игрушкам.

          Исходя, из данного анализа нами было обозначено противоречие: в детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного  стандарта и не несёт   воспитательно - развивающей  роли   по всем направлениям    развития детей.  

           Таким образом,  существующая    предметно- развивающая среда в    ДОУ не обеспечивает полноценное  развитие детей  и обозначает проблему –  как создать эффективную предметно – развивающую среду,  направленную на физическое, социально-личностное, познавательно- речевое, художественно- эстетическое  развитие дошкольников.

           В целях создания и использования эффективной предметно – развивающей среды     нами  определены механизмы:

-организация воспитательно-образовательного процесса;

-психолого-педагогическое сопровождение;

-формы взаимодействия с семьёй;

-преобразование развивающей предметно-пространственной среды.

Концептуальные основы преобразования предметно - развивающей среды  ДОУ

       При создании предметно- развивающей среды в ДОУ  мы будем исходить из

  • идеи создания благоприятных условий для реализации личностно- ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, идеи оснащенности дошкольного учреждения  трансформирующим оборудованием (В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П.Стрелкова); 
  • идеи Л.С.Новоселовой, что «развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых».

Понятие среды

         Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

         Сам термин «развивающая среда»  стал очень популярен и используется многими авторами.  

С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология.
Среда (Обогащенная) - предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Среда (Предметная) - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности  детей.
 Развивающая предметная среда (ПРС) – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка. 

«Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка». Она должна объективно – через свое содержание и свойства – создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

          В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда - та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».

          Л.С.Выготский, В.В.Зеньковский, С.Л.  Новоселова  и др. предметно- пространственную среду рассматривают как совокупность внешних объектов, факторов и условий, находящихся  в определенных взаимоотношениях и включенных  в контекст развития ребенка. Ими  определены   основные требования к предметной среде:

-ее развивающий характер,

-возможность для ребенка реализовать в ней зону своего ближайшего развития.

-разнообразность.

     Правильно созданная предметная среда образовательного учреждения является «носителем культуры педагогического процесса, облагораживает труд педагога, предоставляет ему возможности проявления творчества, служит поддержанию его личностного профессионального самоуважения». «Хорошая развивающая предметная среда тем и моделирует функциональное развитие деятельности ребенка, что в ней заложена «информация», которая себя сразу не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к ее поиску».
    Авторы утверждают, что словесные объяснения малоэффективны для дошкольника, и даже в том случае, когда одновременно со словом демонстрируется образец действия,  ребенку нужно действовать самому. Именно поэтому в традиционную дидактику  вводится принцип деятельности, так как ориентировка в любом материале для маленького ребенка требует немедленного перехода к действию с материалом.
       Особое внимание уделено авторами  проектированию развивающей среды, в которой дети могут общаться с природой: наслаждаться красотой растений и поведением животных, наблюдать их видоизменения, участвовать   в уходе за всем живым, что живет и растет на территории образовательного учреждения.

          Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде. «От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе, и им должно быть удобно в их предметной среде»
          Таким образом, развивающая предметная среда в дошкольных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов образования и воспитания детей: познавательного, нравственно-целостного и деятельностного.
          Мы  в процессе   проектирования   и формирования предметно- развивающей среды  будем исходить из основополагающей идеи построения  развивающей среды в ДОУ, заложенной  в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского (1993г.),  в которой получили дальнейшее развитие основные положения «Концепции дошкольного воспитания» (1989 г.) применительно к организации условий жизни детей в детском саду.  А именно,   «предметное окружение дошкольника должно обеспечить ему психологическую защищенность — доверие к миру, ощущение радости существования, оно должно способствовать полноценному общению со взрослыми, которые могут понять его, встать на его точку зрения, не игнорировать его чувств и эмоций». (В.А.Петровский). Новоселова С.Л. подчеркивает, что предметная среда должна вызывать положительные эмоции, желание действовать и взаимодействовать с детьми и взрослыми. Она должна создаваться с учетом возрастных и половых различий детей. Исследователи выдвигают принципы создания предметно-развивающей среды для дошкольников,— это принципы, облегчающие личностное взаимодействие воспитателя с детьми, обеспечивающие активное поведение дошкольников, проявление у них творчества и самостоятельности. Это принципы, создающие, с одной стороны, стабильность предметного окружения, а с другой- его подвижность, динамичность, возможность трансформации, видоизменения. Гибкое зонирование всего пространства основного помещения, где пребывают дети, может обеспечить одновременное осуществление деятельностей по интересам.

            Кроме этого, мы будем   руководствоваться   принципами, изложенными  в Федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Принцип информативности предполагает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. 

Принцип вариативности: сообразно характеру современного образовательного процесса предметно-пространственная среда определяется видом дошкольных образовательных учреждений, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.

Принцип полифункциональности среды: предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

С целью обеспечения полифункциональности использования пространства группового помещения, мы  условно разделим его  на 3 части:

-зону для спокойной деятельности;

-зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);

            -рабочую зону.

Разделение группового пространства на зоны вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться для игровой, продуктивной и исследовательской  деятельности.

           Принцип трансформируемости среды связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

Принцип интеграции образовательных областей: предусматривает  использование материалов и оборудования для  реализации содержания нескольких образовательных     областей. Изобразительные материалы, расположенные в центре изобразительной деятельности, могут использоваться детьми для создания художественно-творческих работ (реализация содержания образовательной области «Художественное творчество»), для детского экспериментирования с красками, бумагой, для классификации карандашей по цвету, длине, для выкладывания из карандашей схематических и геометрических  изображений (реализация содержания образовательной области «Познание»), для общения по поводу изобразительных материалов, художественного замысла, содержания рисунка или поделки (реализация образовательной области «Коммуникация»).

Принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников,  комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.

Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим и также требует изменений.   

В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач.  

Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно побуждает любопытство и довольно легко запоминается.  

Каждому ребенку в детском саду будет обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).

 В соответствии с  пунктом 3.1.2. Требований ФГТ к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ, предметно – развивающая среда образовательного учреждения будет способствовать реализации основных направлений развития детей:

- физическому

- социально-личностному

- познавательно-речевому

- художественно-эстетическому

Также мы будем ориентироваться на следующие подходы к организации предметно-развивающих пространств в группе с учётом основных направлений развития ребенка-дошкольника:

Направления  

развития ребенка

Центры, зоны, уголки  детской активности   и   развивающие пространства

Физическое развитие ребенка

-центр двигательной активности в группах

-физкультурный зал

-спортивная площадка на территории ДОУ

Социально-личностное развитие ребенка

-зона  для самостоятельной  игровой деятельности  

-уголок ряженья

-зона приватности

-уголок «уединения» и утешения

Познавательно-речевое развитие ребенка

-уголок художественно- речевой деятельности

-центр познавательно– исследовательской деятельности

-экологическая зона

-зона  конструктивных игр

-центр развивающих игр

-уголок безопасности

-центр патриотического воспитания

-кабинет педагога- психолога и учителя логопеда

-кабинет дополнительного образования

-территория ДОУ

Художественно-эстетическое развитие

-центр творческой активности (изобразительной деятельности, музыкальной и ручного труда)

-центр театрализованных   игр

-музыкальный зал

 

 

      Таким образом, при формировании предметной среды в ДОУ   мы будем учитывать следующее, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит,  как они расположены.

     

Содержание деятельности педагогов и детей в ходе реализации проекта

         На этапе формирования предметно-развивающей среды в ДОУ будет организована большая многоплановая и творческая деятельность всех педагогов в соответствии с планом реализации проекта "Город детства".   Работа начнется  с изучения нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов, требований ФГТ к среде ДОУ,  а также научно -методической литературы по данной проблеме.

          В ходе реализации проекта педагоги  будут  находить  удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство детского сада.    Основными направлениями преобразований предметно-пространственной развивающей среды в группах детского сада будут являться :

  • гибкое  зонирования в размещении развивающих центров,  полифункциональное использование игровых зон;  
  • обогащение предметно-пространственной среды игровыми материалами и необходимым оборудованием в соответствии с основными направлениями развития детей дошкольного возраста и ООП ДО;
  • обеспечение соответствия оборудования и материалов, их размещения в пространстве возрастным и половым особенностям детей группы.

       В начале проектировании среды мы  определим  – набор центров детской активности в соответствии с ФГТ, далее  рациональное  продумаем расположение центров в группе. При этом будем  учитывать  интеграцию содержания и взаимообогащение видов детской деятельности.

      Игра – отражение опыта дошкольника. В игре дети стараются подражать взрослым. Представленные в центре сюжетно-ролевых игр  игрушки будут максимально приближать дошкольников к предметам, окружающим их в быту (например, кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресло, игрушки, уголок ряженья). Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды   будем учитывать интересы мальчиков и девочек, подбирать  необходимые атрибуты для полоролевых игр.  В созданной  среде им  представится возможность     проявить свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Большая часть оборудования будет  хранится в коробках, на которых будет надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определят, какую игру выбрать.

       Для  создания индивидуального комфорта детям  в  модель групповой среды внесём уголок уединения и утешения, зону приватности. Уголок утешения позволит  ребенку уединиться и выбрать вид деятельности в соответствии со своим настроением; прожить проблемную  конфликтную  ситуацию со сверстниками, сдержать негативные побуждения, снять напряжение, проанализировать свое агрессивное поведение. Зона приватности представляет собой уголок любимых детьми вещей (игрушки, наклейки, личные и семейные коллекции), который позволят каждому ребёнку активно действовать: познавать и проявлять свои индивидуальные особенности и предпочтения. Оформляться будет вместе с детьми.

        Экологическая зона  предназначена  для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения.  Поэтому  центр пополним   оборудованием и  материалами  для проведения опытов (стаканчики, коробки из-под продуктов и т. п.).

         Для обеспечения оздоровительного и развивающего эффекта   силами воспитателей совместно с родителями и детьми будут изготовлены нетрадиционное оборудование: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, гантели, наполненные фасолью, гречкой. Также центр двигательной активности  пополним  необходимым спортивным  оборудованием  это различные мягкие объемные модули, тоннели, тренажеры, сухие бассейны с цветными шариками.        

         Пополним  центры творческой активности  оборудованием  для музыкального развития детей (игрушечные музыкальные инструменты; аудиовизуальные средства:  магнитофон и пр.).        

          В группе  расположим  легкие перегородки, ширмы, мягкие пуфы, которые  будут передвигаться, для  изменения группового пространства  в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач

         Игровое оборудование и материалы будет  располагаться  по тематическому принципу и  доступным  детям. Для самоорганизации детей в разных видах деятельности разработаем  алгоритмы и   целесообразно разместим их в групповом пространстве.      

  Предметно - развивающая среда музыкального и физкультурного залов:

     Музыкальный руководитель  и инструктор по физической культуре разработают варианты оформления  музыкального и спортивного  залов к тематическим праздникам и развлечениям; Костюмерную в музыкальном зале пополним сценическими костюмами.

 

 

Предметно- развивающая среда на территории ДОУ:

 - оборудовать  спортивную  площадку.

 -создать  огород, цветники,  которые могут использоваться в педагогическом процессе для развития у ребенка основ экологического сознания.

                             

  При создании предметно-развивающей и предметно-игровой среды в ДОУ,  будет использован  следующий алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в группе детского сада.

Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.

Шаг 2. Провести оценку  и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, определив  проблемное поле.

Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.

Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 5. Составить план - схему, модель  определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.        

            Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений  в предметно-развивающую  среду в течение года, с учётом ООПДО, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

          Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, поэтому каждый шаг служит всей организационно-педагогической деятельности и обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно-пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения.

Первый этап: подготовительный (сентябрь-ноябрь)

Цель первого этапа: обеспечить основные информационные, кадровые, организационные, методические и материально-технические условия для создания    среды  

Мероприятия

Срок

Ответственный

1.Ознакомление  педагогов с содержанием  приказа № 2151

Сентябрь

Зам.зав. по ВМР.

2.Спланировать в годовом плане мероприятия, направленные на  повышение педагогической компетентности  педагогов  в вопросах создания предметно- развивающей среды в соответствии с возрастом детей

Сентябрь

Зам.зав. по ВМР.

3.Разработать Положение о Временном творческом коллективе (ВТК)  педагогов по разработке Проекта преобразования предметно- развивающей среды ДОУ

Сентябрь

Зам.зав. по ВМР.

4.Создать  временный творческий коллектив (ВТК) по разработке Проекта преобразования предметно- развивающей среды ДОУ

Сентябрь

Заведующий ДОУ

5.Организовать работу ВТК  в соответствии с планом работы

В течение года

Старший воспитатель

6.Ознакомление с Положением о ВТК и приказом заведующего о составе

Ознакомление со структурой и технологией проекта

Сентябрь

Старший воспитатель

7.Анализ предметно- развивающей среды групп, спортивного  и  музыкального залов в соответствии с     ФГТ (ознакомление с аналитическими справками)  

Октябрь

Старший воспитатель члены ВТК

8.Ознакомление с  педагогическими проектами «Предметно- развивающая среда- как средство развития  ребенка» в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования

Ноябрь

Руководитель и члены ВТК

17.Разработать и реализовать педагогические проекты по преобразованию предметно- развивающей среды в каждой возрастной группе

Октябрь- ноябрь

Руководитель и члены ВТК

18.Разработать Проект преобразования предметно- развивающей среды ДОУ

Ноябрь

Старший воспитатель

19.Провести мониторинг   предметно-развивающей среды  

Октябрь, ноябрь,

февраль, 15 мая

Зам.зав. по ВМР.

Старший воспитатель

Второй этап: основной (декабрь – март)

Цель второго этапа:   создание предметно-развивающей среды в группах и на территории ДОУ

   

 Мероприятия

Сроки

Ответственные

Мониторинг состояния предметно- развивающей среды групп

Ноябрь

Зам.зав. по ВМР.

Старший воспитатель

9.Анализ полного перечня тематических альбомов   по каждой   возрастной  группе  в соответствии с ООП

Декабрь

Члены ВТК

10.Обсуждение алгоритмов  и  вариантов использования содержания тематических альбомов  в воспитательно- образовательном процессе

Январь

Руководитель и члены ВТК

11.Представление  творческих наработок по проблеме  преобразования предметно - развивающей среды на семинаре- практикуме  «Возможности предметно-развивающей среды в активизации разнообразных видов детской деятельности»

 Февраль

Руководитель и члены ВТК

12.Анализ содержания   центров театрально- игровой деятельности в группах, соответствие ФГТ

Март

Руководитель  ВТК и жюри  смотра- конкурса

Третий  этап: заключительный

Цель второго этапа:  формирование предметно- развивающей среды во всех возрастных группах, в музыкальном и физкультурном залах.

   

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.Презентация разработок по  использованию центров детской активности в соответствии с возрастом детей.                                    

14.Анализ состояние центров  двигательной активности и музыкальной деятельности детей в группе.

Апрель

Руководитель и
члены ВТК

15.Анализ предметно-развивающей среды   ДОУ в соответствии с «Проектом преобразования     предметно - развивающей среды ДОУ»

Май

Старший воспитатель

16.Анализ предметно - развивающей  среды  для  организации познавательной, двигательной и игровой деятельности на прогулке в разное время года

Июнь

Руководитель и члены ВТК

 

Предполагаемый результат проекта:

По окончании  реализации  проекта  ожидаются следующие результаты:

  • внедрение в практику  новых подходов к организации предметно- развивающей среды, обеспечивающей  полноценное  развитие  дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования и использования предметно - развивающей среды  в  воспитательно- образовательных целях;
  • модель предметно- развивающей среды группы, залов,  территории дошкольного учреждения;
  • насыщенность пространства группы  музыкального, физкультурного залов и территории ДОУ материалами и оборудованием  в соответствии с  возрастными, индивидуальными  и личностными особенностями и требованиями ФГТ;
  • алгоритмы использования  предметного и игрового оборудования в центрах детской активности в каждой возрастной  группе.
  • позитивное отношение родителей к созданию предметно- развивающей среды в группе.

      Таким образом,  педагогический  коллектив сумеет сделать так, чтобы предметно – развивающая среда стала соответствовать всем требованиям нормативных документов приблизительно  80%  ФГТ к Основной общеобразовательной программе.

При организаций предметно - развивающей  среды групп, музыкального и  физкультурного залов и  на территории   ДОУ  педагоги учтут всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка.

Поиск инновационных подходов к организаций предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом является творчество, талант и фантазия.

                          Способы и средства достижения результатов:

Ресурсное обеспечение:

Условия

Оборудование

источник

Материально-технические

*Компьютер

ДОУ, личный

*игровое оборудование

Спонсорские средства родителей

*фотоаппарат

Личный, ДОУ

*сканер

ДОУ

*фотопечать

Спонсорские средства родителей

*копирование

ДОУ

*оформление тематических альбомов

Спонсорские средства родителей, ДОУ

Мотивационные

Участие в работе ВТК, самообразование, заполнение электронного портфолио

ДОУ

Кадровые

Педагоги ДОУ

 

Информационные, научно-методические

Книги и пособия по методике организации развивающей среды, дидактический и иллюстрационный материал

ДОУ

*Электронные СМИ (интернет)

ДОУ

*консультирование у  заместителя заведующего по ВМР

ДОУ

Печатание   рекомендаций   и картотеки заданий

 

ДОУ

Список литературы.

1. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.

2. Петровский В. А., Кларина М.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П., Построение развивающей среды в дошкольном учреждении – М.: научно – методическое объединение “ Творческая педагогика ”: Новая школа, 1993.

3. Предметно- пространственная  развивающая среда в детском саду.  Принципы построения, советы, рекомендации. Составитель Н. В. Нищева. – Санкт-петербург: Детство – пресс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Преобразование предметно-развивающего пространства детского сада в соответствии с ФГТ

В данной презентации сформированы основные нормативные документы и методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ в дошкольнох образовательных учреждениях. Он...

Преобразование предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО

В презентации сделан акцент на основных подходах и принципах организации развивающей среды дошкольной образовательной организации...

Консультация для воспитателей: «Совершенствование навыков педагога по преобразованию предметно – развивающей среды».

Развитие ребёнка дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и св...

Выступление: «Примерный алгоритм преобразования предметно-развивающей среды»

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных о...