"Воспитание детей особой заботы путем формирования ориентировочной основы продуктивной деятельности у воспитанников дошкольной группы компенсирующей направленности в процессе ручного труда"
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме

Тимошенкова Людмила Ивановна

Предлагаю доклад с презентацией собственного выступления, проходившего на педагогическом марафоне "Воспитание детей особой заботы: проблемы, поиски, решения" в городе Омске (октябрь 2012г).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya_omsk_3.doc339.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический марафон «Воспитание детей особой заботы: проблемы, поиски, решения»

Тема доклада: «Воспитание детей особой заботы путем формирования ориентировочной основы продуктивной деятельности у воспитанников дошкольной группы компенсирующей направленности в процессе ручного труда»

Слайд 1

   Одной из актуальных проблем модернизации российского образования сегодня является обучение и воспитание детей особой заботы.

   В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска оптимальных методов обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями и возможностями. Методической основой коррекционно-развивающего обучения и воспитания является личностно-центрированный подход к организации деятельности ребенка со взрослыми.

                                                           Слайд 2

     В детях заложена способность к деятельности. Поэтому очень важно помочь ребенку в его развитии. Возникли вопросы: как помочь ребенку открыть себя наиболее полно,  как создать условия, чтобы получить по возможности реальную и наглядную картину творческого развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать? Как  каждый ребенок включается в деятельность, какова степень развития волевых качеств и  самоконтроля?

   Особенно актуально эти вопросы звучат сегодня, когда именно воспитатель определяет степень развития основных качеств продуктивной деятельности дошкольника.

   При первоначальной воспитательной работе с детьми определила, на какую форму деятельности необходимо обратить особое внимание.  Выбранная мною тема самообразования помогла в моей воспитательной системе «взять» нужный ориентир на развитие каждого из моих воспитанников. В первую очередь перед собой поставила задачу - осмыслить особенности группы воспитанников и скорректировать работу по ручному труду в соответствии с этим.

                                                           Слайд 3

   Цель самообразования: формирование личности социальной активности, творческих способностей.

   Основная идея: педагогическое обеспечение индивидуальной траектории развития ребенка.

     Работаю  с детьми в возрасте 6-7 лет, 3-го затем  4-го года обучения (2 год). Списочный состав группы 7 человек. Дети имеют умственную отсталость легкой степени и ЗПР.  

Слайд 4

  В настоящее время довольно четко определены основные пути и направления работы с дошкольниками, имеющими интеллектуальные проблемы. В этой коррекционно-педагогической системе важная роль принадлежит трудовому обучению и  воспитанию.

В структуре практической деятельности особое значение принадлежит ориентировочной части. Тип ориентировки, сформированной у ребенка, определяет качественные стороны его мыслительного процесса, обеспечивая переход к более высокому уровню опосредования действительности. Для данной категории детей характерно выполнение трудового задания без полноценного предварительного ориентирования в нем, без анализа инструкции и продумывания последовательности действий, без выбора средств и мобилизации необходимых знаний.

                                                 Слайд 5

      Считаю, что именно ручной труд является мощным средством, прекрасным «гимнастическим снарядом» для развития, прежде всего интеллекта и эмоционально-волевой сферы  у дошкольников данной категории. Занятия ручным трудом направлены на развитие умственных и практических действий детей.

     Ручной труд является одной из самых активных форм детской деятельности. Эта форма представляемого мною опыта взята согласно программных требований «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» под редакцией Е.А.Екжановой и Е.А.Стребелевой.  Занятия относятся к разделу программы «Формирование деятельности».

      В связи с этим возникла  необходимость дальнейшего изучения особенностей ориентировочной основы продуктивной деятельности и способов ее формирования у дошкольников с нарушением интеллекта.

    Слайд 6

   Основная цель: экспериментально апробировать комплекс упражнений, направленный на формирование ориентировочной основы продуктивной деятельности у воспитанников дошкольной группы компенсирующей направленности в процессе ручного труда.

Слайд 7

   Объект исследования: процесс формирования ориентировочной основы продуктивной деятельности у  воспитанников дошкольной группы компенсирующей направленности в процессе ручного труда.

Слайд 8

     Предмет  исследования: комплекс упражнений, направленный на формирование ориентировочной основы продуктивной деятельности у воспитанников дошкольной группе компенсирующей направленности в процессе ручного труда.

Слайд 9

      В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что формирование ориентировочной основы продуктивной деятельности у воспитанников дошкольной группы компенсирующей направленности в процессе ручного труда будет эффективным, если коррекционно-педагогическая работа будет проводиться по следующим направлениям:

                                                            Слайд 10

  1. формирование навыка анализа образца (определение объекта и его назначения, вычленение основных деталей объекта и определение их количества, определение цвета, величины формы деталей объекта, рассмотрение пространственного расположения деталей);
  2. формирование навыка анализа условий, необходимых для           изготовления объекта (определения материала, необходимых инструментов и способов соединения деталей).

Анализ образца - важный момент на занятиях ручного труда, тесно связанный с ориентировкой в задании (умением определять исходные данные, представлять конечный результат работы и необходимые для его достижения действия).

     Этот этап занятия предваряет практическую деятельность воспитанников, так как большинство детей с нарушением интеллекта не могут самостоятельно, всесторонне изучить образец изделия.

      Ориентировка в задании включает в себя анализ условий труда, изучение инструментов, приспособлений, материалов, которые предлагаются для работы. Сообщаю о названии материала, наличии деталей, частей, элементов, об их форме и расположении в изделии и способах соединения. Организую запоминание этих сведений.

Слайд 11

    Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой деятельности человека. Однако у дошкольников с нарушением интеллекта наблюдается отклонение в развитии познавательной сферы. Имеющиеся недостатки развития существенно затрудняют процесс формирования ориентировочной основы трудовой деятельности.

    В связи с этим возникла необходимость провести целенаправленную коррекционно-педагогическую работу по данному направлению с использованием комплекса специальных упражнений в процессе ручного труда.

На первом этапе исследовательской работы, целью являлось выявление особенностей и установление уровней сформированности ориентировочной основы продуктивной деятельности у дошкольников данной категории.

                                                             

                                                        Слайд12

В соответствие с поставленной целью решались следующие задачи:

  • подобрать методики для обследования детей;
  • провести обследование воспитанников с нарушением интеллекта;
  • охарактеризовать, подвергнуть качественному и количественному анализу результаты обследования воспитанников дошкольной группы.

   Для исследования уровня сформированности ориентировочной основы продуктивной деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта применила диагностические методики «Зеркало» и «Анализ образца». Первая является модифицированной методикой Александра Леонидовича Венгера, предложенной Е.С.Бахуриной. Автором второй методики является А.Л.Венгер (методики прилагаются в папке)

Слайд 13

                                                                                           

                                                                                              Таблица 1.

Результаты обследования воспитанников с нарушением интеллекта по методике «Зеркало» на констатирующем этапе исследования

Список воспитанников

Особенности выполнения

Уровень

Расположение геометрических фигур

Использование материалов и инструментов

Аккуратность выполнения

№ 1

-

+-

+-

ниже среднего

№ 2

-

-

-

низкий

№ 3

-

+-

+-

ниже среднего

№ 4

-

+-

+-

ниже среднего

№ 5

-

+

+-

средний

№ 6

-

-

-

низкий

№ 7

-

+-

+-

ниже среднего

   

  При обследовании по методике «Зеркало» никто из воспитанников не смог полностью правильно выполнить предложенное задание. На основании полученных результатов были определены уровни сформированности ориентировочной основы трудовой деятельности у воспитанников (Рис. 1)

Слайд 14 .

Рис. 1. Гистограмма уровней сформированности ориентировочной основы трудовой деятельности у воспитанников с нарушением интеллекта при обследовании по методике «Зеркало» на констатирующем этапе исследования

Таким образом, в ходе выполнения задания методики «Зеркало» у 62,5% отмечается ниже среднего уровень сформированности ориентировочной основы трудовой деятельности, у 25% - низкий уровень, у 12,5% - средний уровень. Показатели высокого и выше среднего уровня отсутствуют.                          

                                         Слайд 15

                                                                                     Таблица 2.

Результаты обследования воспитанников с нарушением интеллекта по методике «Анализ образца» на констатирующем этапе исследования

Список воспитанников

Особенности выполнения

Уровень

Анализ

образца

Анализ изделия с опорой на образец

Аккуратность выполнения

№ 1

-

+-

+-

ниже среднего

№ 2

-

-

-

низкий

№ 3

+-

+-

+-

ниже среднего

№ 4

-

+-

+-

ниже среднего

№ 5

+-

+-

+-

средний

№ 6

-

+-

+-

ниже среднего

№ 7

+-

+-

+-

ниже среднего

   При обследовании по диагностической методике «Анализ образца» также ни один из воспитанников не смог выполнить работу безошибочно. В работе с дошкольниками допускались ошибки в расположении спичек, которые были замечены при помощи педагога, однако самостоятельно устранить их дети затруднялись; работы были выполнены недостаточно аккуратно.

Слайд  16

Рис. 2. Гистограмма уровней сформированности ориентировочной основы трудовой деятельности у воспитанников с нарушением интеллекта при обследовании по методике «Анализ образца» на констатирующем этапе исследования

Таким образом, в ходе выполнения задания методики «Анализ образца» у 62,5% отмечается ниже среднего уровень сформированности ориентировочной основы трудовой деятельности, у 25% - средний уровень, у 12,5% - низкий уровень. Показатели высокого и выше среднего уровня отсутствуют.

    На основании полученных результатов в ходе обследования воспитанников с нарушением интеллекта по диагностическим методикам «Зеркало» и «Анализ образца» можно сделать вывод о недостаточной сформированности у них ориентировочной основы продуктивной деятельности. В большинстве случаев дети допускали серьезные ошибки в расположении геометрических фигур на листе бумаги в соответствие с инструкцией, испытывали затруднения при устранении данных ошибок. Также стоит отметить, что воспитанники недостаточно аккуратно выполняли работу, были неловки при использовании материалов и инструментов.

В связи с этим, считаю необходимым проведение целенаправленной коррекционно-педагогической работы с использованием комплекса специальных упражнений в процессе ручного труда.

  Экспериментальная работа осуществлялась на занятиях ручным трудом 2 раза в неделю.

Слайд 17

      В рамках деятельности по I направлению работы – формирование навыка анализа образца – воспитанникам указанной категории предлагала разнообразные упражнения на анализ объекта и определение его назначения; выделение в общем облике образца основных составляющих и определение их количества, цвета, величины; определение пространственного расположения выделенных деталей.

                                                                Слайд 18

      При работе по II направлению - формирование навыка анализа условий, необходимых для изготовления объекта – воспитанникам предлагала упражнения на определение материала, необходимых инструментов и способов соединения деталей.

      Применяемые мною дидактические игры и упражнения, формирующие ориентировочные действия в процессе занятий по ручному труду  прилагаются в папке (вниманию коллег предлагаю папку с упражнениями).

   По окончании констатирующего этапа  провела формирующий. Целью данного этапа являлось: посредством использования комплекса специальных упражнений в процессе ручного труда обеспечить формирование ориентировочной основы продуктивной деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта.

На данном этапе педагогического исследования  для обследования воспитанников с легкой степенью умственной отсталости использовала те же методики, что и на констатирующем этапе исследования: «Зеркало» (модифицированная методика А.Л.Венгера, предложенная Е.С.Бахуриной) и «Анализ образца» (автор А.Л.Венгер).

Слайд19

                                                                                                 

Рис. 3. Гистограмма уровней сформированности ориентировочной основы трудовой деятельности у воспитанников с нарушением интеллекта при обследовании по методике «Зеркало» на контрольном этапе исследования

 

В ходе выполнения задания методики «Зеркало» у 50% воспитанников отмечается средний уровень сформированности ориентировочной основы трудовой деятельности, у 37,5% - ниже среднего уровень, у 12,5% - выше среднего уровень. Показатели высокого и низкого уровней отсутствуют.

                                                     Слайд 20

Рис. 4. Гистограмма уровней сформированности ориентировочной основы трудовой деятельности у воспитанников с нарушением интеллекта при обследовании по методике «Анализ образца» на контрольном этапе исследования

В ходе выполнения задания методики «Анализ образца» у 37,5% воспитанников отмечается средний уровень сформированности ориентировочной основы трудовой деятельности, у 37,5% - ниже среднего уровень, у 25% - выше среднего уровень. Показатели высокого и низкого уровней отсутствуют.

     На основании результатов, полученных в ходе сравнительного анализа, были определены уровни сформированности ориентировочной основы продуктивной деятельности у воспитанников при обследовании по диагностическим методикам «Зеркало» и «Анализ образца» на констатирующем и контрольном этапах исследования.

                                                       

                                                      Слайд 21

Рис. 5.Результаты обследования по методике «Зеркало» на констатирующем и контрольном этапах исследования

Слайд22

Рис. 6. Результаты обследования по методике «Анализ образца» на констатирующем и контрольном этапах исследования

                                                           Слайд 23

    После проведения коррекционно-педагогической работы проведенного эксперимента у воспитанников данной категории отмечена позитивная динамика в формировании ориентировочной основы продуктивной деятельности. Дети стали испытывать меньше затруднений при анализе образца, пространственной ориентировке на листе бумаги, использовании необходимых материалов и инструментов. Практика подтверждает: нельзя достигнуть высоких результатов, не изучив предварительные предпосылки, обеспечивающие успех дела. В целом она является эффективной.

                                                          Слайд 24

      Проведенная воспитательная работа показала, что благодаря включению в структуру занятий по ручному труду упражнений решается одна из важнейших задач дошкольного возраста – подготовка детей к школе. У детей развивается мелкая моторика рук, совершенствуются умения и навыки работы с различным материалом, приспособлениями и инструментами, вырабатывается аккуратность, самостоятельность.                                                   

   Систематическая работа по данной теме самообразования позволила овладеть, сформировать, закрепить, расширить, совершенствовать трудовые умения и навыки у моих воспитанников. Они принимают активное участие в школьных, групповых, районных и областных конкурсах и фестивалях.

                                                        Слайд 25

   Результатами активной работоспособности воспитанников в их продуктивной деятельности являются почетные грамоты, дипломы, благодарственные письма, сертификаты, ценные призы.

   Считаю, что с поставленными целью и  задачами в течение всей воспитательной работы по этому направлению справилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу "Воспитание детей особой заботы путём формирования ориентировочной основы продуктивной деятельности воспитанников дошкольной шруппы компенсирующей направленности в процессе ручного труда"

Предлагаю презентацию к выступлению на педагогическом марафоне в городе Омске по теме "Воспитание детей особой заботы: проблемы, поиски, решения"....

"Развитие творческих возможностей у воспитанников дошкольной группы компенсирующей направленности"

Выступление на областном семинаре, проходившем в феврале 2013 года на базе КОУ "Калачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида". Тема семинара "Организация коррек...

"Работа с разными материалами на занятиях по ручному труду в дошкольной группе компенсирующей направленности"

Сообщение на методическом совете воспитателей школы о применении разнообразных материалов на занятиях по ручному труду в дошкольной группе компенсирующей направленности (показ творческих работ воспита...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности «А» по образовательной области «Коммуникация» на тему: "Насекомые""

Тема: «Насекомые».Направление: познавательно-речевоеЦель образовательной деятельности: познакомить и закрепить знания детей о насекомых.Интеграция и задачи образовательных областей:Коррекционно-образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа  разработана, для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи  с учётом целей и задач Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми на...

Планирование коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

Образовательная деятельность проектируется и реализуется на основе комплексно-тематического планирования АООП ДО. В планировании определены как общеобразовательные так и коррекционно-развивающие задач...

Особую заботу о птицах в зимнее время года проявляют воспитанники дошкольных образовательных учреждений школы 2083 17.01.20 © Ссылка на источник: https://sch2083.mskobr.ru/dou_edu/detskij_sad_skazka/novosti/kulinariya_dlya_ptic/

Особую заботу о птицах в зимнее время года проявляют воспитанники дошкольных образовательных учреждений школы 2083. А ребята из группы «Колобок» ДОП «Сказка» начали заботиться ...