Обобщение опыта "Логические блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал"
статья по теме

Копылова Инна Владимировна

Для успешного обучения в школе будущему первокласснику необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. А для этого нам нужно развивать мыслительный процесс у ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:



- УНИВЕРСАЛЬНЫЙ  ДИДАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», – но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления.

Логические блоки Дьенеша – это набор из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами:

  1. цветом
  2. формой
  3. размером
  4. толщиной

В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам!

Толстые блоки должны быть толще тонких, по меньшей мере, в два раза.

Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5см), на которых условно обозначены свойства блоков (форма, цвет, размер, толщина).

-треугольник- зелёный, большой и толстый.

Понадобятся и карточки с отрицанием свойств (не синий, …., не квадратный,…, не маленький, …, не толстый, …

Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, размере или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств; в процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них; выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока – создают его своеобразную модель.

Карточки–свойства помогают детям перейти от наглядно–образного мышления к наглядно–схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно-логическому мышлению.

В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действия рассуждает.

Игры и упражнения с логическими блоками можно предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №50 «Теремок» Развитие психических процессов у дошкольников Воспитатель: К опылова И.В. г.Тамбов – 2013г .

Слайд 2

Мир, в котором мы живём, сложен, многогранен и изменчив. Люди, человечество – часть этого мира – открывают для себя всё новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформированного у него образа мира. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного элементарного образа мира, который совершенствуется всю последующую жизнь. Именно поэтому так важно в этот возрастной период серьёзно заниматься развитием познавательной сферы ребёнка. Психические процессы являются частью познавательной сферы. Психические (познавательные) процессы включают в себя: восприятие, внимание, память, воображение, мышление

Слайд 3

Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Конвергентное мышление – логическое, последовательное, однонаправленное. Дивергентное мышление – альтернативное, отступающее от логики. Данный вид мышления проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ, причём этот ответ может быть логически выведен из самих условий. В результате дети овладевают такими умениями, как умение анализировать, систематизировать, делать обобщения, классифицировать. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных и разнообразных идей. Дивергентная задача – задача, имеющая несколько или даже множество верных ответов (творческий вид мышления)

Слайд 4

Конвергентное мышление Д/у «Составь квадрат» Д/у с применением блоков Дьенеша

Слайд 5

Дивергентное мышление Рассмотри изображения на карточках (силуэты мешочков) и скажи, на что они похожи, какая игрушка может лежать в этих мешочках? Нарисуй картинку с помощью карточки!

Слайд 6

Восприятие Воображение - психический процесс создания образов, предметов, ситуаций путём комбинирования элементов прошлого опыта (задания близки по содержанию дивергентному мышлению) - тесно связано с мышлением, памятью и вниманием. Задания ориентированы на формирование и развитие восприятия предметов, движений, пространства, времени, людей и отношений. Д/у «Что можно нарисовать из овала?» Д/у «Что здесь нарисовано?»

Слайд 7

Внимание Память Способствует сохранению прошлого опыта, делает возможным его использование в разнообразной деятельности. Преимущество не у того, у кого объём памяти больше, а у того, кто умеет в определённый момент извлечь из памяти нужную информацию. Психическое явление, характеризующее сосредоточенность субъекта в данный момент времени на образе, предмете, событии, рассуждении… Внимание бывает непроизвольным и произвольным. Д/у «кто спрятался?» Д/у «Цветы»

Слайд 8

Сказка на математике Часто задачи, которые ставит педагог перед детьми, не отвечают их потребностям и интересам. Дети не понимают значения, важности для них программных задач. В результате они не проявляют ни интереса, ни старания. Ребёнку очень важно знать, что то, что он делает, кому-то нужно. Но кому, в каком мире, нужны дорожки из геометрических фигур или нарисованный штрихами дождик? К счастью, такой мир существует! Это удивительный мир игрушек и сказок! Только в этом прекрасном мире ребёнок может и должен полноценно жить и учиться! Ребёнок должен знать, что результат его усилий необходим какому-нибудь игровому персонажу. У детей появится желание помочь одному из обитателей сказочного мира. Необходимо показать, что игровые персонажи оказались в опасном положении, добиться отклика у детей. Ребёнок становится в позицию помощника, защитника! Чтобы дети активно включились в работу, необходимо им объяснить, что для спасения героев сказки необходимо нарисовать именно такую дорожку… Часто знаний для достижения поставленной цели, детям не хватает. Ребёнок начинает искать выход, думать… Дети ищут замок принца, потерянную туфельку Золушки, помогают маме-Козе спасти козлят, а Белоснежке приготовить сок для гномов… Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало напряжение, усилие мысли, но не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребёнок придёт в школу!



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад№50 «Теремок»

Конспект

интегрированного занятия по

формированию элементарных математических

представлений у дошкольников




«Волк и семеро козлят»




(старший дошкольный возраст)

Воспитатель: Копылова И.В.

г.Тамбов   -    2013г.

«Волк и семеро козлят»

Цель:

  1. Установление сотрудничества между педагогом и детьми и между детьми группы.
  2. Закрепление и обобщение  знаний детей.

Образовательные задачи:

  1. Учить детей работе с картой-схемой, опираясь на условные обозначения.
  2. Закрепить умение различать количественный и порядковый счёт  (в пределах 8).
  3. Закрепить знания геометрических фигур.
  4. Учить сравнивать два множества по количеству.

Развивающие задачи:

  1. Создать условия для развития логического мышления, памяти, внимания.
  2. Способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать желание помогать другим.
  2. Воспитывать самостоятельность.

Предварительная работа:

Рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят», решение логических задач, игры с геометрическими блоками Дьенеша.

Используемые материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:

Фигурки Козы, Волка, козлят;  карточки – ёлки (5 штук); «Коврик» с вырезанными в нём геометрическими окошками и набором геометрических фигур;  блоки Дьенеша.

Раздаточный материал:

Карточки, состоящие из 2 полосок;  кружочки (по 10 штук); «План группы»;  «План леса»; рабочие листы.

Ход занятия:

  1.     Приветствие:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече  здороваться: «Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым!

И доброе утро длится до вечера!

Давайте ещё раз скажем:  «Доброе утро!», улыбнитесь друг другу!

Ребята, я вас приглашаю сегодня в интересное путешествие – в сказку! Но в сказке всё может случиться, и очень важно, чтобы рядом был друг. А вы дружные ребята?

Пальчиковая гимнастика:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Наши пальчики!

1-2-3-4-5

Продолжаем мы считать.

1-2-3-4-5

Мы закончили считать!

Интересно, какая же сказка ждёт нас в гости?

Попробуйте отгадать!

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети?  (семеро козлят)

А как называется сказка?  («Волк и семеро козлят»)

2).     Жила – была хозяйка ленивая, нерадивая.  Целый день ей бы на печи лежать! Была у хозяйки коза с малыми козлятами. Обиделась она на свою ленивую хозяйку, да и ушла от неё в лес, построила себе избушку и стала в ней жить!

Какие красивые деревья вокруг домика Козы и козлят!

Д/у «Обведи рисунок по точкам» (в рабочих листах, задание №1)

***  Коза-хлопота

День-деньской занята:

Ей- травы нащипать,

Ей- на речку бежать,

Ей – козляток стеречь,

Малых деток беречь:

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька-лиса

Их с собой не унесла!

А козлята в это время что делают? (Демонстрационный материал) – Они играют!

Сколько всего козлят?  Найдите число 7 в числовом ряду.

Что делает первый козлёнок? … Второй?  ...   Последний?   ...

Сколько козлят читают книгу?   … играют с куклой?   …  катают тележку?

А козлята не только играли, но и во всём помогали маме!

Д/у «Грядки с капустой»   (раздаточный материал)

Братики посадили капусту на первую грядку

 (положите 4 кружочка),

а сестрички – на вторую грядку (положите 3 кружочка).

На какой грядке капусты больше? На сколько?

Какое число больше: 4 или 3?   На сколько?

А вечером все соберутся вместе, за стол садятся да молочко пьют: 7 козлят да мама-коза. Сколько чашек надо взять, чтобы хватило всем? Покажите число 8 в числовом ряду.

Прочитайте стихотворение про цифру 8.

Стихотворение «Давайте познакомимся» (С.Маршак)

*** У восьмёрки два кольца

       Без начала и конца.

   

Уходя из дому, мама наказывала деткам:

-Никому дверь не открывайте, пока мою песенку не услышите. Кто помнит песенку мамы-козы?

3).       Обманул Волк козлят, всех утащил, только самый маленький козлёнок спрятался.  Сколько козлят утащил волк? (было 7 козлят, 1 остался. У волка – 6 козлят)

А дверь крепко-крепко на замок закрыл, чтобы Коза не смогла зайти в дом. Коза пришла, а домой-то войти не может. Давайте ей поможем. Нас много, мы справимся!

Пальчиковая гимнастика «Замок»

***  На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог?

Потянули,

     Покрутили,

          Постучали

               И открыли!         (2 раза)

Д/и   «Найдите маленького козлёнка»

- по плану группы -  команды по 2 человека получают планы группы;   красным кружком отмечено место, где спрятался маленький козлёнок.

4).        Побежала Коза по лесу Волка искать, козляток из беды выручать. Помогите Козе найти дом Волка.

Д/у «Найди дом Волка»    (в рабочих листах, задание №2)

Нашла коза Волка, а он и говорит:

- если выполнишь мои задания – отдам козлят, а нет – так я их съем!

- Не плачь, Коза, мы с ребятами тебе поможем!

Только сначала сделаем упражнения, чтобы стать ещё сильнее!

Физкультминутка:

1-2-3-4-5!

Всё умеем мы считать!

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим.

1-2-3-4-5!

Топаем ногами.

1-2-3-4-5!

Хлопаем руками.

ЗАДАНИЯ:

Д/у «Найди козлёнка»  (демонстрационный материал)

- найди козлёнка за третьей ёлкой!

Д/у «Загадки»

- Отгадаешь загадки – получишь сразу двух козлят!

* Сколько солнышек на небе?

* Сколько огоньков у светофора?

* Сколько ног у осьминога?

* сколько глаз у человека?

* Сколько колёс у машины?

* Сколько лапок у жука?

* Сколько цветов у радуги?

* Сколько пальцев у перчатки?

1

3

8

2

4

6

7

5

Сколько козлят осталось у Волка?  (3)

- За четвёртого – почини ты мне, Коза, коврик – мыши дыры в нём прогрызли.

Д/у «Почини коврик»        (демонстрационный материал)

А чтобы заплатки держались, их надо пришить – найди коробочку, в которой лежат нитки!

Д/у «Найдите нитки»  (демонстрационный материал)

(Нитки лежат в коробке, около которой стоит маленький зелёный толстый квадрат).

- Сколько козлят осталось у Волка?  (2)

- А за последних козлят подарите мне игрушки – мне никто ещё ничего не дарил, даже на день рождения!

Пошла Коза в лесной магазин игрушек, а там игрушки продают только за прочитанное об этой игрушке стихотворение.

Кто может помочь маме Козе?

Стихотворение         ( А.Барто «Игрушки»)

Всех козлят вернули маме Козе!

5)      Ребята, вы молодцы, помогли Козе, выручили из беды маленьких козлят. Скажите, пожалуйста, какое правило нарушили козлята?  (не послушались маму, открыли дверь чужому, хотя знали, что мама ушла далеко и не могла так быстро вернуться…)

__________________________________________________________________

Конспект  и рисунки – авторские.

Используемая литература:

  1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / рус. пер. под ред. В.В.Юртайкина. – М.: Просвещение.
  2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.
  3. В.Степанов. Сказочные загадки. ООО «Издательство «Фламинго».
  4. С.Маршак.  Стихотворение  «Давайте познакомимся».

Рабочий лист:

№1

№2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Логические блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал".

В консультации дается представление родителям: что такое блоки Дьенеша и что развивают у ребенка игры с блоками....

Логические блоки Дьенеша-универсальный дидактический материал

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, раз...

Доклад на педагогическом совете на тему: "Логические блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал".

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны ...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...