Цикл музыкальных занятий «Моя семья» (для детей старшего дошкольного возраста 2024 год)
план-конспект занятия (старшая группа)

Хабарова Людмила Валентиновна

Программное содержание: Формировать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции. Воспитывать интерес и развивать музыкальную восприятие к музыкальным произведениям; привить навыки общения и любви к музыке, правильно воспринимать и исполнять ее. Развивать музыкальные способности детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Плешановский детский сад № 1

 

Цикл музыкальных занятий «Моя семья»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Подготовила:

 Музыкальный руководитель

Хабарова Людмила Валентиновна

С. Плешаново

2024г

Программное содержание: Формировать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции. Воспитывать интерес и развивать музыкальную восприятие к музыкальным произведениям; привить навыки общения и любви к музыке, правильно воспринимать и исполнять ее. Развивать музыкальные способности детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах.

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о семье, как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге.

Задачи: 

  1. Расширять представление детей о семье;
  2. Продолжить учить  детей высказываться о характере музыкального произведения; закреплять такие понятия, как тембр, темп, лад;
  3. Учить детей четкой артикуляции во время пения;
  4. Согласовывать текст песни с движениями;
  5. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Материал и оборудование: иллюстрация на тему « Семья»; семейные фотографии детей; мяч; корзинка; солнышко и лучики; деревья и схемы

членов семьи.

Занятие 1

Тема занятия: "Моя семья"(19.02.2024)

Ход занятия:

Задача: создать благоприятный эмоциональный фон

Дети под музыку входят в зал.

Музыкальное приветствие - распевка “Доброе утро!”

Подведение к теме занятия:

Музыкальный руководитель:

«Кто живёт в моей квартире? Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестрёнка, кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я, вот и вся моя семья!»

Музыкальный руководитель:

- Сегодня я хочу поговорить с вами о семье. Расскажите мне, пожалуйста, что такое «семья»?)

Как вы думаете, зачем человеку нужны близкие, родные люди?

Может быть, гораздо лучше жить одному – не нужно не о ком заботиться?)

А вы рисовали когда-нибудь маму или папу? (…) Вы знаете, что рисунок человека называется «портрет»? Чем вы рисовали? Музыка тоже умеет рисовать портреты, только рисует она не красками и карандашами, а музыкальными звуками. Сейчас мы с вами услышим музыкальные портреты одной дружной семьи.

Жили-были мама и папа. По вечерам они приходили с работы домой, садились пить чай на кухне и разговаривали. У папы голос был низкий. Вот такой… ( низкие звуки соль-си, А мамин голос был нежный и высокий (соль-си 1-й октавы.) Послушайте, какими их нарисовала музыка.

Слушание: «Мама и папа разговаривают» И. Арсеева

Музыкальный руководитель:

- Как вы думаете, о чем они разговаривают? 

(Ребята предлагают различные темы их беседы) 

- Какими изобразила музыка папу и маму?

(Музыка изобразила маму и папу добрыми, ласковыми. Их голоса звучат мирно, спокойно).

У мамы с папой были дети: дочка и сынок. Доченьку звали Катя, а какой она была девочкой, вы сейчас услышите. Постарайтесь во время звучания музыки передать характер Кати мимикой , то есть выражением своего лица  и движениями.

Слушание:  музыкальная пьеса «Попрыгунья»

Музыкальный руководитель:

- Молодцы, вы показали мне очень веселую, подвижную девочку. Давайте определим характер прозвучавшей мелодии. В самом деле, музыка, нарисовавшая Катю, была веселой, легкой, острой. Я думаю, эта девочка, как и вы, очень любила бегать, прыгать, скакать. Бабушка звала её «попрыгунья».

Кстати, где же портрет Катиной бабушки?  Послушайте, пожалуйста, музыку и определите, к какому портрету она подходит.

Слушание: пьеса «Бабушкин вальс».

Музыкальный руководитель:

Катина бабушка добрая и ласковая. Именно такой изобразила её музыка. Бабушка очень любила своих внучат – Катю и её маленького братишку Ваню. Ваня был капризным и упрямым малышом. Маме приходилось всегда его уговаривать, упрашивать.  Послушайте, как мама укладывает сыночка спать. Ее голос звучит то нежно, спокойно, то резко, требовательно. Голосок упрямого мальчика звучит на двух звуках, как будто он твердит: «Не хочу и не буду!».

Слушание: пьеса «Упрямец»

(Показать детям две музыкальные темы: мамы и капризного ребенка. Отметить, что в конце произведения мальчик все-таки заснул, так и не перестав упрямиться)

Музыкальный руководитель:

- Ребята, а если бы вы были художниками, каким цветом вы бы изобразили характер малыша?

- А каким цветом настроение его мамы?

- Я бы подобрала для Вани синий цвет – твёрдый, упрямый. А для мамы – то мягкий розовый, то резкий зеленый, ведь она - то сердится, то упрашивает.

- Вот с какой замечательной семьей мы познакомились сегодня. А помогла нам в этом волшебница-музыка!

Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»

Этот пальчик - дедушка

Этот пальчик - бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик мамочка

Это пальчик – я

Вот и вся моя семья. Психогимнастика

Музыкальный руководитель:

Покажи какое лицо бывает у мамы когда она хмурится. Когда удивлена. Когда она радуется.

Распевание: Каждое утро проснувшись, нотки выстраивались по порядку, каждая нотка пела свой звук по очереди, первой всегда начинала петь До. Так они и распевались. А сейчас, ребята споем распевку про ноты.

До- воробышка гнездо,

Ре- деревья во дворе,

Ми- котенка покорми.

Фа – в лесу кричит сова,

Соль - играет детвора,

Ля - красивая земля,

Си- все снова повтори.

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Си, Ля, Соль, Фа, Ми. Ре, До.

Исполнение: песня «Весенняя капель»,

Танцевальное творчество: Разучивание танца «К бабушке с оладушком»

Подведение итога: вопросы по теме занятия

Музыкотерапия

Слушание: «Звуки природы»

Задача: создать расслабляющий эмоциональный фон перед окончанием занятия

«Мотив здоровья В.Петрушин

Ты, ты, ты самый умный.

Ты, ты, ты самый добрый.

Я люблю вас всех!

Всем до новых встреч!

Занятия 2. (20.02.2024)

Ход: (дети входят в музыкальный зал)

Музыкальный руководитель: 

Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Что такое семья?

Папа, мама и я,

И сестренка моя-

Вот и вся у нас семья:

- Ну а как же бабушка?

- Ну а как же дедушка?

Что такое семья?

Папа, мама и я,

Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий

И сестренка моя

Вот и вся у нас семья.

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о самом дорогом, что есть у каждого человека - о своей семье. Семья – это самые близкие люди, которые живут вместе и очень любят друг друга, заботятся друг о друге. А из чего же состоит семья? ( Ответы детей).

Музыкальный руководитель: 

 (показывает иллюстрацию).

  1. Ребята, кого вы видите на иллюстрации?
  2. Как можно назвать, одним словом?

Сегодня у нас открыта фотовыставка «Семья в объективе», где расположены фотографии ваших семей. И эту фотовыставку мы не зря разместили на домике. А как вы думаете почему? (Ответы детей).

Дом, семья- это, то место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо. И сейчас ребята расскажут о своих семьях.

(2-3 рассказа ребенка).

А теперь я хочу вам загадать загадку про одного члена семьи.

Ты сильный и смелый, и самый большой,

Ругаешь по делу и хвалишь с душой.

Ты друг самый лучший, всегда защитишь,

Где надо научишь, за шалость простишь

Я рядом шагаю, за руку держусь

Тебе подражаю, тобою горжусь. (стихотворение И.Гурина)

(Ответ: папа)

Прослушивание песни «Песенка про папу» В. Шаинского.

Беседа о музыке. Разучивание песни.

Музыкальный руководитель: 

А ведь когда-то ваши папы были маленькими мальчишками, и так же как и вы любили бегать, прыгать, играть. И мы сейчас с вами поиграем, как когда то играли ваши папы.

Игра «Мяч»

Дети передают мяч по кругу со словами:

«1,2,3-мяч скорей беги,

4,5,6,- вот он, вот он здесь,

7,8,9 – кто бросать умеет? Я!»

Тот, у кого на слове «я» оказывается мяч, выходит на середину круга и говорит: « Раз, два,  три – беги!»

(Дети разбегаются в разные стороны. Водящий догоняет детей, бросая в них мяч. Тот в кого попали, выбывает из игры.)

Музыкальный руководитель: 

Ребята, у каждого человека есть имя и отчество. Вот сегодня спросите у своих пап их имена и отчество, и в следующий раз вы друг другу и мне их скажете.

Музыкальный руководитель: 

Мой папа находчивый, умный и смелый

Ему по плечу даже сложное дело.

Его обниму я и тихо шепну:

- Мой папочка, я тебя крепко люблю!

Ты самый заботливый, самый родной,

Ты добрый, ты лучший

И ты только мой! (отрывок из стихотворения Л.Разумова)

(Дети выходят из зала.) 

Занятия 3. (21.02.2024)

Ход: (дети заходят в зал, становятся по кругу)

Музыкальный руководитель: 

Ребята в прошлый раз мы с вами разговаривали о членах семьи. О ком мы говорили на прошлом занятии? (ответы детей). Вот сейчас мы узнаем, какие же имена отчества у ваших пап.

Игра с мячом «Назови имя отчество папы».

Музыкальный руководитель: 

А теперь давайте мы повторим песню про папу.

Песня « Песенка про папу» В.Шаинский.

Музыкальный руководитель: 

А теперь мы подойдем к нашему домику и расскажем о своих семьях. (рассказы 2-3 детей)

Музыкальный руководитель: 

Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы когда они сердятся, на вас. А когда они радуются, когда у них хорошее настроение? Вот с такими радостными лицами будьте всегда и никогда не унывайте. (Психогимнастика)

Музыкальный руководитель: 

А теперь послушайте стихотворение и догадайтесь, о ком в нем говориться. Глазки закрыли, ушки открыли.

«Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

Низко небо серое над крышами висит.

А в доме чистота, уют.

У нас своя погода тут.

Она улыбнётся: ясно и тепло.

Вот уже и солнышко в комнате взошло» (стихотворение О.Дриз)

О ком это стихотворение?  (Ответы о маме)

Прослушивание песни про маму.

«Кто вас дети крепко любит?»

Беседа о музыки. Разучивание песни.

Музыкальный руководитель: 

А теперь мы поиграем в игру «Мама-солнышко»

(В круге фотография женщины – матери. Детям предлагаю представить, что это их мама. Вспомнить какая она? Взять лучик, приставить его к кругу, сказав о маме добрые слова: нежная, заботливая, любимая, красивая, добрая, хорошая, ласковая, славная, прекрасная, лучшая, работящая, трудолюбивая, веселая, жизнерадостная, счастливая, сердечная, душевная).

Музыкальный руководитель: 

А давайте мы порадуем наших мам и выучим для них танец.

Разучивание танца с цветами.

«Пять февральских роз»

Музыкальный руководитель: 

Ребята, а вы помогаете своим мамам? А как вы помогаете, мы сейчас узнаем.

Игра «Корзина добрых дел»

(Дети становятся по кругу. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу. Тот ребенок у которого корзина останется в руках называет добрые дела, которые он выполняет: мою посуду, поливаю цветы, мою полы, подметаю, заправляю свою кровать, складываю свои вещи, убираю со стола, сервирую стол, приношу газеты, мою обувь и т.д.)

Музыкальный руководитель: 

Молодцы. Все хорошие помощники. И теперь вам опять задание, вы все дома спросите теперь имена отчества своих любимых мамочек. (Потом в игру с мячом играют в группе)

Занятия 4. (22.02.2024)

Ход: (дети заходят в музыкальный зал и становятся по кругу)

Музыкальный руководитель: 

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю танцевать.

Продолжение разучивание танца с цветами.

«Пять февральских роз»

(Дети садятся.)

Музыкальный руководитель: 

Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья!

Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях мы сейчас узнаем. (2-3 ребенка рассказывают о своих семьях около домика)

Музыкальный руководитель: 

А теперь встанем на ноги и поиграем.

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

А вот этот пальчик - я,

Вместе - дружная семья!

Музыкальный руководитель: 

Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – это папа, мама, родные сестра и брат, бабушки и дедушки. Дальние родственники - это тети, дяди (братья и сестры мамы и папы), их дети. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний.

Прослушивание песни «Золотая свадьба» И.Резник, Р.Паулс.

Беседа о музыке. Разучивание песни.

Музыкальный руководитель: 

А если у кого-то из членов семьи плохое настроение, с помощью волшебных слов его можно исправить. Вы знаете такие волшебные слова, тогда поиграем:

Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте!

1. Растет ледяная глыба, от слова теплого – СПАСИБО.

2. Зазеленеет старый пень, когда услышишь – ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

3. Когда бранят за шалости, мы говорим – ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА.

4. Если больше есть не в силах, скажем мы – СПАСИБО.

Музыкальный руководитель: 

Ребята, сегодня мы с вами много говорили о семье, но сейчас я хочу вам сказать, что семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (ваши прабабушки и прадедушки). Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Ветви потоньше – это ваши папы и мамы и самые тонкие веточки – это вы детки. Вот и вы постарайтесь составить свое семейное дерево или свою родословную.

(Каждому ребенку приготовлено на столе дерево с заготовленными схемами)

Дети составляют свое семейное дерево.

По окончании работы детей подвожу итог.

Музыкальный руководитель: 

Что же такое семья?


Семья – это МЫ. Семья – это я, 
Семья – это папа и мама моя, 
Семья – это Павлик — братишка родной, 
Семья – это котик пушистенький мой, 
Семья – это бабушки две дорогие, 
Семья – и сестренки мои озорные, 
Семья – это крестный, и тети, и дяди, 
Семья – это елка в красивом наряде, 
Семья – это праздник за круглым столом, 
Семья – это счастье, 
Семья – это дом, 
Где любят и ждут, и не помнят о злом

 Дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю Вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, крепкая семья.

По окончании обращаю внимание детей на то, какие дружные семейные деревья получились. Предлагаю им забрать работы домой и продолжить дома с родителями работу по составлению деревьев.

 

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Песня «Золотая свадьба» И.Резник, Р.Паулс.
  2. Песня «Песенка про папу» В. Шаинского.
  3. http://krasivye-stihi.3dn.ru
  4. http://impearls.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие "Весенний зоопарк" для детей старшего дошкольного возраста.

Занятие в подготовительной группеТема занятия: «Весенний зоопарк».Задачи:1. Обучать детей игре на музыкальных инструментах.2. Формировать ощущение метрической пульсации.3. Развивать ритмический слух, ...

Методическая разработка "Конспект занятия из цикла «Я всего добьюсь!» (по адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР к условиям новой группы)"

Вариант занятия педагога-психолога в период адаптации старших дошкольников С ТНР к условиям новой группы, ДОУ. Материал будет интересен педагогоам-психологам, воспитателя, логопедам. Отдельные игры мо...

Цикл занятий "Органы чувств" для детей старшего дошкольного возраста

Конспекты занятий по ознакомлению детей с органами чувств человека и какое значение для человека  имеют обоняние (занятие "Нос"), зрение (занятие "Глаза"), слух (занятие "Уши"), вкус (занятие "Яз...

Конспект музыкального занятия «Народные мотивы» для детей старшего дошкольного возраста.

Материал может быть полезен для педагогов ДОУ в проведении занятий на тему  "Народная музыка"....

Цикл занятий для детей "Чем занять ребенка дома" Занятие № 5 "Музыкальные ребусы и загадки для детей старшего дошкольного возраста"

Уважаемые родители! В этом занятии я предлагаю вам разгадать вместе с детьми интересные музыкальные ребусы и загадки. Играйте  с детьми, радуйте их!...

Конспект музыкального занятия "Цветик - семицветик" для детей старшего дошкольного возраста

Спицына В.В., музыкальный руководительМДОУ ИРМО «Мамоновский детский садкомбинированного вида»Конспект образовательной деятельности по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возр...

Тематическое музыкальное занятие «Сталинградская битва» для детей старшего дошкольного возраста

Тематическое музыкальное занятие, посвященное 80-летию освобождения Сталинграда от фашистских захватчиков....