Фольклорный праздник Осенние посиделки
методическая разработка (подготовительная группа)

Калмыкова Елена Николаевна

В старые времена была такая традиция  у русских людей: когда заканчивались полевые работы и был собран урожай овощей с полей и огородов, хлеб засыпан в закрома, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице «от скуки бери дело в руки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornyy_prazdnik_osennie_posidelki.docx286.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области начальная школа №1 (СП детский сад) с. Хворостянка муниципального района Хворостянский  Самарской области

Мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группе

«Осенние посиделки»

Изображение 041

Подготовила музыкальный руководитель

Калмыкова Елена Николаевна

Виды детской деятельности:

Музыкальная, двигательная, игровая, коммуникативная.

 Интеграция образовательных областей: 

-«Социально-коммуникативное развитие»;

-«Познавательное развитие»;

-«Речевое развитие»;

-«Художественно-эстетическое развитие»;

-«Физическое развитие». 

Цель: Создание условий для самостоятельной деятельности детей, отдыха и получения новых впечатлений. Развитие интереса к русским традициям, ознакомление с истоками культуры.

Задачи:

  1. Развивать общения и взаимодействия детей, развивать эмоциональную отзывчивость, «Социально-коммуникативное развитие»;

2. Развивать  умение передавать через движение характер музыки. «Физическое развитие».

3. Четкое проговаривание слов, используя разные интонации. «Речевое развитие»;

4. Формировать умение петь под фонограмму, согласованно, выполнять движения по тексту песни. «Познавательное развитие»;

5. Способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной, исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.); «Художественно – эстетическое развитие».

Музыкальный зал оформлен в стиле русской горницы: печь, чугунок, ухват, на маленьком столике, покрытом выбитой скатертью стоит самовар, сахарница, ваза, чайные чашки с блюдцами. Сундук покрыт лоскутным одеялом, прялка с веретеном, перевёрнутый табурет с намотанными на ножки шерстяной нитью и клубком, кровать убрана вязаным  подзорником и покрыта вышитым покрывалом, на кровати сидят самодельные куклы, сшитые из ткани. На полу самотканая  дорожка. Русские народные костюмы для детей и ведущих.

Звучит русская народная мелодия.  На сцене русская изба (скамейка, стол, печка, самовар, люлька). Варенька прибирается в избе.

Варенька: Позову-ка я ребят на посиделки.

                Эй, подруженьки-подружки,

                Веселушки - хохотушки!

                Эй, ребята-молодцы,

                Озорные удальцы!

                Приходите поплясать,

                Осень вместе будем встречать.

В гости к Вареньке пришли молодцы и девицы с подарками. Исполняется хоровод «Варенька».

Ведущий 2: Здравствуйте, добрые молодцы и девицы, рады видеть всех у нас в горнице! У нас сегодня гостей со всех, волостей.

Нам ли сидеть по домам, да в окна глядеть,

Давайте устроим праздник радостный

По обычаю по - старинному «посиделками» называется.  

Дети берут рукоделия и рассаживаются по своим местам.

Ведущий 1: В старые времена была такая традиция  у русских людей: когда заканчивались полевые работы и был собран урожай овощей с полей и огородов, хлеб засыпан в закрома, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице «от скуки бери дело в руки», а какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Ответы детей: «Умелые руки не знают скуки», «Без труда нет добра», «Дело мастера боится», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»,

«Какова пряха, такова на ней и рубаха».

Ведущий 2: Правильно говорили  и проводили время за любимым рукодельем. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Один из глины посуду лепит, другие из дерева ложки да плошки вытачивает. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся.

Девочка 1: (вышивает) Под малиновым кусточком

Шелкова трава растёт,

Под рябиновым кусточком

Цветик розовый цветёт.

Девочка 2:  Иголка, иголка

Ты тонка и колка,

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик.

Девочка 3: Позолоченная прялица,

Мы прядём, а нитка тянется,

Мы прядём, а нитка тянется,

Нам работа эта нравится.

Ведущий 1: Работа у них и  спорилась, а придут, добры молодцы, так заканчивай рукоделье,  начинай играть, да плясать.

Раздаётся стук в дверь.

Варенька: Открыто, входи мил человек.

Входят мальчики: - Здравствуйте хозяюшка! Здравствуйте девицы красные!

Девочки: Здравствуйте, молодцы, хорошие.

(Мальчики проходят в горницу  кладут на стол конфеты и печенье).

Мальчик 1: (хозяйке) Вот угощенье к самовару.

Варенька: Спасибо!

Мальчик 2: Разойдись, честной народ,

Не пыли дорожка!

Добры молодцы идут погулять немножко.

Исполняется р.н.п. «Во кузнице».

Варенька: Проходите, садитесь, добры молодцы, покажите своё умение да сноровку.

Мальчики  проходят и садятся за  стол у центральной стены.

Ведущий: Пока суть, да дело, все на посиделках, что-то мастерили,

 Кто вязал, кто вышивал, кто посуду расписывал, а что же вы расписывали?

Мальчик 2: Деревянная подружка, без нее мы как без рук,

                     На досуге - веселушка, и накормит всех вокруг.

                     Кашу носит прямо в рот, и обжечься не дает.

Дети: Это ложка.

Мальчик 3: Ложки расписные, звонкие, резные, от зари и до зари, веселятся ложкари.

Ведущий: Ехал дед на хуторок,

Потерял свой коробок.

Дети:

1. Ой, ребята, что за диво,
Как чудесно и красиво!

2. На телеге проезжали,
Чей-то короб потеряли!

3. Эй, заглянем в короб тот,
Может сказка там живет?

4. Все сюда скорей бегите,
Да смотрите, не шумите!

Вынимают инструменты по очереди.

5. Ой, глядите-ка, трещотки!
У трещоток голос четкий!

6. Мы не будем щи хлебать,
Мы не будем кашу есть.
В ложки станем мы играть.
Только надо бы присесть.

Ведущий: Ой, жги – говори, заиграли ложкари.

«Оркестр ударно – шумовых инструментов » - русская народная мелодия «Ах, вы сени».

Ведущий: Веселье в самом разгаре, а Осени нет, давайте её позовём!

 Осень: Здравствуйте, друзья,
В день осенний, в день чудесный
Рада вас увидеть я.
Я – Осень золотая,
Поклон вам мой, друзья!
Давно уже мечтала
О встрече с вами я.
Ведущий: Садись, Осень, посмотри ,на выступление наших детей.

Ведущий: Как кадриль-то заиграет,

Всех танцоров увлекает.

Всякий молодец на свой образец.

Мальчик 4: (подходит к девочке) 

Разреши, дружочек мой,

Потанцую я с тобой,

Раз туда, два сюда, а потом вокруг себя,

Ножками потопаем, ручками похлопаем.

Исполняется «Кадриль».

Девочки садятся на свои места и берут в руки рукоделье.

Девочка 1: Давайте загадки загадывать: По сеням ходит,

А в избу нейдёт. (Дверь)

Мальчик 1: Между двух светил,

А в середине один. (Нос)

Девочка 2: Одну меня не едят,

А без меня мало едят. (Соль)

Мальчик 2: В брюхе – баня, в носу – решето,

На голове пупок, всего одна рука и то на спине. (Чайник)

Варенька: Я вот всё смотрю и радуюсь: как много у нас сегодня гостей!

Девочка: А много гостей - много новостей.

Мальчик: А каких новостей

Девочка: Да весёлых, вот послушайте.

(Дети выходят и разыгрывают потешки).

- Андрейка, детка, о чём плачешь?

- Об ворота головой ударился!

- Когда это случилось?

- Вчера!

- А что ж ты сегодня плачешь?

- Да ведь вчера дома никого не было!

 

- Здорово, кума!

- Да на рынке была!

- Никак глуха?

- Купила петуха!

- Прощай, кума!

- Пять рублей дала!

                

- Где ты был, брат Иван?

- В горнице!

- Что делал?

- Петру помогал!

- А Петр что делал?

- Да на печи лежал!

          

- Иван, иди молотить!

- Живот болит.

- Иван, иди кашу есть!

- Где моя большая ложка?

- Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

Осень: Вижу, ребята поиграть хотят. Сейчас мы убедимся в удали и ловкости наших ребят. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься!

 Проводится соревнование «Кто быстрее смотает клубочек». Выставляются 4 блюда с клубками, нить немного распущенна, по команде дети наматывают нитки на клубок. Хозяйка  хвалит детей за быстроту и ловкость, аккуратность.

Осень: А теперь попросим девочек сюда.

Дам им в руки три веретена.

Пусть красавицы порадуют народ,

А работе их баян наш подпоёт.

Исполняется песня «Крутись веретёнце».

Выходит девочка в центр зала с подушечкой и обращается к детям.

Девочка: Сидела я на посиделках. Сидела, вышивала, вышивала,

получилась у меня подушечка. Добры молодцы, кто хочет себе девицу выбрать?

Русская народная игра «Подушечка».

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребенок с подушкой в руках. Под музыку все идут вправо по кругу, водящий стоит в середине. С окончанием музыки, дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается поскоками внутри круга под музыку. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя детьми, стоящими в кругу. Играющие хором считают: «Раз, два, три». На слово «три» дети 3 раза хлопают в ладоши, 2 участника игры поворачиваются спиной друг к другу и бегут по кругу в разные стороны. Первый подбежавший берёт подушечку и поднимает её вверх. Игра повторяется. Дети садятся.

Ведущий: По долине луговине девушки идут

 И частушки - веселушки, весело поют.

Варенька: Сколько раз я зарекалась под гармошку песни петь

Как гармошка заиграет, не могу я усидеть!

Встанем, девицы, рядком, да частушки пропоём.

Мальчики: Да и мы, пожалуй, встанем 

От подружек не отстанем.

 Вместе: Пропоём мы вам частушки замечательны таки,

Что пойдут плясать старушки, затанцуют старики.

Исполняют частушки. 

Мальчики (хором): Девочки-беляночки, где вы набелилися?

Девочки: Мы вчера коров доили, молоком умылися!

1-й мальчик: Вы послушайте, девчата,

Нескладушку буду петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

2-й мальчик:

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой сидит корова,

Надевает сапоги!

1-я девочка:

Ты куда, Ванюша, едешь?

Ведь телега без колес!

А Ванюша отвечает…

3-й мальчик:

Заготавливать овес!

2-я девочка:

Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Ванюша,

Попляши-ка ты со мной!

1-й мальчик:

Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку.

Стану русскую плясать,

А потом вприсядку!

Дети танцуют: мальчик вприсядку, девочка вокруг него.

Хором:

Ох, довольно мы напелись,

Дайте смену новую!

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую!

Ведущий:

Песня русская в березах,

Песня русская в хлебах,

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах…

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!

Песни русские такие,

Что охота подпевать…

Столько песен у России, -

Никому не сосчитать!

Исполняется песня «Возле моста трава росла».

Ведущий 1: Вот замолкли инструменты

И тогда со всех сторон

Раздались аплодисменты,

Все выходят на поклон.

Ведущий 2: Пусть у вас будет весёлый досуг,

Парням желаем хороших подруг.

Всем подружиться, жить не тужить,

И до ста лет в счастье прожить!

Низкий поклон вам!

Осень: Самовар  давно поспел.

Мы вас к чаю приглашаем.

 «С чаем лиха не бывает»,

 – Так в народе говорят.

 Чай – здоровье, каждый знает

 Пей хоть пять часов подряд!

Дети пьют чай, непринуждённо ведут разговор, затем встают из – за  стола.

Хозяйка: Ох, как славно посидели

Но пора и меру знать,

Мальчик: Отшумели посиделки,

Всем домой пора ступать.

Девочка 1: Мы до полночи гостили – нас домой не отпустили.

Оставляют ночевать – завтра снова чаевать!

Мальчик: До свиданья красны девицы, до свидания хозяюшка!

Девочки (хором): До свидания молодцы хорошие!

Мальчики уходят, девочки машут им на прощание рукой.

Варенька: Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

С осенью прощаемся,

Говорим: «До новых встреч!»                                                  

Дети уходят из зала за Осенью под русскую народную мелодию.

                                       

Справка

Сценарий открытого мероприятия «Осенние посиделки» перенес не только детей, но и всех педагогов, на много лет назад. Создание условий для самостоятельной деятельности детей, отдыха и получения новых впечатлений. Развитие интереса к русским традициям, ознакомление с истоками культуры. Дети были настолько увлечены и оформлением зала и русскими народными играми и песнями, что несколько дней они вспоминали этот праздник и продолжали исполнять русские народные песни. Такое яркое веселое интересное развлечение расширяет у детей стремления к самостоятельной деятельности, умению вступать в общение друг с другом с использованием мимики, жестов. Праздник «Осенние посиделки» формирует праздничную культуру через умение нарядно одеваться, осмысленно применять знания и умения. Проведение праздника требовало оформления зала по тематике. Совместно с музыкальным руководителем дети принимали в этом участие и получили удовлетворение от совместной работы.

Мероприятие было информационно насыщенным, создавало обстановку эмоционального благополучия,  дети и взрослые отдохнули и получили новые впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник «Осенние посиделки» в старшей, подготовительной группе

В сценарии представлены народные игры, потешки, дразнилки, частушки, хороводы...

Сценарий фольклорного праздника Осенние посиделки

Сценарий праздника для детей старшей группы...

Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки» с детьми среднего возраста в соответствии с требованиями ФГОС

    Главными целями данного мероприятия является, создание у детей радостного настроения, вызвать положительные эмоции от праздника,     познакомить с русской традицией...

Фольклорный праздник: «Осенние посиделки» Подготовительная группа

Данная работа предполагает:-Закреплять представление детей о жанрах русского народного фольклора-Расширять их знания о народном творчестве с помощью народных песен, частушек, потешек, прибау...

Сценарий фольклорного праздника "Осенние посиделки"

В сценарии использованы русские народные заклички, поговорки, песенки, скороговорки....

Сценарий фольклорного праздника "Осенние посиделки"

Зал оформлен в виде русской избы. На центральной стене ситцевыми занавесками оформлено небольшое деревенское окошко, за «стёклами» которого осенний пейзаж. Возле окна стол, накрытый вышитой скатертью,...

Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки на Покров» (старшая – подготовительная группа)

Сценарий фольклорного праздника  «Осенние посиделки на Покров» (старшая – подготовительная группа)Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к с...