Литературная гостиная (досуг для детей 6-7 лет) "Январь-году начало, зиме середина"
материал (подготовительная группа)

Александрова Валентина Александровна

Разработала: Александрова Валентина Александровна - воспитатель структурного подразделения МБОУ "Малотавринская СОШ" - детский сад с. Малая Тавра Свердловской области.

Цель: совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков.

Задачи:

- уточнить и расширить представления детей о зиме;

- познакомить детей с произведениями о зиме русских поэтов, художников;

- развивать устную речь воспитанников; учить выразительно рассказывать стихи для аудитории;

-развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к поэзии;

-совершенствовать художественно-речевые исполнительные навыки детей при чтении стихотворений;

-способствовать развитию у детей познавательных процессов, мышления, (закреплять знания зимних примет), коммуникативных навыков и навыков сотрудничества.

- воспитывать любовь к русскому языку и родной природе;

Данный сценарий разработан для проведения литературного досуга в подготовительной группе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya_6-7_let.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная (досуг для детей 6-7 лет)

«Январь –году начало, зиме середина»

Цель: совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков.

Задачи:

- уточнить и расширить представления детей о зиме;

- познакомить детей с произведениями о зиме русских поэтов, художников;

- развивать устную речь воспитанников; учить выразительно рассказывать стихи для аудитории;

- воспитывать любовь к русскому языку и родной природе;

-развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к поэзии;

-совершенствовать художественно-речевые исполнительные навыки детей при чтении стихотворений;

-способствовать развитию у детей познавательных процессов, мышления, (закреплять знания зимних примет), коммуникативных навыков и навыков сотрудничества.

Воспитатель: До нас дошла старинная поговорка «Январь-году начало, зиме серединка». И ведь действительно, январь — второй зимний месяц и первый месяц в году. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей».

Дети читают стихотворения про зиму, под слайды, на которых изображены картины русских художников Жуковский С.Ю.,Юон К.Ф.,Шильдер А.Н., Саврасов А.К, Горбатов К.И., Васнецов А.М.

Воспитатель: Нам расскажут стихотворения Влад, Арина и Антон

Самуил Маршак (Влад)

Открываем календарь-                            

Начинается январь.                                  

В январе в январе                                    

Много снега во дворе.                            

Снег- на крыше, на крылечке.                

Солнце в небе голубом.                          

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

Любовь Самойленко (Арина)

Самый первый месяц года

Ну, конечно же – Январь.

Лишь ему Мороз в угоду

Ледяной принёс фонарь.

Припорошил белым снегом,

Ветви тронул серебром.

И послал быстрее следом

Тройку зимнюю с добром.

В ней Метелица и Вьюга,

И сияющая ночь…

И Снегурочка подруга,

И её – Снежинка дочь.

Ирина Гурина (Антон)                                      

       Январь  

Посмотри на календарь:                        

Начинается январь!                                

В теплой шубе он идёт.                          

Новый год с собой ведёт.                      

Месяц зимний и холодный.                    

Бродит волк в лесу голодный,                

Спят в берлоге тёплой мишки,              

Скачут белые зайчишки,                        

Посреди сугробов – ёлки,                        

Солнце светит с неба колко,                    

Снег искрится, но не тает,                      

Путь позёмка заметает.                            

Толстый лёд блестит на речке,                

И кружит дымок из печки.                      

Снег лежит, как одеяло,                          

Чтоб земля не замерзала.                        

Воспитатель: «Месяц январь — зимы государь» — так народ говорит. В январе тропинки в лесу белые, лед на реках синий, сугробы высокие, а звезды ночью яркие. Рисует мороз на стеклах удивительные узоры. Послушайте стихотворения. Нам расскажут Егор и Матвей.

Наталья Зубарева (Егор)                                

Я – январь, я средний сын,                  

Лютой стужи господин.                          

Ну-ка, дети, не ленитесь,                        

Бегайте без передышки,                          

А не то не пожалею,                                      

Превращу вас всех в ледышки!                  

Вы не слышали угрозы                                

Про крещенские морозы?                            

Закрывайте щёки, нос,

Пощипает их мороз!

А ещё я все окошки

Украшаю шторами –

Кружевными шторами

С белыми узорами!

Наталья Кнушевицкая (Матвей)

Взбил пуховые перины

На лугах январь седой,

И сугробы, выгнув спины,

Пышной тянутся грядой.

В бархатных накидках ели,

Собрались на зимний бал.

Дед Мороз давно с метелью

Приглашенье им прислал.

И блестят на солнце шишки,

Вспыхивают огоньки.

И бегут, бегут вприпрыжку

Новогодние деньки!

Воспитатель: Отгадайте загадки.

Сама я ледяная.

Моя юбка — кружевная.

Я кружусь, как балеринка.

Угадали? Я ... (снежинка)

На дворе горой, а в избе водой. (снег)

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник.

Он узоры на окне.   (мороз)

Текло, текло

И легло под стеклом. (река подо льдом)

Холодно и голодно в январе зверям и птицам. Белочка в самые трескучие морозы прячется в дупле, а лисица забирается в глубокую нору. Мишка-медведь всё также спит в своей теплой берлоге.

По ночам тоскливо воют волки. Голод гонит их ближе к жилью. Волки надеются поживиться теленком или ягненком. Лисы ловят мышей, зайцев и белок. У лисицы очень тонкий слух, она слышит, как под глубоким снегом в норках пищат мыши. Плутовка быстро разрывает снег и хватает добычу.

Зайчики в зимних пушистых шубках остаются незаметными на снегу. Они запутывают свои следы, чтобы никто не мог их найти. Днем зайцы сидят под кустами, а по ночам кормятся. Их любимое зимнее лакомство — горькая кора молодых осинок. Иногда косые забегают в плодовые сады, обдирают кору с яблонь.

Сороки, галки, воробьи и синицы прилетают поближе к людям, ищут корм. В январе у клестов появляются птенцы. Народ говорит: «У каждой пташки — свои замашки».

Об этом нам расскажут Настя и Таня

Анатолий Валевский (Настя)                              

            Январь                                        

В холодном белом январе                      

Пушистый снег идёт.                              

Совсем не жарко во дворе,                    

Когда метель поёт.                                  

Кусает щёки, щиплет нос                      

Задиристый январь.                                

Смеётся дедушка Мороз,                        

Листая календарь.                                    

Весёлый снежный хоровод,                    

Как будто карусель,                                

Кружит, не ведая забот,                                            

И украшает ель.                                        

Снегирь щебечет за окном,                    

Усевшись на фонарь.                              

И снеговик с большим ведром

Приветствует январь.

Иосиф Бродский (Таня)

Январь

Дремлют овцы, спят хавроньи,

Дремлют избы, спят сады.

В небе – крестики вороньи,

В поле – заячьи следы.

Реки скованы, озёра

Отливают серебром.

Открывается для взора

Редколесье над бугром.

Там позёмка колобродит,

Там за пищею мясной

Волки рыскают и бродят.

А в берлоге под сосной

Спит медведь и лапу лижет.

Слышен ветра грозный вой.

Дети бегают на лыжах

У него над головой.

Воспитатель: Отгадайте загадки.

Пусть я птичка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода –

Прямо с севера сюда. (снегирь)

Кто зимой холодный

Ходит злой, голодный? (волка)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

Как зовут её? (лиса)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (медведь)

Кто зимою бел, как мел,

Шубку белую надел?   (заяц)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он к шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (белка)

Вскоре после новогодних торжеств — седьмого января наступает светлый праздник Рождества Христова. Около 2000 лет назад в городе Вифлееме родился Иисус Христос. Младенец появился на свет в пастушьей пещере. Первыми радостную весть узнали пастухи, пасшие неподалеку скот. В эту волшебную ночь зажглась на небесах новая яркая звезда. Она и возвестила всему миру о рождении Иисуса Христа.

В январе у детей много веселых забав: катание на санях, лыжах, коньках, игры в снежки и многое другое. Об этом нам расскажут Артём, Женя, Никита

Галина Соренкова (Артём)

       Январь                                          

В гости к нам пришёл январь.          

Он принёс нам: календарь,                

Зиму снежную с метелью,                

Новый год с нарядной елью,            

Свет сияния торжества                          

От Святого Рождества.                          

Всё в пушистом инее                              

Дни каникул зимние.                              

И сверкают огоньки                            

На нарядных ёлках.                            

Снег – снежинки-мотыльки              

Прячутся в иголках.                            

Лыжи, санки и коньки

На дворе резвятся.

С нами зимние деньки

Не хотят расстаться.

  Татьяна Керстен (Женя)

В шубках ёлочки-подружки,

В шапках старые пеньки.

Не нужны зимой игрушки:

Мы пойдём играть в снежки.

Скоро станем мы похожи

На смешных снеговиков.

А январь, весь белый тоже,

Улыбнётся широко.

Сергей Домнин-Северный (Никита)

Снег искрится в январе.

Славься, русская Зима!

Нам, весёлой детворе

Радость – снега кутерьма.

                  Телевизоры и сказки

                  Мы забыли до поры

                         Лыжи, клюшки и салазки

                  Переполнили дворы.

Воспитатель: Какой праздник отмечают седьмого января?

                Назовите зимние игры и забавы.

Отгадайте загадки.

Белые змеи

Над землей полетели,

По дорогам поползли

И сугробы намели.   (метель)

Льется речка — мы лежим,

Лед на речке — мы бежим.   (коньки)

Деревянные кони

По снегу скачут,

А в снег не проваливаются. (лыжи)

Нелегко иногда забираться туда,

Но легко и приятно

Прокатиться обратно. (снежная горка)

-Совсем недавно прошёл наш любимый праздник. Влада, Валерия и Вера нам расскажут об этом.

Агния Барто (Влада)

Дело было в январе

Дело было в январе,

Стояла ёлка на горе,

А возле этой ёлки

Бродили злые волки.

Вот как-то раз,

Ночной порой,

Когда в лесу так тихо,

Встречают волка под горой

Зайчата и зайчиха.

Кому охота в Новый год

Попасться в лапы волку!

       Зайчата бросились вперёд

И прыгнули на ёлку.

Они прижали ушки,

Повисли как игрушки.

Десять маленьких зайчат

Висят на ёлке и молчат-

Обманули волка.

Дело было в январе, -

Подумал он, что на горе

Украшенная ёлка.

М. Лаписова (Валерия)

До свиданья, до свиданья,

Милый дедушка Мороз,

Ты исполнил обещанья,

Столько радости принёс.

Обещаем, обещаем,

Что как только подрастём,

Снова в гости, снова в гости

К этой ёлочке придём.

Мы запомним, мы запомним

Наш чудесный хоровод,

Наши песни, наши танцы,

       Наш чудесный Новый год!

До свиданья, до свиданья,                  

Милый дедушка Мороз,                                

Ты исполнил обещанья,                    

Столько радости принёс!

Ирина Липецких   (Вера)

 Ну вот и праздники прошли,

 Все съедены конфеты

 И Дед Мороз на край земли

 В санях умчал с рассветом.

  Горят невесело огни

  На ёлке новогодней.

  Стоит в углу она в тени,

  И грустно ей сегодня.

Иголки скоро облетят,

Игрушки снимут с веток…

И снова каждый день в детсад

Ходить заставят деток.

Воспитатель: -Поэты и художники помогли нам лучше увидеть и почувствовать красоту природы, они заставили нас зорче всмотреться в окружающий мир, увидеть неповторимость зимних красок. Мы вспомнили и поговорили сегодня с вами про зимний месяц «Январь». Давайте, сейчас исполним песню.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята! Что вам больше всего понравилось? (ответы детей). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно – музыкального досуга для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Пусть дети не знают войны…»

Оформление зала: с одной стороны декорации групповой комнаты,с другой стороны – декорации бомбоубежища. Звучит песня «Наша Родина сильна» (муз. А. Филиппенко), дети входят в зал. Сад...

Сценарий музыкально-литературной гостиной с участием детей и родителей «ПОСИДЕЛКИ»

Методы и формы работы с родителями. Из опыта работы «Семейный клуб»...

Презентация " Организация РППС литературной гостиной "Книгалэнд " для детей старшего дошкольного возраста"

В данной презентации собран практический материал для педагогов по оформлению РППС литературного центра в подготовительной к школе группы...

Анализ совместной образовательной деятельности педагогов, детей и родителей (законных представителей) в форме литературной гостиной с детьми дошкольного возраста 5 – 6 лет на тему «Зима - Чародейка»

Анализ совместной образовательной деятельности педагогов, родителей(законных представителей) в форме литературной гостиной с детьми дошкольного возраста 5-6 лет на тему "Зима - Чародейка"...

Литературная гостиная «Что читать детям по правилам дорожного движения»

Литературная гостиная«Что читать детям по правилам дорожного движения» С каждым годом все оживленнее становиться движение на улицах больших городов и маленьких поселков. Важ...

Методическая разработка: литературная гостиная "Курские писатели детям"

Конспект: литературная гостиная "Курские писатели детям"...

Литературная гостиная по ознакомлению детей с творчеством писателя М.М. Пришвина

16 января 2024г. в здании с дошкольными группами, расположенном поадресу: поселок Шишкин Лес, строение 33, прошло мероприятие поознакомлению детей с творчеством писателя М.М. Пришвина «Литератур...