Сценарий осенней литературно-музыкальной композиции для подготовительной группы «Пушкинские сказки»
методическая разработка (подготовительная группа)

Создать детям сказочное настроение, вовлечь в совместную музыкальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin.docx36.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий осенней литературно-музыкальной композиции

для подготовительной группы «Пушкинские сказки»

Разработала: музыкальный руководитель ГБДОУ № 119 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Савельева Юлия Сергеевна

Дети входят в зал под музыку Свиридов «Вальс»

Вед: Постучалась снова в двери Осень

Золотая, щедрая пора.

С урожаем, листьев разноцветьем

К нам на праздник в детский сад пришла

Песня  «Закружила метель золотая…»

Реб: Ветер в городе моем закружил листву.

Листья желтые дождем падают в Неву.

И, качаясь, по волнам листики плывут,

И к гранитным берегам тихо пристают.

Реб: Город парков и дворцов осень замела.

И на неподвижных львов сыплется листва.

Город мой прощается с чудною порой.

Скоро повстречается с зимушкой-зимой.

Песня «Петербургский вальс»

(после песни дети садятся на места)

Вед: Дорогие ребята и наши гости! У нас сегодня необычный праздник. Мы провожаем не просто Осень, а любимое время года А.С. Пушкина, которое он так и называл: «Очей очарованье!»

 

Вед: Что-то задерживается наша Осень…

_______, пригласи Осень к нам своим стихотворением.

Реб: Осень, Осень золотая! До чего ты хороша!

Словно стаями летают листья, весело шурша.

Осень, Осень в гости просим! Разукрась все в яркий цвет!

Мы за то и любим Осень, что её нарядней нет!

Вед: Мы сейчас листком махнем, в гости Осень позовем!

ВСЕ: Осень золотая, мы тебя встречаем!

Вход Осени

Осень: Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья!

(Осень танцует танец, в конце танца дети делают круг вокруг Осени)

Осень: Вот пришла моя пора.

Я к Вам в гости прибыла.

Всё закончить в срок успела.

Я леса, поля раздела.

Урожай свой собрала,

Птиц на юг отправила.

Можно и повеселиться,

Поиграть и покружиться.

Я всегда на праздник рада,

Приходить к Вам в детский сад.

Я люблю повеселиться,

Поиграть в кругу ребят!

Вед: Мы ждали тебя и конечно скучали,

Тебя долгожданную мы рисовали.

Вот твой портрет, вот осенний пейзаж.

Тебя приглашаем на наш вернисаж.

Вед: Осень, а ты знала, что была любимым временем года А.С. Пушкина?

Вот вам, какое время года больше нравится? (ответы детей и взрослых) 

Интересно, а чем А.С. Пушкину не нравилась ЗИМА?

Реб: А зимних праздников блестящие тревоги?

Но надо знать и честь; полгода снег да снег;

Ведь это, наконец, и жителю берлоги,

Медведю надоест. Нельзя же целый век,

Кататься нам в санях.

Вед: А почему наш поэт не любил ВЕСНУ?

Реб: Я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;

Кровь бродит, чувства, ум, тоскою стеснены

Суровою зимой я более доволен

Вед: А чем же ЛЕТО не нравилось поэту?

Вед: Ой, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары и мухи.

Ты все душевные способности губя,

Нас мучишь, как поля мы страждем от засухи.

Вед: Но самое любимое время года у нашего поэта – это Осень!

Реб: Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно

Из годовых времен я рад лишь ей одной.

Вед: Но самое знаменитое стихотворение Пушкина, посвященное Осени, которое знают ваши мамы, папы, бабушки и дедушки, это стихотворение, «Унылая пора…» А Вероника, сейчас напомнит нам это чудное стихотворение!

Реб: Унылая пора, очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Дети выходят на полукруг и поют песню

Песня «А вокруг рябинки, клены и осинки»

Все собираются вокруг Осени после песни

Вед: Осень щедра и красива! Скажем Осени…

ВСЕ: Спасибо!

(Дети садятся на стульчики)

Осень: Какие вы молодцы! Вы и пели и стихи читали. Я для вас тоже кое-что приготовила. Скажите, а вы знаете приметы Осени или немножко позабыли? Вот сейчас я это и проверю. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте, да или нет. Будьте внимательны!

Игра «Приметы Осени»

Осенью цветут деревья (нет)

Осенью растут грибы (да)

Тучи солнце закрывают (да)

Колючий ветер прилетает (да)

Туманы по земле плывут (да)

Ну а птицы гнезда вьют (нет)

А букашки прилетают? (нет)

Урожаи собирают (да)

Птичьи стаи улетают (да)

Часто-часто льют дожди (да)

Достаем мы сапоги (да)

Солнце греет очень жарко (нет)

Могут дети загорать (нет)

Ну а что же нужно делать?

Может куртки, шапки одевать? (Да!)

Осень: Ну конечно, нужно теплее одеваться! Ну что ж, вы ответили на все мои вопросы, а теперь настало время поиграть! Вы играть любите? (Да!)

Очень хорошо, но мы будем не просто играть, а соревноваться! Сейчас, разделимся на 2 команды, а что мы будем делать, я вам расскажу, когда вы построитесь!

Дети делятся на 2 команд, перед каждой командой стоит по корзинке

«Картошка»

Перед родителями ставится корзина с «печеной» картошкой, задача ребят, подбежать с ложкой к корзине с картошкой, положить картошку на ложку и не трогая ее руками, аккуратно донести до своей корзинки, передать ложку следующему ребенку и убежать в конец команды. Выиграет та команда, которая быстрее справится с заданием.

После эстафеты дети садятся на места

Осень: Мы с вами так хорошо потанцевали и поиграли, но к сожалению…

Осень: Пора мне уходить ребята,

Но в том не Осень виновата.

За мною вслед Зима идет.

И Новый Год с собой ведет.

А к Вам я вновь друзья приду,

Но только в следующем году.

Под музыку Осень уходит

Звучит музыка, воспитатель выдвигает ДУБ.

Ведущая: Дорогие дети, уважаемые родители, вы же знаете, что А.С. Пушкин писал не только стихи, но и замечательные сказки. Вы узнаеете эту сказку? (Да!) Как она называется?

Под музыку Свиридова выходит Кот - Ученый

Кот ученый: 

Здравствуйте мои друзья!

Кот ученый – это я!

Я со сказками дружу, в гости милости прошу!

Соглашайтесь без опаски,

Вспомним Пушкинские сказки, и героев и названья

Приготовились? Вниманье!

Кот: Предупреждаю, что я не только детям буду задавать вопросы, но и ашим дорогим гостям. И посмотрим, как хорошо наши гости знают Пушкинские сказки.

Итак, Вопрос 1: Из какого произведения А.С. Пушкина, я – Кот ученый прибыл к вам на праздник? (Вопрос взрослым) (Поэма Руслан и Людмила)

Ребенок: У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый,

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит,

Там чудеса, там леший бродит;

Русалка на ветвях сидит;

Там, на неведомых дорожках,

Следы невиданных зверей;

Избушка там, на курьих ножках,

Стоит без окон, без дверей.

Кот: Там лес и дол ведений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из волн выходят ясных;

И с ними дядька их морской.

Кот: Какие прекрасные стихи А.С. Пушкина прозвучали! Вы, наверное, почувствовали и увидели эту волшебную страну, наполненную сказочными

героями и предметами. Вам хочется прогуляться по неведомым дорожкам и встретить на своем пути всевозможные чудеса? (Да!)

Кот: Тогда вперед!  Моя волшебная книга открывается, и сказка появляется!

Звучит музыка

Кот: Мы попадаем с Вами в сказку (Кот показывает детям картинку их книги и дети отвечают) «О Рыбаке и рыбке»

Кот. Молодцы какие! А напомнят нам эту сказку Данила и Дима.

(надеть головной убор рыбке и дать 2 ленточки. Старику сеть)

Выходят 2 мальчика:

Ребенок: Жил старик, со своею старухой

У самого синего моря,

Они жили в ветхой землянке,

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Ребенок: Раз он в море закинул невод,

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз он закинул невод –

Пришел невод с одною рыбой,

И не с простой рыбой, а золотою.

Танец «золотой рыбки» (Вероника)

(диалог деда и рыбки).

Рыбка: Отпусти ты старче меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь!

Старик (Лёня): Бог с тобою, золотая рыбка,

Твоего мне откупа не надо

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе! (Старик уходит)

Под музыку рыбка уплывает

Кот: Внимание! Вопрос гостям! В этой шкатулке лежат драгоценности, которыми старуха из сказки «О рыбаке и рыбке» украсила свою шею. Какие украшения лежат в шкатулке? (ответы родителей)

Слушаем ответ детей (жемчуга)

Ребенок: Воротился старик ко старухе,

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке

Парчовая на маковке кичка,

Ребенок: Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки

Перед нею усердные слуги.

Кот: (вытаскивает жемчуга):

Вот и эти жемчуга. А мы идем дальше, я переверну страницу, и мы с вами попадаем сказку «О мертвой царевне и о 7 богатырях».

(выходят 3 ребенка)

Ребенок: Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Ребенок: Не видать милого друга!

Только видит, вьется вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля.

Девять месяцев проходит

С поля глаз она не сводит

Вот в сочельник в самый, в ночь

Бог дает царице дочь

Ребенок: Рано утром гость желанный,

День и ночь так долгожданный

Издалеча наконец,

Воротился царь – отец.

На него она взглянула

Тяжелешенько вздохнула,

Восхищенья не снесла

И к обедне умерла.

Кот: Долго царь был неутешен

Но как быть? И он был грешен

Год прошел, как сон пустой,

Царь женился на другой

Правду молвить молодица

Уж и впрямь была царица

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ребенок: Ей в приданое дано

Было зеркальце одно

Свойство зеркальце имело,

Говорить оно умело,

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И красуясь говорила:

Выходит царица

Царица (Аня): Свет мой зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?

Кот: И ей зеркальце в ответ..

Ведущая (за занавесом):

Ты конечно, спору нет

Ты царица всех милее,

Всех румяней и белее.

Царица танцует и радостно уходит на стульчик

Ребёнок: Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва

Нраву кроткого такого,

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

Танец Царевны и Елисея

(Дети после танца уходят, выходит Царица)

Кот: На девичник собираясь,

Вот царица наряжаясь

Перед зеркалом своим

Перемолвилася с ним:

Выходит царица

Царица: Я ль, скажи мне всех милее,

Всех румяней и белее?

Кот: Что же зеркальце в ответ?

Вед: Ты прекрасна, спору нет,

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее

Царица: Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь то успокою!

Но скажи: как можно ей

Быть во всем меня милей?

Признавайся: всех я краше.

Обойди все царство наше,

Хоть весь мир; мне ровной нет,

Так ли?

Кот: Зеркальце в ответ..

Ведущая (за занавесом):

А царевна все ж милее,

Все ж румяней и белее

(Царица выкидывает зеркало и недовольная  уходит на место)

Кот: Но зеркало-то не виновато.

А теперь вопрос гостям! В моей шкатулке, лежит предмет, являющийся причиной ссор и раздоров, из-за него начинаются все войны. Этот предмет встречается не только в этой сказке, но и в греческой мифологии, какой предмет лежит в шкатулке? Слушаем ответ.

Ребенок: Оно соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Буд-то медом налилось

Видны семечки насквозь (дать в руки яблоко)

Ребенок: Час обеда приближался,

Топот по двору раздался

Входят семь богатырей,

Семь усатых усачей.

Танец богатырей

Ребенок: Что за диво!

Все так чисто и красиво

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися.

Ребенок:

Коль ты старый человек.

Дядей будешь нам на век,

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица.

Танец царевны и богатырей

Ребенок:

Девица, знаешь всем ты нам сестрица,

Всех нас семеро, тебя

Все мы любим; за себя

Взять тебя мы все бы рады,

Да нельзя, так, бога ради,

Помири нас как-нибудь:

Ребенок:

Одному женою будь,

Прочим ласковой сестрою.

Что ж качаешь головою?

Аль отказываешь нам?

Аль товар не по купцам?

Царевна; Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные,

Коли лгу, пусть бог велит

Не сойти живой мне с места

Как мне быть? Ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно,

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей.

ВСЕ ВМЕСТЕ:

Спрос не грех,

Прости ты нас (кланяются)

Богатыри кланяются царевне и под музыку уходят

Кот: Вот еще один вопрос,

На него ответ не прост,

У каких небесных сил

Трижды помощи просил

Королевич Елисей?

Отвечайте поскорей! (красно солнце, месяц, ветер)

А кто помог Королевичу Елисею? (ветер)

Под музыку Ветер пробегает по кругу и останавливается. Выходит Елисей

Елисей: Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете.

Ты царевны молодой?

Я жених ее

Ветер: Постой!

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора,

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места,

В том гробу твоя невеста.

Елисей уходит на место, Ветер пробегает по кругу под музыку и садится на место

Кот: А сейчас мы отправляемся с Вами в самую веселую сказку… (переворачивает страницу)  

Кот: Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком.

А четвертая девица,

Скажем, чудо – мастерица,

Не пряла и не ткала,

А творила чудеса

Мой вопрос совсем простой,

Как названье сказки той? (Ответ детей)

Танец «Красный сарафан»

(танцуют девочки)

После танцы ставятся 3 стула

Вед (девочка):

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

Девица 1: Кабы я была царица,

Ведущая: Говорит одна девица

Девица 1: То на весь крещеный мир,

Приготовила я б пир.

Девица 2: Кабы я была царица

Ведущая: Говорит ее сестрица,

Девица 2: То на весь бы мир одна,

Наткала я полотна.

Девица 3: Кабы я была царица,

Ведущая: Третья молвила сестрица

Девица 3: Я б для батюшки царя,

Родила богатыря

Ведущая:

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Под музыку входит Царь

Царь: Здравствуй, красная девица,

Будь царица!

И роди богатыря,

Мне к исходу сентября.

Вы ж голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой,

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.

Все садятся на стульчики и заводят круг на игру

Игра «Царь за городом гуляет»

Кот: А теперь вопрос! В кого превратила царевна-Лебедь царя?

Во второй раз? Варианты: бабочка, саранча, муха, комар?

Ребенок: В муху царь оборотился,

Полетел и опустился

Между моря и небес

На корабль – и в щель залез

Кот: А теперь для вас ребятки,

Музыкальная загадка,

Музыку припоминайте,

И кто автор, отвечайте!

Звучит «Полет шмеля»

Ребенок: Шмелем царь оборотился

Полетел и зажужжал

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корму – и в щель забился

Кот: А сейчас мы оправимся в самую загадочную, таинственную сказку

«Золотой Петушок». Как звали царя в этой сказке? (Дадон) 

А теперь вопрос гостям? Сколько времени служил Золотой Петушок царю Дадону? (варианты ответа: день 2, 3, год, 2, 3)

Слушаем ответ.

Кот: Год, другой проходит мирно,

Петушок сидит все смирно.

А сколько царь Дадон гостил у Шамаханской царицы?

Слушаем ответ…

Ребенок: Вдруг шатер…

Распахнулся…и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

Ребенок: Как пред солнцем птица ночи,

Царь умолк, ей глядя в очи,

И забыл он перед ней

Смерть обоих сыновей.

Ребенок: И она перед Дадоном

Улыбнулась и с поклоном

Его за руку взяла,

И в шатер свой увела

Там за стол его сажала

Всяким яством угощала

Уложила отдыхать на парчовую кровать

Ребенок: А потом, неделю ровно,

Покорясь ей безусловно

Околдован, восхищен

Пировал у ней Дадон.

Кот: Ребята, вы большие молодцы! Но нашей игре пришел конец, опустел мой ларец! Все загадки отгадали и немножечко устали! Остался только последний вопрос гостям!

Сколько сказок написал А.С. Пушкин? (4,5,6,10, больше?)

Какая сказка сегодня у нас не прозвучала? (ответы родителей)

Кот: Какие вы все молодцы! Мне очень у Вас нравится, я вижу, как вы хорошо знаете все сказки А.С. Пушкина и любите их!

Вед: Ты нам тоже очень симпатичен, Кот-Ученый, а потому, разреши нам пригласить тебя на танец. Ребята Вы готовы? (ДА!)

Танец «Кадриль»

(Все танцуют танец, после танца садятся на стульчики)

Кот: Заканчивая наш праздник, вспомним слова из сказки А.С. Пушкина о Золотом Петушке.

«Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок!»

Кот: Какая бы ни была сказка – веселая или грустная, страшная или смешная – она учит нас добру! Не забывайте об этом, добрые молодцы и красные девицы! А сейчас ребята, я приглашая Вас в свое Лукоморье, где Вас ждет сюрприз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер развлечений в подготовительной группе "Пушкинские сказки"

Целью вечера развлечений является: закрепление знаний детей о сказках А.С.Пушкина, рРазвитие у детей творческие способностей, умения создавать выразительные образы героев сказок, используя различные и...

Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы «Осенняя сказка»

Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы     «Осенняя сказка»Воспитатель: Залыгаева Н.П.2014г.  Дети заходят в зал под музыку, встают врассыпную...

Сценарий осеннего утренника для детей подготовительной группы по мотивам сказки А.С.Пушкина " Сказка о рыбаке и рыбке"

Сценарий  осеннего утренника для детей подготовительной группы детского сада. Театрализованное действие в сопровождении презентации....

Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы «Осенняя сказка»

Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы "Осенняя сказка"...

Вечер развлечений в подготовительной группе «Пушкинские сказки»

Цель: - Закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина.- Развивать у детей творческие способности, умение создавать выразительные образы героев сказок, используя различные изобразительные техники.-...