Педагогический совет: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игр логико-математического содержания»
материал на тему

Борисова Лилия Владимировна

Представлены материалы проведения, подготовки к педагогическому совету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к педагогическому совету по теме:

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игр логико-математического содержания»

1. Доклад-презентация «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста».

                                             27 октября 2015г. Воспитатель  …..

2. Мастер-класс для педагогов «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

                                              29 октября  2015 г.  Воспитатель…..

3. Консультации для родителей

                                               29 октября 2015г. Воспитатель…..

3. Доклад-презентация «Развивающие игры Воскобовича»

                                             3 ноября  2015г. Воспитатель…..

4. Доклад-презентация «Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей»

                                             3 ноября  2015 г. Музыкальный рук. …….

5. Изготовление буклета для родителей ко 2 ноября.

                                                      Старший воспитатель



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Аналитическая справка

по итогам тематического контроля

  «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игр логико-математического содержания»

Дата проведения: с 09.11.2015 г.   по  13.11.2015 г.

 Кто проводил:  заведующий Шиленина С.А., старший воспитатель Борисова Л.В.

Цель: определение эффективности воспитательно-образовательной работы в ДОУ по познавательному развитию детей посредством игр логико-математического содержания.

Задачи:

1) Анализ календарно — тематического планирования воспитателей

2)  Изучение предметно-развивающей среды.

3) Оценка профессиональных умений воспитателей.

4) Анализ  уровня развития детей.

5) Анализ форм взаимодействия с  родителями по данной проблеме.  


Итоги тематического контроля

      Анализ  планов воспитателей  позволил обобщить представления о системе проводимых игр в группах, их направленности и интеграции с другими видами деятельности. С младшего возраста дети начинают овладевать мыслительными операциями, связанными с сенсорным развитием. У малышей этот период называется: "А что там?" Воспитатели планируют игры Воскобовича, игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Начиная со средней группы, воспитатели побуждают детей к познавательной активности и инициативе. Дети начинают овладевать системой действий для установления причинно-следственных связей. Проводятся игры, обогащающие детское развитие: шашки, шахматы, игры на обобщение, ассоциации, игры с экспериментированием. В старшем дошкольном возрасте расширяется кругозор ребёнка, и усовершенствуются умения ориентироваться в окружающей жизни. Развиваются самостоятельность, навыки планирования и прогнозирования результата. Все это в работе учитывается воспитателями. Дети старшей группы, играя, учатся строить проекты, выдвигают гипотезы и проверяют их истинность. В собеседовании с педагогами было выявлено: · достаточные знания современных требований к умственному развитию дошкольников; · использование традиционных технологий в системе работы с детьми; однако, игры на развитие интеллекта в основном используются в форме организованной деятельности с педагогом. Вследствие проверки организации предметно-развивающей среды в группах обнаружено:

  • Наличие оборудования (во всех группах имеются игротеки с набором развивающих игр, согласно возрасту)
  • Имеются методические рекомендации по их использованию
  • Игры размещены в зоне свободного доступа.

Однако, ещё в недостаточном количестве наличие конструктивного материала как строительного, так и для творчества.

       Оценка профессиональных умений воспитателя проводилась в форме контроля НОД по образовательной области «Познавательное  развитие».

Открытые просмотры провели: воспитатель ………………. «В осеннем лесу  » (младший возраст), воспитатель………... «Путешествие в сказку » (старший возраст), воспитатель ……….. «Хрюша в гостях у ребят »(средний возраст). Воспитатель ………… «В гости к лесным зверятам»  (младший возраст)

Воспитатели ………………………. на занятии   использовали разнообразные игровые приемы, приемы активации мыслительной деятельности  (решались проблемные ситуации). В течение всего занятия воспитатели стимулировали речевую активность детей. Для удовлетворения двигательной активности детей продумали организацию физминуток.

  Воспитателю ……………….рекомендовано  более  тщательно подходить к подготовке занятия (в подборе материала,  оборудования  и его размещения). В занятии применять интеграцию образовательных областей, использовать разнообразные методы и приемы работы с детьми - приемы мотивации, обеспечения эмоционального интереса детей

         В процессе анализа уровня развития детей использовался метод наблюдения. В ходе наблюдения за детьми в самостоятельной деятельности педагоги отметили: в младшей группе еще достаточно низок уровень выбора игр, в среднем и старшем возрасте около 50 процентов детей отдают предпочтение в выборе игр логико-математического содержания


   
В процессе тематического контроля изучалась система работы педагогов с родителями. Во всех группах оформлены стенды для работы с родителями и имеется консультативный материал данной направленности.

По результатам контроля, комиссия подготовила следующие рекомендации:

эффективность  работы  по  педагогов  по интеллектуальному   развитию  детей    в  ДОУ посредством игр логико-математического содержания  можно считать   удовлетворительной,  при  выполнении  следующих  рекомендаций:

  1. Продолжать  пополнять  центры  занимательной  математики    играми логико-математического содержания,  создавать   доступную  насыщенную  предметно-пространственную  среду  для  развития  познавательного  интереса  у  детей.

     Ответственные: воспитатели групп, музыкальный руководитель

     Срок: постоянно

  1. Для  обеспечения  устойчивых  познавательных  интересов  у  детей  на  НОД  необходимо  соблюдать  следующие  педагогические  условия:  включение  занимательности  в  содержание  НОД  и  режимные  моменты;  создавать  проблемно-поисковые  ситуации; использовать  этапы  анализа,  открытости,  разные  формы  организации  детей  (по  2, 3, 4)

     Ответственные: воспитатели групп, музыкальный руководитель

     Срок: постоянно

  1. Познакомить   родителей  на  родительских  собраниях  с  новыми играми логико-математического содержания.

     Ответственные: воспитатели групп, музыкальный руководитель

     Срок: до июня 2016 года

Старший воспитатель _________________________________Л.В. Борисова



Предварительный просмотр:

Педагогический совет:

 «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игр логико-математического содержания»

Цель: повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии в условиях ДОУ.
Задачи:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов в области современных образовательных технологий;
  • развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;
  • обучение педагогов методам применения игровых
    инновационных технологий.

1. Выступление заведующего Шилениной С.А.

    Путь, который ребенок  проходит в своем развитии в дошкольные годы, огромен, за это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это удивительное и неуловимое надо увидеть и понять.

    Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной личности». Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого.

    Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.

      В последнее десятилетие возникли тревожные тенденции, а именно: в системе образовательной работы детских садов стали использоваться школьные формы и методы обучения, что не соответствует возрастным особенностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Нельзя забывать, что ведущим видом деятельности в детском саду является игра.  Математика остается наиболее трудоемким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда.  Наша задача — научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы. Сегодня мы должны решить для себя - математика для дошкольника труд или удовольствие.

  Итоги тематического контроля (Приложение № 1)

2. Доклад-презентация «Концепция развития математического образования в Российской Федерации» - старший воспитатель Борисова Л.В.

(Приложение № 2)

3. Мастер-класс  для педагогов «Использование блоков Дьенеша в работе с детьми» - воспитатель Худякова М.В.

 (Приложение № 3)

4. Принятие решения педагогического совета.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад поселка Дивное

Мастер – класс «Использование   блоков  Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста».

  Составила:

воспитатель МБДОУ д/с п. Дивное

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

        

Цель: Расширить знания педагогов через знакомство с развивающими дидактическими играми  З. Дьенеша, как средством развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников 4-6 лет.

План проведения мастер – класса

  1. Теоретическое обоснование актуальности, эффективности  применения логических блоков З. Дьенеша по развитию творческого потенциала у детей
  2. Практическая часть.  Деловая игра с участниками мастер – класса  на основе  карточек  З. Дьенеша с обозначением свойств, карточек с символами изменения свойств; алгоритмов.  Участникам предлагается несколько игр.
  3. Рефлексия

  1. Актуальность, эффективность применения логических блоков Дьенеша в педагогическом процессе старшей группы.

        Одна из основных задач, дошкольного образования - формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста  в соответствии с программами ГОСО. Сформированные компетентности, развитая коммуникативная  и   информационная культура личности рассматривается сейчас как основа успешной адаптации современного человека в обществе.    

В мире информационной цивилизации недостаточно научить детей  счёту, измерению, вычислению.  Важно – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.

Я считаю, главную роль  в развитии у детей  умений самостоятельно и творчески мыслить играют развивающие игры. И я нашла уникальные по своим развивающим возможностям  дидактические материалы – логические блоки Золтона Дьенеша .

Эти частные методики отличаются своими особенностями: универсальностью, абстрактностью, высокой эффективностью. Они позволяют, «через руки» ребенка,  сформировать понятия «длиннее – короче», «между», понятие числовой последовательности,  состава числа. Блоки Дьенеша  –  это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.

 Логические блоки Золтона Дьенеша в моей деятельности  являются одновременно и орудием профессионального труда педагога, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.

Цели: 

- развитие познавательных интересов и способов умственной деятельности;

- развитие способности самостоятельно и творчески мыслить; видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости;

-расширение кругозора.

Задачи.   

 Развивать:

  • умение конструировать и моделировать;
  • умение оперировать предметами, знаками, символами;
  • наглядно – образное, логическое, нестандартное – креативное  мышление  (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
  • воображение, сообразительность, любознательность, память, внимание;
  • наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам                                                                                     окружающей действительности.
  • психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Формы организации работы с логическими блоками:                    

Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера можно применять  в игровой форме в организованной учебной  деятельности комплексной, интегрированной. Логические блоки Дьенеша обеспечивают наглядность, системность и доступность, смену деятельности.   Например в  области «Познавательное развитие»,  с  их помощью дети оперируют

  • сенсорными эталонами (геометрическими понятиями)
  • узнают, что такое множество, подмножество
  • с величинами
  • с пространственными представлениями 
  • арифметическими действиями сложением  и вычитанием.    

        В области  «Художественно-эстетическое развитие»  в процессе моделирования дети  замещают конструкцией из палочек и блоков  реальные предметы  с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление, на рисовании и аппликации   моделируем  узор, орнамент  с помощью палочек и блоков, экспериментируем  созвучие  цветовой гаммы.                      

        В области «Физическое развитие» - проводим  подвижные игры с палочками и блоками – это предметы ориентиры.

         

  • Совместная  игра с логическими блоками  Дьенеша даёт возможность закрепить  полилингвальный компонент:
  • в дидактических играх, настольно-печатных, подвижных, сюжетно-ролевых (формы, цвета, ориентировка в пространстве и многое другое)
  • в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
  • в настольно - печатных  (работа с картами к играм, схемами, альбомами, алгоритмами);
  • в сюжетно-ролевых играх: Магазин - деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта - адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. Аналогично. Поезд - билеты, места. 
  • В самостоятельной - коллективной  игровой деятельности (конструируют, работают с альбомами, схемами,  играют в настольно-печатные игры, организуют сюжетно-ролевые игры).

        Литература, которая  поможет педагогам при работе с данными методиками:

  • Камарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?» - раскрывает все этапы обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек  Кюизенера.
  • Носова Е.А. Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников». В этой книге  Носова, рассказывает о  логических блоках Дьенеша. В пособии представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками и прилагаются схемы. Р. Л. Непомнящая знакомит с палочками Кюизенера, первоначальными упражнениями игры с ними и приводит несколько примерных занятий с ними.
  • В практических пособиях, Пановой Е.Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» для младшего и старшего возраста, представлены дидактические игры и занятия с использованием блоков Дьенеша для младшего возраста и цветных палочек Кюизенера для старшего дошкольного возраста.
  • Игровые занятия представлены, в пособий В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет»

Методическое обеспечение необходимое для игр с блоками и палочками:

  1. Деловая игра с участниками мастер – класса  на основе  карточек   Дьенеша с обозначением свойств, карточек с символами изменения свойств; алгоритмов.  Участникам предлагается несколько игр.

Игра  «Где спрятана морковка?»                                                                                                          Цель. Развитие логического мышления, умения кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать ее.

Материал. Логические блоки, карточки с обозначением свойств.

Содержание: Ведущий каждый раз указывает с помощью карточек три свойства того блока, под которым спрятана морковка. Свойства блока он обозначает перечеркнутыми и неперечеркнутыми знаками:

(в книге Носовой Е.А. каждая игра или упражнение представлены в трёх вариантах, на усложнение: оперирование 1 свойством, 2 и 3)

 Игра «Автотрасса или построй дорожку»  

Цель. Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам, самостоятельно составлять алгоритм.

Материал. Таблицы с правилами построения дорог (табл.  1—3), логические блоки.

Содержание –  Для выкладывания дорожек используются правила, которые требуют ориентировки на два свойства блоков – это таблицы.  (чередование по одному свойству цвету или форме, по двум свойствам цвет и форма, форма и толщина блоков, форма и размер. Для поддержания интереса предлагаю различные игровые  задачи: построить дорожку из дворца Снежной Королевы, чтобы помочь убежать Каю и Герде; украсить торт, сделать бусы.   (литература Е.А. Носова)

 

Игра «Построй дом»

Цель. Развитие логического мышления, внимания.

Материал. Набор логических фигур в мешочке,  карточки-домика, прямоугольники по размеру клеток.

Содержание Ведущий, вынимая фигуры из мешочка, называет форму, участники у которых на карточке есть эта форма, закрывают её прямоугольником. Игра в дальнейшем усложняется. Выделяются 2 свойства блоков, 3 м 4. В конце игры подводят итоги: кто построил дом первым, кто был внимательным и не допустил ошибок. (лит –ра   Е.А. Носова)

Игра «Помоги фигурам выбраться из леса» (лит-ра Е.А. Носова)

Цель. Развитие логического мышления, умения рассуждать.                                                                                 Материал. Логические фигуры  или блоки, таблицы.                                                                Содержание - Перед детьми таблица. На ней изображен лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи.

Дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами; перечеркнутые знаки — всем не таким, как они, фигурам.   Затем  дети   разбирают  фигуры   (блоки)   и  по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть.

 

 Игра         «Архитектор» (альбом «Давай поиграем»)
Цель: развивать умение работать с алгоритмом, действовать строго по правилам.                                                                                                                                                             Материал: Алгоритмы №№ 1,2 Блоки Дьенеша
        Описание игры:
Детям предлагается разработать проект детской площадки
• выбрать необходимый строительный материал
• построить объекты детской площадки
Выбор строительного материала в строгом соответствии с правилами (по алгоритму №1 или по алгоритму № 2). Как выбрать строительный материал"? Давайте вместе сделаем это, пользуясь алгоритмом № 1.
Берем любой блок. Пусть это будет, например, синий большой толстый треугольный блок. Слово "начало" подсказывает нам откуда начинать путь (движение по блок схеме).

Игра "Доставка грузов". (альбом «Спасатели приходят на помощь»)

Цель: Умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.

Вариант 1. Надо доставить ценные грузы - блоки из города  А в город Б (названия городов можешь придумать сам).  Везти груз  можете по любому из предложенных 12 маршрутов.  В пути с грузами происходят изменения. Играть в эту игру можно со своими друзьями, договорившись по каким маршрутам,  вы будете перевозить грузы.

Игра "Лабиринты"  (альбом «Спасатели приходят на помощь»)

Цель: умение действовать последовательно в строгом соответствии с правилами.
Перед нами  лабиринт.   Если сумеешь пройти лабиринт А, то поможешь принцу освободить заколдованную принцессу (блоки - волшебные камни для освобождения принцессы).

Правила: берём любой блок, передвигаем только по прямой, наискось нельзя. Чёрные клетки ловушки их обходим. Путь блока надо выстраивать в соответствии со знаками – символами. По пустым клеткам может идти любой блок.
Проходя лабиринт Б, ты будешь участвовать в доставке чая в Англию из Индии (блоки - контейнеры с чаем).

  1. Рефлексия

В завершение нашего мастер – класса предлагается  сочинить  «Синквейн». «Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила.

1 строчка – 1 существительное. Это и  есть тема   синквейна.

2 строчка – 2 прилагательных.

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которой вы  дадите оценку нашей деятельности.  Это может быть крылатое выражение, цитата. И мы определим, что произошло с вами в течение нашей встречи. Может быть вы чему - то научились, может быть кому - то было интересно. Может быть наш мастер – класс вас вдохновил на новые дела.

Пример:

«Мастер-класс

Волнующий, интересный

Манит, Учит. Вдохновляет.

Мысли будоражит, уверенность будит!» 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование Блоков Дьенеша Для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Слайд 2

Актуальность, эффективность применения логических блоков З. Дьенеша в педагогическом процессе старшей группы. Одна из основных задач, дошкольного образования - формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста в соответствии с программами ГОСО. Сформированные компетентности, развитая коммуникативная и информационная культура личности рассматривается сейчас как основа успешной адаптации современного человека в обществе. В мире информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Важно – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить. Я считаю, главную роль в развитии у детей умений самостоятельно и творчески мыслить играют развивающие игры. И я нашла уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Золтона Дьенеша и палочки Джорджа Кюизенера. Эти частные методики отличаются своими особенностями: универсальностью, абстрактностью, высокой эффективностью. Они позволяют, «через руки» ребенка, сформировать понятия «длиннее – короче», «между», понятие числовой последовательности, состава числа. Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. Логические блоки Золтона Дьенеша и палочки Джорджа Кюизенера в моей деятельности являются одновременно и орудием профессионального труда педагога, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.

Слайд 3

Цели: - развитие познавательных интересов и способов умственной деятельности; - развитие способности самостоятельно и творчески мыслить; видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости; -расширение кругозора. Задачи. Развивать: умение конструировать и моделировать; умение оперировать предметами, знаками, символами; наглядно – образное, логическое, нестандартное – креативное мышление (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения); воображение, сообразительность, любознательность, память, внимание; наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности. психические функции, связанные с речевой деятельностью. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Слайд 4

Формы организации работы с логическими блоками и цветными палочками Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера применяю в игровой форме в организованной учебной деятельности комплексной, интегрированной. Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера обеспечивают наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

Слайд 5

Мастер – класс «Использование логических блоков З. Дьенеша»

Слайд 6

Цель: Расширить знания педагогов через знакомство с развивающими дидактическими играми З. Дьенеша как средством развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников 4-6 лет. План проведения мастер – класса Теоретическое обоснование актуальности, эффективности применения логических блоков З. Дьенеша и цветных палочек Д. Кюизенера по развитию творческого потенциала у детей Практическая часть. Деловая игра с участниками мастер – класса на основе карточек З. Дьенеша с обозначением свойств, карточек с символами изменения свойств; алгоритмов. Участникам предлагается несколько игр. Рефлексия

Слайд 7

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Социально-коммуникативное развитие

Слайд 8

сюжетно-ролевые игры Магазин - деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта - адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на до­мике обозначается кодовыми карточками. Аналогично. Поезд - би­леты, места.

Слайд 9

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Познавательное развитие

Слайд 10

Игра «Где спрятался Джерри?» Цель. Развитие логического мышления, умения коди­ровать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать ее. Материал. Логические блоки, карточки с обозначением свойств. Содержание: Ведущий каждый раз указывает с помощью карточек три свойства того блока, под которым спрятан мышонок Джерри. Свойства блока он обозначает перечеркнутыми и неперечеркнутыми знаками. Игра «Под каким кустом морковка» Игра «Расставь ульи»

Слайд 11

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Речевое развитие

Слайд 12

Игры: «Волшебный мешочек» «Назови правильно» Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: дети учатся рассуждать, вступают в диалог со своими сверстниками, строят свои высказывания, используя в предложениях союзы «и», «или», «не», и др., охотно вступают в речевой контакт со взрослыми, обогащается словарный запас, пробуждается живой интерес к обучению.

Слайд 13

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Художественно-эстетическое развитие На рисовании и аппликации моделируем узор, орнамент.

Слайд 14

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Физическое развитие

Слайд 15

Подвижные игры: «Найди пару» «Найди свой домик»

Слайд 16

В завершение нашего мастер – класса предлагаю сочинить «Синквейн» по теме мастер-класса : 1 строчка – 1 существительное. Это и есть тема синквейна. 2 строчка – 2 прилагательных. 3 строчка – 3 глагола 4 строчка – на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которой вы дадите оценку нашей деятельности. Это может быть крылатое выражение, цитата.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Концепция развития математического образования в Российской Федерации

Слайд 2

Концепция развития математического образования в Российской Федерации 24 декабря 2013 г. № 2506-р

Слайд 3

I . Значение математики в современном мире Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализации долгосрочных целей и задач социально-экономического развития РФ. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.

Слайд 4

II . Проблемы развития математического образования Проблемы мотивационного характера: - низкая учебная мотивация школьников связанная с общественной недооценкой значимости математического образования; - устаревшее содержание и отсутствие учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки. 2. Проблемы содержательного характера: - с одержание математического образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни; - потребности будущих специалистов в математических знаниях учитываются недостаточно; - подмена обучения «натаскиванием» на экзамен.

Слайд 5

II . Проблемы развития математического образования 3. Кадровые проблемы - Выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности в своем большинстве не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности и опыта применения педагогических знаний.

Слайд 6

III . Цели и задачи Концепции Цель – вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире.

Слайд 7

III . Цели и задачи Концепции Задачи: модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности); обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося; обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования; повышение качества работы преподавателей математики; поддержка лидеров математического образования; обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей; популяризация математических знаний и математического образования.

Слайд 8

IV . Основные направления реализации Концепции Дошкольное и начальное общее образование : Система учебных программ математического образования при участии семьи должна обеспечить: в дошкольном образовании – условия (прежде всего предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни;

Слайд 9

IV . Основные направления реализации Концепции Дошкольное и начальное общее образование: в начальном образовании – широкий спектр математической занятости обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, материальные, информационные и кадровые условия для развития обучающихся средствами математики

Слайд 10

IV . Основные направления реализации Концепции 2 . Основное общее и среднее общее образование Математическое образование должно: предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе; обеспечить каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне; обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая поддержка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики.

Слайд 11

IV . Основные направления реализации Концепции 2. Основное общее и среднее общее образование Необходимо предоставить каждому учащемуся возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей Возможность достижения высокого уровня подготовки должна быть обеспечена развитием системы специализированных ОО и специализированных классов, системы дополнительного образования детей в области математики. Необходимо стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими обучающимися, прежде всего привлекая педагогов с большим опытом работы.

Слайд 12

IV . Основные направления реализации Концепции 3.Профессиональное образование Система профессионального образования должна обеспечивать необходимый уровень математической подготовки кадров для нужд математической науки, экономики, научно-технического прогресса, безопасности и медицины. Для этого необходимо разработать современные программы, включить основные математические направления в соответствующие приоритетные направления модернизации и технологического развития российской экономики.

Слайд 13

IV . Основные направления реализации Концепции 4. Дополнительное профессиональное образование, подготовка научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и научных работников научных организаций, математическая наука Для успешных преподавателей должна быть обеспечена возможность их профессионального роста в форме научной и прикладной работы, дополнительного профессионального образования, включая стажировку в организациях - лидерах фундаментальных и прикладных исследований в области математики и математического образования. Важной является поддержка в России мировых организаций, решающих задачу подготовки исследователей и преподавателей высшего уровня, в том числе создание научно-образовательных центров мирового уровня, приглашающих ученых для проведения исследовательской работы и участия в разработке образовательных программ.

Слайд 14

IV . Основные направления реализации Концепции 5 . Математическое просвещение и популяризация математики, дополнительное образование Для математического просвещения и популяризации математики предусматривается: Обеспечение государственной поддержки доступности математики для всех возрастных групп населения; создание общественной атмосферы позитивного отношения к достижениям математической науки и работе в этой области; Обеспечение непрерывной поддержки и повышения уровня математических знаний. Система дополнительного образования: математические кружки, соревнования, получение математического образования в дистанционной форме, интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах, профессиональные математические интернет-сообщества.

Слайд 15

V . Реализация Концепции Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень математического образования, что улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие математических способностей у дошкольников

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д. , не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Не допустить вербализма, формальности, знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят какимлибо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра_ дело добровольное!

Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободногопо дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.

Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа(груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины(матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки... Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а товсе больше, до школы, употребляют большой-маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов(любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов(сколько у тебя пуговиц на кофточке).

Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки». Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.

Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра(что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».

Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).

В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Интеллектуальное развитие дошкольников»

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития.

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др. ; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Интеллектуальное развитие предполагает:

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность воспроизвести образец) ;

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии) ;

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов;

- развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.

Цель – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Основная задача воспитателя в работе с детьми состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть приемами их решения и помочь найти применение результатам своей деятельности.

Задачи:

1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, умения обдумывать и планировать свои действия.

2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Для основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:

создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ;

новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности) ;

обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса) ;

при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ;

у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности) ;

процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ;

обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности) .

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

Методы и приемы:

- практические (игровые) ;

- экспериментирование;

- моделирование;

- воссоздание;

- преобразование;

- конструирование;

Дидактические средства: Наглядный материал (игры, демонстрационный материал, схемы, символы, модели) .

Форма организации детской деятельности:

- индивидуально-творческая деятельность;

- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек) ;

- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия) ;

Все это опирается на развивающую среду:

1. Математические развлечения:

- игры на плоскостное моделирование (Танграм и т. д.) ;

- игры-головоломки;

- игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзнера;

- задачи-шутки.

2. Дидактические игры:

- сенсорные;

- моделирующего характера;

- специально разработанные воспитателем для обучения детей;

3. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на детей. Суть его состоит в признании способности детей к глубоким интеллектуальным переживаниям и радости, уникальности каждого ребенка, неповторимости его личности. При этом взрослые, уважая личность ребенка, создают ряд непреложных истин: ребенок не объект для изучения, а человек, которого необходимо познавать в развитии; дети имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию, обладают внутренней интуитивной мудростью; интерес к таинственному живет в любом человеке с рождения, каждый малыш – исследователь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством развивающих игр Дьенеша"

Важным средством мыслительной деятельности ребенка, его интеллекта является игра.Развивающие игры Дьенеша дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умен...

Методическая разработка "Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»

Методическая разработка"Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»Подготовила Лепехина Елена Алексан...

Интеллектуальное развитие дошкольников с помощью логико-математических игр

Игра для ребёнка — естественная непринужденная активность, основная форма развития мышления и личности. Что дети всегда делают с особым удовольствием? Играют! Самостоятельно, с родителями или св...

Семинар - практикум «Развитие интеллектуальных способностей ребенка посредством реализации логико-математических игр»

Данный семинар-практикум направлен на повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми....

Выступление на педагогическом совете «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с использованием инновационных методов» на тему: «Инновационные технологии, как одно из слагаемых художественно – эстетического воспитания дошкольников»

ВЫСТУПЛЕНИЕ На Педагогическом совете №3 «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с использованием инновационных методов» на тему: «Инновационные технологии, как о...