Методические рекомендации «Экологическое воспитание дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Юмашева Антонина Михайловна

 Методические рекомендации предназначены для воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей, для использования в образовательной работе с детьми дошкольного возраста. 

Взаимосвязь изобразительной деятельности с экологическим воспитанием создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив продуктивной деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. Результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях понятные и доступные его пониманию образы, что повышает уровень восприятия и  развитию экологического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Экологическое воспитание дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

        Методические рекомендации предназначены для воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей, для использования в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

        Введение

Пояснительная записка

        Экологическое воспитание детей – одна из чрезвычайно актуальных проблем настоящего времени. Только экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, процесс, в результате которого будет сформирован человек нового типа с новым экологическим мышлением, умеющего жить в гармонии с природой. Моя задача, как педагога – опираясь на представления ребёнка, повысить уровень его восприятия, научить понимать истинную красоту, которая может быть и яркой и скромной и необычайно прекрасной. Научить, не только воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой, но и беречь её, не только откликаться на доброту, но и самим творить добро, выражать свое отношение в рисунках.

        Нетрадиционные техники рисования способствуют быстрому и более яркому отражению в работах образов и явлений природы, тем самым позволяют получить истинные наслаждения от их использования. Появляется мотивация, больше знать о природных явлениях. Этот интерес позволяет эффективно вскрыть потенциальные возможности детей, выявить их позитивные стороны, на которые я опираюсь в ходе своей педагогической работы. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, учиться самовыражению. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Организация данной работы не трудоемка при наличии нетрадиционных материалов и инструментов, образцов в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога.

При применении данного опыта работы с использованием нетрадиционных техник рисования могут возникнуть трудности планирования и построения системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При подборе оборудования и материалов, многие из которых необходимо сделать своими руками. При использовании методов и приемов работы, исходя из индивидуальных особенностей детей, разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков. Методические рекомендации разработаны на основе ФГОС ДО с учётом экологического направления работы ДОУ, в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей.

Методическим материалом легко пользоваться, он содержит все необходимое для проведения практической деятельности с детьми. Учитывает психологические особенности детей, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку выбрать свой темп усвоения программного материала. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи. Особенностью кружка является реализация экологического компонента.

        Цель: формирование интереса к творческому процессу, к стремлению отражать окружающий мир, бережному отношению к природе средствами нетрадиционных техник рисования.

        Задачи:

Образовательные: - научить приемам нетрадиционных техник рисования;

- научить детей изображать нетрадиционными средствами выразительности окружающий мир, то, что для них интересно, эмоционально значимо;

- закреплять и обогащать знания детей о разных видах животного мира, явлений природы;

- формировать элементарные экологические знания, правила поведения в природе, ответственности за собственное здоровье.

Развивающие: - развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;

- развивать воображение, внимание, мелкую моторику рук.

Воспитательные: - воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию, инициативу.

        Новизна методической разработки в том, что особенностью кружка является реализация экологического компонента методами и приемами нетрадиционного рисования. Учит последовательно отражать свои впечатления от окружающей природы, позволяет не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку. Формирует элементарные экологические знания, происходит воспитание осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье.

Нетрадиционные техники рисования, напоминающие игру, как «необычные» техники известны давно, особенно часто используются в работе с детьми младшего возраста. Они частично, разрознено присутствуют в педагогической практике педагогов, но педагогический опыт широкого применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован и не представлен в современных образовательных программах. Нет жесткого разграничения и их характеристик, что позволяет мне творчески подходить к их использованию, возможна вероятность интеграции, интерпретации, замены и придумывания новых техник и инструментов.

Мой многолетний опыт работы с нетрадиционными техниками рисования показал, что тема природы, как никакая другая очень понятна и интересна детям. Эти занятия можно смело назвать и познавательными и занимательными. Дети с интересом рассматривают материалы и инструменты на своем столе, знаю, что их ждет захватывающие действия, с нетерпением ждут, а что же сегодня будут рисовать: чарующий лес, нежный закат, буйное море, осенний дождь или это будет семья колючих ежат.

        Рекомендации, необходимые для проведения непосредственной организованной образовательной деятельности

Посещение детьми занятий осуществляется на добровольной основе. Родители и дети должны быть ознакомлены с тематическим планированием, задачами, которые предстоит решить в течение обучения. Наполняемость кружка 10-12 детей. Продолжительность непосредственной организованной образовательной деятельности 25-30 минут в сочетании с обязательной динамической паузой, с соблюдением санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения). Регулярность проведения - 1 раз в неделю, во второй половине дня. Всего непосредственных организованных образовательных деятельностей – 36. Мониторинг уровня знаний и умений детей проводится два раза в год: вводный (сентябрь – октябрь), итоговый (май). Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях.

Процесс художественно-эстетического, экологического воспитания дошкольников строю на основе формирования у детей умения отражать объекты реального мира многообразием техник нетрадиционного изображения. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм, что позволяет им по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

Формируется положительная мотивация к игровой рисовальной деятельности, эти игры вызывают радостное настроение, у детей отсутствует страх перед пустым листом, боязнь не справиться с «необычным» рисованием.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. На занятиях для поддержания интереса и мотивации использую новые развивающие технологии: личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации); коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря); игровые (оригинальность сюжета, мотивация); педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

        Работа строится на следующих принципах:

1. «От простого к сложному», где предусмотрен переход использования от простых нетрадиционных техник к более сложным, требующих определенных навыков и умений в их использовании. Сочетание уже знакомых и работа с новыми техниками и инструментами.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

4. Принцип природосообразности: совместная постановка задач художественно-творческого развития детей с задачами экологического воспитания и развития с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей дошкольников.

Хочется отметить, что нетрадиционное рисование, как игра, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается, погружается в процесс, учиться изготавливать свой оригинальный продукт. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Мой опыт работы показал, что методы побуждающие детей к самостоятельной поисковой деятельности, создают условия для развития творческого начала, помогают мне развить у детей мышление, воображение, фантазию, творчество, самостоятельность. Поэтому в своей работе я стала использовать методы обучения, разработанные авторами Лернером И.Я., Скаткиным М.Н.: информативно – рецептивный, эвристический, исследовательский.

Считаю одним из важнейших аспектов познавательного развития – организация предметно-развивающей среды. В соответствии с ФГОС основным требованием является максимальная реализация образовательного потенциала помещений. Среда студии обеспечивает детям возможность свободного передвижения, общения в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. Ребенок в студии может самостоятельно выбрать, как, чем и где заняться своей изодеятельностью, может работать сидя или стоя за столом, перед мольбертом или доской, если необходимо по ходу работы, имеет возможность подойти к материалам и инструментам, к выставке детских работ, к предметам декоративного искусства, заглянуть в окно и т.д. Дети хорошо ориентируются в помещении, знают ее назначение, где расположены основные материалы и инструменты, многое из которых лежит в выдвижных ящиках столов, что облегчает мою работу, я могу, заранее разложить необходимое в столы и тем самым происходит ненавязчивое необходимое «действо» для детей – самостоятельная подготовка к занятию. Важно что бы самостоятельная подготовка к занятию и уборка рабочего места в конце занятия вошла в привычку, умение организовывать свое рабочее место – важный аспект воспитания, «взрослой» готовности к деятельности, ответственности за происходящее.

Примерная структура построения занятия, состоит из трех основных частей, предусмотреть полностью весь ход занятия не возможно, так как каждое занятие это эксперимент, и он не повторяется, но в конце должен быть обязательный продукт детской деятельности – рисунок. В этом и состоит одна из сложностей работы с нетрадиционными техниками рисования.

Мотивация детей – доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала, погружение в ситуацию оказания помощи, ситуацию путешественников и многое другое.

Пальчиковая гимнастика, разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные и бросовые материалы для своего творчества. Так как нетрадиционные техники предусматривают сильный нажим, работу руки в разных направлениях, долгое закрашивание, втирание, натирание, разминание, скомкывание и т.д.

Художественно-изобразительная деятельность - выполнение конкретного задания с использованием выразительных возможностей отражения темы. Возможный выбор материалов, техник исполнения. Освоение новой техники изображения, дорисовывание задуманного сюжета до художественного образа. Работая, ребенок мысленно отвечает на множество вопросов кто, где, когда, что произошло, кому нужно, кто его друг, что будет, если… Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности. Приветствуется составление ребенком рассказа к выполненной работе.

Выставка-презентация детских работ, рефлексия – индивидуальный и коллективный просмотр, обсуждение выразительных средств, композиции, динамики.

Тематические выставки детского творчества, индивидуальные вернисажи в группе, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности, а самое главное побуждают детей к повтору использования новой техники или полюбившегося образа в индивидуальной или совместной с родителями деятельности. Дети приносят повторные работы в детский сад общаются, делятся впечатлениями, это позволяет детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

Каждое занятие имеет свою неповторимую структуру, если техника, материал и инструменты знакомы детям, у них есть опыт работы с ними, значит, будет новая форма, например белый медведь, сложная форма, отличительная от бурого медведя, стилизованная форма которого чаще рисуется с детьми младшего возраста. Мне с детьми предстоит сделать анализ изображаемого предмета, рассмотреть игрушку, ряд иллюстраций, дать животному характеристику, уточнить детали, отличительные характерные особенности. Для привлечения внимания, развития эмоциональной отзывчивости можно загадать загадку, прочитать поэтические строки, провести беседу.  

Если инструмент или техника применяется впервые, обязательно показываю способ его изображения, не завершая композицию, не навязывая ребенку своего видения, нужно оставить право детям самим завершить сюжет, дополнить деталями. Например, рисование моря зубной щеткой, нарисовав море, дети саами дорисовывают морские мотивы: стаю птиц, прибрежные горы, закат солнца, парусник. Стремлюсь к тому, что бы обучение новой технике нетрадиционного рисования, не вытесняло непосредственности детского восприятия, не помешало ребенку выразить свое отношение, создать свой неповторимый, значимый только для него образ.

Закрепление происходит интересно и не заметно для детей, их отвлекает постоянное изменение назначения техник: рисование по мокрому слою, то фон для пейзажа или фон для натюрморта и он разный, его можно размыть от точки или полосы, от трех и более точек из нескольких красок.

Осторожно отношусь к индивидуальному анализу в начале процесса выполнения работ, так как увиденное, может перенаправить сюжет, задуманный другим ребенком. Иногда это необходимо тем, кто в силу своих индивидуальных особенностей не может сам справиться с освоением приемов новой техники, чаще предлагаю им походить, посмотреть на работы детей, для вселения уверенности в свои силы, такой метод помогает направлять действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи.

При завершении работы провожу индивидуальный анализ, общую выставку работ, обращаю внимание детей на выразительные средства (гармонично подобранные цвета, оригинальность, выразительность формы).

По окончании выполнения работы всем озвучиваю только положительные оценки, нахожу в каждом рисунке свою красоту красок, форм, динамику. Прошу детей назвать понравившиеся им работы. Ребенок должен радоваться полученному результату и учиться оценивать работы других детей, подмечать новые интересные решения, необычайность ситуации, видеть сходство и различия использования нетрадиционной техники выполнения.

Устанавливаю с детьми доверительные отношения, откликаюсь на любую их просьбу о совместной деятельности. Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в  изодеятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха.

Для проведения занятий необходим ряд условий: как наличие материалов и инструментов, так и наличие у детей основных рисовальных навыков и умений и очень важно, что бы дети имели определенную базу знаний по требуемой теме. С этой целью детям необходима предварительная работа, которая включает в себя: экскурсии в природу, чтение стихов, рассказов о природе, рассматривание иллюстраций к ним, знакомство с Красной книгой России, исчезающими и уже исчезнувшими животными, рассматривание с детьми экологических знаков поведения в лесу, рисование картин леса и его обитателей; знакомят с понятиями: съедобные и ядовитые грибы, гнездо с яйцами птицы, муравейник, костёр, ветки деревьев, мусорные пакеты, зачем люди насаждают лес посадками и многое другое.

Моя работа не возможна без взаимодействия с педагогами ДОУ и родителями. Начиная с сентября месяца каждый день, совершаются экологические прогулки по территории детского сада, с целью наблюдения за тем, как влияет смена времени года на объекты живой и неживой природы, организуются наблюдения за одним объектом для определения сезонных и погодных изменений, проводятся познавательные чтения для обогащения образов природы. Яркий язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к окружающему миру, воспитывает доброе отношение к природе.

Также с детьми мы посетили библиотеку, где было организовано мероприятие, посвященное году экологии в России. Сотрудники библиотеки познакомили детей с имеющейся литературой о живой и неживой природе, и показали кукольный театр на тему загрязнений окружающей среды.

В целях приобщения детей к экологическому воспитанию, установлению доверительных отношений между родителями и детьми, развитию творческого потенциала путём совместной деятельности в МБДОУ был объявлен и проведен смотр-конкурс поделок из природного материала «Осенняя фантазия», конкурс рисунка «Я и мой город». Взаимодействуя, можно будет надеяться, что эти росточки доброты, заложенные в раннем детстве, обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Заключение:

        Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования может быть успешно использована в развитии экологического воспитания дошкольников. Оставит неизгладимый след в сознании, повысит их интеллектуальный уровень, дети будут знать и любить родную природу, землю, на которой они живут, то и наша Россия будет жить, развиваться и процветать. 

        Исходя из результатов проведенной работы видно, что ребенок, рисуя, познает мир.

Список литературы:

  1. Грек В.А. Рисую штрихом. – Мн.: Скарына, 1992.
  2. Дубровская Н.В.  Игры с цветом: Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения. – С-Пб, Детство-Пресс, 2005.
  3. Давыдова, Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.Н. Давыдова. – М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. – 112 с.
  4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  5. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, №9.
  6. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР.-М.,2004.
  7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования

Развитие творческого воображениядошкольников средствами нетрадиционных техник рисования Исходя из актуальности рассматриваемого вопроса нами была выбрана тема кружковой работы: «Развитие творческого в...

Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по нетрадиционным техникам рисования «ФОТОКОПИЯ»

Способом «фотокопия» можно рисовать даже с малышами 3-4 лет. Покажите им «волшебные» листы (где заранее вами нарисованы забавные изображения) и дайте им «волшебные» кисти, пусть они закрасят весь...

Методические рекомендации для педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в совместной образовательной деятельности по художественному творчеству в среднем дошкольном возрасте....

Методические рекомендации, консультации для родителей по нетрадиционным техникам рисования.

Пояснительная записка.«Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением от...

Методические рекомендации, консультации для педагогов по нетрадиционным техникам рисования

   Деятельность по изобразительному искусству дает возможность насладиться положительными эмоциями, почувствовать себя хозяином своего творчества. Дети изучают и учатся познавать окру...