Потребность в художественно- эстетическом развитии дошкольников в детском саду в современном мире
статья по рисованию

Шабунина Алена Николаевна

Потребность в художественно-эстетическом развитии дошкольников в детском саду в современном мире.

 Дошкольник – эстетически воспитанный, эмоционально отзывчивый, креативный, знающий виды и жанры искусства, обладающий сформированной музыкальной культурой и социально-художественным опытом.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_kategoriyu_1.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Потребность в художественно-эстетическом развитии дошкольников в детском саду в современном мире.

 Дошкольник – эстетически воспитанный, эмоционально отзывчивый, креативный, знающий виды и жанры искусства, обладающий сформированной музыкальной культурой и социально-художественным опытом.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди занятий, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).

Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строится на научной основе и проводится по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Современные дети дошкольного возраста имеют качественно другой эстетический опыт, в отличии от предыдущих поколений, сформированный в условиях влияния неранжированных информационных ресурсов, нанотехнологий, медиасредств и культурно-эстетических клише современного общества, что позволяет рассматривать художественно-эстетическое развитие как специально организованный образовательный процесс, направленный на формирование ценностного эстетического отношения ребёнка к действительности через художественное восприятие окружающего мира как реализацию способности видеть, ценить и создавать его красоту, ориентированный на развитие творческого потенциала каждого ребёнка и приобретение им опыта творческой деятельности в условиях обогащения детского развития.

Доказано, что в дошкольном возрасте формируются ценности:

  удовлетворяющие потребности ребёнка-дошкольника в межкультурном общении с другими детьми в процессе совместной художественно-творческой деятельности;

- ориентирующие ребёнка-дошкольника на саморазвитие его творческой индивидуальности (приобщение к культуре и искусству; возможность развития творческих способностей, занятие любимым делом);

  позволяющие осуществлять самореализацию ребёнка-дошкольника в продуктах художественно-эстетической практики, качественно изменяющей результаты приобретения нового опыта (увлекательность и творческий характер детской деятельности).

В образовательном пространстве ДОО появилась возможность решать проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста через интеграцию, которую рассматриваем как способ приобщения детей к культуре и искусству в разных видах детской деятельности для формирования целостной картины мира.

Приобщение ребёнка к миру художественно-эстетической культуры во все времена являлось традиционным приоритетом дошкольного образования. Становление, формирование и развитие художественно-эстетической культуры личности в современном обществе происходят в принципиально изменившихся условиях, связанных с изменением содержания и целей образования, с эстетическими устоями личности, с пониманием норм и ценностей красоты в обществе и в педагогическом сообществе. Через культуру осуществляется связь с поколениями, происходит социальное и художественно-эстетическое развитие ребёнка, обуславливая его становление как личности во взаимодействии с социальными отношениями и миром предметов

Современное образование в полной мере не обеспечивает освоение детьми содержания культуры, необходимого для проживаемого социокультурного момента и личностного развития, не отвечает требованиям общекультурного и поликультурного образования. Решение этой проблемы должно стать задачей отечественной педагогической науки, направленной на культуросообразность образования, ориентированного на создание условий, сообразных культуре и природе человека.

В период дошкольного детства эстетическое освоение мира ребёнком осуществляется на основе формирования у него художественного вкуса, определяемого эстетически значимым свойством личности, которое развивается в процессе общения с искусством в совокупности эмоционально положительного отношения к художественным произведениям и способности адекватно оценивать их.

Эффективность воздействия искусства на ребёнка определяется богатством и глубиной художественных образов, их способностью вызывать у него эмоции, мысли и ассоциации по собственному опыту. Дети дошкольного возраста более чувствительны к эмоциональной образности искусства.

Развитие эстетического интереса в дошкольном возрасте рассматривается нами как особая потребность ребёнка осваивать красивые предметы, выступающие источниками положительно - эмоциональных ощущений и переживаний, которая реализуется в стремлении создавать полезные эстетические продукты творческой деятельности, используемые в процессе игровых действий ребёнка и его повседневной жизни.

Творческая индивидуальность ребёнка в художественно -эстетической деятельности выражается в уникальном сочетании всех его свойств как индивида и личности.

Сущность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста состоит в понимании этого процесса как специально организованного и направленного на формирование ценностного отношения ребёнка к действительности как особого ресурса художественного восприятия окружающего мира, как реализацию способности видеть, ценить и создавать красоту. Особенности художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяются педагогическими возможностями организации образовательного процесса ДОО, направленного на последовательное приобщение детей к культуре и искусству, формирование эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру и вовлечение детей во все виды художественно-эстетической творческой деятельности. Уточнён понятийный аппарат исследования:

  художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста понимается как специально организованный процесс воспитания и обучения, направленный на формирование ценностного эстетического отношения ребёнка к действительности как особого ресурса художественного восприятия окружающего мира, как реализацию способности видеть, ценить и создавать его красоту;

 становление эстетически развитой творчески активной личности – это эстетическое преобразование ребёнка как культурного человека, которое происходит в процессе активного освоения им доступных видов культуры и искусства в собственной художественно-творческой практике при обязательном индивидуально-ориентированном партнёрском сопровождении взрослым, создающим условия для свободной творческой деятельности ребёнка и активизирующим его внутренние ресурсы.

Выявленные проблемы определили необходимость теоретико-методической разработки оптимальных условий художественно-эстетического развития личности, когда от родителей и педагогов зависит насколько будет раскрыт личностно-творческий потенциал каждого ребёнка, определяющий его индивидуальную уникальность и возможность её реализации в дальнейшей жизни. Для изучения проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет вопрос о том, что понимается под понятием «создание условий». Исходя из философского определения, условия процесса рассматриваются как «совокупность обстоятельств, способствующих успешности и эффективности процесса, в которых развивается личность».

Дошкольное детство – уникальное время, когда закладываются основы художественно-эстетического развития и духовности личности благодаря непосредственности, живости, эмоциональности восприятия ребёнком окружающего мира. Перед педагогами стоят важные социально-педагогические и художественно-эстетические задачи: формирование грамотного «пользователя» информации музея (привитие у ребёнка вкуса к общению с музеем и его эскспозициям), «реанимация» культуры музейного просвещения, почти утраченной современниками. Исходными теоретическими положениями использования образовательного пространства музея искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста явилась реализация взаимосвязи направлений: образование – культура – искусство – личность.

Литература:

1.   А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская,  Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.  СПб.: Детство-Пресс   2010

2.  В. Зарецкая Праздники и развлечения в ДОУ. Старший дошкольный возраст. М.: Ай-рис-Пресс 2006

3.  И.М. Петрова «Волшебные полоски» СПб 2004

4. И.М. Петрова «Театр на столе» СПб 2004

5. И. А Лыкова Изобразительная деятельность в д/саду ранняя, младшая, средняя, старшая, подготовительная группы г. Москва "Карапуз-Дидактика" 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое развитие ребёнка в детском саду

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста1 СЛАЙДХудожественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.2 СЛАЙДУмение чувствовать, понимать и ценить прекрас...

Консультация для педагогов дошкольного учреждения «Создание условий для художественно эстетического развития детей в детском саду»

Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей....

Итоговое занятие по художественно - эстетическому развитию для детей детского сада. Тема: «Весна пришла, подснежники принесла».

Цели:- Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»;- Закрепить названия признаков весны, весенних месяцев.- Расширить и активизировать словарь детей по данной теме;- Закрепить навыки...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в детском саду

Известный русский классик А. П. Чехов однажды сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это и является результатом грамотного художественно-эстетич...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в детском саду, консультация для родителей: «Наши руки не для скуки».

Художественное творчество ребенка уникально и самобытно. Создаваемая детьми современная картина мира, особая изобразительная стилистика, где искренность чувства и непосредственность восприятия сочетаю...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в детском саду

Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образова...