«Художественно-эстетическое развитие» Рисование Тема: «Зимний пейзаж»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Мальцева Фируза Николаевна

Цель: Создание композиции на тему «Зимний пейзаж».

Задачи:

  1.  Закреплять умение передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы.
  2. Развивать умение располагать части изображения на листе, самостоятельно продумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.
  3. Воспитывать у  детей чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство,  музыку, поэзию.
  4. Развивать творческое воображение, мышление, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_zimniy_peyzazh.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 8 детский  сад «Елочка»

 Уренского муниципального района Нижегородской области

Конспект регламентировано  образовательной деятельности по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие» Рисование

Тема: «Зимний  пейзаж»

                                                                                     Воспитатель: Мальцева Ф. Н.

ФИО педагога, должность: Мальцева Фируза Николаевна

Возрастная группа воспитанников: подготовительная к школе группа

Наименование образовательной организации: МБДОУ № 8 д/с «Елочка»

Тема регламентировано образовательной деятельности:  «Зимний пейзаж»

Цель: Создание композиции на тему «Зимний пейзаж».

Задачи:

  1.  Закреплять умение передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы. 
  2. Развивать умение располагать части изображения на листе, самостоятельно продумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.
  3. Воспитывать у  детей чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство,  музыку, поэзию.
  4. Развивать творческое воображение, мышление, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы.

Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое  развитие».

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации:  изобразительная

Форма организации детей: фронтальная

Планируемый результат: создание композиции на тему «Зимний пейзаж»

Оборудование и материалы: ноутбук,  аудиозапись  Петра Ильича Чайковского «Зимний лес», колокольчик, видеозапись чтения стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою»  с показом зимних пейзажей.

 стихотворение С. Есенина «Береза»,  снежинка с загадкой, листы  формата А4, акварельные краски-акварель, гуашь-белила, кисти разного размера (№ 3, № 5), жесткая кисть, подставки для кистей, стаканчик с водой, салфетка на каждого ребёнка.

 Предварительная деятельность с воспитанниками: наблюдение за зимней природой во время прогулок, чтение и разучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме (И. Э. Грабарь «Иней», «Февральская лазурь», «Сказка инея и восходящего солнца», И. И. Шишкин «Зима», А. Самохвалов «Чудесная зимняя заря», А. Александров «Зимняя сказка»),  прослушивание музыкальных произведений по теме (П. И. Чайковский «Времена года»),  беседа с детьми на тему: «Зима», подготовка детьми фона для рисования, оформление выставки картин русских художников,  арьевской художницы Ольги Васильевны Лебедевой   на тему «Зимние пейзажи».

Методы и приемы: вопросы к детям,  уточнение  приемов рисования,  использование аудиозаписи музыки, художественное слово,  рассматривание картин, анализ детских работ.

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы

 поддержки

 детской

инициативы

1 часть – вводная

Цель: Создание образовательной ситуации, мотивация детей на предстоящую деятельность.

Организационный момент

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг  и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Создание образовательной ситуации

- Ребята, к нам в группу залетела снежинка. Снежинка не простая, а с загадкой.

-Послушайте:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Что это?

-Правильно. 

-Зима

Создание в группе положительного психологического микроклимата

Мотивация детей

на предстоящую деятельность

- Зима удивительно красивое, сказочное время года. На прогулках мы с вами часто любовались красотой зимней природы. 

-Вспомните, ребята, как, с помощью чего можно передать красоту зимней природы? (ответы детей)

- Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение, ее красоту.

Композиторы посвящают зиме музыку. 

Художники  пишут картины.

Поэт – восхваляет зиму стихами.

-Послушайте стихотворение Федора Тютчева «Чародейкою зимою», какими замечательными словами говорит о зиме,  о зимнем лесе русский поэт: (включаю аудиозапись с видео) и полюбуйтесь зимними пейзажами, возникающими на экране.

 

- Поэты пишут стихи, композиторы сочиняют музыку, художники рисуют картины.

-Дети слушают аудиозапись стихотворения и рассматривают иллюстрации зимней природы.

Поддержка эмоционального настроя детей

2 часть – основная

Цель: Настроить детей на творческую деятельность

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

- Ребята, а как мы можем передать красоту зимней природы? Сочинять музыку мы пока не умеем.

-Мы с вами увидели много прекрасных зимних пейзажей.

- Скажите, как называются художники, изображающие пейзажи?

- Ребята, мы с вами сегодня превратимся в художников-пейзажистов и попробуем сами нарисовать зимние пейзажи такие,  чтобы они не были похожи друг на друга и  отличались своей композицией, своей неповторимостью.

Для начала   отправимся в зимний лес, гуляя по лесу, представьте себе ту картину, которую вы будете изображать.

Физкультминутка:

«Зимний лес»

-Мы пришли в зимний лес.

-Сколько здесь вокруг чудес!  

-С неба падают снежинки,  

Как на сказочной картинке

-Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

-А вокруг лежат сугробы,  

Снегом замело дороги.

-Не завязнуть, чтобы в поле,

 Поднимаем выше ноги!

-И идём, идём

-И к себе приходим в дом!  

-Мы можем нарисовать зимнюю природу

-Художники-пейзажисты

(ходьба на месте)

(разводят руки в стороны)

(дети поднимают руки над головой)

(делают движения, словно ловят снежинки)

(потягивание – руки в стороны)

(ходьба на месте, высоко поднимая колени)

(ходьба на месте)

(дети садятся на места)

Создание ситуации, позволяющей ребенку реализовать свои замыслы

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте с взрослым

-Думаю, что все  представили свои пейзажи, которые вы будете изображать, гуляя по такому прекрасному зимнему лесу.

- Давайте вспомним, как нужно рисовать деревья.
Что есть общего у всех деревьев?

- С чего нужно начинать рисование дерева?

- Ребята, каким может быть ствол?

 

-Как правильно нарисовать прямой ствол?

(дети проговаривают, я показываю)

(Рисую прямой, красивый ствол – провожу вертикальную линию сверху - вниз, начинаю рисовать кончиком кисточки, а потом всей кистью, конец кисти смотрит вниз.

- Ребята, а как будете рисовать кривой ствол? Возьмите кисточки и покажите в воздухе.

-Что рисуем дальше?

 (Рисую ветки.  Кончиком кисточки рисую 2 маленькие веточки на макушке, которые смотрят вверх на солнышко. У дерева есть толстые ветви, и все они растут вверх – к солнышку, рисую их от ствола всей кистью, а затем концом кисти с одной и с другой стороны ствола. А на основных ветках, которые отходят от ствола  есть тонкие, они тоже тянутся к солнышку, рисую их кончиком кисточки с одной и с другой стороны ветки.)

- А чем деревья отличаются друг от друга?


- Ребята, а у ели веточки, куда смотрят?

(На макушке веточки короткие и смотрят вверх на солнышко. Рисую остальные ветки, начинаю сверху – веду линию от ствола вниз с одной стороны и с другой, наверху они короткие, а потом растут, растут (ведём линию ветки), а эта ветка ещё длиннее (растёт, растёт, растёт). Теперь тонкой кисточкой зелёной краской рисую иголки на ёлке. Они растут на ветках с одной и с другой стороны.)

-Как еще можно нарисовать ели, какими способами?

-Чтобы получилась пушистая елочка, можно использовать жесткую кисть для рисования веточек ели.

(Начиная с верхушки, рисуем ветки плоской щетинкой от центра ёлочки. Движение кисти – как будто летящее, кисть легко отрывается от бумаги. Веточки рисуем то с одной стороны, то с другой).

 

-Что нам осталось нарисовать на деревьях? (Набираю тонкой кисточкой белую краску и провожу сверху вниз вдоль веток).

 - Ваша задача еще раз подумать над композицией рисунка: какие деревья будут у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше.

Перед началом работы подумайте о подборе оттенков цвета в соответствии с временем суток, погоды, которую вы будете изображать. Не забывайте о разном состоянии зимы. Она у нас бывает разная: начало зимы, середина зимы, конец зимы, когда появляются первые проталины. Также вспомните природные зимние явления: метель, снегопад, иней.  У вас на столах лежат листы с разными фонами, выберите себе тот, который подходит для вашей композиции.

Не забывайте правила работы с красками и кистями.

- У всех деревьев есть ствол и ветки, корень

- Рисование любого дерева лучше начинать с изображения ствола

- Ствол может быть прямым или искривленным, толстым или тонким

- Провожу вертикальную линию сверху - вниз, начинаю рисовать кончиком кисточки, а потом всей кистью

Дети берут кисти и в воздухе изображают рисование кривого ствола

- Потом изобразим ветви-ручки, затем маленькие веточки-пальчики

- Одни деревья сбросили листья и спят. Другие вечнозелёные - на них иголочки, а ещё они отличаются по цвету коры (береза), по высоте, по размеру

-У ели веточки смотрят вниз

- «Примакиванием» круглой кисти, «тычками»  жесткой кистью, «примакиванием» жесткой кистью

-Снег

Дети еще внимательно слушают воспитателя, обдумывая последовательность композиции

 

Обращаю внимание на творческие ответы ребят, предлагаю ребенку показать другим ребятам приемы рисования того или иного дерева; поощряю ребенка словесно

Этап осуществления самостоятельной работы детьми

-Создать зимнее настроение вам поможет прекрасная музыка Петра Ильича Чайковского «Зимний лес» (включаю  музыку).

Самостоятельная деятельность детей

 (В процессе работы детей оказываю помощь нуждающимся детям, обращаю внимание на то, что недостающие цвета можно самим смешать на палитре, напоминаю  приёмы рисования.

 Во время рисования обращаю внимание на осанку детей).

ЭТО Я ДЛЯ СЕБЯ ОСТАВИЛА

(В каждый цвет, который нужен, добавить с помощью кисточки по капельке воды, не задевая цвета

-Кисть нужно держать между тремя пальцами: большим и средним, придерживая сверху указательным, за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

-Тёплые: жёлтый, розовый, оранжевый

- Холодные: голубой, серый, сиреневый, синий).

 Тихо играет музыка Петра Ильича Чайковского «Зимний лес». Дети рисуют зимние пейзажи.

помогаю советом детям, которые не могут воплотить свои замыслы,  поощряю внесение в рисунок интересных дополнений (птиц, животных, ягод рябины на ветках).

3 часть – заключительная

Цель: Помочь детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской цели».

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

- Ребята, посмотрите какой зимний лес у каждого из вас!

- Что интересного или необычного вы заметили в рисунках друг друга?

- Давайте попробуем определить настроение каждой картины?!

- Какое настроение осталось у вас после занятия?

- Вот с таким настроением мы и продолжим наш с вами день.

- - Какие вы молодцы! Сразу видно, что это – зима. Отличный пейзаж, композиция, краски подобраны правильно. Аккуратная работа. Соизмерение предметов правильное – впереди большие, а вдалеке – маленькие, нечёткие.

Дети рассматривают рисунки и называют, какие им больше всего понравились и почему.

- Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи. Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали.

Педагог читает стихотворение

Намело,

Навьюжило.

Все деревья

В кружеве:

 Снег на соснах,

 На кустах,

В белых шубках ели.

И запутались в ветвях

 Буйные метели.

Автор: Н. Гончаров

- Молодцы все справились. У каждого на столе лежат снежинки-смайлики (улыбается, грустит, обычный). Снежинка, которая улыбается, означает, что вам понравилось создавать свои зимние пейзажи; снежинка, которая грустит, означает, что вы испытывали небольшие затруднения при изображении пейзажа,  но все равно с желанием создавали свои пейзажи, обычная снежинка – вы не проявили никакого интереса к этому виду деятельности. С помощью снежинок оцените вашу творческую деятельность.

Анализ рисунков

-Дети показывают смайлики

Проявляю  интерес к ответам детей, обращаю внимание на интересные высказывания, может что-то необычное смог заметить ребенок в работах других детей.

Плавный вывод детей из регламентировано образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

- Спасибо вам за интересные композиции, я думаю, что вы, как  художники-пейзажисты нарисовали очень интересные зимние пейзажи. Мы с вами устроим выставку ваших работ и пригласим ребят из других групп, чтобы они могли полюбоваться вашими пейзажами. Всем спасибо за творческий подход!

Адекватно оцениваю результаты деятельности детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»

Проект  по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...

Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»

Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...