Методическая разработка занятия по изоэкологии Тема:«Зимний лес»
план-конспект занятия по рисованию на тему

Николаева Ольга Геннадьевна

Конспект занятия по изоэкологии для детей 3-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_mishke_o_zime.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка» города Новочебоксасрка

Чувашской Республики

Методическая разработка занятия

по изоэкологии

Тема:«Зимний лес»

Разработала:

Воспитатель МБДОУ« Детский сад №10«Сказка» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Николаева Ольга Геннадьевна

Новочебоксарск – 2017


Пояснительная записка

В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества”.

Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.                                              

Изоэкология - это формирование у детей нравственно - экологического отношения к действительности и активизации их к творческой деятельности по законам красоты. Идея гармонизации отношения человека с природой включает в себя и эстетическую сторону: ознакомление детей с природой, а затем её отражение в изобразительной деятельности детей служат решению этой задачи.  

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить  новое в уже известном и увиденном.

Цель:

Раскрыть детские впечатления  посредством  продуктивной деятельности  и путем расширения экологияечкмх занаий о лесе и его обитателях.

 Прививать  эстетические  и нравственные качества ,  доброго и бережного  отношение к природе.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать  формировать познавательный интерес к окружающей природе и продуктивной деятельности;обобщить и систематизировать представления детей о зимовке зверей, растений, продолжать учить устанавливать взаимосвязи в природе; учить самостоятельно подбирать изобразительный материал..

     Развивающие:  

Развивать связную речь, мышление, воображение . Продолжать раскрывать и развивать индивидуальный творческий потенциал ребенка.

     Воспитательные:

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность в работе.

Методические рекомендации:

-  Занятие по изоэкологии рассчитано на детей 3-6 лет. Начинается с создания положительной эмоциональной атмосферы внутри группы. Занятие завершается подведением итогов, направленных на поддержание у детей уверенности в своих возможностях и способностях.

-Занятие проводится в групповом помещении детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

Материал кзанятию:

конверт, видеозапись письма,  материал для дидактических  игр  «Слова-признаки»  и «Слова действия»,  «Чьи уши»   и «Чьи хвосты ,  «Кто. где живет»  и  «Кто чем питается».

трафареты с силуэтами  животных, белые листы (рисование мятой бумагой), поролоновые губки, листы цветной капусты.

Оборудование:

  • Технические средства (ноутбук, экран, проектор, колонка);
  • Музыка для ритуального момента. Музыка для анализа П.И..Чайковский «Времена года»;
  • Тонированная бумага;
  • Гуашевые краски;
  • Кисти ;
  • Влажные салфетки;
  • Трафарет;
  • Подставки для кисточек

Методы и приемы:

  1. Ритуальный момент.
  2. Игровая мотивация «Видео- письмо»
  3. Работа со схемой – пиктограммой.
  4. Дидактическое игры
  5. Практическая часть
  6. Подведение итогов занятия.

Методы повышения  активности:

социальная - создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку;

содержательная - формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, создание проблемной ситуации;

прагматическая - усиление внимания детей к данному виду деятельности, развитие познавательного и творческого  интереса;

Показатели успешности проведения  занятий

■   четкая организация, планирование всех частей занятия;

■   интригующее начало;

■   учет индивидуальных особенностей детей;

■   дружелюбный тон, жесты, мимика, располагающие к себе;

■   мотивы побуждения к деятельности.

Строится открытое занятие с учетом дидактических целей: обучающей, воспитывающей, развивающей и дополнительно-мотивационной. На занятии дети должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая эту тему в обычных условиях. Недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя остальные аспекты на следующее занятие или перенося их на другую деятельность.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель 

Доброе утро, ребята. Я предлагаю вам поздороваться не только со мной. но со всем , что нас окружает.

Ритуальный момент.

Здравствуй солнце, Руки поднять  над головой

Здравствуй, земля, Руки вниз

Здравствуй, небо, Руки вверх

Здравствуй, вода, Волнообразные движения руками

Здравствуй мне, Руки к груди

Здравствуй тебе, Руки вперёд

Здравствуйте всем нам, Круговые движения руками от себя

Привет! Машем одной рукой

Мотивационный момент:

— Что это? Какое-то письмо,

Очень странное оно,

Вместо марок три снежинки,

На конверте есть хвоинки.

Как вы думаете, кто мог написать нам письмо? (предположения детей)

Письмо отправлено для детей ___группы __________Давайте посмотрим.

Достаю из конверта флешку.

— Да это письмо необычное – это видеописьмо.

Вставляю диск в компьютер, просмотр видеоролика: медведь просыпается, стряхивает с себя снег и говорит:

Кажется весна пришла, опять я проспал всю зиму и ничего не увидел. Попрошу-ка я ребят рассказать мне о зиме. Здравствуйте, ребята!

Я Топтыгин Михаил

Обратиться к вам решил.

Я всю зиму крепко спал,

Даже снега не видал.

Помогите, расскажите,

Хоть словечко напишите:

Как сугробы вырастали,

И как звери зимовали,

Как трещал в лесу мороз

И кого кусал за нос.

Очень жду от вас письма,

До свидания, друзья!

— Ребята, от кого это письмо?

-О чем просит нас рассказать медведь?

-Давайте напишем медведю письмо, в котором расскажем о зимнем лесе. Но что же делать, писать-то мы ещё не умеем. Как можно рассказать медведю о зиме?

(предположения детей, приходим к выводу, что можно нарисовать рисунки).

Но. С начало.  Нам нужно вспомнить что же мы знаем о зиме.

1..Беседа в кругу

-Назовите деревья, которые можно встретить в лесу.

-Как подготовились деревья к зиме?

-Что случилось бы с деревьями, если бы на них остались листья?

-Назовите деревья, которые и зимой, и летом стоят зелёные.

-Как их можно назвать одним словом?

Скажите, как зима позаботилась о растениях? (Зима укрыла растения тёплым снежным одеялом, на деревья накинула пушистые шубки)

-Что случилось бы с растениями если бы зимой не было снега?

1.Как же зимовали дикие животные?

Каких диких животных нашего края мы знаем?

(Работа с пиктограммой про диких животных, зимующих в наших краях)

Посмотрите. У меня  на столе  лежит очень интересное задание. В центре нарисовано  дикое животное. Нам нужно рассказать об этом животном. Чем он питается зимой.,  где живет, какие у него ушки, хвост.

Возьмите фломастеры и  соедините с тем рисунком, который нужен.

Например, по центру  нарисована лиса нужно подобрать (хвост. уши, еду, жилище,…) на каждого ребенка свое животное.

Расскажи о своем животном. Какую пользу приносит  людям.

Например

Волк

Польза . В природе, в естественных местообитаниях, волк выполняет роль санитара. В природе волк охотится в основном на больных или увечных животных и тем самым очищает популяцию. Вред Волк наносит вред животноводству и охотничьему хозяйству. Осенью и зимой волк становится гораздо опаснее, чем в другие сезоны, нередко нападая как на крупный, так и на мелкий скот. Он все ближе подходит к населенным пунктам, а в маленьких местечках охотится за собаками, которых очень любит и которые составляют в некоторых местах единственную его добычу. Голодная стая волков при случае, может напасть на человека, загрызть и съесть его. По мнению некоторых специалистов около 30% волков средней полосы России потенциально способны напасть на человека. Нередко на людей нападают больные бешенством волки, заражая этой смертельной инфекцией людей и домашних животных, подвергшихся нападению. Здоровые волки, как правило, избегают людей. 

Таким образом, мир животных приносит пользу и вред. Человеку нужно любить и изучать природу, относиться к ней бережно.

Природа, нам всегда показывает пример красоты. Посмотрите. какой у меня  зимний рисунок.

Ребята. Как мы свами умеем рисовать зимние деревья? (печаткой. Карандашом. Даже при помощи ткани..)

Сейчас я вам покажу. Как интересно можно нарисовать дерево при помощи капустного листа.

Нужно положить капустный лит на стол, Аккуратно поправить лист. Покрасить  все белой краской. Почему белой краской., ребята?  Потому. Что зимой было все в инее. Потом лист перевернуть и положить на лист бумаги. Разгладить аккуратно. И у вас останется отпечаток. Можно убрать лит. Посмотрите. Вам понравилось.

-А снег мы можем сделать из мятой бумаги.Мысомнем   в комок бумагу , которая лежит на столе и нарисуем под нашими деревьями снег. Мишка посмотрит, как красивы деревья в снежном уборе, а под ними снег.

-Сначала давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра «Вот помощники мои» Ковалько В.И.

Вот помощники мои

Их как хочешь поверни Повороты кистями рук

И вот эдак и вот так

Не обидятся никак. Потираем руки

Раз, два, три, четыре, пять, Соприкасаемся подушечками пальцев

Не сидится им опять. Встряхиваем руки

Постучали, повертели Стучим подушечками пальцев

И работать захотели. Потираем руки

-Вот наши пальчики размялись, можно приступать к работе.

Для тех, кто закончит быстрее можно приготовить трафареты животных и поролоновые тампоны.

Дети печатают снег.

Вот мы и рассказали медведю как зимуют деревья, животные

Ребята.

-Почему нельзя увидеть зимой медведя? Кто ещё спит зимой?

 Оказываю индивидуальную помощь.

По окончании работы дети встают в круг и любуются своими работами.

-Молодцы, о чём узнает медведь, посмотрев наши рисунки?

Мы их  сложим их в большой конверт и отправим медведю.

Литература и пособия:

  1. .   Брежнева Е.А., Брежнева Н.В. Хочу все знать: Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями: Пособие для логопеда: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. I: Мир вокруг. – 164 .: ил. – (Коррекционная педагогика
  2. Гин.С «Занятия по ТРИЗ в детском саду», учебное издание, Москва, 2008 г

Интернет - ресурсы

ПРИЛОЖЕНИЕ

Варианты игр:

1. Отгадай загадки:

а) Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет?
б) Это что за зверь лесной? Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы - уши больше головы?
в) Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней?
г) Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил? А в кусты через пенек промелькнул, как огонек?

2. Игра “Четвертый лишний”.

Дать полный ответ, объяснить почему?

(Здесь лишняя коза, потому что это домашнее животное.)

3. “Слова – признаки”.

Дать характерные признаки лисе. Лиса какая по окраске, кого цвета ее шубка? (Рыжая.)
Если лиса смогла перехитрить волка, то она какая?
 (Хитрая.) 
Лиса обидела зайчика, то какая она? 
(Злая.)
Теперь надо ответить полным предложением. 
(Рыжая, хитрая, злая лиса.)

4. “Части тела”.

Использование слов в форме именительного и родительного падежей единственного и множественного числа. Подбор прилагательных к существительным, обозначающим части тела лисы. Логопед объясняет, что тело животного состоит из частей. У всех животных есть нечто общее: голова, морда, шея, туловище, лапы, хвост.

5. “Чьи уши ?”.

Логопед предлагает отгадать уши, какого животного они увидели:
Это уши зайца. Ребенок меняет предложение таким образом, чтобы появилось притяжательное прилагательное. 
(Это заячьи уши.)

6. “Чьи следы ?”.

Логопед предлагает отгадать следы, какого животного они увидели. Ребенок должен объяснить свой выбор полным ответом, чтобы появилось притяжательное прилагательное. (Это медвежьи следы, потому что у него большие лапы и острые ногти.)

7. “Чей хвост ?”.

Логопед предлагает отгадать хвост, какого животного они увидели:
Это хвост белки. Ребенок меняет предложение таким образом, чтобы появилось притяжательное прилагательное. 
(Это беличий хвост.)

8. “Слова действия”. Глаголы.

Логопед объясняет значение слов-действий на примере самого ребенка (он умеет прыгать, бегать...). 
Далее появляется картинка лисы, логопед спрашивает, что может делать это животное. 
(Лиса бежит. Лиса несет рыбу.)
Далее появляется картинка белки, логопед спрашивает, что может делать это животное. 
(Белка сидит на дереве. Белка грызет шишку.)
Далее появляется картинка зайца, логопед спрашивает, что может делать это животное. 
(Заяц ест траву.)

9. “Числительные”:

Согласование существительных с числительными. Особое внимание следует обратить на правильное согласование окончаний существительных с числительными.
Ребенок считает медведей по одному. 
(Один медведь, два медведя, три медведя, четыре медведя.)

10. “Один – много”:

Логопед предлагает показать картинку, где много медведей, а где один. Ребенок показывает и говорит полным ответом. На этой картинке много медведей, а на этой картинке один медведь.

11. “Большой – маленький”:

Уменьшительно-ласкательная форма. Логопед объясняет ребенку, что животные отличаются друг от друга размером.
Логопед показывает на медведя и просит назвать это животное маленького размера
(медвежонок), далее назвать это животное большого размера (медведь).
Далее ребенок называет остальных животных в соответствии с их размерами 
(зайчонок - заяц, бельчонок - белка, лисенок - лиса).

12. “Мама, папа и детеныш”:

Логопед предлагает отыскать маму, папу и их детеныша. Правильно их назвать.
Это семья белок. Мама бельчиха, папа белка и их детеныш бельчонок.
Это семья медведей. Мама медведица, папа медведь и их детеныш медвежонок.
Это семья лис. Мама лиса, папа лис и их детеныш лисенок.
Это семья зайцев. Мама зайчиха, папа заяц и их детеныш зайчонок.

13. “Кто, где живет?”:

Логопед объясняет, что все обитатели земли где-то живут. У диких животных тоже есть жилище - свой дом. И их дома имеют свое название.
Ребенок называет дом животного и говорит полным предложением:

  • У лисы дом называется –  нора. Лиса живет в норе.
  • У медведя дом называется – берлога. Медведь живет в берлоге.
  • У белки домик называется –  дупло. Белка живет в дупле.

Далее, если дети не отгадали, где живет заяц, то логопед объясняет, что у зайца нет домика, и он живет под кустами.

14. “Кто чем питается?”:

До этого занятия обсуждали, чем питаются звери в лесу . Теперь детям надо ответить чем питаются звери летом и зимой. Выслушав ответ, логопед объясняет, какое это животное.
Лиса летом и зимой питается мясом 
(заяц, куры) и рыбой. Это хищное животное.
Белка летом и зимой питается орешками и грибами, то есть грызет твердую. Это животное называют грызуном.
Заяц летом ест траву, а зимой кору деревьев. Это травоядное животное.
Медведь летом питается мясом, ягодами. А зимой он сосет лапу. Это хищное животное.

15. “Предлоги”:

Логопед предлагает рассмотреть картинки и ответить кто, где находится. Проследить за правильным использованием предлогов в речи ребенка.
Медведь спит в берлоге, белка сидит на дереве, заяц сидит под елкой.

16. “Составь рассказ по схеме”:

Логопед вместе с ребенком вспоминает значение схем, и составляют рассказ о животном. На пример:
Кто это?
 (заяц)
–> как называется его домик? (У него нет домика, он живет под кустами.)
–> чем питается? (Летом травой, зимой карой деревьев.)
> какую пользу приносит людям? (Люди едят его мясо, из шкуры делают шубу и шапку.)
Далее дети говорят о каждом диком животном.

17. “Кого не увидишь зимой”:

Логопед загадывает загадку: Какое животное из нашего занятия, мы не встретим зимой? (Медведя, потому что он зимой спит).

Кабан ВРЕД: Кабан вредит сельскохозяйственным культурам не только тем, что поедает их, но и тем, что ломает их стебли, путает и приводит занятую определенными культурами площадь в совершенно негодное для уборки состояние. Затем, как животное роющее, он вреден на местах, занятых корнеплодами, которые он поедает, выкапывая их из земли. Попадая на луговые площади, кабан в сильной степени их портит, разрывая дерновый слой. Польза Кабаны истребляют немало вредных насекомых и вредных грызунов, которых добывают из-под дернового слоя, раскапывая землю. Они- истребители саранчи.Они истребляют немало вредных насекомых и вредных грызунов. 

Лось Польза Не подлежит сомнению значение лося как промыслового животного. Его мясо имеет довольно высокие вкусовые качества, а молоко лося сходно по вкусу с коровьим, только более питательное и менее сладкое (его используют в лечебном питании). Из шкуры этого животного изготовляется замша, кожа с нижней части ног (камусы) используется для пошива самой долговечной и теплой обуви. Ею же охотники нередко подбивают свои лыжи, чтобы не проскальзывать на склоне. Существует две – печорская (в Печоро-Илычском заповеднике) и костромская лосефермы. Лосята приручаются довольно легко, и впоследствии их используют как упряжных, верховых и вьючных животныхтеплой обуви Вред При слишком большой численности лосей от них начинает страдать лесной подрост и кустарники. Лоси объедают с них верхушечные и боковые побеги, сдирают кору, препятствуя нормальному возобновлению леса. Иногда лоси губят целые питомники, в которых произрастают ценные лесные породы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...