Полоролевой подход процесса развития изобразительного творчества дошкольников
методическая разработка по рисованию на тему

Климович Наталья Юрьевна

Полоролевой подход процесса развития изобразительного творчества дошкольников

В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует отметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов (Ш. Берн, И.С. Кон, , В.Е. Каган В.А. Крутецкий, Т.А. Репина). Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики развития остается практически не изученной.

Важность этих работ в том, что в них нашла отражение новая тенденция - в последние десятилетия в человекознании все более интенсивно исследуются проблемы гендерных или полоролевых отличий.

Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая «совместность» девочек и мальчиков в наших дошкольных учреждениях, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у девочек и мальчиков. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательно и по стилю система воспитания феминизирована, как педагогическими кадрами, так и имеет место семейная феминизация (50% детей живут в семьях, где нет отцов), что особенно неприемлемо для мальчиков.

Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с рутинными, простыми задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными процессами. На мальчиков больше влияет среда, а на девочек -наследственность. У мальчиков больше развито зрительное, а у девочек - слуховое восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много проблематичного, спорного, неясного.

Единодушны ученые лишь в одном - формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как ребёнка к матери, так и матери к ребёнку, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим проблемы, связанные с гендерным воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении.

По многим параметрам эмоционального и социального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот - маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

Когда речь идет об индивидуализации образования, полоролевой подход необходим, но и творчество индивидуально. В данном случае, это попытка содействовать развитию восприимчивости и понимания по отношению к себе, что в целом может содействовать решению проблем, связанных с самореализацией и гендерной идентификацией.

Полоролевой подход необходим и в обучении, так как:

Все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию;

Достоверно установлено, что у мальчиков больше развиты математические, визуально-пространственные, инструментальные способности.

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели.

В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости.

В результате этого совсем не мужественные, а скорее слабые физически, боязливые и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики более тщательно обдумывают ответ, поэтому не торопятся с ним.

Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

    В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, было установлено следующее.

    При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия.    Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

    На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

При отборе содержания в процессе обучения детей изодеятельности следует учитывать половую принадлежность ребенка.

Современные требования к качеству образования и индивидуальному подходу в развитии личности не могут быть выполнены без учёта специфики пола ребёнка. Этот аспект необходимо учитывать в работе педагога, в том числе и средствами изобразительной деятельности.

По результатам исследований Т.Н. Дороновой и И.Т. Якобсон было установлено, что уже в возрасте 3- 4 лет гендерная принадлежность интенсивно формируется в игровой и изобразительной деятельности. Рисование способствует половой самоидентификации ребёнка, управляет его эмоционально-смысловым поведением. Содержание рисунка ребёнка определяется направленностью на идентификацию со своим полом [15].

С четвёртого года жизни ребёнок осознаёт свои возможности, осознаёт себя как индивидуальность. Как проявит себя ребенок в этом возрасте – робким или уверенным – таким будет и в жизни. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, сдержанности, скромности. В этом возрасте ребенок осознает различие людей по полу, он опирается при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.). Представления о собственном поле еще не стойкие и дети 4-х лет часто полагают, что пол можно изменить. Часть детей при ясном осознании своего пола в то же время высказывают предпочтение другому полу. Например, девочка в игре “Дочки-матери” хочет изображать отца или сына.

 В 5 лет идет интенсивный процесс формирования ребенка как личности в социальном, интеллектуальном, эмоциональном и физическом плане. Завершается первоначальное базовое овладение речью. По осмыслению «Я», самооценке, уровню развития речи, ориентации в окружающем можно дать прогноз успехов в школе и жизни. В этом возрасте совершенствуются тонкая моторика, что стимулирует развитие речи, мышления и психики в целом. Поэтому необходимо предоставить детям возможность играть с конструктором, больше рисовать. Особенно надо поощрять рисование, т.к. рисунок – своеобразная детская речь. Рисование способствует половой самоидентификации, управляет эмоционально-смысловым поведением ребенка и помогает ему освободиться от возможных последствий психотравмирующих ситуаций. Тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них – принадлежность ребенка к определенному полу. Общая направленность на идентификацию со своим полом придает определенное содержание и рисункам ребенка: мальчики рисуют строительство домов и городов, дороги с мчащимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, а также войны, драки, потасовки. Девочки тяготеют к женским ролям, рисуют «хорошеньких девочек» и принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.[15]

Известно, что в детских рисунках проявляются архетипические символы.

Архетипы (определение по….) – фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов. Указывается, что у мальчиков архетипическими символами являются: символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полёты, машины, самолёты, ракеты, велосипеды, корабли); символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи); символы силы и борьбы (меч, копьё, лук, стрелы, крепость); символы победы (флаг, горн, крики «ура!»).

Архетипические символы в рисунках девочек проявляются иначе: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски); символы женственности, изящества, лёгкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы); символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда); символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы); символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды).

При отборе содержания в процессе обучения детей изодеятельности следует учитывать, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, её публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей.

Для мальчиков же наиболее значимым является указание на то, что он добился результата. Каждый приобретённый навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Однако именно у мальчиков, наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они готовы конструировать или рисовать одно и то же. Это позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Возникновение шаблонности в рисунках затормаживает, на наш взгляд, развитие творческого потенциала. Поэтому педагогу необходимо тактично предлагать изображать закрепившиеся навыки рисования конкретного предмета различными способами и техниками.

При планировании и организации совместной и самостоятельной изобразительной деятельности педагогу следует помнить, что для мальчиков необходима организация частой смены деятельности и использование зрительных стимулов. Для девочек же целесообразно использование слуховых стимулов, возможно, поэтому девочки так любят рисовать под музыку. В процессе наблюдения было установлено, что девочки четвёртого года жизни проявляют больший интерес к рисованию, чем мальчики. Возможно, это связано с тем, что кисть руки мальчиков развивается медленнее, чем у девочек и отстаёт в своём развитии на 1,5 года[16].

Для детей дошкольного возраста рисование является синкретичным видом деятельности, органично объединяющим в одно целое игру и речь и влияющим на общее развитие ребёнка. Именно в этом возрасте у детей закладываются основы рисования как художественной деятельности. Следовательно, от степени развития у детей самостоятельности в рисовании зависит своевременное развитие у них творчества и дальнейшее его совершенствование на других возрастных этапах. Сформированные в данном возрасте практические навыки, интерес к рисованию и привычка занимать себя полезной деятельностью оказываются очень прочными и при разумном подкреплении сохраняются на всю жизнь путём переноса на новые жизненные ситуации[4].

Важную роль в репродуктивной деятельности детей имеет рассматривание иллюстраций и картин художников. На данном этапе могут уточняться представления о мужественности, женственности. Целесообразно использовать данный педагогический прием отдельно с мальчиками и девочками в форме «секретных совещаний», «разговора по душам» и со всеми детьми вместе. Например, о красоте и пользе труда народных мастеров и мастериц. Так же рассматривание иллюстраций и репродукций картин художников используются для развития у детей представления о счастливых семьях, о добрых взаимоотношениях между родителями, сёстрами и братьями, их взаимной помощи.

Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. В изобразительной деятельности мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек, прежде всего, интересует конкретика, детали. Скорее всего, здесь срабатывают  разные механизмы:  у мальчиков  этот  процесс  происходит  на уровне смысловых образований, у девочек включается уровень восприятия, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира. ( См.Таблицу 1)

Таблица 1

Тематика детских рисунков

Девочки

 

Мальчики

Более уверенно выбирают тему

и сюжет; чаще рисуют цветы, деревья,

бабочек, людей, принцесс.

 

Колеблются при выборе темы, любят

изображать технику, архитектурные

сооружения, космические объекты.

 

Детализация рисунка, прорисовка, техника

Большое значение придают украшательству, прорисовке деталей

Чаще в их работах присутствуют крупные объекты, линии чёткие, прямые, толстые

Чувство цвета, разнообразие цветовой гаммы

Используют всю предложенную цветовую гамму, пытаются, получить

новые цвета, предпочитают яркие,

сочные

Ограничиваются несколькими цветами, чаще выбирают тёмные цветовую гамму, заполняют лист цветом частично

Композиция

Чаще создают многообъектные

работы, соблюдают пропорции

Предпочитают малопредметные и

малообъектные композиции

Продуктивность

Быстрее и увереннее в своих

действиях, завершают работу

самостоятельно

Часто незаконченную работу считают уже завершённой, медлительны, неуверенны в работе

 

Таким образом, можно отметить особенности произведений  мальчиков и девочек. Распределив  эти особенности по определённым творческим показателям, можно заметить, что у девочек и мальчиков есть проблемы в создании графического или живописного рисунка. Исходя из этих наблюдений, можно отработать методы и приёмы совершенствования технических навыков и умений у мальчиков и девочек отдельно.

Проведенный анализ литературных источников и собственный опыт показывают, что проблема гендерного подхода в изодеятельности актуальна и имеет прикладное значение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полоролевой подход процесса развития изобразительного творчества дошкольников

В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует отметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов (Ш. Берн, И.С. Кон, , В.Е. Каган В.А. Крутецкий, Т.А. Репина). Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики развития остается практически не изученной.

Важность этих работ в том, что в них нашла отражение новая тенденция - в последние десятилетия в человекознании все более интенсивно исследуются проблемы гендерных или полоролевых отличий.

Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая «совместность» девочек и мальчиков в наших дошкольных учреждениях, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у девочек и мальчиков. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательно и по стилю система воспитания феминизирована, как педагогическими кадрами, так и имеет место семейная феминизация (50% детей живут в семьях, где нет отцов), что особенно неприемлемо для мальчиков.

Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с рутинными, простыми задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными процессами. На мальчиков больше влияет среда, а на девочек -наследственность. У мальчиков больше развито зрительное, а у девочек - слуховое восприятие и многое другое. Однако, по мнению ученых, здесь также очень много проблематичного, спорного, неясного.

Единодушны ученые лишь в одном - формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как ребёнка к матери, так и матери к ребёнку, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрим проблемы, связанные с гендерным воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении.

По многим параметрам эмоционального и социального развития ребёнка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот - маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

Когда речь идет об индивидуализации образования, полоролевой подход необходим, но и творчество индивидуально. В данном случае, это попытка содействовать развитию восприимчивости и понимания по отношению к себе, что в целом может содействовать решению проблем, связанных с самореализацией и гендерной идентификацией.

Полоролевой подход необходим и в обучении, так как:

Все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию;

Достоверно установлено, что у мальчиков больше развиты математические, визуально-пространственные, инструментальные способности.

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели.

В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости.

В результате этого совсем не мужественные, а скорее слабые физически, боязливые и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики более тщательно обдумывают ответ, поэтому не торопятся с ним.

Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

    В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, было установлено следующее.

    При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия.    Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

    На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

При отборе содержания в процессе обучения детей изодеятельности следует учитывать половую принадлежность ребенка.

Современные требования к качеству образования и индивидуальному подходу в развитии личности не могут быть выполнены без учёта специфики пола ребёнка. Этот аспект необходимо учитывать в работе педагога, в том числе и средствами изобразительной деятельности.

По результатам исследований Т.Н. Дороновой и И.Т. Якобсон было установлено, что уже в возрасте 3- 4 лет гендерная принадлежность интенсивно формируется в игровой и изобразительной деятельности. Рисование способствует половой самоидентификации ребёнка, управляет его эмоционально-смысловым поведением. Содержание рисунка ребёнка определяется направленностью на идентификацию со своим полом [15].

С четвёртого года жизни ребёнок осознаёт свои возможности, осознаёт себя как индивидуальность. Как проявит себя ребенок в этом возрасте – робким или уверенным – таким будет и в жизни. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, сдержанности, скромности. В этом возрасте ребенок осознает различие людей по полу, он опирается при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.). Представления о собственном поле еще не стойкие и дети 4-х лет часто полагают, что пол можно изменить. Часть детей при ясном осознании своего пола в то же время высказывают предпочтение другому полу. Например, девочка в игре “Дочки-матери” хочет изображать отца или сына.

 В 5 лет идет интенсивный процесс формирования ребенка как личности в социальном, интеллектуальном, эмоциональном и физическом плане. Завершается первоначальное базовое овладение речью. По осмыслению «Я», самооценке, уровню развития речи, ориентации в окружающем можно дать прогноз успехов в школе и жизни. В этом возрасте совершенствуются тонкая моторика, что стимулирует развитие речи, мышления и психики в целом. Поэтому необходимо предоставить детям возможность играть с конструктором, больше рисовать. Особенно надо поощрять рисование, т.к. рисунок – своеобразная детская речь. Рисование способствует половой самоидентификации, управляет эмоционально-смысловым поведением ребенка и помогает ему освободиться от возможных последствий психотравмирующих ситуаций. Тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них – принадлежность ребенка к определенному полу. Общая направленность на идентификацию со своим полом придает определенное содержание и рисункам ребенка: мальчики рисуют строительство домов и городов, дороги с мчащимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, а также войны, драки, потасовки. Девочки тяготеют к женским ролям, рисуют «хорошеньких девочек» и принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.[15]

Известно, что в детских рисунках проявляются архетипические символы.

Архетипы (определение по….) – фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов. Указывается, что у мальчиков архетипическими символами являются: символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полёты, машины, самолёты, ракеты, велосипеды, корабли); символы врага (драконы, роботы, монстры, змеи); символы силы и борьбы (меч, копьё, лук, стрелы, крепость); символы победы (флаг, горн, крики «ура!»).

Архетипические символы в рисунках девочек проявляются иначе: символы материнства (куклы, невесты, детские кроватки или коляски); символы женственности, изящества, лёгкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы); символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда); символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы); символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды).

При отборе содержания в процессе обучения детей изодеятельности следует учитывать, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, её публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей.

Для мальчиков же наиболее значимым является указание на то, что он добился результата. Каждый приобретённый навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Однако именно у мальчиков, наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они готовы конструировать или рисовать одно и то же. Это позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Возникновение шаблонности в рисунках затормаживает, на наш взгляд, развитие творческого потенциала. Поэтому педагогу необходимо тактично предлагать изображать закрепившиеся навыки рисования конкретного предмета различными способами и техниками.

При планировании и организации совместной и самостоятельной изобразительной деятельности педагогу следует помнить, что для мальчиков необходима организация частой смены деятельности и использование зрительных стимулов. Для девочек же целесообразно использование слуховых стимулов, возможно, поэтому девочки так любят рисовать под музыку. В процессе наблюдения было установлено, что девочки четвёртого года жизни проявляют больший интерес к рисованию, чем мальчики. Возможно, это связано с тем, что кисть руки мальчиков развивается медленнее, чем у девочек и отстаёт в своём развитии на 1,5 года[16].

Для детей дошкольного возраста рисование является синкретичным видом деятельности, органично объединяющим в одно целое игру и речь и влияющим на общее развитие ребёнка. Именно в этом возрасте у детей закладываются основы рисования как художественной деятельности. Следовательно, от степени развития у детей самостоятельности в рисовании зависит своевременное развитие у них творчества и дальнейшее его совершенствование на других возрастных этапах. Сформированные в данном возрасте практические навыки, интерес к рисованию и привычка занимать себя полезной деятельностью оказываются очень прочными и при разумном подкреплении сохраняются на всю жизнь путём переноса на новые жизненные ситуации[4].

Важную роль в репродуктивной деятельности детей имеет рассматривание иллюстраций и картин художников. На данном этапе могут уточняться представления о мужественности, женственности. Целесообразно использовать данный педагогический прием отдельно с мальчиками и девочками в форме «секретных совещаний», «разговора по душам» и со всеми детьми вместе. Например, о красоте и пользе труда народных мастеров и мастериц. Так же рассматривание иллюстраций и репродукций картин художников используются для развития у детей представления о счастливых семьях, о добрых взаимоотношениях между родителями, сёстрами и братьями, их взаимной помощи.

Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. В изобразительной деятельности мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек, прежде всего, интересует конкретика, детали. Скорее всего, здесь срабатывают  разные механизмы:  у мальчиков  этот  процесс  происходит  на уровне смысловых образований, у девочек включается уровень восприятия, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира. ( См.Таблицу 1)

Таблица 1

Тематика детских рисунков

Девочки

Мальчики

Более уверенно выбирают тему

и сюжет; чаще рисуют цветы, деревья,

бабочек, людей, принцесс.

Колеблются при выборе темы, любят

изображать технику, архитектурные

сооружения, космические объекты.

Детализация рисунка, прорисовка, техника

Большое значение придают украшательству, прорисовке деталей

Чаще в их работах присутствуют крупные объекты, линии чёткие, прямые, толстые

Чувство цвета, разнообразие цветовой гаммы

Используют всю предложенную цветовую гамму, пытаются, получить

новые цвета, предпочитают яркие,

сочные

Ограничиваются несколькими цветами, чаще выбирают тёмные цветовую гамму, заполняют лист цветом частично

Композиция

Чаще создают многообъектные

работы, соблюдают пропорции

Предпочитают малопредметные и

малообъектные композиции

Продуктивность

Быстрее и увереннее в своих

действиях, завершают работу

самостоятельно

Часто незаконченную работу считают уже завершённой, медлительны, неуверенны в работе

Таким образом, можно отметить особенности произведений  мальчиков и девочек. Распределив  эти особенности по определённым творческим показателям, можно заметить, что у девочек и мальчиков есть проблемы в создании графического или живописного рисунка. Исходя из этих наблюдений, можно отработать методы и приёмы совершенствования технических навыков и умений у мальчиков и девочек отдельно.

Проведенный анализ литературных источников и собственный опыт показывают, что проблема гендерного подхода в изодеятельности актуальна и имеет прикладное значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение элементам дизайна как условие развития изобразительного творчества дошкольников»

ДОКЛАД на научно - практическую конференцию работников отдела образования городо Свободного...

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества дошкольников

Статья об использовании нетрадиционных техник рисования на занятиях в ДОУ....

Применение соленого теста в развитии изобразительного творчества дошкольников

В последнее время лепка из солёного теста набирает все большую популярность. Этот вид народного творчества стал популярным не так давно, хотя истоки его лежат в самых древних пластах славянской культу...

«Развитие изобразительного творчества дошкольников через использования нетрадиционных техник в декоративном рисовании» (на примере дымковской игрушки).

Теперь приступаем к росписи игрушек. Дымковские мастера лепили игрушки зимой, когда вокруг все было белым-бело и хотелось им сделать игрушку такой же белой и чистой....

Презентация"Использование в практике работы с детьми нетрадиционных приемов рисования, как средства развития изобразительного творчества дошкольников".

В презентации представлена система работы по развитию детского творчества через включение в изобразительную практику нетрадиционных приемов рисования ....

Методика развития изобразительного творчества дошкольников в декоративной лепке.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Для того, чтобы развить у каждого малыша творческие способности, заложенные прир...

Презентация "Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества дошкольников"

Презентация "Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества дошкольников"Цель: формирование у детей интереса к изобразительной деятельности через нетрадиц...