НОД «Портрет мамы»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Кондратенко Екатерина Владимировна

Конспект занятия      по рисованию в подготовительной к школе группе       на тему: «Портрет мамы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_mamy.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №5 «Березка»

Конспект занятия                                                                                            по рисованию в подготовительной к школе группе                                        на тему: «Портрет мамы»

Подготовила и провела: Кондратенко Е.В

2010г

Цель:

  1. Учить правильно располагать части лица. Закреплять приемы рисования

   разными материалами.                                                                                         2.  Закрепить знания детей о жанре портрета. Воспитывать чувство любви и

  уважения к матери через общение с произведениями искусства.                             3.  Познакомить детей с новым общественным праздником «День матери»;

4.  Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в

  рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос)                                            5.  Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к

  маме, стремление ей помогать, радовать ее;

Методическое обеспечение:

У воспитателя плакаты с последовательностью рисования портретом, мел для рисования. У детей лист бумаги, карандаши, акварельные краски, восковые мелки, палитра. Толстые и тонкие кисточки, стаканчики для воды, салфетки.

Предварительная работа:

Рассматривание портретов художников и поэтов. Экскурсия на выставку. Рисование простым карандашом портретов. Чтение художественной литературы на тему «Моя мама»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что нас пригласили в телевизионную студию на детскую передачу « Моя мама». Хотите быть участниками этой передачи? А кем буду я?

Дети: Телеведущей.                                                                                      Воспитатель: А те, кто в зале?                                                               Дети: Телезрителями.                                                                      Воспитатель: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали!

- Добрый день, дорогие телезрители! Сегодня в нашей студии дети подготовительной группы  детского сада №5 города Губкина. Они пришли на передачу,  чтобы рассказать о своих мамах и нарисовать их портреты. В нашей стране в конце ноября отмечается общественный праздник «День Матери». Поэтому тема телепередачи очень важна. Дети, как вы думаете, какое слово самое лучшее на свете? (Выслушиваются ответы детей)

Самое лучшее слово на свете «МАМА». Слова «мама», «мать» - одни из самых древних на Земле и звучат почти одинаково на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят мам. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится и оберегает нас.

Как ласково можно назвать маму?

Дети: ( отвечают в миркофон)Мамочка, мамуля, маменька, мамуся….

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о маме.

Дети рассказывают пословицы.

  • При солнышке тепло, при матушке добро.
  • Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
  • Птица рада весне, а младенец матери.
  • Материнская ласка не знает конца.
  • Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

Воспитатель: Молодцы, дети, много пословиц про маму знаете.

  «Простое слово»

На свете добрых слов

Живёт не мало,

Но всех добрее и важней – одно:

Из двух слогов

Простое слово «мама»,

И нету слов роднее, чем оно!

- Дети сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех человека – портрет своей мамы. Вы знаете, какие у вашей мамы глаза, цвет волос, какая прическа.

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед.

Обязательно картина называется …(портрет)

Воспитатель:  Ребята, а как вы думаете с чего нужно начинать рисовать

                         портрет?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Правильно овал похожий на яйцо. И делим овал на три части.

                        Что мы будем рисовать на верхней линии?

Дети: брови

Воспитатель: Не забывайте, что правая часть лица должна быть похожа на

                      левую и наоборот. Ниже бровей, что вы будите рисовать?

Дети: глаза

Воспитатель: - Какие глаза у твоей мамы Юля?

                     - Коричневые глаза.

                      - Твоя мама кареглазая! А твоя Саша?

                      - Мама голубоглазая, сероглазая и т.д.

  Воспитатель: Из чего состоит форма глаз?

Дети: дугообразных линий

Воспитатель: В середине глаза рисуем радужку и зрачок. Глаза у людей по

                      цвету бывают разные. Какие?

Дети: дают полные ответы.

Воспитатель: Нос располагается на середине лица. Начало носа – переносица

                       – идет от бровей. Рисуется плавной дугообразной линией, сбоку

                       пририсовываются крылья носа, а внизу маленькими дугами

                       обозначаются ноздри.  Что находиться ниже носа?

Дети: рот

Воспитатель: Посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме

                        отличается от нижней. На верхней губе как бы две дуги, а на

                        нижней одна .

 Воспитатель: У людей  еще есть уши, которые  находятся на средней

                       части лица и шея. У ваших мам разные прически и разные по

                       цвету. Каким цветом  у ваших мам волосы?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите на свои столы. Какие материалы есть у вас.

                        Подумайте и решите ,что вы будите использовать когда

                        начнете рисовать портрет своей мамы.

Воспитатель: Ну а теперь пришло время размять на пальцы!

Пальчиковая гимнастика:

 Мама, мама!
- Что, что, что?
- Гости едут.
- Ну и что.
- Здравствуй, здравствуй.
Чмок, чмок, чмок.
- Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».

А теперь представьте себе свою маму и начинайте рисовать.

(Во время рисования звучит музыка.)

(Все дети старательно рисуют, воспитатель оказывает помощь индивидуально.)

(В конце занятия выставляю детские работы на стенде.)

Воспитатель: Ваши портреты покажут в нашей передаче. Как вы думаете,

                           узнают ли ваши мамы себя на портретах?

Ответы детей.

(Дети анализируют свои рисунки и рисунки своих товарищей)

Воспитатель: Дети, вы все очень постарались, хорошо нарисовали портрет

                        своей мамы. Все мамы на портретах получились красивыми,

                        потому, что все дети любят своих мам.

                        Все мамы смогут полюбоваться своими портретами.

Исполняется песня «Солнечный круг»

Воспитатель: Время нашей передачи закончилось. Я благодарю вас, дети, за участие в телепередаче «Моя мама ». До новых встреч!

  1. Натюрморт
  2. Пейзаж
  3. Папоротник
  4. Медведь
  5. Медведь
  6. Мальчик
  7. Девочка
  8. Собака
  9. Дед Мороз
  10. Снегурочка
  11. Образец открытки
  12. Иней на ветках
  13. - 13а портрет
  14. Вазы
  15. Кленовый лист
  16. Тюльпан
  17. Мимоза
  18. Скворец
  19. Правила поведения на занятии
  20.  Схема по расположению рисунка на листе.

Занятие по рисованию (красками)
в подготовительной к школе группе
ЗПР на тему: «Портрет мамы»

Составила Бердникова В.П. воспитатель ГОУ
компенсирующего вида №1743 г.Москва

Цель:

Закрепить знания детей о жанре портрета. Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос). Учить правильно располагать части лица. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком.

Словарная работа:

Портрет, автопортрет, погрудный, миниатюра, профиль, анфас, фас, жизнерадостная, доброжелательная, исполнительная, длинноволосая, коротковолосая, белолицая, круглолицая, чернобровая, большеглазая и т.д.

Методическое обеспечение:

У воспитателя плакат с женским погрудным портретом, мел для рисования, схемы лица. У детей лист бумаги (формат А-4), карандаши, акварельные краски, гуашь, среди которых светло – розовая или светло – оранжевая для рисования лица, палитра. Толстые и тонкие кисточки, стаканчики для воды, салфетки.

Предварительная работа:

Рассматривание портретов художников и поэтов.

Рассматривание тематического словаря в картинках из серии «Мир человека» на тему: «Части тела». Рисование простым карандашом портретов.

Дидактическая игра «Назови ласково», «Назови части головы», «Назови чего у человека по 2» и т.д.

Ход занятия:

«Простое слово»

На свете добрых слов

Живёт не мало,

Но всех добрее и важней – одно:

Из двух слогов

Простое слово «мама»,

И нету слов роднее, чем оно!

- Дети сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех человека – портрет своей мамы. Вы знаете, какие у вашей мамы глаза, цвет волос, какая прическа, какое любимое платье.

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед.

Обязательно картина называется …(портрет)

Портреты бывают:

  • В полный рост
  • Погрудный
  • Портрет головы
  • По пояс

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный.

Можно выделить еще автопортрет — изображение художником самого себя.

Прежде чем рисовать портрет мамы, мы рассмотрим портрет этой актрисы, чтобы глаза, нос, рот на лице вы изобразили на нужных местах.

- Какой формы голова? (обвести пальцами голову).

Положите руку на лоб. Глаза у человека расположены ниже лба, на середине лица.

- Какой они формы? (овальные с острыми уголками).

Воспитатель рисует мелом на доске овал и посередине его глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза.

Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок.

- Какие глаза у твоей мамы Юля?

- Коричневые глаза.

- Твоя мама кареглазая! А твоя Саша?

- Мама голубоглазая, сероглазая и т.д.

- Что находится над глазами? (брови).

Это дугообразные полосы.

А вот нос у человека такого цвета как лицо. Поэтому нужно нарисовать только кончик носа посередине расстояния от глаз до конца лица. А вот от кончика носа до конца лица находятся губы.

- Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна (нарисовать губы). Положите руку на подбородок.

- А теперь расскажите, где расположены глаза? (посередине лица).

- Кончик носа? (посередине от глаз до конца лица).

- Губы? (посередине от кончика носа до конца лица).

Дидактическая игра «Назови ласково».

Глаза – глазки Брови – бровки

Нос – носик Губа – губка

Щека – щёчка Губы – губочки, губки

Лоб – лобик Уши - ушки

Волосы – волосики и т.д.

- Портрет своей мамы вы нарисуете погрудный – голову, шею, плечи. Не забудьте, что шея уже лица, а плечи шире головы (показываю на портрете).

- Цвет глаз, волос, прическу, верхнюю часть платья постарайтесь нарисовать такими как у вашей мамы.

Дидактическая игра «Какая?».

Слова – определения: добрая, ласковая, заботливая, хорошая, молодая, красивая, стройная, модная, весёлая, здоровая, строгая, крепкая, спортивная, воспитанная, культурная, нарядная, довольная, счастливая и т.д.

- Словообразование:

Воспитатель: Дети:

Если радуется жизни? Жизнерадостная

Если желает добра? Доброжелательная

Если исполняет всё? Исполнительная

Если у мамы длинные волосы? Длинноволосая

Если у мамы белое лицо? Белолицая

Если у мамы круглое лицо? Круглолицая

Если у мамы чёрные брови? Чернобровая

Если у мамы большие глаза? Большеглазая

Если мама занята хозяйством? Домохозяйка

Дидактическая игра «Что делает?»

Глаголы (слова – действия): Ходит на работу, зарабатывает деньги, готовит пищу, убирает квартиру, вытирает пыль, моет посуду, варит, жарит, стирает, гладит, шьёт, ходит в магазин, читает сказки, ухаживает за рыбками, слушает музыку, поёт песни, танцует, играет со мной, сидит, стоит, отдыхает, спит и т.д.

Дидактическая игра «Мамочка, какая?»

Мама улыбается – улыбчивая

Мама грустит – грустная

Мама смеётся – веселая

Мама плачет – плаксивая

Мама злится – злая

Мама задумалась – задумчивая и т.д.

А теперь представьте себе свою маму и начинайте рисовать.

В процессе занятия советую рисовать на листе крупное лицо, закрашивать его по форме всей кистью, оставлять вверху листа место для волос, пока высыхает краска, рисуем шею, плечи. Части лица изображаем кончиком кисти.

Помогаю вспомнить какие украшения носит мама.

Все дети старательно рисуют, воспитатель оказывает помощь.

В конце занятия выставляю детские работы на стенде.

- Как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портретах?

Дети анализируют свои рисунки, рассказывая о своих мамах.

- Дети, вы все очень постарались, хорошо нарисовали портрет своей мамы.

Все мамы на портретах получились красивыми, потому, что все дети любят своих мам.

Все мамы смогут полюбоваться своими портретами.

Исполняется песня «Солнечный круг»

Молодцы!!!

Программное содержание:

  • воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее;
  • учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме;
  • вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме;
  • познакомить детей с новым общественным праздником «День матери»;
  • развивать у детей эстетическое восприятие, учить видеть красоту цветов, передавать ее в аппликации.

Предварительная работа:

  • рисование портретов мамы;
  • чтение художественной литературы;
  • заучивание стихотворений и пословиц о маме;
  • предварительная беседа в кругу семьи (ребенка с мамой) о ее труде.

Материалы и оборудование: игрушечный микрофон, мяч, рисунки детей с портретами мам (фотографии мам), творческие работы мам; оборудование для аппликации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что нас пригласили в телевизионную студию на детскую передачу « Моя мама – лучше всех». Хотите быть участниками этой передачи? А кем буду я?

Дети: Телеведущей.

Воспитатель: А те, кто в зале?

Дети: Телезрителями.

Воспитатель: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали!

- Добрый день, дорогие телезрители! Сегодня в нашей студии дети подготовительной логопедической группы прогимназии №10 города Орла. Они пришли на передачу,  чтобы рассказать о своих мамах, самых лучших мамах на свете. В нашей стране в конце ноября отмечается общественный праздник «День Матери». Поэтому тема телепередачи очень важна. Дети, как вы думаете, какое слово самое лучшее на свете? (Выслушиваются ответы детей, положительно оцениваются такие слова, как «мир», «Родина»)

Самое лучшее слово на свете «МАМА». Слова «мама», «мать» - одни из самых древних на Земле и звучат почти одинаково на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Мать учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится и оберегает нас.

Как ласково можно назвать маму?

Дети: Мамочка, мамуля, маменька, мамуся….

Воспитатель: Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко!

Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка! 
Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка! 
Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка! 
Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка! 
Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка! 
Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка! 
Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка! 
Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка! 
Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!

Воспитатель: Дети, скажите, кто для вас самый родной человек на свете?

Дети: Никого роднее мамы в целом мире нет!

Воспитатель: Я предлагаю сказать в микрофон красивые слова о маме. Какая она?

Дети: Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная,  …

Воспитатель: Молодцы дети, вы сказали много чудесных слов о своих мамах. Давайте поподробнее расскажем о своих мамах: как ее зовут? Где она работает? Любит ли свою работу? Устает ли? Важен ли ее труд? (Заслушиваются три - четыре рассказа)

Послушайте стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине».

Дети читают стихотворение Е. Благининой.

Воспитатель: А сейчас в нашей передаче рекламная пауза. Прошу вас пройти на ковер и поиграть со мной в игру «Чьи детки?» (Игра с мячом)

У котенка – кошка. 
У козленка -  коза. 
У цыпленка -  курица. 
У теленка -  корова. 
У жеребенка – лошадь. 
У ягненка – овца. 
У тигренка – тигрица. 
У львенка – львица.

Да, дети, каждому нужна его мама: и ребенку, и котенку, и птенцу.

А сейчас попрошу участников передачи вернуться на свои места в «телестудию». Мы продолжаем наши рассказы о мамах.

Воспитатель: У мам добрые, золотые руки! Что делают ваши мамы дома? Что особенно любит твоя мама делать? Помогаешь ли ты ей? (Заслушиваются три – четыре рассказа детей)

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о маме.

Дети рассказывают пословицы.

  • При солнышке тепло, при матушке добро.
  • Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
  • Птица рада весне, а младенец матери.
  • Материнская ласка не знает конца.
  • Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

Воспитатель: Молодцы, дети, много пословиц про маму знаете.

Вам нужно чаще радовать своих мам вниманием, заботой, подарками, которые вы можете сделать своими руками. Давайте подумаем, что мы можем подарить маме в этот пасмурный осенний день? (Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Предлагаю вам сделать открытки с цветами для наших мам. И тогда мама будет уверена, что в семье растет внимательный, добрый, чуткий человек. И мамины глаза засветятся радостью. Эти открытки вы подарите своим мамам в «День Матери». (Дети изготавливают открытки)

В конце занятия все работы выставляются и рассматриваются. Дети любуются открытками, которые они подарят своим мамам.

Воспитатель: Время нашей передачи закончилось. Я благодарю вас, дети, за участие в телепередаче «Моя мама – лучше всех!». До новых встреч!

ЕСЛИ БЫЛ БЫ Я ДЕВЧОНКОЙ 
(Э.Успенский ) 
Если был бы я девчонкой, 
Я бы время не терял! 
Я б на улице не прыгал, 
Я б рубашки постирал. 
Я бы вымыл в кухне пол, 
Я бы в комнате подмел, 
Перемыл бы чашки, ложки, 
Сам начистил бы картошки, 
Все свои игрушки сам 
Я б расставил по местам! 
Отчего ж я не девчонка? 
Я бы маме так помог! 
Мама сразу бы сказала: 
" Молодчина ты, сынок!" 

РАЗГОВОР О МАМЕ 
Н. Саконская 
От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
 
Мы любим ее,
Как хорошего друга,
За то, что у нас
С нею все сообща,
 
За то, что, когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.
 
Мы любим ее и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза.
 
Но стоит с повинной
Прийти головою -
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.
 
За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце свое.
 
И просто за то,
Что она – наша мама,
Мы крепко и нежно Любим ее.
 
 

МАМА - ВЕРНЫЙ ДРУГ 
Михаил Садовский 
Уже за окошком темнеет, 
И вечер зевнул на ходу. 
Из детского сада спешу я скорее, 
Я к маме любимой иду! 
  
Улыбнется мамочка 
И светлей вокруг, 
Потому что мамочка - 
Самый лучший друг! 
  
Был день и веселым и грустным, 
Так много случается днем, 
И мамочке очень и очень мне нужно 
Скорей рассказать обо всем. 
  
Все мама моя понимает, 
С ней даже беда не беда. 
А если, бывает, меня поругает, 
Так это за дело всегда. 
  
Совсем за окошком стемнело, 
Но мы не включаем огня, 
Вот мамочка рядом тихонько присела 
И слушает только меня! 

*** 
Скажите, откуда я взялся? 
Я всем задавал вопрос. 
А дедушка мне ответил: 
- Нам аист тебя принес. 
А бабушка мне сказала: 
- В капусте тебя нашли. 
А дядя шутил: - С вокзала 
В корзинке тебя принесли. 
  
Я знаю, неправда это, 
Мама меня родила, 
Я только не знаю ответа, 
Где мама меня взяла. 
  
Сестра на меня ворчала: 
- Ты голову всем вскружил. 
А я начинал сначала: 
- А где я до мамы жил? 
  
Никто это тайну из взрослых 
Мне так объяснить и не смог. 
Лишь мама ответила просто: 
-ТЫ ЖИЛ В МОЕМ СЕРДЦЕ, СЫНОК! 
 

СТИХИ ПРО МАМУ 
Ольга Чусовитина 
Кто открыл мне этот мир, 
Не жалея своих сил? 
И всегда оберегала? 
Лучшая на свете МАМА. 
  
Кто на свете всех милее 
И теплом своим согреет, 
Любит больше, чем себя? 
Это МАМОЧКА моя. 
  
Книжки вечером читает 
И всегда всё понимает, 
Даже если я упряма, 
Знаю, любит меня МАМА. 
  
Никогда не унывает, 
Что мне надо, точно знает. 
Если, вдруг, случится драма, 
Кто поддержит? Моя МАМА. 
  
Я шагаю по дорожке, 
Но устали мои ножки. 
Перепрыгнуть через яму 
Кто поможет? Знаю - МАМА. 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ИЗО "Портрет мамы"

Закрепить знания детей о жанре портрета. Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства. Учить правильно располагать части лица. Закреплять приемы рисования кра...

Рисование "портрет мамы"

занятия в средней группе...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Портрет мамы».

Активизировать в речи детей качественные прилагательные, слова – действия (глаголы), словообразование с помощью суффикса уменьшительно -  ласкательных слов;Закрепить знания детей о жанре по...

Конспект занятия "Портрет мамы с элементами коллажа"

Тема: "Праздник матери" 25 ноябряЦель: Закрепить знания детей о жанре портрета.            Воспитывать чувства любви , уважения и заботы к матери через общение с произвед...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в рамках акции "Письмо маме!" по рисованию: "Портрет мамы"

Задачи: воспитывать чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины-материзакреплять знания о жанре портретавызвать у детей желание нар...

Конспект двух интегрированных занятий в старшей группе, посвященному Дню матери на темы: «Портрет любимой мамы», «Рамочка для портрета мамы»

Программное содержание: Задачи: - Продолжать учить детей рисовать портреты людей, соблюдая приблизительные пропорции и правила написания портрета. Передавать приблизительное сходст...