Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство с традициями и бытом крымскотатарского народа»
план-конспект занятия (старшая группа)

Сотникова Ольга Ивановна

Цель: Расширение и углубление знаний детей о многонациональном Крыме. Развитие интереса к крымским татарам, их культурным традициям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_znakomstvo_s_krymskotatarskim_zhilishchem.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №18 "КАРАНДАШИ"

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295033, Республика Крым, г. Симферополь, улица Чукъурча дом 18

ОГРН 1199112007599   ИНН/ КПП 9102254770/910201001

E-mail: sadik_karandashi@crimeaedu.ru  Сайт: https://simdou18.crimea-school.ru/  Телефон (3652) 57-40-18                                               

 

Всероссийский конкурс

«Педагогический дебют - 2023»

Номинация: «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Конспект занятия

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Знакомство с традициями и бытом крымскотатарского народа»

Заведующий МБДОУ №18  "Карандаши"

Абибулаева Иряне Сулеймановна

+7978 86 22 469

Подготовила:

Воспитатель: Сотникова Ольга Ивановна

+79788206349

e-mail: ola_sotnikova99@mail.ru

г.Симферополь 2022 г.

Цель: Расширение и углубление знаний детей о многонациональном Крыме. Развитие интереса к крымским татарам, их культурным традициям.

Задачи: 

Образовательные:

  • продолжать формировать у детей знания о культуре и быте народов Крыма, их традициях и обычаях;
  •  способствовать возрождению, сохранению и развитию культур через ознакомление детей с их элементами;
  •  учить устанавливать и развивать позитивные контакты с окружающим миром и людьми;
  • формировать убеждение в том, что Крым богат своей культурой и историей.

Развивающие:

  • Расширять жизненный опыт детей, знания о крымских татарах (их культуре, быте, традициях и обычаях, о родине, поддерживать и развивать детскую впечатлительность и эмоциональность, патриотические чувства);
  • развивать интерес к незнакомой речи, позитивное эмоциональное реагирование на нее, навыки восприятия и воспроизведения; развивать позитивное отношение к народным играм.

Воспитательные: 

  • Прививать любовь и уважение к народам России; сформировать убеждённость, что Россия – наш общий дом и  нужно заботиться о ее истории и культуре, жить в мире друг с другом.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие: Знакомство с бытом и традициями крымских татар.
  • Социально-коммуникативное: Развивать коммуникативные навыки. 
  • Развитие речи: Развивать интерес к незнакомой речи, позитивное эмоциональное реагирование на нее, навыки восприятия и воспроизведения.
  • Художественно-эстетическое развитие: Поощрять развитие интереса к многообразию культур народов, населяющих Крым;
  • Физическое развитие: Развивать позитивное отношение к народным играм.

Словарная работа:

Обогащение словаря – фес, марама, кольмек, кушак, къалпакъ, оджакъ, килим, раф, сандыкъ, сет, хона, чебуреки, янтыкъ, сарма, долма.

Оборудование: использование ИКТ  (музыкальное сопровождение), женский национальный крымскотатарский костюм, материалы для сюжетно-ролевой игры (шкатулки, макеты) на каждого ребенка),

Ход занятия:

(звучит  «Кок-коз хайтарма»)

Знакомство

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Ивановна, я пришла сегодня для того, чтобы поиграть с вами и показать вам много интересного. Для начала, я предлагаю нам познакомиться: назовите ваши имена все вместе и шепотом, а я услышу каждое имя и запомню.

(дети называют свои имена)

Воспитатель: Спасибо ребята, я вас всех услышала и запомнила!

Приветствие детей:

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Воспитатель: Ребята, как называется наша страна? (Ответ детей: Россия)

Воспитатель: Правильно. Россия - это большая страна, которая богата национальностями. И на юге нашей Родины есть одна очень многонациональная Республика – это Республика Крым. Крым- одно из самых красивых и удивительных мест на земле. У каждого, кто посещает его, навсегда остаётся незабываемое впечатление о нём, а сколько неразгаданных тайн и чудес хранит эта фантастическая земля!

Воспитатель: В Крыму живут люди разных национальностей. Сегодня мы с вами попадем в мир культуры крымских татар. А поможет нам в этом необычная книга. Рассмотрите ее. Что вы находите в ней необычного?

(Дети рассматривают книгу. Ответы детей: она больше обычной книги, на ней необычные узоры)

Воспитатель: А необычно в этой книге то, что это книга-музей. Расставляя на ее страницах экспонаты – можно получить картину национального быта. А перед вами находятся макеты, и шкатулки с экспонатами

Воспитатель: В крымскотатарском жилище находился камин (оджакъ). Стены и пол  украшали яркими коврами (килим). Я предлагаю вам взять в руки килим, внимательно его рассмотреть, и расположить на макете. Скажите, какие растительные элементы вы видите на ковре?

(ответы детей: цветы, веточки, листья и т.п.)

Воспитатель: Правильно ребята, ведь эти растительные элементы очень широко используются в народном творчестве.

Воспитатель: Вдоль стен расположены широкие и низкие диваны (сет). Одеяла и подушки были уложены стопкой на сундуках (сандыкъ). Расположите их в своих комнатах. 

(дети располагают элементы на макете)

Большое значение придавалось медной и гончарной посуде, располагавшейся на открытых полках (раф). Медь – это очень прочный металл. Как вы думаете, чем хороша медная посуда?

(ответы детей: она прочная, она не бьется)

Воспитатель: Правильно ребята, она прочная и не бьется, а еще изделия из меди хорошо держат тепло, поэтому блюда в такой посуде долго остаются теплыми. Я предлагаю и вам расположить медную посуду на полках.

(дети располагают названные элементы на макете)

 Воспитатель: Убранство жилищ также дополнялось предметами мебели – низенькими столиками (хона), зеркалами, занавесями. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась, и также необычно наряжены куклы в ваших шкатулках. У меня красивое длинное платье, на голове – шапочка с кисточкой, которая называется фес. Её украшают вышитым узором или монетками. Сверху на фесе прозрачная, как облачко, легкая накидка – марама. Платье украшено вышивкой или ожерельем, на руках платья тоже рисунок – вышитый узор. И обычное платье становится праздничным и нарядным.

Мужчины покрывали голову низкой барашковой шапкой къалпакъ. Рубаха с широкими рукавами кольмек заправлялась в широкие суконные шаровары и подпоясывалась широким кушаком. Поверх рубахи надевали короткий жилет с пуговицами, а сверху – длинный кафтан. Я предлагаю вам расположить кукол на своих макетах.

 Воспитатель: Крымские татары очень гостеприимный народ, Гостей всегда встречают гостей чашечкой ароматного кофе и разнообразными блюдами.

Любимыми блюдами крымских татар по традиции были  чебуреки, янтыкъ, сарма, долма, татараш.

Воспитатель: А еще, крымские татары веселый народ, который любит развлекаться и играть в игры. Давайте и мы повеселимся и поиграем в  крымскотатарскую игру «В узелок». Становитесь в круг.

(дети становятся в круг)

Крымскотатарская народная игра  «В узелок» (Тоенчек уены)

Воспитатель: Становитесь в круг. Нам нужен один водящий. У меня есть платок, завязанный в узелок.

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы сегодня славно повеселились, вы все оказались ловкими и шустрыми. Присаживайтесь на места.

Ну вот, ребята, мы с вами познакомились  с культурой и  традициями крымских татар.

Итог.

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Что вас больше всего удивило?

Что из увиденного сегодня вы бы хотели иметь дома?

 Независимо, кто мы: украинцы, русские или татары - мы все большая семья. Мы все - народы России. Поэтому жить нужно дружно, нужно помогать друг другу, уважать друг друга, уважать свои традиции и традиции других народов.

Я была очень рада познакомиться, а чтобы наша встреча запомнилась вам еще больше я приготовила подарки из Крыма.

(Воспитатель вручает подарки детям)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Быть здоровым – ЗДОРОВО!»

Цель: Формирование у детей привычек здорового образа жизни.Задачи: 1. Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни, умение заботиться о своем здоровье, сочувствие к своим ближним....

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство с жизнью Л.Н.Толстого»

- Формировать представление о жизни и деятельности великого русского писателя Л.Н.Толстого;- Развивать интерес к русской литературе;- Развивать речь, долговременную память, внимание....

Проект с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Традиции русского народа. «Народные ремёсла на Руси».

Если знакомить дошкольников с народными ремёслами Руси в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую слав...

«Формирование патриотизма и толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с традициями и культурой казахов в условиях ДОУ»

В статье представлен опыт реализации проекта по воспитанию патриотизма и толерантности у старших дошкольников.Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г. Джумалиева, А. Х. Формирование п...

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА НЕДЕЛИ: «История и традиции кубанского народа»

Задачи периода:Образовательные: Формировать знания о родном крае, его традициях, развивать интерес к народным промыслам Кубани, воспитывать любовь к малой родине.Развивающие: Развивать духовно - нравс...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Новогодние и Рождественские традиции народов мира для дошкольников 6-7 лет.

уточнить и обогатить представления детей о предстоящем событии – новогоднем празднике и Рождестве у разных народов....