Конкурсный материал практико-ориентированного проекта «Тематические студии как инновационная форма организации работы с детьми и поддержки детской инициативы в условиях ФГОС ДОО»
проект

Рыбакова Евгения Николаевна

Актуальность проблематики проекта

Главным ориентиром развития современного дошкольного образования становится качество предоставляемых услуг, а так же, его адресность, акцент на личностное развитие каждого ребенка. Это во многом определяет основной вектор модернизационных преобразований  в образовательной системе каждой ДОО.

В статьях ФГОС ДО: п.3.2.5.  обозначены требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО

 «поддержка индивидуальности и инициативы детей через»:

- создание условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности»…

Развитие самостоятельности и активности – важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Ребенок в своих поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности.

Но, к сожалению, большинство взрослых, не умело поддерживают детскую инициативу, в результате чего у детей возникают сложности в мотивации деятельности, развитии самооценки, формировании творчества.

Родители, заинтересованные успешностью своих детей, развитием их познавательных интересов, предъявляют особые требования к воспитательно-образовательному процессу в ДОО, формируя таким образом новый социальные заказ.

Таким образом, существующая проблема: недостаточный  уровень поддержки детской инициативы в рамках воспитательно-образовательного процесса в ДОО, соответствующий требованиям ФГОС ДО, легла в основу проекта «Тематические студии как инновационная форма организации работы с детьми и поддержки детской инициативы в условиях ФГОС ДОО».

Вид проекта: практико-ориентированный.

Тип проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

 

Деятельность по разработке и реализации данного проекта осуществляет рабочая группа педагогов ДОО. Так как Рыбновский муниципальный район является пилотным по введению ФГОС ДО в Рязанской области, изменения в образовательный процесс связаны с разработкой ООП, которая  содержит раздел, где определены ведущие формы поддержки детской инициативы. Это подгрупповая работа в направлениях: художественный труд; народная музыкальная культура; развивающие игры.

Так изложена концепция поддержки детской инициативы в ООП ДОО -модель формирования культурных практик:

Тип образовательной ситуации

Предметно-игровая

Сюжетно-игровая

1

2

3

4

Содержание базового образовательного процесса

Многообразная предметная среда, определяющая исследовательскую активность ребенка, его предметно-игровые действия. Содержание культурных практик, формирующих культурные средства – способы действия.

Адекватные дошкольному возрасту культурные практики при ведущей роли игровой деятельности, формирующие представления о целостной деятельности, нормах совместной деятельности, об окружающем мире.

Содержание деятельности дошкольника

Позиция

«Я есть Мы»

«Я как Ты»

Действия дошкольника

Изображает роль действием с предметами. Исследует новые предметы в действии. Подражает взрослому, сотрудничает с ним, выполняет его задания

Моделирует в сюжетной игре деятельность и отношения взрослых. Исследует природный и социальный мир. Сотрудничает со сверстниками.

 

Смысл действий дошкольника

Реализация собственных побуждений к действиям, стремление действовать «как взрослый», заслужить одобрение близкого взрослого

Стремление войти в мир взрослых, проникнуть в смысл и мотивы деятельности взрослых, познать окружающий мир.

Содержание совместной образовательной деятельности

Свободная деятельность ребенка и совместная партнерская деятельность взрослого с детьми при ведущей роли совместной партнерской деятельности.

Свободная деятельность ребенка и совместная партнерская деятельность взрослого с детьми при ведущей роли самостоятельной деятельности детей.

Содержание деятельности педагога

Позиция

Партнер-модель

Партнер-сотрудник

 

Действия педагога

Создает насыщенную предметную среду. Направляет активность детей на культурные практики. Инициирует совместные действия и занятия по освоению культурных средств – способов действия.

Проявляет заинтересованность в деятельности детей и совместной деятельности, включается во взаимодействие с детьми в культурных практиках, в обсуждении результатов действий.

Смысл действий педагога

Перевод ненаправленной активности детей в русло культурных практик, вовлечение детей в основные формы совместной деятельности.

Актуализация творчества детей, оснащение образовательным содержанием основных форм совместной деятельности

 

В процессе реализации стандарта, пришли к выводу, что существуют и другие варианты поддержки детской инициативы - работа тематических студий, которые способствовали использованию новых форм организации образовательного процесса: введение ФГОС, использование новых форм работы в ДОО (тематических студий), модернизация. Всё это отвечает требованиям совместной работы: дети – родители – воспитатели.

Как показала практика – эта форма отвечает интересам: детей, родителей, воспитателей.

Цель: удовлетворение образовательных потребностей воспитанников, осуществление необходимого уровня поддержки детской инициативы в различных видах деятельности через работу тематических студий.

 

Задачи:

1. Организовать в ДОО работу по созданию тематических студий:

- определение направлений тематических студий;

- разработка комплексно-тематического планирования студий.

         2. Создание материально-технических условий: 

- реорганизация образовательной среды;

- закупка оборудования в соответствии с дорожной картой.

3. Организация консультативно-разъяснительных работ с родителями, включение их в деятельность по подготовке и участию в студиях.

4. Деятельность тематических студий в течение летнего периода, направленная на:

- развитие познавательно-конструктивных, творческих и художественных возможностей дошкольников;

- умение высказывать свое мнение;

- сплочение  детского коллектива.

Деятельность студий соответствует приоритетному  направлению работы ДОО: «Интеллектуально-речевое развитие».

В основе проекта лежит деятельностный подход к осуществлению воспитательно-образовательной деятельности в ДОО.

  Проект основан на следующих принципах:

1) полноценное  проживание ребёнком всех этапов детства      (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение   образовательной   деятельности   на   основе   индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации и детей;

4) содействие   и   сотрудничество   детей   и   взрослых,   признание   ребенка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

5) сотрудничество Организации с семьёй;

6) формирование  познавательных   интересов   и   познавательных     действий ребенка в различных видах деятельности;

7) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

8) вариативности -  предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации;

9) креативность – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность. 

Обеспечение:

- методическое: рабочая программа воспитателя, статьи из журналов, сборники конспектов, интернет ресурсы, беседы «Здоровьесберегающие технологии», «Закаливание – залог здоровья», «Чудо краски и прекрасное»; конкурс детских рисунков и поделок «Вторая жизнь упаковки»  (поделки из бросового материала), «Чудо шишки», «Загадки с грядки» (из овощей и фруктов); экспериментирование с неживой природой, презентация «Чудо камни», «Соль и её свойства»; рисование с родителями «Счастливое солнышко», спортивный досуг «Весёлые старты», консультация «Игры и упражнения для развития речи», буклеты «Артикуляционная гимнастика дома».

- материально-техническое: чтение детской художественной литературы; ИКТ; прослушивание музыкальных произведений, просмотр фильмов;

- диагностико-дидактическое: дидактические игры, игры с природным материалом, рассматривание картин, иллюстраций, сюжетно-ролевые игры.

Организуя студийную работу учитывались:

- возрастные особенности детей;

- интересы и добровольность выбора ими студий;

- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной образовательной программой ДОО;

- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания студийной работы именно на её основе;

- обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него предметами и стимулами, с целью развития его любознательности;

- своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

Для развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах  деятельности, охватываются области:

  • Социально-коммуникативное развитие

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

  • Физическое развитие

 

Схема реализации первого (подготовительного) этапа проекта.

1 этап подготовительный (апробация проекта в летний период).

№ п\п

Обеспечение проекта

Ответственные

Сроки реализации

1.

Диагностика.

Воспитатели, инструктор по ФИЗО, логопед

Июнь

2.

Анкетирование родителей

Воспитатели, инструктор по ФИЗО, логопед

Июнь

3.

Разработка перспективных планов

Воспитатели, инструктор по ФИЗО, логопед

Июнь

4.

Создание предметно-пространственной среды (настольно-печатные игры «Мир камней», «Кристаллы», «Живая природа», «Неживая природа», уголок экспериментирования, уголок природы, уголок творчества, плакатная продукция, спортивный инвентарь и т.п.).

Воспитатели, инструктор по ФИЗО, логопед, родители

Июнь-август

5.

Первичный мониторинг:

- ребенок становится инициатором, исполнителем, полноправным участником, субъектом социальных отношений;

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, самостоятельности, чувством веры в себя, способностью  принимать собственные решения;

- положительный психологический климат;

- высокая продуктивная деятельность детей, результатом чего является множество разнообразных продуктов детской деятельности;

- удовлетворенность родителей образовательной услугой и их стремлением участвовать в образовательной деятельности;

- высокая степень удовлетворенности трудом.

Воспитатели, инструктор по ФИЗО, логопед

Июнь

 

Циклограмма деятельности студий на 1 этапом этапе проекта

 

 

1 студия «Хочу всё знать»

2 студия «Природа и фантазия»

3 студия «Послушный язычок

4 студия «Веселое рисование»

5 студия «Звонкий мяч»

 

 

Дети посещают студии в зависимости от дней недели, работа ведется на разных площадках детского сада.

Название тематической студии

Образовательная область

Ответственные

Сроки реализации

  1. «Хочу всё знать»

Познавательное развитие

Воспитатели старшей  группы

Июнь-Август

  1. «Природа и фантазия»

Социально-коммуникативное развитие

Воспитатели подготовительной группы

Июнь-Август

  1. «Послушный язычок»

Речевое развитие

Учитель-логопед

Июнь-Август

  1. «Весёлое рисование»

Художественно-эстетическое развитие

Воспитатели средней группы

Июнь-Август

  1. «Звонкий мяч»

Физическое развитие

Инструктор по физической культуре

 

Июнь-Август

 

Исходя из индивидуальных карт развития ребенка (первичной диагностики) было решено расширять и продолжать работу студий в учебном году. На принятие этого решения, безусловно, повлияло желание детей и родителей.

На августовском педагогическом совете презентовали работу тематических студий в летний период, отчёт первоначального этапа показал: проект требует расширения, освещения на сайте. Принято решение использовать работу студий в учебном году, продолжить реализацию проекта.

2 этап реализации проекта (учебный год)

№ п\п

Обеспечение проекта

Ответственные

Сроки реализации

1.

Диагностика.

Воспитатели, инструктор по ФИЗО, логопед

Сентябрь-октябрь

2.

Анкетирование родителей

Воспитатели, инструктор по ФИЗО, логопед

Сентябрь

3.

Разработка перспективных планов

Воспитатели, инструктор по ФИЗО, логопед

Сентябрь

4.

Создание предметно-пространственной среды (настольно-печатные игры «Мир камней», «Кристаллы», «Живая природа», «Неживая природа», уголок экспериментирования, уголок природы, уголок творчества, плакатная продукция, спортивный инвентарь и т.п.).

Воспитатели, инструктор по ФИЗО, логопед, родители

Учебный год

5.

Вторичный мониторинг:

- ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок  владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;

- ребенок может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах;

-  у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

-  ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

- ребенок стал инициатором, исполнителем, полноправным участником, субъектом социальных отношений.

Воспитатели, инструктор по ФИЗО, логопед

Сентябрь-октябрь

 

Работа тематических студий на 2 этапе

Название тематической студии

Образовательная область

Ответственные

Сроки реализации

  1. «Хочу всё знать»

Познавательное развитие

Воспитатели старшей  группы

Сентябрь – май

  1. «Природа и фантазия»

Социально-коммуникативное развитие

Воспитатели подготовительной группы

Сентябрь – май

  1. «Послушный язычок»

Речевое развитие

Учитель-логопед

Сентябрь – май

  1. «Весёлое рисование»

Художественно-эстетическое развитие

Воспитатели средней группы

Сентябрь – май

  1. «Звонкий мяч»

Физическое развитие

Инструктор по физической культуре

 

Сентябрь – май

 

 

1 студия «Хочу знать»

(понедельник)

Схема организации детей на 2-ом этапе

 

 

 

2 студия «Природа и фантазии»

(вторник)

 

5 студия «Звонкий мяч»

(пятница)

4 студия «Веселое рисование»

(четверг)

3 студия «Послушный язычок»

(среда)

 

Форма организации работы детей поменялась, за счёт этого происходит расширение аспекта интересов каждого ребенка. Ребенок продолжает самостоятельно выбирать студию и в определенный, заранее оговоренный (еще на 1 этапе) день  посещает её.

3 этап заключительный (перспектива)

Схема взаимодействия общения детей, воспитателей усложняется, в приоритете остается только желание ребенка и рекомендации родителей на дальнейшую работу с учетом возрастающего интереса, потребностей и желания.

Работа тематических студий даёт возможность проследить проявление активности, инициативы, самостоятельности конкретного ребенка в различных видах деятельности. Анализ полученных данных позволят увидеть в каких видах деятельности ребенок проявляет индивидуальность в большей степени, и планировать дальнейшую работу в данном направлении.

Увеличиваются сроки проведения до пяти дней, например: зимняя каникулярная, когда одновременно ведется работа всех пяти студий. На этом этапе дети пяти групп (разных возрастов) будут контактировать  друг с другом.

 

1

2

4

3

5

 

Транслируемость опыта:

- форма проведения проста и понятна в ДОО любого вида, так как похожа на кружковую работу.

Но отличается:

- обеспечением требований ООП и ФГОС;

- возможностью раскрытия потенциала любой образовательной организации по количеству направлений студий.

 

 

 

Список литературы

  1. Рабочая программа воспитателей.

  2. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет» Картушина М.Ю., М.: ТЦ Сфера, 2010.

  3. «Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5-6 лет» Картушина М.Ю., М.: ТЦ Сфера, 2012.

  4. «Ознакомление дошкольников с социальным миром» Громова О.Е., М.: ТЦ Сфера, 2012.

  5. «Познавательное развитие дошкольников в игре» Давидчук А.Н., М.: ТЦ Сфера, 2013.

  6. «Познаем окружающий мир - играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников» Федотова А.М. М.: ТЦ Сфера, 2014.

  7. «Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников» Можейко А.В. М.: ТЦ Сфера, 2013.

  8. «Экспериментальная деятельность в детском саду» Одинцова Л.И. М.: ТЦ Сфера, 2010.

  9. «Придумай слово. Речевые игры и упражнения» Ушакова О.С. М.: ТЦ Сфера, 2014.

  10.  «Развиваем речь детей с помощью стихов» Васильева Е.В М.: ТЦ Сфера 2013.

  11.  «Игры – занятия со звучащим словом» Арушанова А.Г. М.: ТЦ Сфера, 2012.

  12.  «Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество» Грибовская А.А. М.: ТЦ Сфера, 2013.

  13.  «Нетрадиционные техники рисования: планирование, интегрированные занятия в ДОУ» Цквитария Т.А. М.: ТЦ Сфера, 2012.

  14.  «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» Майер А.А. М.:ТЦ Сфера, 2012.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных форм организации работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства в аспекте реализации ФГОС.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образов...

Дипломная работа на тему: "Технология поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях группы компенсирующей направленности"

Актуальность изучения  темы в условиях группы компенсирующей направленности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена обновлением нормативной базы дошкольного образования. Объект исследов...

Обеспечение культурных практик и поддержка детской инициативы в условиях внедрения ФГОС ДО

В статье рассмотрены основные механизмы, используемые в современном ДОУ для обеспечения культурных практик и поддержки детской инициативы....

Поддержка детской инициативы как условие стимулирования исследовательского поведения детей дошкольного возраста.

В статье рассмотрены условия поддержки детской инициативы в разных возрастных группах....

Коллективный просмотр Тема: «Педагогическая компетентность в организации совместной деятельности с детьми и поддержка детской инициативы»

Цель: Создать необходимые условия для организации совместной деятельности детей и поддержки детской инициативы.Задачи: 1. Развитие связной речи, диалогической речи2. Развитие творческих способностей д...

«Педагогическая компетентность в организации совместной деятельности с детьми и поддержка детской инициативы»

Цель: Создать необходимые условия для организации совместной деятельности детей и поддержки детской инициативы.Задачи: 1. Развитие связной речи, диалогической речи2. Развитие творческих способностей д...

Мастер-класс «Интересные формы работы с детьми (при поддержке детской инициативы)»

Описание интересных форм работы с детьми и как можно использовать на практике....