Этнокультурный компонент в развивающей предметно-пространственной среде группы №8. Организация различных видов детской деятельности (подготовительная группа)
консультация (подготовительная группа)

Статья поможет воспитателям детского сада подобрать материал и оформить Коми центр для приобщения  своих воспитанников к культуре своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etno-kulturnyy_komponent.docx658.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Челядьöссöвмöдан 117 №-а видзанiншколаöдзвелöдан»Сыктывкарсамуниципальнöйасшöрлуна учреждение»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 117 общеобразовательного вида» г. Сыктывкара

Этнокультурный компонент в развивающей

предметно-пространственной среде группы №8.

Организация различных видов детской деятельности

(подготовительная группа)

Воспитатели:

Лебедева Т.А. - высшая категория

Гапонова Л.А. - первая категория

Сыктывкар, 2020

Актуальность

Современный мир диктует о важности приобщения ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.   Именно на знание истории народа, его культуры поможет детям в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Поэтому, этнокультурная направленность образования в нашем ДОУ является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение воспитанников к ценностям культуры Коми народа, создание условий для формирования представлений о жизни и быте коми народа, становления высокообразованной личности, владеющей этнической культурой.  Для этого, мы в своей группе создали необходимые условия для освоения детьми элементов национальной культуры Коми народа в разных видах детской деятельности, которые послужили базой для формирования любви и привязанности к традициям и культуре коми народа. В группе мы оформили центр традиций и культуры Коми народа.

Цель: Приобщение к национальным и культурным традициям родного края посредством разнообразных видов детской деятельности в центре традиций и культуры Коми народа.

Задачи:

1. Совместно с родителями (законными представителями) разработать поэтапную систему работы по сбору предметов и экспонатов для оформления центра по ознакомлению детей с жизнью и бытом коми народа.

2.Подобрать и оформить наглядно-методические пособия по ознакомлению с бытом коми народа в форме дидактических  игр и лото.

3. Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.

4.Развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к родному краю.

5.Воспитывать в детях толерантность в полинациональном обществе.

6.Способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры.

7.Расширять объем знаний детей об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства.

8.Сохранять и приумножать семейные традиции.

Наполняемость центра:

  1. Наглядно-демонстративный материал.

Альбомы:«Элементы коми орнамента», «Коми изба», «Национальная утварь», «Костюмы коми народов»; наборы открыток «г.Сыктывкар», «Города Республики Коми», символика РК, городов РК, «Достопримечательности Сыктывкара», карта с указаниями полезных ископаемых РК, предметы народно-прикладного искусства, куклы в национальном костюме разных размеров, кукла -  Пера-богатырь, фотографии, иллюстрации, набор «Традиционное искусство Коми».

 Пирамида общения, одна из сторон которой наполнена информацией о Коми Республике.

2.Энциклопедические пособия.

Красная книга РК, Заповедники РК, «Сыктывкар. Связь времен».

3. Литература.

Легенды и сказания народа Коми, коми народные сказки на русском языке, художественная литература коми писателей на русском языке. Сказки С. Пылаевой «Аттьö», «Плотник Заяц», «Берёза», «Серебряный котёл», «Сорока и Ворона». Детские журналы «БИ КИНЬ».

4.Дидактические игры.

 «Собери карту РК», лото «Гербы городов РК», «Дострой домик» (с элементами коми орнамента), «Наряди коми куклу», «Подбери элемент коми узора».

5.Набор книжек-раскрасок «Золотое лукошко».

6.Мини-музейпредметов старины Коми народа.

7.Материалы для детского творчества. Береста, солома, ткани для кукол-закруток, схемы изготовления, иллюстрации, рабочие тетради «Республика Коми. В вопросах и ответах».

В центре традиций и культуры коми народа дети имеют возможность познавать культуру Коми края в разных видах деятельности:

- В продуктивной деятельности ребята рисуют «Северное сияние», «Улицы родного города», «Достопримечательности моего края», «Коми национальные костюмы», символику Коми Республики, коми узоры на различных предметах, изготавливают куклы-закрутки.

- В коммуникативной деятельности - общаются, составляют рассказы «Улица на которой я живу», «Любимый город», рассматривают национальные костюмы и старинную утварь. Беседуют о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участвуют в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины.

-В игровой деятельности дети через словесные игры «Можно – нельзя», подвижные«Стой, олень», «Ловля оленей», дидактические игры «Собери целое», «Города Республики Коми», «Собери герб», «Одень Коми куклу» познают характер взаимоотношений коми человека с миром людей и природы. Закрепляют города республики, собирая их гербы. Узнают богатства родного края и полезные ископаемые.

- В музыкальной деятельности дети рассматривают альбомы с фотографиями танцевальных Коми ансамблей, разучивают Коми хороводы «Марья моль», танцы «Коми шаньги», «Коми Кадриль», разучивают и поют песни «Öшка -мöшка - радуга», «Песня о Корткеросе», слушают детские песни на Коми языке.

- В познавательной деятельности дошкольники составляют плакаты о природоохранной деятельности, закрепляют правила поведения в природе, знакомятся с красной книгой Республики Коми, изучают энциклопедическую информацию и т.д.

- В театральной деятельности наши воспитанники обыгрывают знакомые сказки и в устной форме передают отличительные черты того или иного персонажа (Пера-богатырь, Ёма, Яг-Морт).

Формы работы с детьми.

- Беседы со взрослым и сверстниками;

- просмотр презентаций и видеофильмов («Наш Коми край», «Город Сыктывкар» и др.);

- совместная и самостоятельная  продуктивная деятельность;

- решение проблемных ситуаций;

- объяснение пословиц, поговорок, народных примет коми народа;

- отгадывание загадок;

-рассматривание иллюстраций, книг, фотографий и открыток о Республике Коми;

- игровая деятельность (дидактические и словесные игры);

- экскурсии в мини-музей детского сада и других групп ДОУ, в библиотеку;

- театрализованная деятельность;

- ручной труд, оригами;

- художественная деятельность (чтение и заучивание стихотворений);

- изготовление методического материала (альбомы и книги):

- игры с «Пирамидой общения».

Формы работы с родителями.

- Консультации и беседы;

- подбор предметов быта и оформление центра;

- изготовление альбомов и книг («Коми изба», «Элементы коми орнамента» и др.);

- изготовление атрибутов для проведения подвижных народных игр;

-наглядная информация («Приобщение детей к народным традициям», «Особенности Коми сказок», «Люби и знай свой коми край»).

В результате взаимодействия всех участников образовательного процесса в данном направлений у детей сформированы знания об истории жизни и быта коми народа. Дошкольники с большой любовью отзываются о родном городе, Коми крае. С уважением относятся к сверстникам и взрослым других национальностей. Дети с большим интересом рассказывают об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и характерных особенностях декоративно-прикладного и  изобразительного искусства коми народа. В семьях наших воспитанников сохраняются  и приумножаются семейные традиции. У детей и родителей (законных представителей) систематизированы знания о предметах старинного быта коми народа, расширились представления о том, что город и коми край славен историей, традициями и достопримечательностями. Сформировано чувство гордости за свой город и Республику.

C:\Users\Павел\Desktop\Центр Коми\Фото центра\20200317_143539.jpgC:\Users\Павел\Desktop\Центр Коми\Фото центра\20200317_143641.jpg

C:\Users\Павел\Desktop\Центр Коми\Фото центра\20200318_165628.jpgC:\Users\Павел\Desktop\Центр Коми\Фото центра\20200318_160743.jpg

C:\Users\Павел\Desktop\Центр Коми\Фото центра\20200317_144115.jpgC:\Users\Павел\Desktop\Центр Коми\Фото центра\20200318_171616.jpg

Литература:

1.Белых С.С., Штекляйн С.Н., Потолицына Н.Б. Парма. Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми. - Сыктывкар: КРИРОиПК, 2007. - 192с.

2.Большая энциклопедия животного мира «Росмэн». М., 2001.

3.Большая энциклопедия животных. М., 2002.

4.Гудырева Л.Н. Ознакомление с искусством: Методические рекомендации к программе «Парма». - Сыктывкар: КРИРОиПК, 2002. - 26с.

5.Клейман Т.В. Детям о культуре народа коми, часть II. Творческое развитие школьников в процессе ознакомления с фольклором народа коми. - Сыктывкар: Коми республиканский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 1994. - 230с.

6.Клейман Т.В. Детям о культуре народа коми, часть III. Творческое развитие школьников в процессе ознакомления с фольклором народа коми. - Сыктывкар: Коми республиканский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 1995. - 251с.

7.Клейман Т.В. Детям о культуре народа коми, часть IV. Занимательные формы закрепления знаний школьников о культуре коми. - Сыктывкар: Коми республиканский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 1995. - 202с.

8.Рыжова Н.А., Рыжов И.Н., Ильина И.В. «Азбука юного гражданина Республики Коми: Путешествие с Войпелем», Сыктывкар, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие свободного общения детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности

Опытно-экспериментальная работа по теме "Развитие свободного общения у детей дошкольного возраста....

Организация различных видов детской деятельности ознакомления с трудом взрослых в системе комплексно - тематического планирования. Профессия - пожарный.

Одной  из задач образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» является трудовое воспитание дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит перед ...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Конспект организованной образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в старшей группе «По следам Кощея Бесцветного»

Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область: художественно-эстетическая. Игровая форма занятия способствует развитию и поддержанию интереса к изодеятельности. Включает в себя задания, напра...

Использование этнокультурного компонента в развивающей предметно- пространственной среде

созданный в группе уголок «У бабушки в гостях» способствует формированию в детях национальных и культурных основ. Через различные вспомогательные игры и атрибуты мы развиваем познавательны...