РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
рабочая программа

Ложкина (Харько) Ольга Александровна

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования личности, развития высших духовно-нравственных начал, гражданско-патриотических чувств. И дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) как социальный институт должно способствовать формированию и развитию у маленьких граждан представлений об обществе, культуре, Родине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_region.komponent.docx50.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №89 «Журавленок» компенсирующего вида»

г. Улан-Удэ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Разработчик:

Ульяновская О.А.

Харько О.А.

Улан-Удэ

2021


СОДЕРЖАНИЕ:

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        3

1.1. Пояснительная записка        3

1.2. Цели и задачи реализации программы        4

1.3. Принципы и подходы к формированию программы        5

1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации программы        6

1.5. Планируемые результаты освоения программы        7

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        10

2.1. Содержание направлений реализации программы        10

2.2. Формы, методы и средства реализации программы        11

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников        13

2.4. Особенности взаимодействия со специалистами ДОУ        14

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        15

3.1. Материально-техническое обеспечение программы        15

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами        16

3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды        17

ЛИТЕРАТУРА        19


I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования личности, развития высших духовно-нравственных начал, гражданско-патриотических чувств. И дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) как социальный институт должно способствовать формированию и развитию у маленьких граждан представлений об обществе, культуре, Родине.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.3, п.3,4) указывает на то, что государственная политика в сфере образования носит гуманистический характер, основывается на принципах гражданственности, патриотизма, единства образовательного процесса на территории РФ, защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства.

Важнейшую роль в воспитании дошкольников играет возрождение и сохранение культурного наследия. И первой ступенькой в освоении мировых культурных сокровищ и формировании личностной культуры становится культура региональная.

Об уникальности региональной культуры Республики Бурятия можно судить по социокультурным особенностям развития, по самобытности культур народов, населяющих республику (русские, буряты, эвенки и др.). Наш регион имеет глубокие исторические корни культурных традиций и обычаев, равно как и опыт сохранения и передачи региональных культурных ценностей подрастающему поколению.

Национально-региональный компонент в дошкольном образовании призван помочь детям осознать и ощутить принадлежность к своей малой родине, усвоить общечеловеческие и национальные ценности.

Рабочая программа реализации национально-регионального компонента разработана в соответствии с ООП МБДОУ «Детский сад №89 «Журавленок» компенсирующего вида г. Улан-Удэ», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

1.2. Цели и задачи реализации программы

Цели реализации программы:

  • развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных физиологических и психологических особенностей в различных видах деятельности;
  • развитие потенциальных возможностей и индивидуальных способностей детей;
  • формирование интереса и ценностного отношения к родному краю у детей.

Задачи реализации программы:

  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • формирование представлений о географическом расположении, природных ресурсах, климатических условиях, животном и растительном мире родного края;
  • формирование уважительного и бережного отношения к природе и всему живому;
  • ознакомление детей с историческим прошлым и настоящим, культурным наследием родного края; развитие интереса к местным традициям и народным промыслам;
  • привлечение родителей к совместному участию и поддержке при ознакомлении дошкольников с родным краем.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

Принципы:

  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • принцип постепенности, последовательности и систематичности: темы повторяются в каждой группе, изменяется только содержание, объем познавательного материала и сложность;
  • принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса - создает условия для обогащения детских представлений о родном крае, позитивно отражается на перспективах развития ребенка;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Подходы к формированию программы:

- Культурно-исторический. Развивающее обучение и научное положение Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие – важнейший дидактический принцип. Учёт социальной ситуации в образовательной деятельности ребенка является важным условием развития.

- Деятельностный подход. Ребёнок развивается только в процессе правильно организованной деятельности, в соответствии с возрастной периодизацией развития ребенка, согласно точке зрения Л.С. Выготского и В.В. Давыдова. Развитие ребенка осуществляется в процессе его собственной деятельности, формирующейся постепенно. Сначала ребенок овладевает деятельностью при взаимодействии со взрослым, затем с другими детьми, и в конечном итоге он действует самостоятельно.

- Личностно-ориентированный подход. Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Подразумевает личностно-ориентированную модель взаимодействия, суть которой в том, что воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «не рядом и не над, а вместе!».

1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации программы

В основе предлагаемой программы – тематический подход. Практический и методический материал систематизируется по разделам: «Родной край», «Родной город», «Население», «Традиции родного края», «Растительный мир Республики Бурятия», «Животный мир Республики Бурятия»», и учитывает особенности региона: географические, климатические, экологические, природные, культурно-национальные, что способствует системному усвоению детьми знаний о родном крае.

Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года. Программа составлена с учетом требований, определенных нормативными документами. Занятия проводятся с периодичностью 2 раза в неделю в форме познавательной деятельности, согласно учебно-тематического плана и предполагают познавательный и продуктивный блок. Часть познавательного материала по ознакомлению с родным краем вынесена в совместную деятельность с детьми (сюжетно-ролевые, дидактические игры, беседы, продуктивную деятельность).

Предлагаемый в перспективных планах порядок разделов и тем может варьироваться и изменяться по усмотрению педагога.

Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет:

- речь развита достаточно, дети свободно высказывают свои суждения по содержанию деятельности. Появляется способность активного мышления. В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий.  В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог;

- познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления;

- старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе — животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к тому, что его окружает, к его «малой родине». Формируются представления о том, что у него, его семьи и месте проживания есть своя история, а образ жизни людей меняется в зависимости от природных условий. Дети знакомятся с достопримечательностями своего города, национальными традициями. Отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Детям доступны произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

1.5. Планируемые результаты освоения программы

Результаты освоения дополнительной программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения дополнительной программы.

Целевые ориентиры освоения программы

Раздел

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Родной край

Имеют представления о климатических и сезонных изменениях в природе Республики Бурятия.

Имеют представления о погоде, сезонных изменения в природе, климатических особенностях. Знают элементарные правила экологически грамотного поведения в природе.

2. Родной город

Знают социокультурные учреждения города, краткую историю возникновения и развития своего города.

Знают социокультурные учреждения города, историю возникновения и развития родного города, могут показать город на карте. Имеют представления о геральдике.

3. Население

Знают некоторые народности, населяющие республику. Имеют представления об их быте и условиях проживания.

Могут назвать малочисленные народности, знают особенности быта, обычаи, праздники, традиционные занятия. Имеют представления о национальной одежде.

4. Традиции

родного края

Знают сказки, легенды, обычаи народа. Знают традиционные занятия коренного населения, промыслы.

Имеют представление о народных промыслах, о народных традициях.

Знакомы с фольклором (сказки, загадки пословицы, приметы), знают народные инструменты.

5. Растительный мир Республики Бурятия

Знают условия произрастания растений, знают разнообразие растений.

Знают условия произрастания растений и зависимость внешнего вида растений от условий и места обитания.

Знают о разнообразии растительного мира. Знают лекарственное и промышленное значение растений – заготовка ягод, лекарственные растения.

6. Животный мир Республики Бурятия

Знают условия обитания и приспособления к ним животных. Знают обитателей местной фауны.

Знают условия обитания и зависимость внешнего вида животных от условий и мест обитания.  Знают некоторые особенности поведения и образа жизни животных. Знают разнообразие животных.


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание направлений реализации программы

Образовательные области

Задачи

Познавательное развитие

- дать представление о климатических условиях, природных ресурсах, растительном и животном мире Республики Бурятия;

- познакомить с историческим прошлым и настоящим родного города (достопримечательностями, памятниками города, его первооткрывателями);

- формировать бережное отношение к природе Бурятии.

Художественно-эстетическое

развитие

- знакомить с культурным наследием, развивать интерес к народным промыслам и местным традициям;

- учить создавать художественные образы природы, растительного и животного мира в различных видах продуктивной деятельности.

Социально-коммуникативное

развитие

- воспитывать любовь и привязанность к «малой родине», уважение к традициям и культуре Республики Бурятия

Физическое развитие

- развивать ловкость, физическую выносливость, смекалку через подвижные народные игры и забавы.

Речевое развитие

- развивать культуру речи,

- знакомить с писателями, их творчеством;

- формировать интерес к произведениям устного народного творчества (сказки, стихи, пословицы).

2.2. Формы, методы и средства реализации программы

При реализации программы реализации национально-регионального компонента используются общепринятые формы работы с детьми дошкольного возраста:

- игры дидактические, с элементами движения, сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, хороводные, подвижные игры имитационного характера, игры-драматизации;

- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

- чтение, рассматривание и обсуждение детских иллюстрированных энциклопедий, познавательных и художественных книг;

- рассказы воспитателя об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми, беседы социально-нравственного содержания;

- наблюдения за трудом взрослых, за природой;

- изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, изготовление сувениров и украшений для группового помещения к праздникам;

- познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, экспериментирование;

- оформление выставок произведений декоративно-прикладного искусства, работ народных мастеров, репродукций произведений живописи, книг с иллюстрациями; выставок детского творчества, тематических выставок;

- заучивание стихотворений, произведений малых фольклорных жанров, отрывков литературных произведений;

- рассматривание и обсуждение иллюстраций к знакомым сказкам и полешкам, предметных и сюжетных картинок, произведений искусства (народного, изобразительного, декоративно-прикладного), игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.);

- продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация) по замыслу, по мотивам знакомых стихов и сказок, на темы народных потешек, на тему прочитанного или просмотренного произведения; лепка, рисование сказочных животных; рисование иллюстраций к художественным произведениям;

- слушание и обсуждение народной, детской музыки, классической музыки;

- упражнения на развитие голосового аппарата, певческого голоса, артикуляции;

- танцы;

- физкультминутки.

Вариативные методы работы с детьми дошкольного возраста:

- информационно-рецептивный, позволяющий сократить путь передачи информации;

- репродуктивный метод, основанный на многократном повторении ребёнком информации или способа деятельности;

- проблемный метод (метод проблемного изложения), где педагог ставит проблему и показывает путь её решения;

- эвристический метод (частично-поисковый), где проблемная задача делится на части проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);

- исследовательский метод, направленный на освоение способов решения проблем, на развитие творческой деятельности;

Средства работы с детьми дошкольного возраста:

- демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми);

- визуальные (для зрительного восприятия), аудиовизуальные (для слухового восприятия);

- естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);

- реальные (существующие) и виртуальные (несуществующие, невозможные) и др.;

Средства, направленные на развитие деятельности детей:

- двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);

- игровой (игры, игрушки);

- коммуникативной (дидактический материал);

- чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);

- трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);

- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования, в том числе строительный материал, конструкторы, природный и бросовый материал);

- музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Ознакомление дошкольников с родным краем происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает совместные мероприятия, организацию бесед, консультативно–информационную работу.

Мероприятия

Дата

Ответственный

Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о дополнительных услугах

Сентябрь

Воспитатели

Оформление информационного стенда: памятки, буклеты

В течение года

Воспитатели

Оказание консультационной поддержки родителям в вопросах ознакомления детей с родным краем

В течение года

Воспитатели

Помощь родителям по созданию предметно - развивающей среды в семье

В течение года

Воспитатели

Совместный просмотр презентаций и видеороликов по тематике вместе с родителями

Декабрь-январь

Воспитатели

Участие в совместных праздниках, выступлениях, конкурсах

В течение года

Воспитатели

Создание мини-книг, макетов по темам

Февраль-май

Воспитатели

2.4. Особенности взаимодействия со специалистами ДОУ

Решение задач по освоению содержания регионального компонента осуществляется в тесном взаимодействии специалистов ДОУ: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Содержание деятельности

Дата

Ответственный

Народные игры

Развлечение «Игры нашего двора»

В течение года

Руководитель по физической культуре

Воспитатели

Продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества народов Бурятии.

Выставка детского творчества

В течение года

Воспитатели

Природа, растительный и животный мир, культура и быт народов Бурятии.

Выставка макетов

В течение года

Март-май

Воспитатели

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение программы

Материально-технические условия реализации программы соответствуют требованиям:

- определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;

- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой;

- к материально-техническому обеспечению программы: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами

Технические средства обучения

Магнитофон, музыкальный центр, мультимедиа-проектор.

Наборы аудио и видеодисков, презентации.

Мини-музей «Мой Улан-Удэ»

Сменные выставки:

 «Мой родной Улан-Удэ»,

«Достопримечательности города»

 «История детского сада «Журавлёнок»

Макеты:

«Мой край Бурятия»

«Славное море, священный Байкал»

Краеведческий уголок

«Красная книга Республики Бурятия»

«Природа родного края»

«Животный и растительный мир Бурятии»

«Народное декоративно-прикладное искусство Бурятии»

Народная художественная литература (сказки, рассказы, легенды)

Изделия народных промыслов

«Бурятские национальные игры»

3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая среда построена с учетом следующих принципов:

1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию дополнительной программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;

- двигательную активность;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

2. Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3. Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды.

4. Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а разнообразный материал - альбомы, макеты и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует активность детей.

5. Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6. Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

Содержание предметно-развивающей среды при ознакомлении дошкольников с родным краем.

Старшая группа

Подготовительная группа

Карта Бурятии

Альбом национальных костюмов

Гербарий растений

Фотоальбом «Наш любимый Улан-Удэ»

Картотека дидактических игр

Атрибуты для подвижных игр

Материалы для творческой деятельности (природный материал, кусочки меха, бисер, пластилин и др.)

Художественная литература (сказки, рассказы, легенды)

Карта России

Карта Бурятии

Альбом «Мой край»

Альбом «Животные Бурятии»

Альбом «Растения Бурятии»

Гербарий растений, природный материал

Книги поэтов и писателей края детской тематики

Альбом «Достопримечательности города»

Альбом «Байкал –жемчужина Бурятии»

Картотека дидактических и подвижных игр

Атрибуты для подвижных игр

Материалы для творческой и исследовательской деятельности (природный материал, кусочки меха, бисер, пластилин, краски, нитки, ткань, леска и др.)

Национальные костюмы

Макет жилищ народов, проживающих в Республике Бурятия


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.- метод. пособие / авт.-сост.: З.И. Пазникова, Р.И. Карпова, С.А. Ступина. - Улан-Удэ: изд. Бурятского госуниверситета, 2010. - 160 с.
  2. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо–туристской деятельности: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Под ред. А.А.Остапца, Г.Б.Абросимовой, М.Е.Трубачевой. -2-е изд., испр, и доп. – М.: АРКТИ, 2004. -176 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384) [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/70512244/
  4. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие.- СПб.; Детство-пресс, 2008. - 128с.
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации»  [Электронный ресурс] Сборник Федеральных законов РФ / URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-3.php
  6. Фесюкова Л.Б.  300 развивающих игр для детей 4-7 лет. - Х.: ЧП «Ангро Плюс», 2008. - 144 с.
  7. Швейкина Е. А., Пазникова З. И. У Байкала мы живем: рабочая тетрадь по ознакомлению с культурой народов Бурятии / Е.А. Швейкина, З.И. Пазникова. - Улан-Удэ: изд-во Бурятского госуниверситета, 2012. - 34 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Путешествие с Масмак»

Воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа....

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА.

Чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа, для развития чувства патриотизма очень важно дать детям начальные знания о Родине, народе, обычаях, истории, культуре....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

Данная рабочая программа разработана для воспитанников 2 младшей группы...

Рабочая программа "Мой край родной" по реализации национально-регионального компонента прогрвммы

Подборка материалов для ознакомления старших дошкольников с родным городом, его особенностями, природой......

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...