Публикация в международном журнале "Вестник науки"
статья

Ложкина (Харько) Ольга Александровна

Реализация регионально - национального компонента

Ссылка на статью: https://www.вестник-науки.рф/article/4930

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_region.komp_.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 342.3

Харько О.А.

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 89 «Журавлёнок»

компенсирующего вида»

(Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ)

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Аннотация: В данной статье рассматривается национально-региональный компонент в дошкольном образовании, как он направлен на то, чтобы помочь детям осознать и ощутить принадлежность к своей малой родине, усвоить общечеловеческие и национальные ценности.

Ключевые слова: региональная культура, наследие, традиции, национальные ценности.

Наиболее благоприятный период для развития в ребёнке духовно-нравственных качеств, а также начала формирования собственного «Я» - дошкольный возраст. Именно в это время он предпринимает первые попытки самоутвердиться, начинает осознавать свою роль и место в коллективе.

Педагоги, наравне с родителями, обязаны принять в этом непосредственное участие, заложить базовые понятия.

На этом этапе крайне важно помнить, что полноценное развитие невозможно без изучения культурного наследия региона.

Стоит понимать, дошкольники мыслят несколько иными, более мелкими категориями: семья, дом, родной город. Изначально они не отождествляют себя ни с краем (областью, республикой), ни тем более со страной.

Существуют базовые направления изучения региональной культуры. Остановимся на некоторых из них более подробно.

Социально-коммуникативное

Основано на методе объединения различных сфер образования, за счёт чего достигается вариативность и разнообразие работы, информация преподносится интереснее, она легче запоминается.

На любом из занятий можно внедрять краткие краеведческие сведения. К примеру:

  • Знакомиться с фольклором;
  • Слушать национальную музыку;
  • Учить стихотворения местных поэтов и т.д.

При этом следует соблюдать ряд требований:

  • Сведения должны быть яркими и запоминающимися;
  • Исторические факты и описываемые события соответствуют возрасту обучающихся, чтобы они понимали их значение;
  • Периодически проводить простейшие исследования, совершать открытия (по результатам которых воспитанники самостоятельно делают выводы, обсуждают их с товарищами);

Воспитанию любви к малой Родине способствует создание краеведческого музея, либо, за неимением такой возможности, коллективное посещение государственных.

Чтобы заинтересовать учащихся, оформление выставки должно быть красочным, содержать фото- и видео материалы, макеты, миниатюры, стенды. Чтобы вовлечь в процесс детей, можно попросить их принести отдельные экспонаты, рассказать о них другим. Такими способами удаётся значительно повысить их интерес к истории родного края.

Познавательно-речевое

Первостепенной целью является формирование чувства гордости за свою культуру, язык, восхищения ими. Необходимо ввести обучение второму языку (бурятскому), изучать устное творчество (пословицы, присказки и т.д.).

Наш край имеет необычайно богатое наследие, множество славных традиций и обычаев, героев, чьими подвигами гордятся земляки. Чтобы дети могли знакомиться с ними, в ДОУ следует проводить национальные праздники, привлекая членов семей.

Можно ставить сценки на основе сказок, исполнять народные танцы и песни, одеваться в национальные костюмы, готовить национальные блюда и угощать ими гостей мероприятия.

Всё это обеспечивает социально-коммуникативное развитие дошкольников, полностью соответствует основным задачам ФГОС:

  • Воспитывает положительное отношение к себе, обществу и окружающему миру;
  • Учит осознавать реальность происходящего, уметь вести себя в соответствии с общепринятыми нормами;
  • Даёт основополагающие понятия о личности и мире в целом.

Литература:

  1. Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. - метод. пособие / авт.-сост.: З.И. Пазникова, Р.И. Карпова, С.А. Ступина. - Улан-Удэ: изд. Бурятского госуниверситета, 2010. - [160 с.]
  2. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо–туристской деятельности: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Под ред. А.А.Остапца, Г.Б.Абросимовой, М.Е.Трубачевой. -2-е изд., испр, и доп. – М.: АРКТИ, 2004. - [176 с. ] (Развитие и воспитание дошкольника).
  3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие.- СПб.; Детство-пресс, 2008. - [128с.]

Kharko O.A.

Educator, MBDOU "Kindergarten No. 89 "Crane" compensating type"

(Russia, Republic of Buryatia, Ulan-Ude)

IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL-REGIONAL COMPONENT

  • Abstract: This article examines the national-regional component in preschool education, as it is aimed at helping children to realize and feel belonging to their small homeland, to assimilate universal and national values.
  • Keywords: regional culture, heritage, traditions, national values.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свидетельство о публикации в международном журнале "Педагог"

опубликовано открытое занятие в международном журнале "Педагог" На тему : "Кукла Маша заболела"...

Публикация в международном сборнике

XX Международная научно-практическая конференция «Современное образование: актуальные вопросы, достижения, инновации». Тема представленного опыта: "Сенсорное и перцептивное разви...

Свидетельство.Публикации в Международном сетевом издании "Солнечный свет"

Консультация для родителей.Времена года.Зима.Чем занять детей....

Свидетельство.Публикации в Международном сетевом издании "Солнечный свет"

quot;Агрессивный ребенок" консультация для родителей....

Публикация в сборник статей Международной конференции «Наука XXI века»

Статья, опубликованная в сборнике статей Международной конференции "Наука XXI века"...

Публикация в Международном сборнике статей "Наука XXI века"

Статья, опубликованная в Международном сборнике статей "Наука  XXI века"...