Этнокультурное воспитание как основа духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста (младшая группа)
учебно-методический материал

Акберова Гульшат Гадиевна

Развитие  и воспитание   ребенка  дошкольного  возраста  невозможно   представить     без  нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания;   которое,  начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.

Целью  этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей  работе духовно-нравственные ценности национальной  традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Кроме того  этнохудожественная деятельность  выступает инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка, помогая ему лишиться страхов, комплексов.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов  народов   живущих в Татарстане  и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального  и регионального уровня были определены ориентиры и направления нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:

  • в законе Российской Федерации «Об образовании»;
  • в Национальной доктрине образования Российской Федерации;

 Принятые в 2013 г. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Дошкольного Образования одними из своих принципов определяют:

  • приобщение детей к  социокультурным  нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Таким образом, ФГОС определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Первые годы жизни ребенка ‑ важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни.

Применительно к ребенку старшего дошкольного возраста патриотизм должен определяться, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

 В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов:

  • приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;
  • гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;
  • формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе.

      Т.е. важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.

     Таким образом, содержание этого проекта социально-личностного развития детей старшего возраста построено в соответствии с ФГОС и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_sam.22-23.docx62.58 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казани

Индивидуальная  траектория  развития профессиональной  компетенции

на 2022-2023  г.

Тема: «Этнокультурное воспитание как основа  духовно-нравственного  развития  детей дошкольного  возраста»

(младшая группа)

                                                                               Составила :  

                                                                                       Акберова  Г.Г.

Тема:"Этнокультурное  воспитание   как  основа духовно-нравственного  развития   детей   дошкольного  возраста"

Учебный  год:   2022-2023

Составила:  Акберова  Гульшат Гадиевна

Направление:  социально-коммуникативное  

Дата  начала  работы  над  темой:  01.09.2022

Окончание  работы:  31.08.2023

Срок  реализации:   с   1-сентября  2022 г.  по   31 -августа  2023 г.

«Пусть ребенок чувствует красоту  и восторгается  ею,

                                   Пусть в его сердце и в памяти  навсегда сохраняются образы,

В  которых  воплощается  Родина"

                                                     

                                                               

                                         В.М.Сухомлинский                                                            

               

Актуальность темы:

       Развитие  и воспитание   ребенка  дошкольного  возраста  невозможно   представить     без  нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания;   которое,  начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.

Целью  этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей  работе духовно-нравственные ценности национальной  традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Кроме того  этнохудожественная деятельность  выступает инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка, помогая ему лишиться страхов, комплексов.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов  народов   живущих в Татарстане  и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального  и регионального уровня были определены ориентиры и направления нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:

  • в законе Российской Федерации «Об образовании»;
  • в Национальной доктрине образования Российской Федерации;

 Принятые в 2013 г. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Дошкольного Образования одними из своих принципов определяют:

  • приобщение детей к  социокультурным  нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Таким образом, ФГОС определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Первые годы жизни ребенка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни.

Применительно к ребенку старшего дошкольного возраста патриотизм должен определяться, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

 В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов:

  • приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;
  • гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;
  • формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе.

      Т.е. важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.

     Таким образом, содержание этого проекта социально-личностного развития детей старшего возраста построено в соответствии с ФГОС и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.

Цель :  формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Знакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим народов, проживающих на территории республики Татарстан (татарского, русского)
  2. Способствовать  приобщению детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.
  3. Приобщение к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и т.д.),  а также при помощи дидактических игр.
  4. Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды  детского   сада.
  5. Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания , опирающегося на взаимодействиях основных субъектов образования: педагог-воспитанники-семья.
  6. Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования и воспитания в  детей.
  7. Формирование  у  детей  представлений  о  природе родного  края,   о  национально-культурных традициях  русских  и татар и  других  национальностей;  об  их обычаях, обрядах, песнях и танцах,  устном народном творчестве.
  8. Воспитание  патриотизма,  формирование нравственных чувств, эстетическое воспитание через  ознакомление детей с национальными  культурными традициями русского,  татарского  и  других   народов.

Предполагаемые    результаты освоения детьми  программы:

  • Понимание своей связи с разными уровнями культуры: национальной (русской), и региональной (татарской).
  • Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах русских  и   татар;   умения различать изделия разных народных промыслов;
  • Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре   разных  национальностей.
  • Умение детей различать виды и жанры произведений основных видов русского народного искусства, а так же   фольклора  других  народов;
  • Появление у детей  устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве;
  • Умение детей дать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам, нравственную - поведению людей;
  • Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
  • Наличие творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;
  • Создание предметно -развивающей среды по этнокультурному воспитанию.

Реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств.

 Форма  отчета  по  проделанной  работе:

. Наглядно-информационные  материалы для  родителей;

.Провести  консультации для воспитателей  по этнокультурному  воспитанию;

. Изготовить дидактические   игры, пособия,  картотеку  по данной  теме;

. Составление конспектов  занятий,  развлечений;

. Создание   развивающей  среды  в  группе,   соответствующую  уровню  развития детей  и программным  задачам;

Декоративно-прикладное искусство и художественно-творческая деятельность  

Народное изобразительное искусство (особенно декоративное) отличается богатством и своеобразием сочетания красок, нарядностью, сказочностью образов. Реалистичность и простота оформления предметов народного декоративного искусства делают их доступными детскому пониманию и частичному воспроизведению

Народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует возникновению эстетического переживания и первых эстетических суждений, развивая процессы восприятия, мышление, обще психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Дети получают не только определенный объем знаний о промыслах, но и углубляют знания о родном крае и его тружениках, не только учатся видеть и понимать красоту предметов декоративно - прикладного искусства, но и воспитывается уважение к труду народных мастеров, гордости, любви к своему родному краю.

Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием, участвуя в календарных праздниках, детям легче представить как жили люди  в   прежние времена,  понять основы традиционного уклада и ценностей народной  культуры. Ребенок, шире и глубже знакомясь с жизнью и бытом русского,  татарского  и других   народов;  раскрывает в себе неиссякаемые возможности художественного творчества, формирует основы личностного роста.

Декоративно-прикладное искусство несет в себе важные развивающие функции:

  1. Образовательные:  знакомит  с жизнью и бытом, самобытной культурой, изделиями прикладного искусства народов, проживающих в Татарстане;
  2. Развивающие: умение видеть, оценивать красоту в окружающих предметах, развивает творческую фантазию;
  3. Воспитательные: воспитывает в детях чувство прекрасного, интерес и любовь к родному краю.

I этап подготовительный (организационный)

  1.  Изучение опыта педагогов республики по теме  " Этнокультурное воспитание   как  основа  духовно-нравственного развития детей  дошкольного возраста".
  2. Определение интересов, представлений детей  с помощью определенных диагностических процедур и  наблюдений. (По диагностическим материалам  определяется уровень развития детей, уровень творческих проявлений, психических процессов, тревожности, лабильности нервных процессов ).
  3. Анкетирование родителей. Анкеты анализируются с целью выявления уровня грамотности родителей, их представлений о нравственно-духовном развитии детей, их эстетического развития.
  4. По результатам анализа разрабатываются план совместной работы, консультации по истории Татарстана, оформляются тематические и образовательные стенды. При необходимости провести индивидуальные беседы.
  5. Составление    перспективного  плана  работы.
  6.  Разработка  конспектов занятий, развлекательных, игровых  и музыкальных  упражнений, этюдов  и т.д.
  7.  Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание  фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, аутотренингов, музыкальных минуток.
  8. Формирование   развивающей  среды  (Развивающая среда в группе создается как фактор формирования в растущем человеке добра  красоты и включает: внутренний интерьер группы;  уголки детского творчества;  театральный и музыкальный центры).
  9. Выработка системы  взаимодействия  педагогов и родителей.

II этап  (Продуктивный)

Задачи:

  1. Освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ этнокультурных  категорий и ценностей.
  2. Создание  условий для успешного овладения детьми этнонациональной культуры средствами разнообразной деятельности: декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества.
  3. Проведение выставок готовых детских работ по декоративно-прикладному творчеству, изобразительной деятельности на уровне детского сада.
  4. Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение,  договариваться,  приходить к согласию и т.д).
  5. Развитие управленческих способностей (способность осуществлять  выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
  6. Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).
  7. Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри группы  и в процессе взаимодействия с социумом).
  8. Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

III этап (заключительный):

  1. Проведение итоговой диагностики, которая позволит выявить уровень этнокультурного развития детей.
  2. Проведение  анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании данных диагностики делаются выводы о результативности проведенной работы  педагогами, динамике этнокультурного развития детей, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.
  3. Выявление   недостатков, трудностей и проблем в работе.
  4. Проведение  итогового мероприятия,  участие в котором  принимают  дети,  педагоги,  родители (создание сценария, подготовка костюмов, декораций, подбор музыки, оформление музыкального зала, разучивание песенного, литературного и хореографического материала).
  5. Проектирование программы дальнейшей  деятельности  по этнокультурному воспитанию.

Формы  работы с детьми в процессе реализации  этого проекта:

  • Диагностирование детей (до начала работы над проектом и после окончания);
  • Тематические беседы;

.   Циклы образовательных ситуаций художественно — творческого        

    направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация  и т.д.)                                                      

  • Занятия на основе метода интеграции с привлечением специалистов различного профиля (муз. руководителей, педагогов Изо и др.);
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, народных песен;
  • Чтение художественной литературы, стихотворений по каждому разделу.
  • Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно — ролевые;
  • Выставки рисунков и поделок.
  • Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах;
  • Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Использование народных игр, в том числе хороводов;
  • Организация тематических вечеров;
  • Оформление  уголка по народным промыслам в группе.

     Методы  и приемы  работы  с детьми

     . Циклы  интегрированных  занятий,  включающие разные виды  деятельности:    познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую на  основе единого  содержания.

     .     Познавательные,  этические  беседы  на  основе знании детей   о  жизнедеятельности своей семьи,  т.к. каждая  семья имеет свой  национальный  уклад.

     . Видеопросмотры, включающие специально  созданные  образовательные  программы.

     .  Развлечения с  этнокультурной и государственной  тематикой.

     .  Фольклорные  мероприятия и театрализованные  представления.

     .  Целевые  прогулки  и экскурсии,  обеспечивающие  знакомство детей  с социальным, культурным  и природным  разнообразием родного  края.

     .  Игровые методы  и  приемы.     Они  вызывают у  детей  повышенный  интерес  и  положительные эмоции,   содействуют концентрации внимания  на  учебной  задаче.  Использование  дидактических, ролевых, подвижных, конструктивных  игр     помогает   целенаправленно  ввести детей  в  мир  народной  культуры.

     . Метод  воображаемых  ситуаций повышает степень усвоения  познавательного  материала.

     .  Метод  игра-путешествие  помогает  в  уточнении знаний  детей.

     .  Словесный   метод  включает  в  себя,  например,  прием  сравнения  и   прием  развивающих  вопросов. Прием  сравнения  помогает выявлять общее и особенности в  историческом  развитии разных  народов.  Развивающие  вопросы  помогают выявлять уровень знаний  у  дошкольников.

    .  Метод  проектов,  предполагает  организацию совместной  исследовательской  деятельности  детей  и взрослых.              

Формы работы  с родителями по реализации данного проекта:

  • Анкетирование с целью проверки знаний по народному творчеству;
  • Консультирование родителей;
  • Участие в сборе предметов народного творчества;
  • Беседы;
  • Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставок ;
  • Просмотр выставок детских работ и  изготовленных альбомов по народному творчеству;
  • Участие в тематических  вечерах;
  • Участие в конкурсе совместных рисунков о народном  творчестве;
  • Участие в оформлении  уголка по народному творчеству  в группе;
  • Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;
  • Просмотр итоговой презентации.

Условия  организации развивающей среды в группе:

-Наличие дидактических и развивающих игр;

-разработка таблиц с элементами народных росписей;

-создание условий для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, трафареты орнаментов);

наличие различного иллюстрированного материала (изделия декоративно-прикладного искусства.

 

Форма подведения итогов - диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Методы диагностики:

  • собеседование с детьми;
  • наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
  • анализ результатов продуктивной деятельности.

Форма   самообразования:

   Индивидуальная

 Изучение учебно-методической литературы:

  1. Аверьянова А. П." Изобразительная деятельность в детском саду" (занятия). Москва: "Мозаика - Синтез", 2010г. 240 с.
  2. Алешина Н.В. "Знакомство дошкольников с родным городом и страной" ("Патриотическое воспитание"). М.: УЦ  "Перспектива", 2011г. 145 с.
  3. Алешина Н.В. "Патриотическое воспитание дошкольников". Методическое пособие. М.: "ЦГЛ"., 2011г. 150 с.
  4.  Буре Р.С. "Нравственно-трудовое воспитание в детском саду". М., 2013г.

 

  1. Клиенов А. П. "Народные промыслы". М.: Белый город, 2010г. 180 с.

  1. Комарова Т. С. "Народное искусство в воспитании дошкольников". М.: Педагогическое общество России, 2011г. 196 с.
  2.  Корчаловская Н. В. "Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников". М.: Феникс, 2015г. 180 с.

8. "С чего начинается Родина?" / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ - Сфера. 2016г. 192с.

9. Смирнова Р.Н "Декоративно-прикладное искусство в детском саду" // "Дошкольное воспитание". – 2016г. - №12. - С.18-20.

10."Фольклор - музыка - театр" Программа и конспекты занятий педагогов, работающих с дошкольниками: программно - методическое пособие \ Под ред. С. И. Мерзляковой.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012г. 320 с.

11.Швайко Г. С. "Занятия по изобразительной деятельности в детском саду" (подготовительная группа). М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011г. 240 с.

12. "Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детского сада". Под ред. Н.А.Ветлугиной. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение. 2013г. 207 с.

13."Региональная  программа дошкольного образования»                            Шаехова Р.К. Казань, «Магариф», 2011г.

14."Соенеч"  Региональная образовательная  программа  дошкольного  образования.  Шаехова Р.К.  Казань, "Магариф", 2016г.

15.Закирова К.В.  "На поляне детства",  хрестоматия.  Казань,2011г.

16.Зарипова З.М., Исаева Р.С.  "Развивающие  игры",  методическое пособие.   Казань, 2013г.

17. Закирова К.В. "Играя  растем. Игры в детском саду".Казань, 2010г.

18.Закирова К.В. "Нам радостно", сценарии детских утренников. Казань, 2013г.

19.Гилязетдинова  Г.Р.,  Закирова К.В.  "Я люблю  праздники", сценарии детских утренников,  музыкальных игр.  Казань, 2012г.

20.Закирова К.В.  "Родное слово",  хрестоматия.  Казань,2012г.

21.Кашапова  М.Ф. "Уйныйк эле,  балалар"     Казань, 2017 г.

22.Кашапова М.Ф. "Табигатьне  саклыйк, балалар!"      Казань, 2017  г.

23.Кашапова М.Ф. "Эдэпле  булыйк,  балалар!"   Казань,  2017 г.

24.Беляева Л.И. "Формирование положительного отношения к явлениям общественной  жизни у  детей дошкольного возраста"    М. "Просвещение", 2017 г.

25."Дидактические  игры  этнокультурного  содержания"   Сост. Захарова  Л.М.,  Сайфутдинова И.Г.  Ульяновск, 2018  г.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разделы          

Сроки

Формы работы

Практические выходы

Работа  с  детьми

Сентябрь-Ноябрь

1.Вводная  беседа  на тему: "Мой  дом,  моя  семья"»

2.Рассматривание альбома  о   достопримечательностях  города  Казани.

3.Рассматривание  открыток  с  изображениями достопримечательных  мест  нашего  родного  города.

4. Дидактическая   игра  «Кем  юк?»

5.Разучивание  татарской  народной  игры «Тубэтэй"

6. Дидактическая   игра "Кунелле  домино"-"Веселое домино" (с  татарским орнаментом).

7.Рисование  на  тему:  "Украшаем   калфак  и тюбетейку (с   татарским   орнаментом)

8.Заучивание колыбельной песенки "Элли-бэлли"

9.Ознакомление со стихотворением  «Хэерле иртэ!"-"С  добрым утром!»  Х. Халикова

10.Слушание  музыки С.Сайдаша  "Голубое  озеро"

11.Лепка  "Вак  бэлиш"  с  использованием приемов  оттягивания  и  прищипывания.

12.Проект  на   тему:  «Знакомство    дошкольников   с   народной игрушкой  русских и татар"      

Развлечение на  тему  "Бишек жырлары"

Работа с родителями

1. Анкетирование  родителей по данной теме.

2.Разработать  модель  взаимодействия  педагога  с  родителями  по данной теме . Цель: устанавливать тесное сотрудничество с родителями;  приобретение нового, познавательно-творческого опыта.

3  Круглый  стол   на тему: "Прошлое и настоящее  национальной культуры  народов, проживающих в республике Татарстан"

4.Тематический  тренинг :  "С  какими   достопримечательными  местами нужно  знакомить детей  младшего дошкольного возраста в  своем родном  городе?"

5.Итоговый тематический  вечер "Посиделки"  -  "Наши  колыбельные"  Цель:  расширять представления  о  жанре колыбельных песен. Формировать у родителей потребность получать новые  знания.  

 

Работа с педагогами

1. Открытое интегрированное занятие совместно с музыкальным руководителем на тему:  "Шома  бас!""   на  основе  татарского  фольклора.

 

Самореализация

1. Составление плана по теме  "Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста"

2.Изучение методической литературы по данной проблеме,  отбор технологий.

3.Изучение статей в журналах,  интернет  -  ресурсов.

4.Изучение опыта педагогов нашей республики по данной теме.

6.Публикация  на  тему:  "Роль родителей  в  этнокультурном  образовании детей"

7. Публикация  на  тему:  "Приоритетные  направления  по  приобщению детей к истокам народной культуры"

8.Изготовить альбом  «Народные  игрушки»

 

 Работа с детьми

Декабрьфевраль

 1.Игра-викторина  на  тему: "Что носили наши бабушки и дедушки?"

2.Рассказывание  татарских  народных   сказок   «Ике ялкау"-"Два лентяя"; Толке белэн  Каз"-"Лиса  и Гусь"

3.Рассказывание   русских  народных   сказок "Лиса  и Журавль", "Теремок".

4.Разучивание русской  народной  подвижной   игры    «Гуси-гуси"  

5.Разучивание   татарской народной   игры  "Пескэем"-"Кисонька"

6.Лепка   пиалы   с  использованием приема  вдавливания  (с   татарским  колоритом)

8.Тематический  диспут   о  быте  народов,   проживающих на территории  нашей республики(русских  и  татар)

9.Рассматривание альбома о народных промыслах Татарстана.

10.Коллективная  аппликация по  мотивам татарского прикладного искусства (цветы  тюльпаны, листья)  «Какой красивый  узор!»(чашки)

11.Рассматривание  альбома  о народных  игрушках.

12.Дидактическая  игра  "Собери матрешку"

13.Проект на  тему: «День татарских  игр»

Развлечение на тему: «Бармак уеннары»

Работа  с родителями

1.Совместное составление  альбома  по теме: "Национальная  одежда  русских  и    татар"  

2.Развлечение для родителей "Кунелле  уйныйбыз!" (народные хороводные, подвижные игры).

3.Круглый стол   на  тему:  "Как знакомить детей с  колыбельными песнями?"

4.Итоговый творческий совместный вечер  "Эбием сандыгы" -   "Бабушкин сундук"

Работа с педагогами

  1.Мастер-класс для педагогов  "Использование татарского  орнамента  в детском саду"

Самореализация

4.Публикация  на  тему:  "Приобщение  дошкольников  к  национальной  культуре - одно  из  средств  этнокультурного воспитания"

5. Публикация  на  тему:  "Этнокультурное воспитание  детей через приобщение к традиционной национальной культуре"

 Работа с детьми

Март-май

1.Рассматривание альбома о народных праздниках  народов,  проживающих  в  республике  Татарстан(русские  и татары)

2.Игра-викторина  на  тему:  "В какие  игры  мы  играем?"    

3.Рисование  на  тему:  «Красивая чашка"(узоры  Гжели)

4.Рисование  на  тему:  «Красивое блюдце»(татарский  орнамент)

5.Просмотр мультфильма "Забавный  ученик" по стихотворению  Г.Тукая.

6.Разучивание стихотворения Тукая  "Гали  белэн  Кэжэ"

7.Ознакомление   со  сказкой  Тукая  «Шурале».

8.Дидактическая  игра  "Найди названый  предмет!" (предметные  картинки с изображением  посуды,  национальной  одежды  русских  и татар)

13.Разучивание  татарской  народной  игры  «Казлар-аккошлар"-"Гуси-лебеди"

14. Проект на  тему: «Наши веселые игры»

23.Мониторинг освоения темы по  этнокультурному  воспитанию.

Развлечение  на  тему: "Тылсымлы  куллар»

Работа  с  родителями

1. Оформление информационно - наглядного материала в родительский уголок: "Праздники  русского,  татарского    народов"

2.Круглый  стол  на  тему: "Что мы знаем о культурном наследии    народов,  проживающих  на  территории Татарстана?»

3.Итоговое  совместное  развлечение  "Народные  игры"

 

Работа  с педагогами

 1.Совместное интегрированное занятие с воспитателем по обучению татарскому языку "Играя учимся".

2.Итоговая презентация: "Что мы знаем о своем родном городе?"

Самореализация

1.Фольклорный праздник  "Науруз"  с использованием  песен, прибауток, игр, танцев  татарского  народа.

2.Выставка  детских  рисунков  «Мы  любим  сказки »

3.Публикация  на  тему:  "Этнокультурное   развитие детей  дошкольного возраста посредством  игровых   технологий"

Работа с детьми

Июнь-Август

1.Тематический    диспут:  «Красивое  платье наших  бабушек!»

2.Дидактическая  игра  «Кунелле  домино» (татарский орнамент»

3.Рассказывание  татарской  народной  сказки «Гульчечек»  

4.Знакомство со  стихотворениями  о  лете известных  татарских  поэтов.

5.Рассматривание открыток с достопримечательностями   нашего родного  города  Казани.

6.Дидактическая  игра «Найди названый  предмет!» (предметные  картинки  с  изображением национальной  одежды, посуды, предметов  обихода  русских  и   татар)

7. Хороводные  игры  «Кария -Закария»  и  «На горе-то  калина»

8.Подвижная  игра  «Яшерэм  яулык»

9.Просмотр  мультфильмов  по  сказкам А.Алиша.

Развлечение  «Малый  Сабантуй»

Работа с родителями

1.Совместное  составление  альбома  по  теме :  «Татарские  национальные  блюда»

2..Круглый  стол  на  тему:  «Любимые  пальчиковые  игры    моего    ребенка»    

3.Итоговое  совместное развлечение "Веселые  игры"

Работа  с  педагогами

Мастер-класс  для  педагогов «Татарский  орнамент  в  рисунках  детей»

Самореализация

1.Конкурс  детских  рисунков «Лето  в  моем  сердце»

2.Оформление информационно-наглядного материала    для родительского уголка  «Золотые руки наших  мастеров» (декоративно-прикладное искусство)

3.Изготовление  дидактической  игры   «Найди и   расскажи!»

ППРС

Сентябрь-Ноябрь

1.Изготовление  дидактической  игры  «Сказка-загадка» (сказки  народов  Поволжья)

3.Изготовление  дидактической  игры  «Чей  орнамент?» (орнамент  татар,  русских)

4.Дополнить   дидактическую  игру  «Найди  и  расскажи!» (достопримечательности города  Казани)

Декабрь-Февраль

1.Изготовление  дидактической  игры «Какому  народу  принадлежит эта  одежда?»

2.Изготовление  дидактической  игры  «Вещи  заблудились»  (предметные   картинки   с  одеждой,   посудой,  народными игрушками)

3.Изготовление  дидактической  игры «Подбери  узор!»  (народные  промыслы)

4. Дополнить альбом  «Национальная  одежда  народов  Поволжья»

5.Дополнить  альбом  "Национальная  татарская кухня"

Март-Май

1.Изготовление  дидактической  игры   «Собери  картинку»  (картинки  с  изображением  предметов  прикладного  искусства народов,  проживающих  в  Татарстане)

2.Изготовление  дидактической  игры  «Найди  названый  предмет!»  (предметные  картинки  с  национальной  одеждой,  народными  игрушками  и т.д.)

3.Изготовление  дидактической  игры  «Путешествуем  по  сказкам»  (народные  сказки  народов  Поволжья).  

4.Дополнить альбом "Блюда национальной кухни"

Июнь-Август

1.Изготовление  дидактической  игры «Сказка- загадка» (сказки народов Поволжья)

2.Дополнение   дидактической  игры «Вещи заблудились» (элементы  национальных  костюмов)

3.Изготовление  дидактической  игры «Театр народного  костюма» (элементы  народной  национальной  одежды)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия-инсценировка по нравственному воспитанию "Котенок" Е. Благининой (вторая младшая группа)

Занятие - инсценировка  по нравственному воспитанию «Котенок» Е. Благининой (вторая младшая группа)Цель: воспитание у детей доброты, сочувствия, сопереживания, готовности прийти на помощь.С...

Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков детей младшей группы

Методическая консультация для воспитателей детского сада по использованию малых форм фольклора для привития младшим дошкольникам культурно-гигиенических навыков, дидактические игры....

конспект занятия по нравственному воспитанию с использованием психогимнастики в младшей группе "Гномы, гномы. гномы, вы малюсенький народ"

У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это б...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (3–4 г.).

Продолжать укреплять здоровье детей; формировать двигательные умения и навыки, воспитывать интерес и желание выполнять физические упражнения; формировать элементарные умения самоорганизации в двигател...

Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков детей младшей группы

Методическая консультация для воспитателей детского сада по использованию малых форм фольклора для привития младшим дошкольникам культурно-гигиенических навыков, дидактические игры....

Тема: «Воспитание нравственных качеств детей второй младшей группы посредством русских народных сказок». (Самообразование вт.мл.группа)

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022г.Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г.  «Сказки – это зернышко, из которого   прорастает эмоциональная оценка...