Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе «Знакомство с избой»
план-конспект занятия (средняя группа)

Плехова Инна Юрьевна

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе «Знакомство с избой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_duhovno_izba.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 общеразвивающего вида» с. Выльгорт

«Челядьöссöвмöдан 7№-а видзанiн

Школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение»

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе «Знакомство с избой»

Воспитатель: Плехова И. Ю.

2019 г.

Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с русской избой, с предметами русского быта (печь, чугун, ухват, ложка, самовар)

Воспитательные: воспитывать уважение к истории русского народа и его традициям, любовь к своей Родине.

Активизировать словарь: печь, сундук, самовар, ложка, ухват.

Предварительная работа: знакомство детей с русским народным бытом; рассматривание картинок с изображением русской народной одежды; заучивание песен и потешек.

Материал и оборудование: Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, скатерть, деревянная посуда, сундук. Русский народный костюм, запись русских народных песен. Материалы для работы с тестом. Атрибуты к народным играм: платочки красного и желтого цветов. Баранки.

Интеграция образовательных областей: «Социализация»«Познание»«Художественное творчество»«Коммуникация»«Музыка»

Ход занятия

I. Вводная часть:

1. Организация начала совместной деятельности Вступительное слово воспитателя.

Звучит музыка «А в доме горит огонек».

 - Здравствуйте ребята.

- Здравствуйте гости дорогие.

- Ребята, сегодня мы побываем в гостях у тётушки, которая живёт в деревне. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, а она живёт в деревенской избе. Люди раньше все жили в избах. Так назывался деревенский дом  (играет музыка , попадают в избу)

Хозяйка избы встречает детей у входа. (в русской рубашке)

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь на лавочки.

. Горница у меня небольшая да красивая какая! Сядем рядком, да поговорим ладком. А вы знаете, что такое изба(ответы)

- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (ответы детей)

В стародавние времена, да и в наше время, ребята,  у каждого человека был дом. 

-  люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

— Почему же из лиственницы строили дома?

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо, тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

В моей горнице много интересных и незнакомых вам вещей.

Посмотрите, детки, какая красивая на мне одежда, сарафан, платок. А как вы думаете, где хранятся у меня вещи, ведь шкафов у меня нет. Вот послушайте загадку и найдите вы отгадку:

Прячет бабушка там вещи

Сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут… (сундук)

Правильно, ребятки, это сундук! Давайте мы с вами вместе произнесем это слово! Готовы? «Сун-дук». Смотрите, сколько добра в сундуке, как много разных интересных вещей. Что может лежать в сундуке?

отгадайте

Мы в лесок шагаем с мамой,

Я как груздь надел панаму,

А на маме как цветок

Яркий ситцевый ….

- Правильно, это платок. Раньше все девочки ходили в платочках

Воспитатель: Давайте в него заглянем.

Садитесь ребятки на лавочки.

II. Основная часть:

1. Знакомство с русской избой.

3. Знакомство с русской печью.

Хозяйка: Замерзли, пока ехали? Ничего, сейчас согреемся. — Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

Еще говорили «Печь всему голова» . Она кормит, сушит, греет, лечит.

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. И люди называли ее русской печкой – матушкой.

 «Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Ребята, как я вам уже говорила, что печка не только тепло дает, а в ней можно еще и кушать готовить, пироги да баранки печь. А хотите мы тоже с вами испечем баранки?

Дети: Да!

Хозяйка: Для того что бы испечь баранки, нам нужно замесить тесто. Приготовили ребятки свои пальчики.

5. Проводится пальчиковая гимнастика 

Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто)

А из теста мы слепили: (показываем, как лепим пироги)

Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы)

Сдобные ватрушки ,

Булочки и калачи-

Все мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши)

Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед)

6. Самостоятельная деятельность детей. Лепка из соленого теста «баранки»

Хозяйка: Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось! (хозяйка снимает салфетку с тарелки, а в нем соленое тесто, скатанное в шарик)

А сейчас нам нужно, вылепить баранки дружно! Ребята, для того, чтобы сделать баранки, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко. (дети лепят баранки и выкладывают на поднос)

Молодцы! Красивые баранки у вас получились. А теперь их надо положить в печь, чтобы они испеклись. (хозяйка подводит детей к столу где стоит самовар)

- мы уже с вами сказали, что суп да кашу варили в чугунке, а  чем, ребята, ели суп да кашу? ( деревянными ложками) . А раньше ложками не только ели, но и играли на них, а давайте мы тоже с вами поиграем на ложках.  Музыка козья .Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

7. Беседа о самоваре.

Хозяйка: Ребята, посмотрите, что у меня стоит на столе. Послушайте загадку:

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит, он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов,

Кран на брюхе открывает, кипяточек наливает! (самовар)

Правильно! Это самовар! Он большой, его топили лучинами, это такие маленькие щепки от дерева, заливали в него воду, и он кипятился. А к чаю подавали баранки, давайте посмотрим, готовы ли наши баранки? (хозяйка надевает варежку-прихват и достает баранки из печки). Угощайтесь!

III. Итог:

Понравилось вам у меня в гостях?

Как называется дом, в котором я живу? (изба)

Где люди хранили свою одежду? (в сундуке)

Что в избе дает тепло? (печка)

В чем кипятили воду? (самовар)

В чем варили суп да кашу? (чугунок)

Чем вытаскивали горячий чугун из печки? (ухват)

Вы ребятки, молодцы! Приходите ко мне еще в гости! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством игры «Цветик-семицветик»

Развитие коммуникативных навыков, формирование у детей сензитивности в общении с другими людьми и социальной активности дошкольников...

Конспект открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством игры "Цветик- семицветик"

Развитие коммуникативных навыков, формирование у детеу сензитивности в общении с другими людми и социальной активности дошкольников....

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия

Цель: познакомить детей с понятием Родина, формировать у детей чувство любви к своей родной стране. Познакомить детей с государственными символами страны (российском флаге, гербе, гимне), развивать нр...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия»

Цель: Ознакомление детей с понятием Родина, формирование у детей чувство любви к своей родной стране. Познакомить детей с государственными символами страны (российском флаге, гербе,), развивать нравст...

Конспект открытого итоговой НОД по экологическому воспитанию детей в средней группе «Вода – источник жизни»

Актуальность занятия: Всем нужна чистая вода. Но воды остается все меньше и меньше и виноваты в этом сами люди. В реки и озера сливаются сточные воды с фабрик и заводов, а также вода, используема...

Конспект открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством интерактивных игр «Научим Лунтика вежливости»

Цель: Развитие коммуникативных навыков, формирование у детей сензитивности в общении с другими людьми и социальной активности дошкольников.Задачи:Развивающие:Развитие эмоциональной сферы, умения ...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «В гостях у фермера»

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «В гостях у фермера»...