проект "Родной свой край люби и знай!"
проект (подготовительная группа)

Фенина Светлана Анатольевна

чем больше ребенок узнает о родном городе, поселке, крае, тем сильнее он будет привязан к родным местам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»

Воспитатели: Сосновцева Н.В.

        Фенина С.А.

г.Сухиничи, 2019 г.

"Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого - с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит

в любовь к родной стране, к её истории,

прошлому и настоящему, ко всему человечеству". 

Д.С.Лихачев.

Паспорт проекта

Классификация проекта:

*по количеству участников: групповой;

*по продолжительности: среднесрочный (февраль - апрель);

*по содержанию: интегративный;

*по характеру доминирующей деятельности: творческий.

Участники проекта:

воспитатели, дети и родители группы "Солнышко".

Цель проекта:

*формирование нравственно – патриотических чувств к родному краю.

Задачи проекта:

*систематизировать знания детей о России, как о родной стране;  о городе Сухиничи (символика, достопримечательности, люди, прославившие наш город);

*обогащать знания детей о национальной культуре;

*расширять знания детей о флоре и фауне Калужской области; формировать бережное отношение к природе родного края;

*развивать творческие способности детей и их родителей через совместную продуктивную деятельность;

*укреплять связи дошкольного учреждения с семьями воспитанников;

*воспитывать любовь к родному городу, краю, гордиться им;

*воспитывать привязанность детей к своей семье, дому, детскому саду, городу.

Методы осуществления проекта:

*наблюдения;

*рассматривание наглядного материала;

*тематические рассказывания;

*ответы на вопросы детей;

*игровые;

*практические;

*чтение художественной литературы.

Проблема: многие дети плохо осведомлены об истории, национальных традициях, достопримечательностях родного города, края.                               

Актуальность проекта:  Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Поэт Симонов в стихотворении "Родина" писал:  "Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал".

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ "Об образовании" произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация  проекта: "Родной свой край люби и знай!". Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместную познавательную и продуктивную деятельность.

Ожидаемые результаты:

дети - знают свой домашний адрес, название города, страны; имеют представление о символике города, страны; знают  названия близлежащих улиц; имеют представления о жизни и быте русского народа; узнают на фотографии достопримечательности города; знают профессии своих родителей; имеют представления о семье, родственных отношениях; знают представителей флоры и фауны края и  правила поведения в природе;

родители - проводят с детьми беседы, собирают информацию о родном городе;  изготавливают макеты зданий города, принимают участие в жизни группы;

воспитатели - разрабатывают конспекты занятий по теме проекта; пополняют развивающую среду группы по данной теме; делятся опытом работы с коллегами.

Этапы осуществления проекта:

 Подготовительный:

*определение целей и задач проекта;

*составление плана мероприятий;

*подбор литературы, наглядного материала, дидактических игр и пособий;

*обсуждение с родителями воспитанников вопросов, связанных с реализацией проекта;

*создание комфортной предметно-развивающей среды.

Основной:

*проведение образовательной деятельности:

- "Люблю тебя, мой край родной!" (интегрированное занятие: ознакомление с окружающим + рисование);

- "В гости к хлудневской игрушке" (интегрированное: ознакомление с окружающим + рисование);

- "Сухиничи - город любимый" (ознакомление с окружающим);

- "Вечерний город" (рисование);

- "Помним и чтим" ( занятие к годовщине освобождения Калужской области);

- "Моя семья" (ознакомление с окружающим + рисование);

*чтение художественной литературы:

Дж.Родари "Всемирный хоровод"; "Про царя Романова и мужика Сусанина (история в комиксах для юных граждан России); "Как появилась Русь" (история в комиксах для юных граждан России); стихотворения Ю.Соловьева, С.Дрожжина, Н.Сергеевой, Ю.Ефремова, Т.Коти, Л.Большакова;

* разучивание стихотворений: "Что мы Родиной зовем?" В.Степанова, "Россия" С.Васильева, "Главные слова" Л.Олифировой;

*рассматривание иллюстраций: "Моя семья", "Города-герои", "Все профессии нужны, все профессии важны" (беседа о профессиях родителей воспитанников);

*рассматривание государственной символики России, Калужской области, города Сухиничи;

*прослушивание гимна Сухиничского района (сл.Кадуриной Н.Г., муз.Фомина А.Д.);

*разучивание песни "Сухиничане" сл. Дорожкиной Л.С., муз. Чигринова Н.Л.;

*рассматривание фотоальбомов "Родной город Сухиничи", "Деревянное зодчество России", "Русская старина";

*рассматривание альбома "Животный мир Калужской области";

*рассматривание печатных изданий: "С любовью к малой Родине" (Сухиничскому району - 80), "Сухиничский район - 85", "Гордимся городом с российскою душою", "Сухиничи" (историко-краеведческий очерк А.А.Каплина), "Забытые страницы истории земли Сухиничской" Н.П.Черкасовой;

*создание альбома "Познакомимся - хлудневская игрушка" (рассматривание, беседа);

*изготовление подарков папам и мамам к 23 февраля и 8 марта;

*д/игры: "Моя семья", "Кто живет в лесу?", "Найди герб своего города", "Разрезные картинки" (народные игрушки, виды нашего города);

*знакомство с пословицами и поговорками о Родине, родном крае;

*консультации для родителей: "Воспитываем патриотические чувства у детей", "Семья и семейные ценности", "Народная культура", "Воспитываем патриотов своей Родины", "Приобщение к народным традициям", "Воспитание у детей любви к родному краю";

*разработка и выпуск буклета "Люби и знай свой край";

*создание альбома "Что мы знаем о родном городе".

Заключительный

*выставка макетов зданий родного города, сделанных руками родителей;

*экскурсия в Сухиничский музей боевой и трудовой славы, экспозиция "Русская изба";

* развлечение "Путешествие по родному городу";

*оформление портфолио проекта.

План реализации проекта

мероприятия

задачи

участники

сроки

1

Подбор литературы, наглядного материала, дидактических игр и пособий

расширять материально-техническое обеспечение

воспитатели

февраль

2

Составление плана проекта

обеспечить комплексный подход для работы над проектом

воспитатели

февраль

3

Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта,  беседы

развивать познавательную активность

воспитатели, дети

в течение  проекта

4

Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений по теме проекта

обогащать знания детей, формировать потребность делиться своими впечатлениями

воспитатели, дети

в течение  проекта

5

Проведение образовательной деятельности по теме проекта : "Люблю тебя, мой край родной!","В гости к хлудневской игрушке" (с показом  презентации), "Сухиничи - город любимый" (с показом презентации), "Вечерний город", "Помним и чтим",  "Моя семья"

развивать познавательную активность, наблюдательность, речевую активность, творческие способности

воспитатели, дети

в течение проекта

6

Рассматривание сухиничских печатных изданий

расширять знания детей об истории родного города, о предприятиях, о людях, прославивших город Сухиничи

воспитатели, дети

март

7

Прослушивание гимна Сухиничского района (сл.Кадуриной Н.Г., муз.Фомина А.Д.) Разучивание песни "Сухиничане" сл. Дорожкиной Л.С., муз. Чигринова Н.Л.

воспитывать чувство гордости родным городом и краем

воспитатели, дети

март

8

Создание альбома ""Познакомимся - хлудневская игрушка"

знакомить детей с народными промыслами Калужской области

воспитатели

март

9

Изготовление подарков папам и мамам

воспитывать привязанность детей к своей семье

воспитатели, дети

февраль, март

10

Проведение д/игр "Моя семья", "Кто живет в лесу?", "Найди герб своего города", "Разрезные картинки"

закреплять  знания детей по теме проекта

воспитатели, дети

в течение  проекта

11

Подготовить консультации для родителей  "Воспитываем патриотические чувства у детей", "Семья и семейные ценности", "Народная культура", "Воспитываем патриотов своей Родины", "Приобщение к народным традициям", "Воспитание у детей любви к родному краю"

расширять знания родителей по теме проекта

воспитатели

в течение проекта

12

Выпуск буклета "Люби и знай свой край"

расширять знания родителей о патриотическом воспитании дошкольников

воспитатели

март

13

Создание альбома "Что мы знаем о родном городе"

активизировать родителей для сбора информации о родном городе

родители, воспитатели

март

14

Выставка макетов зданий города Сухиничи

предоставить возможность родителям проявить свои творческие способности

родители, воспитатели

апрель

15

Экскурсия в Музей боевой и трудовой славы г.Сухиничи

расширять знания детей о русском быте

воспитатели, старший воспитатель, дети

апрель

16

Развлечение "Путешествие по родному городу"

закрепить знания детей по теме проекта

воспитатели, дети

апрель

17

Оформление портфолио проекта

обобщить опыт работы по теме проекта

воспитатели

апрель

Библиографический список:

1.Антонов Ю.Е. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников; - АРКТИ, 2010.                                                                                  

2.Зеленова Н.Г. , Осипова Л.Е. Мы живем в России. -  М., Скрипторий, 2016. 

3. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. - М.: Сфера, 2018.                                                                                                           4. Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. - Волгоград: Учитель, 2016.                                                                                                                                          5. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране.-  М., Скрипторий, 2010.                                                                                  

6. Интернет- материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".

Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина"  поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...

конспект "Родной свой край люби и знай"

В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....

Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

познавательное занятие "Свой край люби и знай"

Знакомство с родным краем, историей его рождения, богатствами Ненецкого автономного округа, с достопримечательностями и др. одна из главных задач формирования любви к малой Родине....

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"

Конспект занятия по нравственному   воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....