Конспект совместной деятельности "В гостях у нас кукла Костромичка"
методическая разработка (подготовительная группа)

Воробьева Лариса Вадимовна

Конспект совместной деятельности "В гостях у нас кукла Костромичка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_konkurs_1.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной  деятельности

 (подготовительная к школе группа)

«В гостях у нас кукла «Костромичка»

Цель: Знакомство  детей с народным женским костюмом Костромской губернии.

Задачи:

- продолжать способствовать пониманию детьми категории «Традиции дела»

- знакомить детей с историей  костромского  костюма

- знакомить с устаревшими словами «почелок», «душегрея»

- развивать интерес к истории и культуре родного края

- развивать  интерес и желание играть в народные игры Костромской губернии

- развивать творческие способности детей через самостоятельную продуктивную деятельность

Предварительная работа:

 Экскурсия в музей русского быта, знакомство с разными видами тканей, рисование различных орнаментов на занятиях по изобразительной деятельности, разучивание русской народной игры «Кострома».

Материалы и оборудование:

Кукла в летнем костюме Костромской губернии (можно использовать бумажный вариант куклы (Приложение 1,  рис.1, 2), заготовки кукол на каждого ребенка (примерный вариант в Приложении 1, рис.3), фломастеры, цветные карандаши, можно использовать  наклейки с деталями цветов и растений.

Ход деятельности:

1. Сюрпризный момент.

- Ребята, у меня для вас сюрприз. В гости к нам пришла кукла «Костромичка». Посмотрите, какая красавица. И наряд у нее необычный. В такой одежде  щеголяли костромские девушки в давние-давние времена.

- Ребята, что вы можете сказать о костюме нашей гостьи? Какой он? (Яркий, красивый, разноцветный).

- Да, наряд костромской красавицы завораживал красотой, богатством отделки, дорогими тканями. Заезжие иностранные купцы говорили, что в Костроме каждая девица из-за роскошного наряда – царица.

- Давайте внимательно рассмотрим, из чего состоял наряд костромских красавиц.

2.Разбор костюма.        

- Набор одежды костромских девушек, в которых они появлялись на улице, состоял из рубахи, сарафана, душегреи. Голову девушки украшали лентой. В старину говорили: «Хороша алая лента, когда на молодую надета», а в праздничные дни девушки надевали почелок – широкую повязку, спереди   украшенную плетеной сеткой, сзади – широким бантом. Слова «почелок» - устаревшее. Чело – означает лоб, повязка располагалась по лбу, или по челу, вот отсюда и появилось слово «почелок».

- Давайте попробуем произнести это слово.

- Рубахи шились из льняных тканей. Праздничные рубахи  обычно украшались вышивкой, многоцветной или белоснежной, рукава  - шитьем, тесьмой. Вышивая узоры, мастерица не только украшала одежду. В народе считалось, что вышитые узоры приносят счастье и удачу, оберегают здоровье и достаток в доме, кроме того считалось, что вышитый орнамент защищает человека от злых духов.

- Сарафан – это платье без рукавов.  Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался  лямками. Сарафаны из шелковых тканей украшались кружевом, серебренными и позолоченными пуговицами вдоль шва, бисером, вышивкой. Такие сарафаны носили с белыми рубахами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, и их тщательно берегли.

- Душегрея – короткая кофта на лямках. Спереди душегрея застегивалась на крючки. Слово- то, какое необычное, тоже устаревшее. «Душегрея»,  как будто  душу греет.

- Давайте произнесем это слово.

- В некоторых селах душегрея заменялась передником, который закреплялся на груди.

3.Беседа.

- Что вам показалось необычным в костюме куклы? Что удивило? Что особенно понравилось? (Ответы детей)

-Какие устаревшие слова вы запомнили? А давайте подумаем, почему слова «почелок», «душегрея» устарели? Почему в наше время, никто так не говорит? (Ответы детей)

- Да. Примерно в таких нарядах, как наша «Костромичка», ходили в давние времена костромские девушки.

- Наденут свои праздничные наряды и пойдут на гулянья. Ни одно гулянье без игр не обходилось.

-Давайте и мы с вами поиграем.

4.Русская народная игра "Кострома" 
Ах, где ты моя, Кострома, 
Ах, где государыня моя? 
-Дома Кострома? 
-Дома! 

-
Что делаешь? 
-Нитки пряду! 
(Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают, как-будто прядут) 
Ах, где ты моя, Кострома, 
Ах, где государыня моя? 
-Дома Кострома? 
-Дома! 
-Что делаешь? 
-Клубки мотаю! 
(Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки) 

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

- Дома Кострома?

-Дома!

- Что делаешь?

- Поработала – пообедаю!

(Дети ходят в хороводе и показывают, как едят ложкой) 

Ах, где ты моя, Кострома, 
Ах, где государыня моя? 
-Дома Кострома? 
-Дома! 
-Что делаешь? 
- Легла, да уснула….

(Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как- будто спят) 

(Тихо) Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

- Дома Кострома?

-Дома!

- Что делаешь?

- Проснулась – попрыгаю!
(Дети прыгают)

Ах, где ты моя, Кострома,

Ах, где государыня моя?

- Дома Кострома?

-Дома!

- Что делаешь?

- Сейчас догонять вас буду!

(Дети разбегаются)

- Славно поиграли, но еще в старину люди говорили «Делу время, а потехе час». «Костромские» всегда трудолюбием и умением славились. Не случайно за товаром, который производили в Костромской губернии со всей матушки-России, да из разных стран купцы съезжались. А мы ведь с вами тоже «Костромские»,  пора и нам за дело приниматься.

5. Практическая часть.

а) Подготовка к самостоятельной  работе.

- Ребята, у меня для вас есть еще один сюрприз – куклы, одетые так же, как и наша «Костромичка», но их наряд не так красив, как у неё. Посмотрите, чего не хватает в нарядах кукол? (Нет узоров, украшений)

Я предлагаю вам украсить наряды куколок.

- Для украшения костюма у вас есть фломастеры, цветные карандаши, наклейки.

- Как можно украсить рукава рубахи? (нарисовать узор, использовать наклейки)

- Чем украшены сарафан и душегрейка? (Узорами, тесьмой)

-  Тесьму можно изобразить волнистой линией.

- А почелок куклы украшен геометрическим орнаментом. Его легко изобразить  с помощью ломаных линий.  (Показать вариант рисования геометрического орнамента)

- Чтобы наряды кукол получились красивыми, надо очень постараться. Не зря в старину говорили «Около чего постараешься, тому и порадуешься»

б) Самостоятельная работа детей.

(По необходимости оказать индивидуальную помощь детям).

6. Рефлексия.

-Рассматривание готовых кукол, высказывания детей о своей работе.

- Мне нравится, как вы украсили своих  кукол. Наряды получились просто «царские».

- Какие чувства вы испытали во время работы?

- Давайте, мы куколок поместим в альбомы «Мои Истоки», вы возьмете их домой, и расскажете своим родным то, что  узнали  о женском костюме наших предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей четвертого года жизни "День рожденья куклы Оли".

Сюжетно-ролевая игра с целью развития игровых и коммуникативных навыков детей второй младшей группы детского сада. Соответствует ФГОС....

Конспект совместной деятельности взрослых и детей в группе раннего возраста "Угощение для куклы Кати"

Конспект совместной деятельности взрослых и детей в группе раннего возраста  "Угощение для куклы Кати"...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми "Кукла-закрутка"

Цель: совершенствовать умение изготавливать кукол; учить работать с материалом и бережно относиться к готовой работе; знакомить с малыми формами фольклёра....

Конспект совместной деятельности педагога с детьми раннего возраста по ФИЗО " В гости к кукле Маше"

В конспекте предоставлены материалы по физическому развитию даетей раннего возраста в иговой форме....