ПРОЕКТ: «У природы есть друзья – это мы и ты, и я!» Движение: «Эко – волонтеры России» (для детей старшего дошкольного возраста)
проект (подготовительная группа) на тему

Горкина Светлана Сергеевна

Эко-волонтерское движение в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eko_-volontery_2018-2019.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7»

 623550 Свердловская область, р.п. Пышма,  переулок Кировский д. 3 А

            ПРОЕКТ:

«У природы есть друзья – это мы и ты, и я!»

     Движение: «Эко – волонтеры России»

(для детей старшего дошкольного возраста)

                                      2018-2019 год

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой.

Здесь в природе, вечный источник детского разума».

                                                                                                                                                    В.Сухомлинский

Актуальность: 

Модернизация    образования  требует работать не только в режиме функционирования, но и в  режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии.

2017 год – был годом экологии в России, а экология это не только весь прекрасный мир, который открывается перед нами, но и  возможность осознать как  нужно и можно беречь этот мир.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. В  дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед воспитателями дошкольного образования задачу поиска универсальных средств, методов и приемов  экологического воспитания в современных условиях.   
В связи с тем, что 2018 год объявлен  годом  «Добровольца и волонтерства»,
 была создана система эко-волонтерского движения  дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во всех видах  детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого - образовательного пространства.  

Нами,  эко-волонтерское движение  было выбрано  неслучайно, потому что  проблема загрязнения окружающей среды в последнее время остается одной из актуальных проблем, которая приковывает внимание   неравнодушных людей, любящих родную природу и способных стать на её защиту.

Эко-волонтёрское движение  в России  набирает новые обороты.

Поэтому, перед  нами  встала  задача, сделать эко-волонтёрское движение  интересным, привлекательным, полезным  для ребят, чтобы они были активны на всех этапах деятельности.

Волонтерская деятельность позволяет объединить воспитателей, детей, родителей,  а также развивает умение  работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, где  каждый   сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Для осуществления  эко-волонтерской деятельности  был разработан проект «У природы есть друзья – это мы и ты, и я!», который  осуществлен с учетом реализуемой в детском саду  примерной  основной  общеобразовательной  программой дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы , М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой и программой  Николаева С.Н. « Юный эколог - воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,Соломенникова О. А. « Экологическое воспитание в детском саду».

Проект  предусматривает решение образовательных  задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках  образовательной  деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой  дошкольного образования, а также предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направленных на углубление знаний детей об окружающем мире.

В подготовительной к школе группе  « Непоседы»  детского сада  был  создан экологический волонтёрский отряд «Зеленый дозор».

Выбран капитан отряда – А. Андрей, а также  девиз отряда: «Мы не хотим стоять в стороне, мы за порядок на нашей земле!».

Проект:  «У природы есть друзья – это мы и ты, и я!»

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Форма организации проекта: индивидуально - групповая

Срок реализации: сентябрь 2018-май  2019 года

Участники проекта: дети подготовительной к школе  группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальные партнеры: районная детская библиотека, краеведческий музей, детская школа искусств.

Руководители проекта: Горкина Светлана Сергеевна, воспитатель подготовительной к школе  группы « Непоседы».

Гипотеза проекта: если будет реализован проект, то у дошкольников расширится представление об экологическом волонтерском движении,  которое  будет способствовать  формированию экологической культуры и воспитанию бережного отношения к природе.

Проектная идея: сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе, путем вовлечение родителей воспитанников в совместную деятельность по разработке  эколого-образовательного пространства  детского сада.  

Цель: способствовать созданию условий для формирования основ экологического  волонтерского  мировоззрения детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

для воспитателя:

  • создание системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника об экологическом волонтерском движении и его значимости в жизни человека.
  • совершенствование условий для эффективного экологического  образования   дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

для детей:

  • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование в процессе поисково-познавательной деятельности;
  • продолжать знакомство с животными, птицами, растениями,   закреплять знания детей  об условиях, необходимых для жизни в окружающей среде; знания о приёмах по уходу за растениями и живыми существами  и их значение в жизни человека;
  • воспитание  осознанного, экологически  целесообразного отношения  к природе; культуры общения с окружающим миром, бережного отношения ко всему живому, умение заботиться о них.

для родителей:

  • содействовать  укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
  • систематизировать знания родителей по основам экологического  волонтерского движения посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству  пространства детского сада.

Проблемные вопросы -  модель трех вопросов:

Что мы знаем?

Мы знаем, что природу надо беречь.

Мы помогаем взрослым сделать все вокруг чистым и красивым.

Что мы хотим узнать?

Кто такие эко- волонтеры?

Что можно сделать, чтобы сохранить природу родного края?

Кто может стать волонтером?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Можно спросить у родителей.

Собрать материал из различных источников.

Поискать в интернете.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Центр  экологии и экспериментирования в группе «Школа волшебников».

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД,    бесед, сценарии развлечений и т.д.).

3. Библиотечка юного эколога.

4. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».

5. Подборка опытов и экспериментов «Опыты Экоши».

6. Строительный ресурс (конструктор, строительный и природный материал) и Лего- клуб в детском саду.

Методы, используемые в реализации проекта:

Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.

Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты, театральное представление.

Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.

Ожидаемые результаты для детей:

  • Расширится представление об экологическом волонтерском движении у воспитанников.
  • Сформируются  навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Сформированное у детей ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
  • Овладение воспитанниками навыками  и знаниями по  основам  экологического  развития, познавательно-исследовательской,  творческой  деятельности.
  • Сформированы представления о профессии – эколог, волонтер, природовед, лесничий.
  • У детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
  • Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно — эстетическом и практическом значении для человека.

 Ожидаемые результаты для родителей:

  • Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, экспериментированию, творчеству, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

Ожидаемые результаты для педагогов:

  • Повышение уровня компетентности в осуществлении  инновационной деятельности. 
  • Повышение  профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. « Мир природы и ребенок»   , 2005г.

А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2008 год.

А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2009 год.

С.Н. Николаева “Юный эколог” 2009 год.

Ю.В.Новиков « Природа и человек»., 2007 г.

В.Н.Микляева « Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников»2010г.

Л.Б.Фесюкова «Комплексные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-7 лет» 2010г.

Комплексно-тематическое  планирование по блокам (временам года)

1 блок - «Краски осени»

  1. Беседа «Кто такие эко - волонтеры?», «Что можно сделать, чтобы сохранить природу родного края?»;
  2. «Пойдём экологическими тропами» (экологическая тропа детского сада);
  3. «Зелёная аптека под ногами у человека» (сбор лекарственных цветов ромашка, календула);
  4. «Наши вкусные истории» (сбор урожая и поделки, композиции из даров Осени);
  5. 27 сентября -  Всемирный день моря (отчищаем овраг) + памятка;
  6.  1 октября «День пожилого человека»- «Чтобы счастье и радость людям дарить, нужно добрым и милосердным быть» (уборка территории дома и двора);
  7. 4 октября – Всемирный день защиты животных  «Мой лучший друг – мой домашний питомец» (фотоконкурс);
  8. Конкурс рисунков: «Дошкольники за экологию: думать и действовать!»;
  9. Досуг «Посвящение в юные эко-волонтеры  и юных друзей природы»;
  10. Акции:
  • «Волонтёры спешат на помощь» ( благоустройство территории детского сада – деревьями);
  • «Осенний десант» (уборка территории детского сада и его окрестностей);
  • 12 ноября Зиновий – Синичник «Мы в ответе за птиц на планете!» (кормушки для птиц);

    2 блок - «Волшебница Зимушка – зима»

  1. Беседа «Что такое хорошо,  а что такое плохо?»;
  2. Турнир наших эко-волонтёров (квест-игра);
  3. «Секреты Старого Крота» (уход за зимним садом в  детском саду);
  4. «Новогодняя ярмарка добра» (игрушки);
  5. «Доброе братство дороже богатства» (нагребания снега  под деревья, кормление  птиц);
  6. «Ледяные фигурки»  (постройка  зимнего городка).
  7. 12 февраля – В. Бианки – досуг « Совершаем добрые поступки» + детская библиотека;
  8. Конкурс рисунков  « Глаза облюбовали, а руки сделали»;
  9.  «Малая Академия Экоши» ( посадка овощных культур ,цветов для газона);
  10.  Оформление   зоны-уголка  или макета «Русский лес»;
  11. Акция «Сдаём мусор на переработку» (контейнеры по ул. Тюменской).
  12. Акция «Из мусорной корзинки…» (вторая  жизнь  старым  вещам – поделки из бросового  материала).

3 блок - «Весеннее превращение»

  1. Беседа: «Человек  - защитник окружающей природы»;
  2. «Во саду ли в огороде…» ( уход за огород на окне и зимним садом);
  3. 12 марта – Всемирный день воды (памятка);
  4. 22 марта – Всемирный день Земли - досуг «Всё красивое – от природы, доброе – от человека»;
  5. Муниципальный конкурс  «Эко-колобок 2019»;
  6. 1 апреля – Международный день птиц « Скворечники пернатым друзьям!»;
  7. «Весенняя неделя добра» - Субботник «Зелёная весна 2019года»;
  8. 18-22 апреля  - Марш Парков «Посади  дерево»;
  9. Акция «Международный день Леса» +памятка «Чистый лес – территория без огня»;
  10.  9 мая- День Победы! Эколого – патриотичная акция «Ветеран  живёт рядом!» (подарок + уборка территории);
  11. Акция «Цветущая  планета» (благоустройство  территории детского

сада );

  1. Акция «Чистые берега» ( очищение оврага)
  2. Фотоконкурс «Яркие краски весны»;
  3. «Праздник вежливости и доброты» ( итоговое)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Природа России" для детей старшего дошкольного возраста

Тест поможет закрепить  знания детей о природе России...

Проект "Великие люди России" для детей старшего дошкольного возраста.

Информационно-творческий проект для детей подготовительной группы. Цель проекта: активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей, систематизировать и углубить знания детей о своей Родине....

Информационно-практико-ориентированный проект "Города-герои России" для детей старшего дошкольного возраста

Этот проект был реализован к 70-летию Великой Победы с детьми подготовительной группы....

Проект "Родная страна Россия", для детей старшего дошкольного возраста.

Чем больше ребёнок знает о Родине, тем больше он её любит....

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», на первый...

Проект "День России" для детей старшего дошкольного возраста

Цель. Воспитание уважения к своему народу, благодарности к предкам, любви к Родине,  уважительного отношения к Государственным символам.Задачи.Образовательные: -познакомить с изображением Государ...

Методическое пособие к дидактической игре «Природа России» для детей старшего дошкольного возраста

Методическое пособие к дидактической игре «Природа России» для детей старшего дошкольного возраста...