Изучение кубанского фольклора как части традиционной народной культуры - основа нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
статья по теме

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 "Ромашка" муниципального образования Выселковский район Краснодарского края
 
 
Изучение кубанского фольклора как части традиционной народной культуры - основа нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
 
 
 
Колодка Надежда Григорьевна, воспитатель
МБДОУ детский сад № 26 «Ромашка»
 
 
 
станица Ирклиевская
 
2017г.
 
Живу я и работаю в самой древней станице Выселковского района - станице Ирклиеской. У нас очень сильны казачьи традиции. 
Традиционная казачья культура сохраняется и пропагандируется совместной деятельностью Ирклиевского хуторского казачьего общества, наставниками казачьих классов, ансамблями казачьей песни дома культуры, педагогами школы и детского сада. Старшее поколение станицы говорит на традиционной кубанской балачке. Привычными для детей стали традиционные казачьи песенки, потешки, байки, пословицы, поговорки, загадки, сказки; дети с рождения впитывают казачью культуру. Поэтому мной разработана программа духовно - нравственного, патриотического воспитания, включающая блок работы с детьми, основанной на кубанском фольклоре. Моя задача - научить детей видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие. И это я преподношу через кубанский фольклор. Словесное кубанское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорами издавна пользуются для воспитания детей, начиная с самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить.
Первенчики, первенчики,
Летели голубенчики
По свежей траве,
По кубанской полосе.
Там плюшки, чашки и орешки,
Медок, сахарок и молчок!
Т - с - с - с.
Или : Петя -  Петя - петушок,
Золотой гребешок...
Вслушиваясь в слова потешек, их ритм малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, у него снижается агрессивность, когда он слышет песенки - потешки, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность.
1. Потешки
  Потешки обыгрываю самыми разными способами. Использую пальчиковый театр, шапочки, тряпичние куклы.
Знакомство детей только с устным кубанским народным творчеством без погружения в атмосферу и быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой своего народа. Поэтому мной создана развивающая среда. Уголок кубанского быта: " Хата казачки", "Кубанское подворье" с её хозяйкой Варварой Петровной, доченькой Дуняшкой. Дети очень любят бывать здесь, где знакомятся с кубанским бытом, обыгрываем кубаские сказки.
2. Игры
 Дети любят так же играть в различные игры, придуманные детьми "Казачата", "Шапка казака", "Плетень", "Платок", "Кубанские ворота".
К примеру игра "Маки". В этой игре заложена и скороговорка или, как в народе говорили чистоговорка.
Трах, трах, тарарах
Растет мак на горах
Мак - маковочек
Аленький цветочек
Встаньте все в ряд.
Спросите про мак.
- Дед Ермак, ты сеял мак? Да сеял.
- Дед Ермак, ты полол мак? Да полол.
- Дед Ерамак, цветет ли мак? Цветет.
- Дед Ермак, созрел ли мак?, Созрел.
_Дед Ермак, не пора ли трясти мак? Пора, пора.
( Дети убегают, дед Ермак догоняет.)
3. Сказки.
Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности сказка особенно народная, вполне отвечает природе детей, близка их мышлению. Сказка не отделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка - это источник воспитания любви к своей Родине, родной земле, матери и отцу.
Примером служит сказка Дуняши "Как друзья урожай собирали".
Сказка вводит ребенка в мир животных, которым свойственно говорить, думать, поступать по - человечески. Мораль сказки такова, что только вместе, сообща, можно преодолеть любые невзгоды, трудности. Дружба и любовь к родному краю, благородство души, сердечная чуткость, превыше всего.
В своих сказках, песенках, потешках, байках параллельно знакомлю детей с кубанской балачкой, так как наша станица является черноморской, поэтому в ней и бытует кубанская балачка,т.е. пословицы и поговорки под рубрикой "А шо воно такэ?"
Часнык - часнок
Хлиб - хлеб
Цыбуля - лук
Кавун - арбуз
Стрыбать - прыгать
Намыста - бусы
Доливка - земельный участок
Глечик - кувшин
Горище - 
Кирка - нос
Черевички - туфли
Батиг - кнут
Потылыца - затылок
Гай - роща
Если дети не могут объяснить значение слова, т.к. во многих семьях уже не болакают молодые родители, тогда я объясняю значение этого слова, можно и показом обыгрывая. (Игры: "На баштане", "Кубанский огород", "Подворье","Кубанские наряды").
4. Загадки:
Як чисто - в углу стоить,
Як грязно - по хати бежит. (Веник)
Тока госпожа, усим гожа: и пыче, и грие, кизяку родие. (Печь)
Высить, телепается, всяк за его хватается. (Полотенце, рушник)
Дивна у коморки, а коса на двори.
Стали хлопцы в ряд, прохолить не вылять. (Плетень)
5. Песни
 Песни: "Казак без песни не казак", "На Кубани мы живем".
С большим удовольствием дети исполняют кубанские народные песни, поэтому в детском саду прошли такие праздники как: "Кубанская ярмарка", "На Кубани мы живем", "Кубанские посиделки", "Кубаская казачка", "23 февраля" с приглашением всех пап, где прошел парад военной казачей каваллерии. Где наряду с казаками были десантники, танкисты, летчики, моряками.
Виктор Гаврилович Захарченко говорит:
Если мы не научим наших детей казачьему языку, казачьим песням, то вырастет поколение, которому будут чужды и не понятны песни кубанского хора. Поэтому дети с удовольствием слушают и поют казачьи песни.
И пока дети поют песни, играют в кубанские игры, справляют традиционные праздники есть надежда, что мы не исчезнем, как народ и верна будет пословица "Казачьему роду - нет переводу!"
Таким образом, изучая кубанский фольклор (песни, сказки, потешки и т.д.)., способствую развитию речи ребенка, воспитываю любовь к родному краю, дому, матери, даю первые представления о культуре своего народа, быте и традициях.
 
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ И НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремле...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ И НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа....

«Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Воспитание патриотизма в настоящее время является одной из острейших проблем нашего времени....

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Методическая разработка по теме: «Традиционная народная культура в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Методическая разработка по теме: «Традиционная народная культура в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...

Конспект семинара-практикума для родителей на тему «Семья - основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (познавательное направление)

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах практического овладения навыками и умениями воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством формирования пред...