Программа инновационной деятельности «Взаимодействие детского сада и семьи, обеспечивающее нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Модуль «Моя родина»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Ольга Михайловна Фомина

Данная программа апробирована и применена в дошкольном учреждении по нравственно- патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_innovatsionnoy_deyatelnosti_1.docx67.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ г. Абакан «ЦРР –д/с  «Калинка»

Программа инновационной деятельности

«Взаимодействие детского сада и семьи, обеспечивающее нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Модуль «Моя родина»

1. Введение

2. Планирование по блокам:

I блок «Моя родина – Россия»

1. Широка страна моя родная.

2. Москва- сердце нашей родины.

3.Я люблю тебя Россия.

4. Россияне – граждане России.

II блок «Символ России, Хакасии»

1. Государственные символы России.

2. Наша Родина- Россия.

3. Береза- символ России.

III блок «Хакасия –мой край Родной»

1. Малая Родина.

2. Путешествие по Хакасии.

3. Сказ о чатхане.

4. Я люблю мою Хакасию.

5. Природа и культура Хакасии.

IVблок  «Мой любимый город».

1. Абакан – мой любимый город.

2. Путешествие по городу  (Экскурсия)

3. Библиотека (Экскурсия)

4. Итоговое занятие. Музыкально-поэтический праздник «Наша Родина Россия».

Введение

В настоящее время патриотическое воспитание является приоритетным направлением в государственной политике России в области воспитательной деятельности.

Патриотическое и гражданское воспитание начинается с раннего возраста. Мы понимаем, что без воспитания к своей Родине, к своей малой Родине, к своей улице, городу, республике мы не можем воспитать настоящего гражданина своей страны, способного принести пользу Родине.

В связи с этим в системе воспитательно-образовательного процесса нашего учреждения «МБДОУ+Центр развития ребенка – детский сад «Калинка» отводится большое внимание патриотическому воспитанию дошкольников.

Нами представлен модуль «Моя Родина» в системе модели воспитательно-образовательного процесса по блокам:

  1. Моя Родина – Россия.

В каждом блоке представлено планирование по темам и занятиям к ним.

Целью нашей работы является формирование основ патриотического сознания дошкольников, чувства гордости за свою родину ,любовь и уважение к народам, ее населяющим.

Модуль моя Родина состоит из 17 занятий, продолжительность каждого занятия составляет 30 минут. Рассчитан для детей старшего дошкольного возраста.

При ознакомлении используем следующие методы:

- Объяснительно-иллюстративный: рассказ, чтение, демонстрация;

- Исследовательский;

- Частично-поисковой метод (поиск и сбор материала, символики);

- Наблюдение (цвета флага можно увидеть в природе и на улице, вокруг нас).

Структура занятий по этапам:

  1. Организация группы.
  2. Актуализация опорных знаний детей (уточнение знаний, полученных на основе жизненного опыта).
  3. Мотивация деятельности детей (сообщение темы, проблемы и ее решение).
  4. Итог занятия (закрепление найденного решения проблемы)

Содержание блоков модуля «Моя Родина»

1 Моя Родина России.

Этот блок представлен следующими темами:

1. Широка страна.моя родная

2. Москва — сердце нашей родины

3. Я люблю тебя Россия.

4. Россияне - граждане России.

1.Тема: Широка страна моя родная

Задачи:

1. Дать детям представление о Родине, как стране городов.

2. Расширять представление детей об особенностях географического положения

России.

3. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование:

Географическая карта, аудиозаписи звуков, шум горной реки, плеск морских волн,

шторма П.И. Чайковский. «Времена года. Апрель». Голубые ленты, голубая косынка.

Ход занятия.

1.Россия — самое большое государство мира (показ на карте).

-Чем богата наша страна. (Перед детьми географическая карта и иллюстрации с картой).

Найдём реки. Как их много! Какие они разные! У каждой своё название. Может быть вы

знаете какие-нибудь из них? Одна река особенно любима русским народом. «Красавица

народная, как море полноводная». — Это о Волге. Люди ласково называют её Волга-матушка. (находим её на карте). Многие реки и речушки России текут к Волге, несут свои

воды: Это Калка, Ока! Енисей, Обь, Ангара. (находим их на карте). Волга - мать русских рек.

Волга - река труженица. Вниз и вверх по реке везут корабли различные грузы: лес, хлеб,

нефть. Волга кормит страну рыбой, чёрной икрой. Волга - чудес трасса для водных

путешественников.

-Как же родилась великая река Волга?

Послушайте рассказ об этом.

Случиться в солнечный денек

Ты в лес уйдёшь поглуше

Присядь, попробуй на пенек,

Не торопись, послушай.

Шумит листва. Шуршит трава.

Не умолкают птицы.

Родник в траве журчит едва,

Спеша на свет пробиться. Я. Аким.

…Бегут в темном подземном царстве ручьи. В их чистой воде не плещутся рыбы, к ним не летят птицы и не идут звери, что бы напиться вкусной воды. Под землей нет не рыб, не птиц. И ручейки упорно пробиваются наверх где светит солнце и где все им будут рады.

Долго подыскивает чистая струйка место, где можно вырваться их под земного плена. И, наконец, где-нибудь в низине, где помягче земля, вверх начинает бить маленький фонтанчик (звучит аудиозапись журчания родника). Родник родился! В лесной тишине раздается его голос.

Родничок совсем крохотный, такой, что его можно закрыть ладошкой. Тоненькой струйкой побежал он по земле (аудиозапись журчания родника). Каждый камешек для него гора, каждый прутик – дерево, не столкнешь с пути, обойти надо…

Извиваясь, бежит ручеек куда-нибудь вниз, под уклон. Встречается с другими, крепнет, набирает сил, начинает врезаться вземля, тащит с собой песчинки (журчание ручья усиливается). Так постепенно становиться ручеек рекой (аудиозапись журчания реки)

- Как вы думаете каким образом вода еще попадает в реки?

Дождь пошел, прибавилось воды в ручье. Снег растаял – еще более полноводной стала река.

- Куда же несет свои воды река? (определяем по карте). (в море).

2. Физкультминутка.

Дети – ручейки. У них в руках голубые ленты. Воспитатель – море, у него в руках голубая косынка.

Под музыку П.И. Чайковского из сборника «Времена года. Апрель» дети изображают родники, которые становятся ручейками. Ручьи сбегают в реку. Река несет свои воды в море.

3. – На каком месте расположена тундра? (на ровном).

- Как называются эти места? (Равнина). Показываем на карте.

- Каким цветом они обозначаются на карте? (зеленым)

- Почему? (На них много лесов, полей)

- Какие леса России вы знаете? (Хвойные леса, тайга, смешанные, лиственные).

4. Какими еще цветами окрашена карта России? Всеми оттенками коричневогоэто горы. Чем коричневый темнее, тем выше горы.

Найдите на карте России самые высокие горы

На Кавказе есть гора Эльбрус (показываем на карте) — это самая высокая гора России.

Как вы думаете, что же на самой вершине горы? Вершины гор круглый год покрыты снежными шапками. Снег там очень глубокий. Эльбрус такой высокий, что своей вершиной упирается прямо в небо (показ иллюстрации).

Кроме Кавказских гор в России есть и другие горы. Уральские, Саяны, Алтай (показ на карте). Горы Саяны есть в нашей республике Хакасии. В горах родились

многие реки России. Такие как Лена, Енисей (показ на карте). Куда же бежит река? В

море. Лена в море Лаптевых, Енисей в Карское море.а Волга в Каспийское море.

По берегам России много морей. Найдём их на карте. Число их 12.

Моря — большие царства воды.

Кто был на море, тот знает насколько оно велико когда стоишь на берегу и смотришьвдаль, то видишь только воду, воду. воду… Другого берега не видно. Кажется.что море не кончится никогда.

- Какая вода в море? Соленая. Мы обязаны морю солью, без которой человек не

может жить.

Представьте себе (дети могут закрыть глаза): тихая безветренная погода. Море

кажется ровным как зеркало. Но вот подул ветерок... (аудиозапись песка волн).

-Что произошло с морем?

На море появились волны. Волны становятся всё выше и выше.

- Почему? Ветер усилился.

- Как называется очень сильное морское явление? (шторм) (аудиозапись шторма). Во время шторма очень опасно купаться, плыть по морю на корабле.

Да, море большое, необыкновенно красивое, царство воды. На нашей планете есть царство воды, которые больше морей. Что это? Океаны. Найдем их на карте (очерчиваем границы океанов ладонью).

Море - дочь океана, оно соединяется с океаном, обменивается с ним водами.

Черное море. Его считают «дочерью» какого океана? (показ на карте). Атлантического. Он как будто держит за руку. А Карское море (показ на карте)? Северного ледовитого океана.

6. Посмотрите как красивы леса и реки, горы и моря. Все это наша с вами страна. Как она называется? Россия очень большая, богатая и красивая страна.

- Кто знает стихи о России?

Дети читают стихи.

2. Тема. Москва – сердце нашей Родины. Игра – путешествие.

Задачи. 1. Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России.

2. Воспитывать патриотические, гражданские чувства.

Предварительная работа. Разучивание стихотворений И. Токмаковой «Красная площадь»

Словарь. Россия, столица, Кремль, Спасская богиня Кремля, Царь-пушка, Царь-колокол, Кремлевский дворец.

Оборудование. Иллюстрации с видами Москвы: Красная площадь, Спасская башня Кремля, Царь-колокол, Царь-пушка, Кремлевский дворец и т.д.; капитанская фуражка, штурвал корабля.

Ход занятия.

Сегодня мы отправляемся в путешествие по Москве. (Дети выбирают капитана и отправляемся в «плавание» по Москве-реке (передвигаемся по группе от иллюстрации к иллюстрации).

Нетороплива Москва-река. Далек путь нашего корабля: под пятнадцатью мостами проплывает он, двадцать пристаней, три порта встретит. Долго будет плыть наш корабль мимо парков, заводов, огромных зданий, мимо Кремлевских стен и башен. Капитан будет делать остановок, я буду проводить экскурсию, рассказывать о достопримечательностях нашей столицы, а вы, члены экипажа, будете мне в этом помогать. Согласны? Тогда в путь. Первая остановка. У стен Кремля, рядом с Красной площадью. Вторая остановка – Кремль.

Мы пришли в следующий порт. Я приглашаю вас на экскурсию по Кремлю.

Дети рассматривают иллюстрации с изображением Спасской башни – главной башни Кремля, башни Кремлевских курантов.

За стенами и башнями древнего Кремля – волшебный город! На территории него мы видим белокаменные храмы, соборы с золотыми куполами, сказочные терема, похожий на огромную драгоценную шкатулку Большой Кремлевский дворец. Один из красивейших залов Кремлевского дворца назван Героическим в честь Георгия Победоносца – святого покровителя Москвы.

В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто является главой нашего  государства? (Ответы детей)

Третья остановка. Царь- пушка и Царь- колокол! Нет на свете колокола больше его. Он весит двести тонн. Двести с  лишним лет назад отлили его отец и сын Моторины. Царь- пушка всем пушкам пушка. Отметил его четыреста лет назад славный русский мастер Андрей Чехов. Никто не собирается сегодня стрелять из Царь- пушки или звонить в Царь-колокол, но все глядя на эти исторические памятники с гордостью и уважением думают об удивительно талантливых мастерах – умельцах матушки России.

А сейчас я приглашаю вас на «прогулку» по Москве. В Москве очень много

интересных мест, которыми гордятся жители столицы. Некоторые из них звестны всему

миру. Большой театр, памятник А.С. Пушкину, Московский университет на Воробьёвых

горах, останкинская телевизионная башня, Храм Христа Спасителя.

Нет такого человека, гражданина нашей необъятной страны, который не мечтал бы

побывать в Москве – сердце России! О Москве написано много стихов и песен. Какие вы

Знаете? (дети читают стихи).

Москва, Москва! Люблю тебя, как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль – зубчатый, безмятежный.

М. Лермонтов.

Вот мы и вернулись из путешествия по Москве. Скажите, пожалуйста, где мы с вами

сегодня побывали, что нового узнали?

3. Тема. Моя Родина

Цель: воспитание у детей патриотических чувств, любви и уважения к Родине.

Словарь: Россия, матушка, отчизна, Родина.

Оборудование Карта России, иллюстрации с изображением природы России

Ход занятия.

- Ребята, как называется наша страна? (Показываем карту России, иллюстрации).

- Какая она, наша страна? (Большая, красивая, огромная, богатая, сильная). По другом

Россию можно назвать Родиной, потому что Родина – это страна в которой мы

родились и живём.

«В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая Родина». (Ю. Яковлев).

Расскажите о своем маленьком уголке, который дорог вашему сердцу. (Родной дом, где живёт моя семья; любимый уголок природы, иле мы отдыхаем с родителями; двор, улица; уголок природы, где мы играем с друзьями и т. д. Предлагаю послушать стихотворение поэта М. Лисянского «Моя Родина».)

Великую Землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Родина – это отечество, отчизна.

Читаем рассказ К.Д. Ушинского «Наше отечество».

Наше отечество, наша Родина- мать- матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком и все в ней для нас родное; матерью - потому , что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать- одна у него родина.

Как ласково называют Россию русские люди? (Россия- матушка) А почему?

Как еще можно сказать о России? Какая она? (Дорогая, единственная, родная.)Народ придумал много пословиц и поговорок. Послушайте их.

« Родина любимая- мать родная.» как вы понимаете смысл этой поговорки?(Мы к  родине относимся как к матери.Маму мы бережем, любим, защищаем, так и к Родине относимся).

«Человек без Родины- что соловей без песни». « Одна у человека мать, одна уего Родина». « Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».  (Объясняем смысл каждой пословицы ).

В конце занятия предлагаем детям нарисовать картины любимого уголка Родины, рассказать родителям пословицы, с которыми они познакомились на занятии.

4. Тема. Россияне- граждане России. Беседа.

Цель: формирование понятия «гражданин», воспитание уважения ко всем национальностям.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстрации с изображением детей в различных национальных одеждах, разучивание стихотворения «Родной язык».

Словарь. Гражданин.

Оборудование. Куклы в национальных костюмах: русском, украинском, татарском, белорусском, хакасском.

Ход занятия.

Перед беседой проводится «этическая» зарядка «Давай дружить» (мимика, жесты, взгляд «передаются» по кругу).

- В городах, деревнях, селах, аулах, России живут люди разных национальностей.

Какие национальности знаете вы?

Дети рассматривают кукол, одетых в национальные одежды.

- Опишите русский национальный костюм. Какие русские народные праздники вы знаете? Назовите русские национальные блюда. Какие русские пословицы, поговорки, загадки вы знаете?

Аналогично проводится беседа о культуре других народов.

- У людей разных национальностей есть свой язык. Чем отличаются люди разных национальностей? (костюм, традиции, язык), Мы все живём в России. Как нас, жителей России можно назвать одним словом? (Россияне).

Все Россияне - граждане России. Как вы думаете кого называют гражданином? (человека, который живёт и работает в стране, любит свою Родину). Какой язык является общим для всех Россиян?

-Ребёнок (читает стихотворение «Родной язык»).

В день солнечный июльский

Цветы цветут вокруг.

Красив язык родной мой русский

Иду тропинкой узкой-

Деревья до небес.

Могуч язык наш русский

Как этот русский лес.

И в радости и грусти-

Он всякий час со мной, родной язык мой русский,

Как родина родной!

- Ребята, это так интересно: разные языки, одежда. Но главное, что все мы кто?

(Друзья). И нас объединяет то, что мы являемся гражданами одной страны- России.

Символика России, Хакасии.

1. Государственные символы России. Беседа.

2. Наша Родина Россия.

3. Береза-символ России.

4. Символ Хакасии.

1. Тема. Государственные символы России.

Задачи. 1. Формировать представления детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе.

2. подводить детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления.

3. воспитывать любовь и чувства гордости к Родине.

Предварительная работа. Разучивание наизусть стихотворений В. Степанова «Флаг России», «Герб России».

Словарь. Государственные символы, герб, гимн, флаг, Россия

Оборудование. Географическая карта, изображение флага и герба России; изобразительный материал.

Ход занятия.

- Россия – страна, в которой мы живем. Она занимает первое место по территории среди всех стран мира (показать на карте). У каждой страны есть главный город –столица, а какой город является столицей России? (Москва). Кто является президентом России? У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб и гимн. К ним надо относиться с уважением. Сегодня мы познакомимся с этими символами. (Показываю иллюстрацию с изображением флага России).

Флаг символизирует нашу Родину. Он развивается над зданием правительства. Флаги вывешиваются во время праздников, поднимаются во время побед. Ребята, как мы можем узнать флаг России? (на флаге России изображены три полосы). Каждая полоса имеет свое значение.

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее. Красный цвет – это символ силы. Наша страна сильная, миролюбивая.

Ребенок читает (стихотворение).

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображение герба России.

- Гербы появились давным давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, что бы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время и эпоха рыцарей прошла, но гербы остались. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах государства, печатях, паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. Посмотрите на герб нашего государства. Что вы видите? (Ответы детей).

Орел с двумя головами, у орла раскрыты крылья, на головах короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой жезл. Каждый элемент герба имеет свое значение.

Ребенок (читает стихотворение)

У России величавой

На гербе орел двухглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

- А сейчас посмотрите что у вас лежит на столе? Листы с изображением герба и флага. Раскрасьте изображение орла на гербе России и флаг.

2. Тема. Наша Родина-Россия.

Задачи: Формировать представления у детей о России; воспитывать любовь к родному городу, краю, к Родине; Чувство гордости, уважения к государственной символике.

Словарь: Планета, спутник, иллюминатор, инопланетянин, атмосфера, гимн, флаг, герб.

Оборудование:  Карта Земли, флаг и герб России.

Ход занятия.

Под музыку выходит инопланетянин.

И.- Куда я попал?

- Это планета земля. А попали в детский сад.

И. (удивленно) – К вам в детский сад? Ребята, а что это такое? Я наблюдаю за вашей планетой и давно мечтал побывать на ней .

- Расскажите как выглядит Земля из иллюминатора космического корабля?

И. — Земля круглая и большая её часть покрыта морями и океанами, только одна

шестая часть её суша. Я её даже зарисовал (показывает рисунок).

- А с какой планеты вы к нам прилетели?

И.- Я с планеты Марс! Я марсианин! Это яркая красивая звезда. На Земле много разныхстран. Как называется страна в которой вы живёте? А что такое Россия? Чем отличается Россия от других стран? (Языком на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями).

- Назовите основные символы нашей страны?

Расскажите что вы знаете о символах нашей страны?

На гербе изображён Двуглавый золотой орёл на фоне Российского флага. Орех-символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500лет назад. Герб- это эмблема государства, он изображается на печатях. паспортах, денежных знаках, документах. Российский флаг- это трёхцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами.

Что символизирует белый, синий, красный цвета российского флага? (Ответы детей)

Есть разные версии. По одной – это единство моря, земли и неба. По другой – это содружество трех славянских народов. По третьей – цвета флага символизировали: белый-веру, чистоту; синий-небо, благородство, верность; красный-героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: белый – это вера, синий-надежда, красный-любовь.

Гимн – символ нашего государства, что вы знаете о нем? Мелодия гимна торжественная, величественная. Когда исполняется гимн, все присутствующие слушают его стоя. Этим они выражают уважение и почтение к своей стране.

И.- Ребята, я узнал много интересного о России, спасибо вам за это. Я слышу сигнал, мне пора возвращаться обратно на космический корабль. (Инопланетянин прощается с детьми)

3. Тема. Береза – символ России. Игра – путешествие.

Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество»

2. Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.

Словарь: белоствольная, тонкий стан.

Оборудование. Выставка рисунков «Моя родина»; аудиозапись русской народной песни «Во поле березка стояла», репродукция картин: И. Левитан «Золотая осень», И. Аргунов «Портрет крестьян в русском костюме», Б. Кустодиев «Масленица».

Ход занятия.

Экскурсия по выставке рисунков «Моя Родина».

- какие места вы изобразили на своих рисунках? Как можно назвать, одним словом все что вы нарисовали на своих рисунках? (Родина, отчизна, отечество).

Как вы думаете, с чего начинается Родина? (ответы детей).

Ребенок читает отрывок из стихотворения М. Матувского «С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что в поле,

Под ветром склоняясь растет.

А может она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

С которой не видно конца?

- с чего начинается Родина для автора стихотворения? Какие пословицы и Родине вы знаете? (Ответы детей)

Родина любимая, что мать родимая.

Жить – Родине служить.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Русское раздолье – человеку приволье.

Почему родную землю называют по-разному: Родина, отечество, отчизна?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции картин художников.

- Что общего есть в ваших рисунках и картинах художников? (Береза).Как вы думаете, почему и на картинах художников и на ваших рисунках есть стройные, белоствольные березки? (Ответы детей).

Конечно же, это не случайно. Какой русский человек не любит березу – красавицу! Береза – символ России. Вспомните загадку про березу:

Стоит Алена – платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

- С кем на Руси сравнивали красавицу березу? (С девушкой нежной, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой).

О белоствольной русской красавице сложено много стихов и песен. Песню «Березонька» пели девушки на Руси в праздник Семик. Праздник этот приходился на июль и считался девичьим праздником. Утром яркая красочная толпа направлялась к березовой роще, девушки выбирали одну из березок и украшали ее, привязывали к веткам цветные лоскуты, ленты, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг увешенной березки водили хоровод и исполняли песенку «Березонька». Потом вокруг березы плясали ,заводили игры. А какие русские народные песни вы знаете и можете исполнить? (Ответы детей) дети инсценируют русскую народную песню «Во поле березка стояла».

Хакасия – мой край родной.

Темы этого блока:

1. Малая Родина. Беседа.

2. Путешествие по Хакасии.

3. Сказ о Чатхане.

4. Я люблю мою Хакасию.

5. Природа и культура Хакасии.

1. Тема: Малая Родина. Беседа.

Задачи: 1. Формировать у детей понятие «малая родина».

2. знакомить с русским фольклором.

3. расширять кругозор детей.

4. воспитывать патриотические чувства.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений.

Словарь: Малая Родина, Россия, чужбина.

Оборудование: фотографии с видом городов, страны.

Ход занятия.

Рассказ сопровождается показом фотографий города и страны

- Как называется наша Родина? (Россия).

- Почему мы гордимся нашей рединой? (Она сильная, богатая, большая, красивая).

У каждого из нас есть своя малая родина — тот уголок земли, где мы родились, где

проходит наше детство, где живут наши родители, друзья, где находится наш дом. Для

кого-то малая родина — небольшой поселок или деревушка, для других — городская улица и зеленый дворик с качелями, песочницей и горкой. Словом, малая родина у каждогосвоя!

Малая Родина.

Малая родина-

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая родина

Малая моя.

О любви к родине сложили немало мудрых пословиц: «Русский человек без родины не живет», «Родная сторона – мать родная, чужая сторона – мачеха»

Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину – на чужбине, и сначала кажется ему все новым, интересным: и люди, и обычаи, и природа. Но пройдет немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родную сторонушку, где все так близко, знакомо и так любимо! Ведь «по родной стороне сердце ноет».

Многие русские поэты, писатели, художники, которые вынуждены были жить в чужих странах, тосковали по России, слагали о ней песни, стихи, поэмы, писали картины, посвященные малой далекой родине, мечтали хотя  бы когда-нибудь вернуться домой.

Родная сторонушка.

Выйду я на зорьке

Слушать соловья.

Рощицы, пригорки, вдалеке — поля.

Над родной сторонушкой

Солнце поднимается,

И поет соловушка,

Свищет, заливается.

Трели соловьиные

Понимаю я:

Славит он родимые

Рощи и поля.

Зорька ленту узкую

Бросит над рекой.

Славит землю русскую

Голос золотой!

- Как называется ваша малая родина?

- Почему вы ”любите свою малую родину?    

- Почему в народе говорится: «На чужой сторонушке рад своей воронушке»?

- Что нужно делать, чтобы наша Родина становилась все краше?

Дорогие дети! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее людях и истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции.

1. тема: Путешествие по Хакасии.

Задачи: 1. Познакомить детей с легендами хакасского народа.

2. закреплять занятия детей о флоре и фауне, национальных особенностях одежды, обычаях.

3. воспитывать доброжелательное отношение к обычаям жителей Хакасии.

Словарная работа: юрта, чалами, тасхыл.

Подготовка к занятию: чтение хакасских народных сказок, легенд, рассматривание иллюстрации животных и рыб Хакасии, заучивание стихов и песен о Хакасии.

Ход занятия.

Мы живем на большой планете. Как она называется? На всей земле много стран.

А в какой стране мы с вами живем? В большой стране, как Россия, есть место: Где вы

впервые увидели траву, испили глоток воды из чистого родника - здесь есть и степи, и

горы. Это ваша малая родина, а называется она… Республика Хакасия.

Давайте подойдем к природной карте Хакасии: степи, лесостепи, подтаежная, горнотаежная тайга, высокогорье. Богата природа Хакасии.

Звучит хакасская музыка, входят мальчик и девочка в хакасских костюмах.

- Изеннер - изеннер!

- С чем вы пожаловали?

- Мы пришли рассказать о столице Хакасии (читают стихи)

Город мой на широких равнинах степей,

Город мой, стал любимой ты песней моей.

В ритмах дня ты звенишь и чудишь, как чатхан

Город мой, мой родной Абакан.

Я иду, а веселые лица людей,

Как жарки, на широких твоих площадях,

Яблонь цвет, шум дождя и дыханье Саян-

Все в тебе, мой родной Абакан.

- Что вы нам принесли?(карту).

- мы приглашаем вас в путешествие по Хакасии.

Старт: стрелка показывает прямо.

Ребята, возле города Абакана есть гора Самохвал - священная гора. Раньше на ней было много волков, а вожаком стаи была белая собака. Волки пугали людей и зверей. И вот однажды отважный охотник Тохчын решил бить волков. На том месте, где стрела попала в волка, возникали хакасские поселения. Какие?

- А какие города, поселки Хакасии вы знаете?

- давайте перейдем эту гору (дети перелазят через гимнастический снаряд).

- куда показывает стрелка? (К реке)

- Вот перед вами река Абакан. Почему она так называется? По-хакасски Абакан называют Агбан-Сух – чистая вода.

- Какая рыба в ней водится?

Стрелка показывает на озеро.

Давайте присядем возле озера и отдохнем. (дети слушают журчание воды).

- Какие озера есть в Хакасии? Кто знает, какая по вкусу там вода? (соленая). Я вас могу угостить.

- Какая вода? Как она называется? (Ханкуль). Мы знаем, что есть озеро с таким названием. Почему озеро получило такое название?

Хан - это царь, куль — это озеро. Раньше такую воду пили люди. И чтобы не потерять благо, бросали серебряную монету и говорили: «Тебе озеро, белое благо, а мне крепкого здоровья» (Ребята бросают монеты).

От озера стрелка показывает в лес.

- Чем богата тайга? Какие звери водятся в лесах? (Иллюстрации).

- Что опасно для леса?

Стрелка показывает на горы.

Вот перед вами высокие горы. Как они называются?

Кто нам расскажет легенду, как возник Кузнецкий Ада-Тау?

По народным поверьям, если пройти под  Дорогой грома (радугой), то мужчины

превращаются в женщин, а женщины в мужчин. Такой человек будет вечно молодым.

Вот однажды одна женщина оседлала быстрого коня и помчалась со скоростью ветра, но

никак не могла она догнать радугу. От усталости, конь упал вместе с женщиной. И они

превратились в одну из высоких вершин Кузнецкого Ала-Тау.

Хакасия со всех сторон окружена горами - по-хакасски - тасхылами.

Стрелка показывает на карту.

Дети подходят к юрте, стряхивают дорожную пыль с одежды, с ладоней. Затем кланяются хозяину жилища, здороваются с хозяйкой.

- Откуда вы пришли? Что видели?

- Вы, наверное, устали. Я вас напою молочком от белой коровы( это священная корова).

- Хозяйка, расскажи нам про свой костюм.

- Молодые девушки носят много косичек. А когда выходят замуж – две косички. Наряды у мужчин и женщин одинаковые, только у мальчиков – короче. Пуговицы изготавливают из рогов коров. А женское украшение (пого) украшают пуговицами, бисером, который привозили из-за моря.

- А сказки хакасские вы знаете?

- Я хочу проверить, насколько вы внимательны.

В одной из хакасских сказок судья задавал девушке очень сложные загадки.

Помните ли вы их ответы?

- Кто богаче всех на свете? (Земля).

- Что на свете быстрее всего? (Мысль).

- А кто самый сильный на земле? (Народ).

- Ребята, у хозяйки неприятность. Злой шаман разбросал карту, которая висела у неёв юрте. Давайте поможем собрать её. Вспомните, какие районы есть в нашей республике.

А сейчас, по хакасскому обычаю, завяжем ленточки (чалама) на священной берёзе и загадаем желание. Ребята обходят вокруг берёзы три раза и говорят:

На белую грудь — белую ленту,

Небу — голубую ленту,

Солнцу - красную ленту,

Природе - зелёную ленту.

В благодарность хозяйке за гостеприимство, давайте споём песню о Хакасии.

3. Тема: Сказ о чатхане.

Цель: знакомство с традициями, играми, танцами хакасского народа, с содержанием легенды о Чатхане.

Оборудование: юрта, лавка, половики, кринка с молоком, пиала, чашка с пирогами.

Ход занятия.

В одной из таких юрт жили мать с сыном Санкаем. С первыми лучами солнца (выходит мать, напевая мелодию, делает домашнюю работу). Мать Тардан поднималась рано, разводила огонь, пекла лепешки, поила чаем Санкая и на целый день уходила батрачить на бая. Маленький Санкай, поев лепешек, тоже принимался за работу: ему надо было принести дров для очага‚ воды, навести порядок во дворе, вокруг юрты. А уже потом Санкай бежал к друзьям, чтобы поиграть в любимую игру.

-Давайте и мы поиграем в игру (любая хакасская игра по выбору детей).

Не забывал Санкай и своих четвероногих друзей: любимую собачку Чохырам и

 маленького котёнка.

Наступал вечер, приходила уставшая мама Таран и Санкай, ласково прижавшись к ней, слушал нежную мамину песенку.

Песня «Не плач, мальчик» (поет мама).

Как бы ни устаю мама.но никогда не отказывалась рассказать сыну сказку. Однажды она рассказала сыну сказку народа...

— Жил на хакасской земле Хаара — Хан, что значит чёрный хан. Однажды наказал он юношу за то, что он полюбил его дочь (выходит Хаара — Хан, ведёт юношу, стегая плёткой и «сталкивает» в яму).

Разгневанный Хаара — Хан опустил юношу в яму, скинул ему огромный камень и сказал: «Если ты сумеешь выкинуть этот камень, подарю тебе жизнь». Сколько юноша нистарался поднять камень, как он тот же час скатывался обратно. Много времени прошло, когда Харри — Хан вспомнил о юноше. И когда пришёл к яме, то удивился:

- Как, ты ещё жив?

- Жив! Любовь к твоей дочери не даёт мне умереть.

- Дарю тебе жизнь! Только не быть тебе человеком, а быть пауком! И стал юноша пауком. Только он был особенным. Ушёл он в тайгу и стал тянуть паутину от одногодерева к ‚тру-тому, чтобы тот, кто заденет её, услышал песню. Однажды по тропинкепрошёл Дровосек (идёт «дровосек») п задел паутину. Как вдруг он услышал песню (звучит чатхан).

С той поры стал дровосек тайком от всех приходить в тайгу слушать песню.

Запала сказка Санкаю в душу и стал он уходить тайком в тайгу искать паука.

Мать: «Мой сын, я рассказала тебе сказку, но если ты возьмёшь из моих длинных кос несколько волосков и протянешь их по еловой доске,  то услышишь чудесные звуки, ты услышишь песню паука.

Санкай в юрте «играет» на чатхане.

Ведущий: Вскоре люди узнали о чудо-чатхане и певце. Они стали приходить из дальнихаалов к юрте Тардан и просили выйти Санкая с чатханом к ним. Вышел Санкай и полилась его песня, а девушки стали водить под нее хоровод.

Люди слушали удивительные звуки чатхана. Волосы матери стали золотыми струнами, сердце Санкая переполнилось радостью от того, что его песни нравятся народу.

Люди стали толпами приходить к юрте Тардан. Под звуки чатхана они мечтали о светлой жизни.

Время шло, Санкай постарел, давно нет матери Тардан... Но песни Санкаяподхватили и стали петь его дети и внуки. И по сей день на земле хакасский народ с любовью слушает чарующие звуки чатхана (звучит музыка).

Вот вы и узнали чудесную сказку о том, как появился хакасский народный музыкальный  инструмент — чатхан.

4. Тема: Я люблю мою Хакасию.

Задачи: 1. Уточнить и расширить представления детей о республике Хакасия, ее богатствах, природе.

2. Приобщать к традициям, культуре, истории Хакасии

3Развивать эстетические чувства.

4. Воспитывать любовь к родному краю.уважение к людям другой национальности.

Воспитывать чувства доброжелательности и взаимопомощи.

Ход занятия.

Отгадайте кроссворд и узнайте, о чем мы сегодня будем говорить.

1. Хакасский музыкальный инструмент.

2. Молочный напиток хакасов.

3. Блюдо хакасской кухни из жареного молотого зерна.

4. Гора с заснеженной вершиной.

5. Хакасская деревня.

6. Элемент хакасского орнамента.

7. Папа, мама, я — это дружная...

По вертикали прочтем слово. Что получилось? Хакасия - тема нашего занятия.

- Что такое Хакасия? Как называется столица Хакасии? Чем богата Хакасия?

Далее дети рассказывают стихотворения о Хакасии.

1.Я люблю свою Хакасию - край лесов, полей и гор.

Новостройками украсили в наши дни её простор.

Хакасия, Хакасия, сибирский горный край.

Любимая Хакасия, под солнцем расцветай.

2. Н. Доможаков. Родная моя земля.

Хакасия - земля родная!

Ты существуешь с давних пор.

Жила ты, светлых дней не зная,

Терпя бесправия позор.

3.Курганов каменные плиты

Стоят, как тяжкой жизни след.  

Они, как люди с пылью слиты,

Согнулись спины их от бед.

4.На всём следы былых страданий,

И если вслушаться в ручей,

То звук старинных причитаний,

Послышится в тиши ночей.

(Стук в дверь. Пришла гостья — хакасская девушка. Дети здороваются, приглашают её войти).

- Дети, кто это? Как вы узнали?

Гостья приглашает всех поиграть в игру «Хазых»

Дети садятся по кругу, гостья кладёт кому-то косточку в руки. У кого косточка, тот поёт песню или читает стихотворение.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Выбери правильно»

Детям предлагают взять бабочку, затем найти пару по цвету. Каждая пара из 5

картинок находит ту, которая соответствует атрибутам Хакасии. Картинки раскладываются на столе. Воспитатель вместе с детьми выясняет правильность выбора.

Подвижная хакасская игра «Держи верёвку».

Дети встают в круг и берут в руки верёвку. С помощью считалки выбирают водящего.

Считалка: Пыти, сыти, нара, ыби, сыби, туба, кирис.

Водящий в кругу пытается задеть игрока. Нужно отпустить веревку, затем взять, чтобы верёвка не упала. Если верёвка упада или игрока задели, то он водит.

Игра с волшебной шкатулкой.

Дети по очереди достают из шкатулки бумагу с хакасскими словами и говорят, что

они обозначают по-русски. (Пого, тасхыл, аал, айран, юрта, талкан).

Итоги занятия. Угощение хакасским национальным блюдом.

5. Тема: Природа и культура Хакасии.

Задачи: 1. Формировать у детей интерес и бережное отношение к родной природе.

2. Формировать интерес и уважение к хакасской культуре.

3. Развивать внимание, мышление, память.

4. Воспитывать у детей любовь к родной республике.

Материал: эмблемы с названием команд: «Знайки» и «Грамотей»; 2 конверта с

картинками животных и птиц Хакасии.

Оформление: выставка книг по Хакасии; куклы в хакасских национальных

костюмах; образцы с хакасскими орнаментами.

Предварительная работа: чтение хакасских сказок, знакомство с хакасскими

пословицами, загадками, экскурсия в музей национальной культуры.

В игре принимают участие две команды: «Знайки» и «Грамотеи». Члены жюри:

воспитатели других групп, методист ОУ.

Ведущий. Всем! Всем! Всем! Начинаем наш КВН! Он посвящён природе и культуре

Хакасии. Просим команды занять свои места.

Приветствие команды «Знайки»!

Мы пришли на этот вечер, чтобы не лениться,

На вопросы отвечать, петь и веселиться.

Мы соперникам своим «Грамотеям» говорим:

«С вами мы сразимся и так просто не сдадимся!»

Приветствие команды «Грамотеи»

А мы команде «Знайки» шлём пламенный привет.

И от души желаем знать правильный ответ!

Разминка.

Ведущий Я задам сейчас вопросы... отвечать на них не просто!

(отвечает команда, которая первой подаст сигнал)

1. Какое дерево является священным как у русских, так и у хакасов? (Берёза).

2. Что такое тасхыл? (Гора).

3. Какое животное называют великаном тайги? (Лось).

4. Чем ёж на медведя похож? (Спит зимой).

5. Как называется жилище хакасов? (Юрта).

6. Назовите хакасское женское нагрудное украшение. (Пого).

7. Как называется праздник первого молока? (Тун — пайрам).

8. Когда отмечают хакасский Новый год? (В марте).

Ведущий. Разминка закончилась. Пока жюри подводит итоги, дети расскажут стихи о

Хакасии.

1.Хакасия — край мой!

Родные просторы.

Вы мне улыбаетесь морем огней.

Широкие степи, высокие горы

Навеки в душе сохранятся людей.

2.Если ты приедешь в наши дали,

Ты степной увидишь океан.

Берегами океана встали

Цепи Ала — Тау и Саян.

3.По земле цветущей только ступишь —

Здесь оставишь сердце навсегда.

Енисей серебряный полюбишь

И тасхылы, синие ото льда.

Ведущий Чья команда больше назовёт хакасских пословиц и поговорок о труде.

Конкурс капитанов.

Отгадайте загадки, о каком животном или растении идёт речь:

1.Что-то скучно стало одному выть на луну, кто составит мне компанию? {Волк).

2.Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу.

Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству.

Патрикеевной больше не называть! (Лиса).

3.Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красное платье. (Рябина).

4.Есть у родственницы ёлки неколючие иголки, но, в отличие от ёлки, опадают те

иголки. (Лиственница).

Конкурс «Белый конверт».

Одной команде предлагается конверт с картинками 5 птиц, среди которых надо найти

кукушку и рассказать об её отличительной особенности.

Другой команде — конверт с картинками 5 зверей, среди которых надо найти

бурундука И рассказать о его особенностях.

Ведущий Любят музыку все на свете: и взрослые и дети. Пока жюри подводит итоги

конкурсов, дети исполняют песню о Хакасии.

Конкурс «Пантомима».

Кого мы будем изображать, попытайтесь отгадать! (Каждая команда должна

изобразить животное Хакасии, а команда соперников отгадать его. Используем только пантомиму).

Ведущий Мы думали и веселились, и даже спорили порой,

Но очень сильно подружились за нашею игрой.

Игра игрой сменяется, кончается игра,

Но дружба не кончается.

Ура! Ура! Ура!

Жюри подводит итоги. Награждение участников.

Мой любимый город.

В этом блоке планирование осуществляется по следующим темам:

1. Абакан-мой любимый город.

2. Путешествие по городу (экскурсия).

3. Библиотека (экскурсия).

1. Тема: Абакан – мой любимый город

Цель: уточнение и расширение представлений детей о городе, его достопримечательностях, людях, живущих в нем.

Ход занятия.

Организация группы.

Мотивация деятельности детей.

1. Чтение стихотворения Т. Трофимцева.

«Город жизни моей».

Город мой на широких равнинах степей,

Город мой, стал любимой ты песней моей.

В ритмах дня ты звенишь и чудишь, как чатхан,

Город мой, мой родной Абакан.

Я иду, а веселые лица людей,

Как жарки, на широких твоих площадях.

Яблонь цвет, шум дождя и дыханье Саян-

Все тебе, мой родной Абакан.

2 — О каком городе прозвучало стихотворение?

- Скажите, пожалуйста, в какой республике находится город Абакан“?

- Люди какой национальности проживают в Хакасии“?

Сейчас в наше время, Абакан — крупный промышленный город с огромными зданиями, яркими витринами.

3. Рассматривание альбома «Абакан».

4. Разработка маршрутов экскурсии по городу.

5. Создание плана экскурсий (схемы маршрутов).

Итог занятия.

- Что вы можете рассказать об Абакане?

- Какие достопримечательности города?

2. Тема: Путешествие по городу. Экскурсия.

Цель: формирование представлений дошкольников о городе, уточнение знаний о правилах поведения на улице, воспитание чувства ответственности за свой город.

 Ход занятия.

1. Рассматривание схемы маршрутов экскурсий, фотографий центральных зданий городов как ориентиров предстоящей прогулки.

- Вы любите совершать прогулки по улицам нашего города?

- Какие улицы есть в нашем городе?

- Название улицы и номер дома – это адрес. Для чего существует адрес?

2. Сообщение темы экскурсии, определение схемы маршрута. Сегодня мы с вами гуляем по центральной улице нашего города.

Как называется центральная улица города?

3. Экскурсия.

- На какие части делится улица? (Проезжая часть, газон, тротуар).

Проезжая часть — дорога, по которой движется транспорт.

- Какое движение на этой дороге? Как движутся автомобили?

Газон — это озелененная полоса вдоль проезжей части.

- Зачем нужно озеленение у дорог? (Очищает воздух, создавать тень, украшать дорогу).

- Какие деревья посажены на улицах? Как нужно относиться к природе?

Тротуар - это пешеходная часть улицы.

- Как узнают пешеходы, что именно здесь надо переходить улицу? (На дороге нарисованы широкие белые полосы)

- А если пересекаются две улицы, как это место назвать? (Перекресток).

Мы с детьми подходим к магазину.

На нашем пути встречается много магазинов. Вы часто ходите в магазины? Что вы в них приобретаете? Какие бывают магазины? (Продуктовые, книжные, овощные, обувные и т.д.). Кто работает в магазине? (Продавцы, грузчики, кассир, уборщик).

Обращаем внимание на участок рядом с магазином: порядок, наличие урн для мусора.

Мы подходим к пешеходному переходу.

- На какой свет мы будем переходить дорогу?

Вспомним правила поведения пешеходов на улице.

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно.

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет – предупрежденье:

Жди сигнала для движенья. С. Михалков.

- Что это за учреждение справа от нас? (Редакция газеты «Абакан»). Кто здесь работает? Чем они занимаются в редакции?

Далее по ходу движения фотоцентр «Юность», пешеходный переход и движение продолжается к памятнику героям Великой Отечественной войны и аллее Славы. Рассказ воспитателя.

(На обратном пути воспитатель просит назвать детей то, что увидели они, о чем говорили, вспомнить названия улиц).

После экскурсии во второй половине дня воспитатель проводит с детьми беседу.

3. Тема: Библиотека. Экскурсия.

Задачи: 1.Познакомить детей с общественными зданиями микрорайона, их назначением.

2. Расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей города.

3. Воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах. Стимулировать у детей интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте и чистоте.

Ход занятия.

3. предварительная беседа с детьми.

Немного из истории библиотек.

Давным – давно, когда люди еще не знали бумаги, но хотели передавать свои знания другим, слова записывали на чем придется: они высекали значки на камне, позже буквы изображали тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте писали на папирусе – материале, сделанном из многолетнего растения с таким же названием. А в России выделывали тонкую кожу и писали на пергаменте, на березовой коре.

Эти письма любы пытались сохранить: и глиняные дощечки, и папирус, и пергаменты. Создавались первые библиотеки. Но со временем слова стирались ,дощечки, береста портилась. Тогда люди научились делать бумагу и печатать книги. Люди, которые пишут книги, называются писателями. Писатели писали о том, что видели, слышали. Писали стихи и придумывали рассказы, сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, что бы узнать прошлое, настоящее и будущее. Узнать обо всем, что творится в мире, происходит на земле.

- Где мы можем взять книги? (В магазине купить, в библиотеке)

2. Экскурсия в библиотеку. Определение маршрута движения: ЖЭК, здание университета, медицинский колледж.

Подходим к зданию библиотеки.

Перед нами здание, где хранятся книги - детская библиотека. (Обращаем вниманиена здание, на вывеску, на порядок территории).

Работники библиотеки собирают разные книги. В библиотеке найдутся книги поматематике, географии, истории и многие другие.

Здесь у нас первая остановка — абонемент. В абонементе на полках, открытых длядоступа читателей, можно выбрать любую книгу, но обязательно вернуть ее в определенный срок. Книги стоят на полке в определенном порядке, по разделам, относящимся к разным наукам и темам.

Вторая остановка — каталог. В небольших ящичках собраны карточки на всеимеющиеся в библиотеке книги. На каждой карточке мы найдем фамилию автора книги, ее название; фамилию художника, оформлявшего книгу, а также город, где она издана, год издания, количество страниц.

Карточки расположены в таком же порядке, как и книги на полках. Найти нужнуюкнигу вам поможет библиограф.

Остановка - читальный зал. В читальном зале можно полистать последние номера детских газет и журналов, познакомиться с новыми названиями детских периодических изданий.

Правила юных читателей.

С любым вопросом можно обратиться к работникам библиотеки, но и сами юные читатели должны соблюдать правила:

  • Аккуратно обращаться с библиотечными книгами;
  • Вовремя возвращать книгу в библиотеку;
  • Подклеить страницу или корешок книги, если в этом есть необходимость

Во второй половине дня детям предлагается подклеить книги в группе.

Итоговое занятие. Музыкально-поэтический праздник.

Тема. Наша Родина – Россия.

Цель: Формирование чувства гордости за свою Родину, любовь и уважение к народам, ее населяющим, к его поэтическому и музыкальному творчеству.

Оформление: на центральной стене пейзаж Хакасии, на кулисах государственные символы России и Хакасии.

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал. Ведущий обращает внимание на детей на оформление. Посмотрите на картинку, может вам знакома эта природа? Почему вы решили, что природа нашей республики Хакасия? Вы узнаете эти государственные символы? Что можно рассказать о них?

1Ребенок. Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля-

Это русское раздолье,

Это родина моя!

2ребёнок. Вижу горы- исполины,

Вижу реки и моря-

Это русские картины,

Это Родина моя!

Зребёнок. Слышу песни жаворонка

Слышу трели соловья-

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

4ребёнок. Здравствуй, степь,

Напомни мне

О родимой сторожке,

Где в цветах курган,

Где струится Абакан

По раздольной стороне.

Звучит «Песня об Абакане» (Музыка Н. Катаевой, слова Я. Янгульевой).

- Наше отечество, наша Родина – матушка. Отечество мы зовем Россию потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды, Родиной мы зовем Россию потому, что она вскормила нас своими хлебами, напоила своими водами, как мать защищает и сбережет от врагов.

Много на свете есть государств, но Россия одна!

Много на земле разных стран, но Россия у человека одна!

Крепко любят свою Родину россияне, много сложили о ней песен, стихов, пословиц.

Давайте вспомним русские и хакасские пословицы о родине.

Дети. – Родина любимая – что мать родимая!

- Человек без Родины, что соловей без песни.

- На чужой стороне и весна не красна.

- В одиночку слабы, вместе сильны.

- любовь братьев крепче стали.

Ведущий. - Россияне любят свою Родину, храбро её защищают от врагов. Все за одного, один за всех.

Дети. – Смелость города берет!

- За народное дело – бейся смело!

- Братская любовь крепче каменной стены!

- Да, россияне ни мечем, копьем не шутили, врагов себе не искали, а друзьями дорожили. Берегли родную землю, воспевали ее красоту в песнях, стихах, сказках, былинах русские гусляры, хакасские хайджи.

1. Ты, рябинушка, раскудрявая,

Ты когда взошла, когда выросла?

2. Я весной взошла, летом выросла,

По зорям цвела, солнцем вызрела.

3. Скоро с тополя ветвистого

Опадет листва тенистая

А с берез кудряшки свалятся

И осинки запечалятся.

4. В степь помчатся листья круглые,

Листья круглые, безуглые.

Зазвенят монистом платьица,

Пяточками все раскатятся.

5. И на праздник на счастливый,

Мы, ребята, к вам пришли,

И весёлый, и задорный

Русский танец принесли.

- Танец «Русский перепляс».

- Терпение и труд- всё перетрут.

- Пустобрех трудиться языком и поныне ходит босиком.

- Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

- Ленивый спит, когда сидит, работает, когда лежит.

- Делу- время, потехе- час.

- Портит ленивый, кормит радивый.

Ведущий. После трудной тяжёлой работы наш народумел и повеселиться: у русского народа по вечерам собирались на посиделках парни и девушки. Они пели песни,играли в игры, водили хороводы.

Русская парадная песня «Где был, Иванушка».

- И у хакасов были посиделки. Они назывались «Щилых». И там накопились свои певцы, шутники. Послушайте песня про котёнка и собачку.

Песня «Адайах» (Музыка И.Боргоякова‚ слова И.Чистогановой).

- я вам предлагаю организовать наши любимые игры:

- Хакасская народная игра «Игрее».

.. Русская народная игра «Гори- гори, ясно!»

- Хакасская народная игра «Окрас».

Под звуки музыки входят две бабушки в национальных костюмах: русском и хакасском.

1-я бабушка. Мы мимо шли и услыхали шумда веселье, вот и заглянули к вам на огонек.

2.я бабушка.Да мы и сами веселиться любили, можем песни спеть сказку рассказать.

1-я бабушка. Отгадайте мои загадки.

Рассыпался горох на семьдесят дорог,

Никто его не подбирает:

Ни царь, ни царица, ни красна девица. (Град).

2-я бабушка. Глаза- смелые!

Зубки- белые!

Выйдет он в огород-

Вспомнится весь народ:

И петух и курица

С деревенской улицы. (Кот).

Ведущая. Наши дети тоже знают народные потешки, послушайте, дорогие бабушки.

1.Пошла мама на базар,

Принесла ‚попой товар:

Родной матушке - платок,

Братовьям — соколам

По козловым сапогам,

Сестрицам – лебедицам

Да по белым рукавицам.

2. Матери надо дитя усыпить,

Надо корову пойти подоить.

Дедушка с бабушкой в гости приедут,

Мы их айраном будем поитъ.

1-я бабушка. Вот, молодцы, ребята, умеют повеселиться сами и других развеселить.

2-я бабушка. И мы, когда молодыми были, ходили на посиделки, песни пели, играли, рукодельничали.

1-я бабушка. А вот вам еще одна загадка напоследок, давай, подружка, помогай‚ нашу загадку загадывать.

2-я бабушка. У нас есть вот такие цветные круги: большой- синий, белый- поменьше, ещё меньше зелёный, а самый маленький круг- жёлтого цвета. Что они обозначают, как вы думаете?

Ведущий. Дети, я догадываюсь, что большой — синий круг похож на нашу голубую планету Земля.

1-я бабушка. Верно, синий круг- это Земля.

Дети: белый круг- это Россия, белый цвет- это символ чистоты, он всегда был цветом России. Это цвет есть на флагах России и Хакасии.

- Зелёный круг— это символ Хакасии. На Хакасской земле есть леса и поля.

- Жёлтый кружок- это наш Абакан, который стоит в степи.

Бабушки. Верно, ребята. Если наложить один на другой, на ней- белая, чистая Россия, в которой есть прекрасный зелёный изумруд- Республика Хакасия. А столицаХакасии наш родной город Абакан.

Ведущий. Дружба, каждый знает,

Нас соединяет.

Дружба и братство-

Главное богатство.

В заключении поют «Песню о дружбе».

Список использованной литературы.

1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М. :Издательство ЦГЛ, 2005.

2. Вахрушев А.А. Здравствуй мир! — М. :Баласс, 2006.

3. Ветохина А.Я. ‚ Дмитренко З.С. и др. Нравственно-патриотическоевоспитание детей старшего дошкольного возраста. СПБ. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.

4. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М, : АРКТИ, 2003.

5. Кириенко И.И. ‚ Боргоякова Т.А. Приобщение Детей к культуре хакасского народа. — Абакан 2006.

6. Князева О.Л.‚ Маханева  4.11. приобщение Детей к истокам русской народной культуры. - С Б.‚ 2004.

7. Маханева М.Д. нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. -- М. : АРКТИ, 2004.

8. Новицкая МЮ. Наследие патриотического воспитания в детском

саду. М. : Линка- пресс, 2003.

9. Программа воспитали н обучения  в детском саду, По ред. Дороновой и т.д.

10. Учебные стандарты  образовательных областей национально – регионального компонента. – Абакан, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...

Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Презентация на тему "Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи понравственно – патриотическому воспитанию дошкольников"...

«Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников»

        Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через в...

Выступление на педсовете "Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"

Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно -  патриотическому воспитанию дошкольников...