Конспект НОД с детьми средней группы "Русские жители города Златоуста".
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Шакурова Юлия Владимировна

Итоговое занятие по теме "Русский быт".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_russkie_zhiteli_goroda_zlatousta.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад комбинированного вида №87

НОД с детьми средней группы

Итоговая тема: «Русские жители города Златоуста».

Воспитатель I квалификационной категории

Шакурова Юлия Владимировна

Златоуст 2014

«Русские жители города Златоуста».

Цель: Развивать в детях любовь и уважение к родному городу, русской национальной культуре, быту.

Задачи интегрируемых областей:

- познавательная ОО:

  • закрепить представления детей о родном городе Златоусте, о национальностях, проживающих в городе;
  • закрепить представление детей о русском народном костюме;
  • обобщить знания детей об избе, предметах быта;

- социально-коммуникативная ОО:

  • воспитывать интерес к прошлому русского народа, чувство гордости за свой народ и его культуру.
  • воспитывать умение слушать друг друга, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками;
  • расширять кругозор, развивать любознательность за счет обогащения словарного запаса детей названиями предметов русского быта;
  • воспитывать отзывчивость, желание приходить на помощь.

- речевая ОО:

  • обогащать и активизировать словарь детей названиями предметов русского быта и русского народного костюма;
  • развивать связную речь при проговаривании потешки и слов в пальчиковой игре;

- художественно-эстетическая ОО:

  • развивать художественно-творческие способности детей;
  • закреплять умение двигаться под русскую народную музыку и отстукивать ритм на народных инструментах (ложках);
  • закрепить навык работы с тестом;
  • продолжать учить раскатывать колбаски из теста прямыми движениями и замыкать их в кольцо;

- физическая ОО:

  • продолжать развивать двигательную активность детей в мало подвижных играх (физминутка, хоровод).

Предпосылки УУД:

- личностные – инициативность, самостоятельность ребенка;

- регулятивные – эмоциональная отзывчивость, умение устанавливать эмоциональный контакт со сверстниками;

- познавательные – проявлять любознательность, активность при ответах на вопросы;

- коммуникативные – слушать и слышать воспитателя, не перебивать сверстников, действовать слаженно, сплоченно.

Предварительная работа:

- познавательные беседы и просмотры презентаций по темам «Мой город Златоуст», «Жители города», «Русский национальный костюм», «Русская изба», «Русские народные музыкальные инструменты»;

- знакомство детей с русскими народными сказками, подвижными играми;

- рассматривание иллюстраций с избами, домашней утварью, русскими народными костюмами;

- слушание русских народных мелодий, песен;

- экскурсия в библиотеку;

- дидактические игры «Обставь избу», «Подбери картинку», «Одень куклу», «Что звучит», «Наша Родина»;

- наблюдение за приготовлением теста, лепка из соленого теста.

Формы взаимодействия с родителями:

- предложить детям  и родителям вспомнить о том, как жили их предки, поделиться воспоминаниями, по возможности принести старинные  предметы для мини-музея;

- совместное оформление мини-музея в группе;

- консультации для родителей «Как познакомить детей с родным городом», «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста», стендовая информация;

- совместное проведение сладкого часа «Посиделки вокруг самовара»;

- участие родителей в разработке некоторых дидактических игр для детей.

Методические приёмы:

Словесные: художественное слово, постановка вопросов, пояснение,

проговаривание потешки с  воспитателем, отгадывание загадок.

Игровые: дидактическая игра, имитация движений в игре малой подвижности, игра на ложках и хоровод под русскую народную музыку.

Наглядно действенные: демонстрация презентации, показ домашней утвари, показ способов действий.

Материал, оборудование: ТСО - компьютер (презентация «Русский быт», интерьер крестьянской избы (печь с комплексом предметов: ухват, чугунок, дрова, лавки, самовар, деревянная посуда), бумажные куклы в национальной одежде, деревянные ложки по 2 шт. на каждого ребенка, фонограмма русской народной песни «Ой, сад во дворе», соленое тесто  и досочки на каждого ребенка для лепки.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, хочу у вас спросить, как называется город, в котором мы с вами живем?

Дети: Златоуст.

Воспитатель: А что вы можете сказать о нашем городе? Какой он?

Дети: Красивый, любимый, большой, снежный….

Воспитатель: Как можно назвать жителей нашего города?

Дети: златоустовцы.

Воспитатель: Люди, каких национальностей проживают в нашем городе?

Дети: Русские, татары, башкиры…

Воспитатель: Молодцы, посмотрите, на столе лежат куклы в разных национальных костюмах, прошу вас выбрать кукол в русских народных костюмах! (дети выбирают). А почему вы выбрали именно этих кукол?

Дети: объясняют, называют предметы одежды.

Воспитатель: Вот теперь вы мне доказали, что правильно выбрали кукол, предлагаю поместить их на доску, ведь сегодня мы будем говорить  именно о русских жителях нашего города Златоуста! (помещаем кукол на магнитную доску).

Ход деятельности.

В стародавние времена, как и в наше время у каждого человека был дом.

Воспитатель: Как называли в старину дом русских людей? (Изба)

- Хотите побывать в избе? Тогда давайте собираться в дорогу. Нам нужно тепло одеться?

Дети: Да!

Воспитатель: Почему?

Дети: На улице холодно, зима!

 Игра «Собираемся на прогулку»

С помощью имитации:

-надеваем штаны (легкое поглаживание ног)

- надеваем кофты (легкое поглаживание рук)

- надеваем валенки (поглаживание ног до колена)

- надеваем шапки (поглаживание головы)

- надеваем куртки, застегиваем пуговицы (точечные движения от шеи до живота)

Ну, что ж отправляемся в путь!

 По ровненькой дорожке шагают наши ножки.

По ровненькой дорожке бегут наши ножки.

А теперь по сугробам (высоко поднимаем ноги)

По ровненькой дорожке шагают наши ножки. Вот мы и пришли! (На доске внутреннее убранство избы). Присаживайтесь на стульчики.

 - А из чего люди раньше строили избы?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

- Почему же избы строили из лиственницы?

Дети: Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень.

Воспитатель:  Молодцы! Дети, как вы думаете, что же в избе было самым главным?

Дети: печь.

Воспитатель: Для чего нужна в доме печь?

Дети: чтобы греться, варить еду, сушить вещи, спать, чтобы в доме было тепло!

Воспитатель: Правильно, не зря в старину говорили: «Печь нам – мать родная». В каких русских народных сказках встречает печь?

Дети: «Колобок», «Гуси-лебеди», «По-Щучьему велению», «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Воспитатель: А ведь кроме печи, в избе находилось много разной утвари. Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте, без чего в хозяйстве нельзя было обойтись!

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

- Как вы думаете, чугунок может разбиться?

Дети: нет, потому что он сделан из крепкого чугуна!

Воспитатель: Молодцы, а как можно было достать из печи горячий чугунок?

Дети: Ухватом.

Воспитатель: Правильно, ухват всегда стоял возле русской печи!

Следующая загадка:

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

Из чего сделаны ложки?

Дети: из дерева.

Воспитатель: Представляете, и в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Для чего еще нужны были ложки?

Дети: Это музыкальный инструмент. На ложках играли.

Воспитатель: Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети водят хоровод и играют на ложках.

Воспитатель: Ну, и последняя загадка:

 «Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

Воспитатель: Для чего нужен самовар?

Дети: из самовара пили чай!

Воспитатель: А с чем русские люди любили пить чай? (пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами).

- Ой, ребята, я ведь тесто замесила, а испечь вам угощение не успела! Может мы вместе испечем?

Дети: да! (присаживаемся за столы, на которых всё готово к лепке из теста).

Воспитатель: А мы с вами испечем баранки! (показать) На что похожи баранки?

Дети: на колесо, колечко, обруч…

Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая игра:

Мы спросили нашу печь (хлопаем в ладоши)

- Что сегодня нам испечь? (вопросительно поднимаем плечи)

Печку мы спросили (хлопаем)

Тесто замесили (месим)

Тесто раскатали (катаем)

И не устали!

Воспитатель: А теперь принимаемся за дело. Раскатываем из теста длинную толстую колбаску и замыкаем ее в кольцо. Получились баранки, давайте посыплем их маком!

- Ну, что ж, вы все молодцы! Складывайте бараночки на поднос.

-Что дальше делать?

Дети: Испечь в печке!

Воспитатель: Что ж вставайте, понесем баранки в печь! (ставим поднос с баранками в печь)

- А чтобы баранки получились румяные да вкусные, расскажем потешку:

Ай, качи, качи, качи!

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи,

Все румяны, горячи.

Налетали тут грачи,

Подхватили калачи,

Нам осталися

Бара-а-а-ночки!

Воспитатель: Пойду – ка, посмотрю, испеклись ли наши баранки? (достаю настоящие баранки из печи)

- А вот и угощение готово! Пойдемте в группу пить чай с баранками!

Звучит русская народная мелодия, дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "История жителей города"

История возникновения города Аша, традиции, быт, современные достопримечательности родного города...

Конспект НОД с детьми средней группы «Мой город - Санкт-Петербург»

Расширит знания и представления детей о родном городе. Закрепит в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга....

Конспект НОД с детьми средней группы "Мой город - Санкт -Петербург"

Расширить знания и представления детей о родном городе....

Конспект НОД с детьми средней группы «Мой город - Санкт-Петербург»

Конспект НОД  детьми средней группы "Мой город - Санкт - Петербург"Автор занятия: Свешникова Екатерина АлександровнаИнтеграция образовательных областей:« Социально-коммуникативное...

Конспект занятия с детьми средней группы «Мой город Калининград»

Конспект  занятия с детьми средней группы«Мой город Калининград»....