Кружок "Сундучок чудес" (авторская программа)
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Димяненко Елена Васильевна

Всё богатство русской культуры это как сундучок, который каждый раз открывает для дошкольников чудесное, выраженное не только в предметах, но и словах, традициях, играх. Содержанием работы кружка являются:

·        фольклор (частушки, заклички, загадки, потешки и т.п.);

·        народные праздники и традиции;

·        предметы быта, одежды;

·        народное искусство;

·        русская народная игрушка;

·        русские народные игры.

Весь материал разбит на темы. Завершает изучение темы комплексные занятия, вечера развлечений, праздники в ритме народного календаря. Они обобщают все виды детской деятельности и дают ощущения целостности и законченности определённого календарного периода.

Занятия кружковой деятельностью рассчитаны на 4 года:

  • дети 3-4 г.
  • дети 4-5 л.
  • дети 5-6 л.
  • дети 6-7 л.

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей « Детский сад № 9 «Семицветик»

КРУЖОК

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

«СУНДУЧОК ЧУДЕС»

Разработала воспитатель

высшей категории

Димяненко Е. В.

г. Зеленогорск 2014г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Согласно требованиям ФГОС ДО в работе с дошкольниками следует учитывать этнокультурную и социальную ситуацию развития детей, а так же специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.Символ занятий – сундучок, как драгоценный хранитель, раскрывает перед дошкольниками чудеса  и богатство исторического и культурного наследия страны, края, города.

        Программа кружка составлена на основе парциальной программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханевой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», и материалов проекта педагогического коллектива МБДОУ д.с. № 9 «Наследие Красноярья».

        Приложением к программе являются авторские рабочие тетради для старших дошкольников, разработанные в соавторстве с Рашкиной Е.А.: «Мои первые прогулки по городу Зеленогорску» и «Мой Красноярский край». Содержание этих тетрадей составляют игровые задания: ребусы, загадки, кроссворды, лабиринты, основанные на краеведческом материале.

Цель программы: формировать интерес к познанию истории и культуры города, края, страны через практикоориентированные формы работы с дошкольниками.

Задачи программы кружка:

  • способствовать овладению детьми знаниями о предметах русского быта  через экспозиции мини-музея «Горница»;
  • способствовать овладению детьми системой краеведческих знаний;
  • формировать основы праздничной культуры в традициях старинного русского народного гостеприимства, старинного гостевого этикета;
  • формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
  • осуществлять гендерное воспитание;
  • способствовать овладению детьми некоторыми действиями приизготовлении предметов народного прикладного искусства;
  • способствовать овладению детьми некоторыми певческими навыками и способностями к  музицированию;
  • способствовать формированию у дошкольников основ экологической культуры.

2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА

Богатство «сундучка чудес» выражается не только в материальных объектах, которые дети могут ощутить, подержать в руках, поиграть с ним, но и в нематериальных объектах: литературном наследии, традициях, играх. Каждый раз, открывая сундучок, дети обретают возможность чувствовать, сопереживать, проживать, прикоснуться к историческому наследию страны, края, города в котором живём.

Содержанием работы кружка являются:

  • фольклор (частушки, заклички, загадки, потешки и т.п.);
  • народные праздники и традиции;
  • предметы быта, одежды;
  • народное искусство;
  • рукотворная игрушка;
  • народные национальные игры;
  • объекты животного и растительного мира нашей природной полосы.

Материал кружка соответствует русским календарным праздникам, традиционно отмечаемых в ритме смены сезонов. Тема занятия отражает особенности сезона, труд и занятия людей, предметы быта, одежды, рукоделия мастеров. Для детей старшего возраста материал кружка приобретает более выраженное региональное направление: дети знакомятся с культурой и историей города, края, страны. Дети знакомятся с особенностями культуры, занятий и профессий людей города и края, с особенностями природы, растительности и животного мира окрестностей города, края. Региональная направленность материала кружка позволяет вовлекать детей в городские и краевые экологические и благотворительные акции. Овладение детьми знаниями о культуре и истории города края, страны осуществляется разных видах детской деятельности: двигательной, продуктивной, игровой. Итоговые мероприятия проводятся три раза в год иобобщают все виды детской деятельности и дают ощущения целостности и законченности определённого календарного периода.

3. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ:

Первый год работы: 3-4лет

Второй год работы: 4-5 лет

Третий год работы: 5-6 лет

Четвёртый год работы: 6-7 лет

4. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ЗАНЯТИЙ И КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

1 раз в две недели, 18 занятий в год -  1 и 2-й год обучения

1 раз в неделю,36 занятий в год -  3 и 4-й год обучения

Для детей старшего дошкольного возраста 1 раз в месяц вводится занятие с использованием рабочей тетради.

Цикл музейных занятий «Путешествие в прошлое предметов» проводится 1 раз в месяц.

5. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ:

  1. игра «Сундучок, открой тайну»;
  2. знакомство с содержанием занятия;
  3. художественно-творческая деятельность; двигательная деятельность; составление коллекции; музыкально- художественная деятельность (возможно с привлечением других участников образовательного процесса: родителей, социальных партнёров);
  4. выставление продукта занятия в мини-музее; итоговое мероприятие; праздник, акция, досуг.

6. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

Развивающая предметно-пространственная среда организована в двух направлениях: макросреда и микросреда и включает в себя функциональный модуль «Игровая».

Компонентами макросреды являются:

  • национально-культурные условия (кружок проводится на русском языке и знакомит детей с историей и культурой русского народа, ближайшее социальное окружение:МБУ «Библиотека им. В. Маяковского», МБУК «Зеленогорский городской дворец культуры», партнёры долгосрочного проекта «Наследие Красноярья» МБУ «Зеленогорский музейно-выставочный центр»);
  • климатические условия (короткое жаркое лето и холодная продолжительная зима);
  • социально-культурные особенности города (градообразующие предприятия:ОАО ПО «Электрохимический завод» - обогащение урана для производства топлива для атомных станций и Филиал ОАО ОГК – 6 «Красноярская ГРЭС – 2» - тепловая электрическая станция федерального значения);
  • региональные условия (особенности культуры народов и народностей Красноярского края).

Микросреда включает образовательное пространство ДОУ мини-музея «Горница» и групповое пространство в микроцентре «Патриотический уголок».

  • Пространство ДОУ организованное в мини-музее «Горница», представляющее тематические экспозиции, коллекции, выставки:
  • «Народная деревянная игрушка»
  • «Нитки и ткачество»
  • «Земледелие»
  • «Рукодельная текстильная кукла»
  • «История ложки»
  • «Путешествие в прошлое лампочки»
  • «Народные музыкальные инструменты»
  • «Злаки»
  • «Щедровочка. Дары осени»
  • «Народный костюм»
  • «Народы и народности Красноярского края»
  • «Русское прикладное искусство»
  • «Глиняная игрушка городской мастерицы В.П. Барановой»
  • «Убранство горницы»
  • Макеты: «Чум – жилище ненцев», «Красноярский острог»
  • Куклы в национальных костюмах

  • Групповое пространство организовано в микроцентре «Патриотический уголок», содержащее дидактические пособия, книги, наглядный и иллюстративный материал, коллекции, продукты детской деятельности, результаты проектной деятельности в данной тематике:
  • Символика города, края, страны
  • Карта России, карта Красноярского края, карта города Зеленогорска
  • Дидактическое пособие «Великаны тайги»
  • Мультфильмы – сказки народов Красноярского края (сборник на эл. носителе)
  • Демонстрационный материал: «Как наши предки выращивали хлеб» Мозаика – Синтез М. 2012г., «Хлеб всему голова» автор БурдинаС.В. Киров 2012г., «Как наши предки шили одежду» Мозаика – Синтез М. 2012г., «Как наши предки открывали мир» Мозаика – Синтез 2012г., «Природно-климатические зоны Земли» Бурдина С.В., Киров, 2010г., «Уроки доброты». Беседы по картинкам. Л.Б. Фесюкова. М.ТЦ «Сфера» 2010г.
  • Дидактический материал: «Виды домов» Тетрадь для общения и развития детей. С.Вохринцева Екатеринбург «Страна фантазий», 2012г., «Расскажи про свой город» Бурдина С.В., Киров 2010г., «Животные, обитающие на территории нашей страны» Бурдина С.В., Киров 2010г., «Славянская семья: родство и занятия» Бурдина С.В. Киров, 2010г. «Наш дом». Окружающий мир. С.Вохринцева, Ек. «Страна фантазий», 2012г., «Национальные костюмы». Народы России. С. Вохринцева, Ек. «Страна фантазий», 2012г., «Моя деревня»С. Вохринцева, Ек. «Страна фантазий», 2012г., «Познаём окружающий мир. Народные промыслы» Т. Куликовская М. ООО «Стрекоза», 2011г., «Деревня»Тетрадь для общения и развития детейС. Вохринцева, Ек. «Страна фантазий», 2012г.
  • Коллекция значков «Мой Красноярский край»
  • Коллекция новогодних открыток,
  • Набор открыток «Живая глина» Зеленогорск, 2000г.
  • Коллекция магнитов«Города Красноярского края»
  • Книги: «Это наш город». Детям о Зеленогорске Г.Волобуев, Л. Волобуева; «Я живу в России. Творения российских мастеров» Шпикалова Т.Я. М. «Просвещение» 2006г., «История фарфоровой чашки» ПаолаУтевская М. «Радуга», 1990г.
  • Зоологическое лото «Животные природных зон России»,
  • Фотоальбомы «Где я был, что я видел», «Мой город Зеленогорск», «Семейный альбом»,
  • Альбомы с иллюстрациями: «Праздники», «Мой город»
  • Карта России, карта Красноярского края.

7.ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (на этапе завершения обучения).

        Дети овладеют элементарными знаниями о русской культуре, произведениях русских мастеров, предметах старинного русского быта, русского фольклора. Получат элементарные представления об основах праздничной культуры       в традициях старинного русского народного гостеприимства, старинного гостевого этикета, знания  о городе, достопримечательностях, его жителях. Обладают способностями проявлять познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров. Получат представления о стране, крае, городе, о символике, растительном и природном мире, климатических и других национальных особенностях местности в которой живут. Способны проявлять элементарную экологическую культуру. Научатся подчиняться разным правилам и социальным нормам. Научатся проявлять любознательность, стремление участвовать в экологических и благотворительных акциях и других социально значимых мероприятиях, бережно относиться к природным и культурным объектам родного города и края.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ         КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ:

ТЕМА

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

Сентябрь

Знакомство с убранством русской избы (первое посещение)

«Что в горшочке?»

Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа (с мини-музеем «Горница», домашней утварью). С устройством русской печи в простейшем понимании детей.

Развивать интерес к посещению мини-музея.

Знакомство с разновидностями крупы для каши

Макет избы, предметы быта, макет печи, горшки, лавка; потешки, песенки, сказки: «Заюшкина избушка», «Теремок».

Коллекция «Злаки».

Октябрь

«Ходит дрёма у ворот…».

«Мамина песенка»

Знакомить со старинным предметом – колыбелькой, развивать познавательный интерес к песням, потешкам.  Активизировать в речи детей слова «колыбелька», «люлька», «зыбка».

Воспитывать у детей любовь маме, воспринимать нежность и красоту маминой колыбельной.

Колыбелька. Сюжетная игра «качаем куколку»

Пение и слушание колыбельных песенок.

Чтение С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

Ноябрь

«Матрёшка»

«Кто матрёшку так украсил»

Итоговое мероприятие: художественная мастерская по украшению сарафана и косыночки матрёшки

Знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, из чего она сделана, как украшена, рассматривание элементов росписи. Развивать интерес к народной игрушке.  Знакомить с трудом мастера по народной росписи (видеофильм). Использовать простейшие элементы росписи (завиток, точка) в росписи косыночки для матрёшки.

Расписные матрёшки – семёновские, загорские; краски, кисти, печатки и треугольная заготовка для росписи косыночки для матрёшки. Просмотр мультфильма по мотивам русских сказок.

Декабрь

«Маша варежку надела»

«В гости к рукодельнице»

Знакомить с предметом рукотворного мира – варежкой, перчаткой; из чего и каким способом изготавливают эти предметы (показ вязания на спицах). Знакомить с понятием рукодельница, с инструментами для рукоделия и материалами: клубочками шерсти. Развивать бережное отношение к труду взрослых и вещам как к результату их труда.

Пряжа, клубочки разного цвета и размера, спицы разные, вязаные вещи: варежки, перчатки, шарфики,шапочки

Январь

«Самовар кипит, словно жар горит!»

«Сушки да баранки»

Знакомить детей предшественником чайника – самоваром, расширять словарный запас, воспитывать культуру поведения за столом.

Знакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий, и процессом  изготовления некоторых из них.

Самовар, чайник, чайная посуда, угощение: сушки, пряники, баранки

Февраль

«Кто живёт у бабушки…»

«На ферме»

Итоговое мероприятие: макетирование «Наш двор» (совместно с родителями)

Знакомить с обитателями избы: котиком Васькой, а так же другими домашними животными и их детёнышами, которые живут в деревне. Развивать интерес к малому фольклорному жанру.

Кот Васька (игрушка), корзина – домик для кота, потешка «Как у нашего кота», аудиозапись: «мурлыкание кота», звуки, издающие дом.животными.

Март

«Куколка-тряпичка»

«Бабушкина шкатулочка»

Знакомить с рукотворной тряпичной куклой. Развивать желание совместно с мамой творить куколку из простейших материалов по мотивам народного творчества, украшать её и играть с ней.

Готовые куколки-тряпички, куски ткани, набивка, нитки, иглы,  пуговицы, обрезки тесьмы, ленты

Апрель

«Приди весна с радостью»

«Птичка, птичка, прилетай!»

Знакомить детей с закличками весны, приметами, вестниками весны – птицами.  Развивать интерес к народному творчеству в процессе изготовления птичек из солёного теста

Картины «Весна», «Птицы прилетели», заклички весны, аудиозапись «пение и щебет птиц»; для лепки: солёное тесто, стеки, печатки для придания индивидуальности, краски, кисти для украшения птичек после их высыхания

Май

«Ах, моя берёзонька…» (проводится на территории детского сада в уголке леса, где высажены деревья нашей полосы)

«Хоровод»

Итоговое мероприятие: развлечение на улице «Ах, моя берёзонька!»

Знакомить детей с деревьями нашей полосы, учить узнавать среди них берёзку, отличая её по внешним признакам. Побуждать детей принимать активное участие в хороводной игре, пению песенки «Берёзонька», повязыванию ленточек на веточки. Развивать желание бережно относиться к живой природе.

Картинки-иллюстрации «Деревья», ленты,  птицы из бумаги, прикрепленные на палочках.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ         КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ:

ТЕМА

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

Сентябрь:

«Во саду ли в огороде»

«Каша – сила наша»

Знакомство детей с сундучком чудес. Расширение знаний о русской природе, об урожае овощей и зерновых на примере русского фольклора.  

Корзинка с овощами, мешочки с крупами, загадки об овощах, игры: «как у нас огород», продуктивная деятельность: куклы-побрякушки

Октябрь:

«Капустница»

«Пироги – то пироги»

Знакомство детей с бытом русского народа, периодом, когда на Руси принято было рубить капусту и заготавливать её на зиму.

Знакомить детей с производством пирогов, замесом теста, начинкой для осенних пирогов – капустой.

Потешка «Капусту рубим», игра «Пироги печём мы сами», продуктивная деятельность: лепка из солёного теста пирожков, демонстрация замешивания теста для пирожков.

Ноябрь:

«Петушок – петушок»

«Весёлая ярмарка» Итоговое мероприятие: Развлечение «Осенние посиделки»

Знакомить детей с дымковской игрушкой. Показать, как белят дымковские игрушки: мелом, разведённым на молоке. Создание коллекции народных игрушек.

Рассматривание дымковской игрушки, сказка «Кот, петух и лиса», игра «Лиса в курятнике», роспись силуэтов дымковской игрушки

Декабрь:

«Здравствуй, Зимушка – Зима!»

«Снегурушка»

Знакомство детей с русским фольклором о зиме: загадки, пословицы, приметы, сказки. Закрепить знания детей о природных явлениях зимой, о жизни домашних животных и зверей в зимнее время года.

Загадки о зиме, снеге, морозе. Сказка «Зимовье зверей», закличка «Мороз, мороз», создание макета «Зимний лес», украшение фонариков. Просмотр мультфильма по мотивам русской сказки «Снегурочка»

Январь:

«Рождественские колядки»

«Милости просим, гости дорогие»

Знакомство с горницей и её обитателями Митрофаном и Марусей и обстановкой горницы. Знакомить с основами гостеприимства. Показать, как освещались дома в старину.

Предмет в сундучке: фонарик со свечкой, лучина, керосиновая лампа. Приговорка «Приглашение»,колядка «Щедровочка», игра «Два Мороза», просмотр мультфильма «Морозко»

Февраль:

«Масленица»«Идёт Матушка Весна» Итоговое мероприятие: фольклорное развлечение «Масленица»

Знакомить детей с народным праздником Масленицей и традициями русского народа.

Песня «Блины», чтение сказки «Солнце и блины», изготовление соломенного чучела, закличка «Весна красна», просмотр мультфильма по русской сказке «Крылатый, Мохнатый да Масленый»

Март:

«Русский женский головной убор»

«Платок расписной с кистями»

Продолжать знакомство с предметами из чудесного сундучка: головными уборами.  Рассматривание русских платков.

Демонстрация способов ношения современного платка.

Приговорка «Мой платочек расписной», игра «Платок»; просмотр мультфильмов «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; продуктивная деятельность: украшение платочка (печатание); демонстрация фильма «Праздник русского платка»

Апрель:

«Птицы летите, весну несите!»

«Пасха»

Знакомить детей с фольклором о весне, о птицах, с русским праздником Пасха. Рассматривание яиц-писанок.

Загадки, заклички, потешки о весне, прилёте птиц. Лепка птичек из солёного теста.

Создание коллекции «Пасхальные яйца», украшение пасхальных яиц – продуктивная деятельность. Игра «Катание яиц с горки»

Май:

«Я сплету венок»

«Сошью Маше сарафан»

Итоговое мероприятие: фольклорный праздник

Продолжать знакомство с предметами из чудесного сундучка: сарафаном, венком и лентами.

Загадки об одежде, предметах, необходимых для изготовления одежды. Плетение венка: наблюдение за действием взрослого. Аппликация «Украшение сарафана»

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙКРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ:

тема

задачи

содержание

Сентябрь

Гуляй да присматривайся (экскурсия)

Спасы медовый и ореховый

Уточнить знания детей о приметах осени через дидактическую игру, заучивание заклички. Познакомить детей с народными поговорками, приметами сентября.

Закрепить знания детей об овощах, способах их употребления. Продолжать загадывать загадки. Воспитывать желание слушать русские народные сказки.Знакомить детей с народными урожайными  праздниками –Спасами

Загадки.

Поговорки

Приметы

Дидактическая игра «С какого дерева листок», Закличка «Осенушка-осень».

Загадки.

Сказка «Мужик и медведь»

игра «Вершки и корешки». Игра «Пчёлы»

Октябрь

 «Хлеб да соль вам, гости дорогие»

Пряники печатные

Знакомство с предметами быта, означающими русское гостеприимство: вышитый рушник, каравай, солонка. Воспитывать уважение к трудовому процессу изготовления хлеба и людям труда. Знакомить с профессиями пекаря, хлебороба. Профессии наших родителей.

Знакомство с мастерством выпечки пряников.

Рассматривание посуды для выпечки хлеба. Составление логической цепочки: «Как хлеб на стол пришёл». Лепка пирогов и пряников из солёного теста. Игра «Пирог». Р.н.с. «Колосок». Просмотр видеосюжета о выпечке хлеба в русской печи.

Тульский пряник. Видеоряд: традиция изготовления пряника.  Мастерская по изготовлению пряников из солёного теста.

Ноябрь

«Нитки и ткачество»

Народная вышивка, кружевоплетение, лоскутное шитьё

Итоговое мероприятие:Создание коллекции «Разноцветье» из изделий в технике кружева, вышивки, печворка

Познакомить детей с искусством вышивки. Восхищаться многообразием предметов прикладного искусства, любить его, испытывать уважение к народным мастерам.

Познакомить детей с предметами рукотворного мира (воротник, салфетки). Показать красоту и изящество рукоделий. Воспитывать желание воспроизводить кружевные образы в изодеятельности.

Показать детям, что лоскутное шитье-это художественная работа, приносящая в дом пользу и красоту, бытовое удобство и духовность настоящего искусства.

Рассматривание вышивки: полотенце, дорожка, подушка - думочка, фартук.

Обратить внимание на цвет, элементы узора (растительные узоры).

Рассматривание кружева.  Просмотр видеосюжета о плетении кружев.

Игра «Кружева»

Рассматривание веретена, прялки.

Загадки о веретене и прялке.

«Смотай клубочек»

Дидактическая игра «Для чего нитки нужны»

Рукоделие городских мастериц – музейная экспозиция

Декабрь

«Зима пришла,  бабка на печь прилегла»

«Украшение для ёлки»

Продолжать знакомить детей с зимним фольклором, пословицами о зиме. Знакомить детей с предметом русского быта – печкой.

Знакомить детей с традицией празднования Нового года и Рождества в России, новогодним рождественским фольклором

Знакомство детей со старинными ёлочными украшениями

Игра  «Два Мороза», «Бояре», чтение р.н.с. «Морозко», обрядовая песня «Печка-печурка», демонстрация иллюстрации «Устройство русской печи»

Разучивание новогодних и рождественских колядок

составление коллекции старинных ёлочных украшений.

Январь

«Бабушкины спицы»

«Шерсть, вязание»

Познакомить детей со спицами и процессом вязания на них. Уточнить знания детей о том, откуда берётся шерсть, шерстяные изделия. Развивать мелкую моторику пальцев.

Познакомить детей с предметами обихода: веретено, прялка. Воспитывать интерес к р. н. сказкам. Знакомить детей с традиционными видами женского рукоделия.

Формировать представления о трудолюбии, справедливости.

Рассматривание одежды из шерсти

Р.н. игра «Пастухи».

Имитация движений (прядение, скручивание, мотание в клубочки)

Рассматривание веретена, прялки.

Рассказывание сказки «Золотое веретено»; пословица - «Труд человека кормит, а лень портит».

Февраль

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться».

«Богатыри земли русской»

Итоговое мероприятие: спортивное развлечение «Богатырские игрища»

Уточнить представления детей о дружбе, взаимовыручке на основе сказки, пословиц. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Расширять кругозор детей на основе  исторического материала, картины, доступного пониманию детей. Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время.

Знакомить детей с национальным мужским костюмом, деталями костюма: рубаха.

Знакомить детей с элементами богатырских доспехов: шлем, кольчуга

Чтение р.н. сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный»,

Беседа по сказке – что,  значит, быть друзьями?

Вспомнить пословицы о дружбе.

Игра «Дрозд».

Рассказ воспитателя о защитниках земли русской.

Рассматривание картины «Богатыри» В.Васнецова.Беседа по картине, обратить внимание на одежду, доспехи, оружие, игра «Петушинный бой», бой подушками

Путешествие в прошлое одежды.

Стихи, былины о русских былинных богатырях, рассматривание картин русских художников. Исторические личности.

Март

«Ой, ты, масленица»

Русский женский костюм.

Возродить старинный народный праздник – Масленицу. Познакомить детей со смыслом игр и забав на празднике – пробудить весну – дать силу Солнцу и Земле.Знакомство с весенним фольклором: закличками, пословицами.

Продолжать знакомить детей с предметами женской старинной одежды: сарафан.

Закличка «Масленица».

Русские народные игры: «Пирог», «Крута гора», «Петушиный бой», «Горелки».

Закличка « Весна, весна поди сюда», хороводные весенние игры

Рассматривание  украшений для сарафана. Аппликация «Украшение сарафана»

Апрель

Вербное воскресенье

 Пасха

Познакомить детей с празднованием «вербного воскресения». Дать знания о лечебном значении вербы. Воспитывать желание принимать активное участие в беседе и русской народной игре

Продолжать знакомить с народными приметами весны.  Закрепить знания детей о характерных признаках весны.  

Познакомить детей с праздником пасхи. Рассказать об обычае на пасху – обмениваться яйцами, о значении этого действия. Воспитывать желание играть в р. н. игры.

Рассказ о лечебной силе веток.Р.н. игра «Займи место».Угощение: печенье «барашки»  (с вербными почками),  продуктивная деятельность: веточка вербы (объёмная аппликация)

Познакомить с народными приметами.

Чтение сказки «Как весна зиму поборола».

Заучивание заклички «Жаворонушки»

Закличка «Солнышко-вёдрышко».

Р.н. игра «Верба, вербочка».

Р.н. игра «Чьё яйцо дольше прокрутится?» «Катание яйца с горки», пасхальные игры

Май

«Зыбка»

«Кукла - травница»

Итоговое мероприятие: мастерская по изготовлению куклы-травницы (совместно с родителями)

Знакомить детей с предметом быта: зыбкой. Показать способ укачивания куклы в зыбке.

Продолжать знакомить детей с культурным наследием русского народа, через колыбельные песни.

Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из ткани.

Показ зыбки.

Рассматривание, обследование.

Пение колыбельных песен.

Народные игрушки из ткани

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙКРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ:

тема

задачи

содержание

Сентябрь

«Праздник картошки»

 «Заготовки. Лето в банке»

Систематизировать представления детей об осени, осенних приметах, пословицах об уборке урожая, о труде.

Расширять представления детей о национальном овоще – картошке, о блюдах из неё.

Познакомить детей с консервированием и заготовками урожая на зиму

Корзина с овощами, выращенными на огороде, фотоколлаж о летних работах на огороде д/с, коллекция причудливых овощей.

Демонстрация разнообразия блюд из картошки, загадки об овощах, пословицы о труде.

Демонстрация слайдов «Лето в банке» о видах осенних заготовок.

Октябрь

«Народная деревянная игрушка»

«Капустные вечёрки»

Расширять и закреплять представления о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева.

Знакомить детей с православным праздником Воздвиженье, с русским обычаем делать заготовки на зиму, рубить капусту. Воспитывать трудолюбие.

Народные игрушки из разных материалов, иллюстрации народных игрушек: лошадка, куколка из деревянного чурбачка.

Народные пословицы о труде, загадки о капусте, овощах.  Силовая игра для мальчиков «Перетягивание палки»

Ноябрь

«Рукодельницы»

Народная вышивка бисером

Итоговое мероприятие: фольклорный праздник «Венок Осени»

Систематизировать знания детей о народных промыслах Сибири.

Знакомство детей с кружевоплетением и вышивкой. Воспитывать уважение к труду мастеров. Способствовать овладению детьми некоторыми навыками рукоделия

Пословицы о труде, людях труда. Просмотр мультфильма «Рукодельница и ленивица», видеоряд «Народные промыслы Сибири»

Предметы для рукоделия: спицы, бисер, стеклярус, крючок, игла для вышивания, пряжа и нитки.

Декабрь

«Шутку шутить – людей насмешить»

«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

Расширять представления детей о юморе, шутке.

Знакомить детей с традицией празднования Нового года и Рождества в России, новогодним рождественским фольклором

Народные докучные сказки, юмористический фольклор. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки»

Разучивание новогодних и рождественских колядок

Январь

«Уродилась коляда накануне Рождества»  

«Крещение»

Знакомство с рождественскими праздниками, святочными гаданиями.

Знакомить детей с православным праздником Крещение, формировать силу, ловкость в зимних играх на воздухе.

Прослушивание колядок, обрядовых песенок, просмотр мультфильма «Ночь перед Рождеством» по мотивам повести Н. Гоголя

Весёлые игры и затеи: «коробейники», «русская баня», «счастливая подкова», «снежный тир», «ледяная карусель»

Февраль

«Молодецкая удаль»

«Глиняная свистулька»

Итоговое мероприятие: состязание «Молодецкая удаль»

Знакомить детей с русскими народными потешными играми. Воспитывать мужественность, развивать силу, ловкость.

Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке. Знакомить с природным материалом – глиной, свойствами её, использованием нашими предками в быту.

Воспитывать гордость и уважение к труду городских мастеров.

Рассматривание картины Васнецова «Богатыри». Доспехи богатыря, оружие богатырей. Состязания для мальчиков. Девочки выступают в роли болельщиков.

Предметы быта из глины – горшок, крынка; глиняные игрушки дымковских мастеров. Просмотр мультфильма «Глинька»; художественное творчество: лепка игрушек – свистулек.

Коллекция городской мастерицы В.П. Барановой «Глиняная сказка»

Март

«Длинная коса – русская краса» Как украшали себя русские красавицы.

«Сорок сороков – прилёт птиц»

Знакомство с русской портретной живописью. Продолжать знакомить детей с традиционным женским костюмом, украшениями.

Систематизировать знания детей о пробуждении природы весной. Знакомить с картинами русских художников о весне. Знакомить детей с народным праздником прилёта птиц.

Просмотр фильма «Русские красавицы»по картинам русских художников. Рассматривание буклета и иллюстраций о красноярском художнике В.И. Сурикове.

Народные приметы весны. Загадки.

Экологическаяакция «Прилетайте птицы!»Стихи и загадки о птицах. Изготовление «Дерева птиц».

Апрель

«Колокольный звон»

«Пасха – Светлое воскресенье»

Формировать представления детей о колокольном звоне, как о искусстве, знакомить с колоколами их расположением, с различными колокольными звонами. Знакомить  детей с городами России, где выстроены архитектурные ансамбли с колокольнями: «Золотое кольцо России»

Систематизировать знания о православном празднике Пасха. Воспитание милосердия, добросердечности.

Видеоряд «Колокола России», «Золотое Кольцо России», аудиозапись колокольного звона. Колокольчики разного размера. Рассматривание иллюстраций «Города России»

создание композиции «Пасха», коллекции пасхальных яиц; благотворительная акция «Спешите делать добро!»

Май

«Праздник Троицы»

«Волшебная дудочка»

Вызвать интерес и уважение к русским традициям, формировать умение видеть красоту.

Знакомство с русскими народными инструментами. Различать музыкальные инструменты по типу (ударные, струнные, духовые). Обучение игре на народных музыкальных инструментах

Развитие певческих навыков. Формирование умения выступать перед аудиторией.

Загадки о берёзе, хороводные игры, обряд завивания берёзки

Рассматривание народных инструментов, игра на них, слушание народной плясовой музыки

Пение, прослушивание, подпевание народных частушек. Сюжетно-ролевая игра «Концерт»

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ «Мои первые прогулки по Зеленогорску» для детей 5-6 лет.

тема

задачи

содержание

Символика города. Герб. Флаг.

Знакомство с символами города. Отражение в символике основного занятия населения города. Об истории названия города.

Рабочая тетрадь «Мои первые прогулки по Зеленогорску» Стр. 2-3

Достопримечательности города.

Уточнить представления детей о достопримечательностях города, объектах, зданиях  и их назначении.

Рабочая тетрадь «Мои первые прогулки по Зеленогорску» Стр. 4-6

Улицы города.

Знакомить детей с историей названий некоторых улиц города. Формировать представления о специальном транспорте, который передвигается по улицам. Знакомить с некоторыми профессиями.

Рабочая тетрадь «Мои первые прогулки по Зеленогорску» Стр.5, 13

Растительный и животный мир окрестностей города

Знакомить детей с растительным и животным миром нашего города, с природными явлениями, характерными для нашей природы (наводнение).

Рабочая тетрадь «Мои первые прогулки по Зеленогорску» Стр.7-10

Зеленогорский Зоосад

Знакомство с обитателями городского зоосада.

Рабочая тетрадь «Мои первые прогулки по Зеленогорску» Стр.11

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Знакомить детей с монументами и памятниками, воздвигнутыми в честь Великой Победы в войне 1941-1945г. Воспитывать патриотические чувства, гордость за воинов – победителей.

Рабочая тетрадь «Мои первые прогулки по Зеленогорску» Стр.12

Экскурсия к мемориалу Победы

Великолепные мастера

Знакомить детей с выдающимися людьми города: поэтами, музыкантами, художниками.

Рабочая тетрадь «Мои первые прогулки по Зеленогорску» Стр. 14-15

Музейная экспозиция «Глиняная сказка» (коллекция авторских игрушек В.П. Барановой)

Тебе этот город беречь!

Уточнять у детей представление о природоохранной деятельности, о том, как сохранить город чистым.  Способствовать воспитанию у детей экологической культуры

Рабочая тетрадь «Мои первые прогулки по Зеленогорску» Стр.8

Реки нашего города

Знакомить детей с реками и озёрами города, с обитателями рек и озёр. Способствовать воспитанию у детей экологической культуры

Рабочая тетрадь «Мои первые прогулки по Зеленогорску» Стр.3

Изготовление альбома «Река Кан»

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ «Мой Красноярский край»

 для детей 6-7лет.

тема

задачи

содержание

Герб и флаг Красноярского края. История Красноярского края

Знакомить с символикой Красноярского края, историей края его основателем Красноярского острога воеводой Андреем Дубенским

Рабочая тетрадь «Мой Красноярский край» Стр. 2-3

Макет «Красноярский острог»

Города Красноярского края

Знакомить с картой Красноярского края, городами края. Обобщить опыт детей, полученный во время семейных путешествий по краю.

Рабочая тетрадь «Мой Красноярский край» Стр. 2 (кроссворд «Города Красноярского края»)

Коллекция значков «Города Красноярского края»

Народы и народности, проживающие на территории Красноярского края.

Знакомить детей с некоторыми традициями и обычаями народностей, проживающих на территории Красноярского края, их жилищем, предметами быта и занятиями.

Рабочая тетрадь «Мой Красноярский край» Стр. 9-10

Макет «Жилище ненцев чум»

Природные зоны Красноярского края Растительный мир Красноярского края.

Знакомить детей с растительным миром Красноярского края, с природными зонами Красноярского края

Рабочая тетрадь «Мой Красноярский край» Стр. 6-7

Животный мир Красноярского края.

Знакомить детей с животным миром Красноярского края.

Рабочая тетрадь «Мой Красноярский край» Стр. 8-9

Природный заповедник «Красноярские Столбы»

Знакомить детей с заповедником «Красноярские Столбы» и его обитателях.

Рабочая тетрадь «Мой Красноярский край» Стр. 9

Набор открыток «Красноярские Столбы»

Реки Красноярского края. Рыболовство.

Расширение представлений о реках города и края. Нахождение их на карте. Формировать знания о рыболовном промысле в давние времена и современном. Знакомить с приспособлениями для рыбной ловли. Познакомить с экологией рек и прибрежной полосы

Фотоальбом «Реки Сибири», видеоряд «Богатство рек Красноярского края». Рассматривание сачка, сетей, удочки, других приспособлений для рыболовства. Пословицы о труде, загадки о рыбах и обитателях рек, о растительности рек.

Рабочая тетрадь «Мой Красноярский край» Стр. 3-4 («Реки Красноярского края»)

Мы живём в Красноярском крае

Формировать толерантность и бережное отношение к национальному наследию народностей Красноярского края. Учить детей понимать смысл ненецкой сказки.

Рабочая тетрадь «Мой Красноярский край» Стр. 12-13

Ненецкая сказка

«Белый медведь и бурый медведь»,

Мультфильм «Кедровка и бурундук» (сборник «Гора самоцветов»)

Мой Красноярский край

Обобщение знаний детей о городах, жителях, природе Красноярского края

Рабочая тетрадь «Мой Красноярский край» Стр. 11,14

Кроссворд «Красноярский край»,

карта Красноярского края

ЦИКЛ МУЗЕЙНЫХ ЗАНЯТИЙ

«Путешествие в прошлое предметов»

для дошкольников 5-7 лет.

тема

содержание

Путешествие в прошлое ложки

Рассматривание деревянной, металлической, мельхиоровой ложек. Сувенирные ложки. Труд мастера-ложкаря – видеофильм. Разные материалы для изготовления ложки, роспись деревянных ложек. Мастерская по росписи ложки в стиле «Хохлома»

Путешествие в прошлое одежды

Импровизированное жилище древнего человека, кукла, одетая в шкуры, иллюстрации ткацкого станка, ткацкой фабрики. Познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека. Воспитание уважения к людям труда.

Путешествие в прошлое новогодней ёлки

История новогодней ёлки. Коллекция старинных новогодних игрушек и новогодних украшений. Традиции празднования нового года в разных странах, расширять представления детей о старинных обрядовых обычаях встречи Нового года

Путешествие в прошлое лампочки

Старинные предметы быта: светец с лучиной, свеча, подсвечник, спички,настольная лампа. Иллюстрации: «Как освещались дома в старину», «Современная электростанция», буклет о городском предприятии «Красноярская ГРЭС – 2», мультфильм «Как получается электричество»

Путешествие в прошлое стиральной машины

Знакомить детей с процессом стирки. Предметы быта: рубель, корыто, мыло, стиральная доска. Иллюстрации: «Девушки полощут бельё в проруби», «Женщина стирает». Знакомить с историей стиральной машины.

Путешествие в прошлое часов

Демонстрация видеоряда разнообразие часов: песочные, механические, солнечные, электронные. Рассматривание часового механизма. Познакомить с историей часов, разнообразием часов в соответствие от способа применения. Воспитывать уважение к труду человека – изобретателя, созидателя, творца.

Библиографический список:

  1. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет Л.Н. Вахрушева. Библиотека воспитателя Творческий Центр Москва. 2012
  2. «Времён связующая нить» Фесенко Г., Иванова С., Подкапаева Л. Дошкольное воспитание. 2008. № 6. С. 80-84.
  3. М.Б. Зацепина, Т.В.Антонова, Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Под редакцией Т.С.Комаровой, М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006г.
  4. А.Куликова, А.Мешалкина. Проект «Злаки», журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2013г.с.14
  5. О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской культуры. Программа. СПб  АКЦИДЕНТ, 1997г.
  6. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей. Составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розов, И.А.Щербакова, М. АРКТИ, 2003г.
  7. Календарные мероприятия в дошкольном образовательном учреждении: конспекты занятий, тематические викторины, игры для детей 5-7 лет, автор – составитель Ю.А.Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2009г.
  8. Коллекционирование как способ сохранения, воспроизводства и устойчивого развития цивилизации: опыт осмысления и осознания Голядкин Г.Н., Барболин М.П. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 1. С. 135-142.
  9. Моё Отечество – Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, Богачёва И.В. , М. изд. ГНОМ, 2004г.
  10. Музей в детском саду. Целина Т. Дошкольное воспитание. 2007. № 5. С. 124-125Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Автор- составитель В.Н.Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013г.
  11. Приобщение дошкольников к истокам русской культуры. Нещеритова Т.А., Фирсова А.И. Справочник старшего воспитателя. 2012. №12
  12. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям традиционной народной культуры средствами музейной педагогики Лагутина Н.Ф. Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 3. С. 117-126.
  13. Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре Анисимова Н.Н. Детский сад: теория и практика. 2011. № 9. С. 90-93.
  14. С.Тищенко «Жаворонушки», журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2013г.с.25
  15. Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Авторы составители: Э.А.Халикова, Н.В.Колебошина, Волгоград:  Учитель, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...

«Поляна логопедических чудес». Авторское многофункциональное пособие для старших дошкольников.

Многофункциональное настольное пособие «Логопедическая поляна чудес». Пособие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Оно многофункциональное, мобильное и очень легкое в испол...